Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС
материал по чтению (1 класс)
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии критического мышления в соответствии с требованиями ФГОС»
Работу выполнила:
Ульященко Мария Игоревна,
учитель начальных классов
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Вот несколько приемов развития критического мышления, которые я использую на уроках литературного чтения:
- чтение - суммирование в парах;
- чтение с остановками;
- мозговой штурм;
- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
- работа с вопросниками;
- написание творческих работ;
- уголки;
Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию или рисунку текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.Барто дети вместе со мной составляют таблицу, какие знают стихотворения, что узнали нового, какие ее стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Уголки» - используется мной на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написание творческих работ»(у меня 1 класс,поэтому они не пишут,а рисуют) хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается нарисовать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому нарисовать сказку. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:
Сегодня на уроке…
Работа в группе мне …
Хочется пожелать, чтобы… и др.
Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.
Технологическая карта
Тема урока | Е, Чарушин «Теремок» | Тип урока – урок открытие нового знания. | ||||
Целевые установки урока (для учителя) | предметные: формировать умение прогнозировать по названию раздела его содержание, учить дифференцировать народные и авторские сказки на основе сравнения. Упражнять в овладении способа чтения целым словом на основе интонационного выделения ударного слога. метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. Формирование интереса и потребности обучающихся в чтении на примере текстов занимательного содержания. | |||||
Планируемые результаты (для ученика) | Предметные | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные) | Личностные | |||
Научатся:
| Коммуникативные
|
| ||||
Материально-техническое обеспечение урока | ||||||
Учебно-методическая литература 1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 1кл. В 2 частях. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 2013. 2.Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М., 2013. | Ресурсы Толковый словарь (любое издание). | |||||
Ход урока | ||||||
Этап урока Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) | |||
-Здравствуйте, ребята! -Начинаем урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Проверьте, все ли приготовили к уроку. Мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте, как он называется. Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? | Включение в деловой ритм. Организация рабочего места. Организует знакомство с названием раздела. Читает обращение к детям. Нацеливает на работу. | Дети приветствуют учителя, дарят улыбки друг другу, учителю. Переключение внимания с отдыха на работу. Осознание предстоящего урока, проверка готовности к уроку. Прогнозируют какие произведения встретятся в этом разделе. Рассматривают обложки книг, анализируют, отвечают на вопросы с.зо учебника, подбирают книги для выставки. | Личностные Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности. Самоконтроль. Регулятивные ( прогнозирование) Познавательные (анализ объектов, обоснованный выбор) | |||
II. Подготовка к восприятию текста. Рассмотрите иллюстрацию к следующему произведению. Назовите героев. В какой сказке они встречаются все вместе. Что мы будем читать сказку или рассказ? Проверим наши прогнозы. | Прогнозируют по иллюстрации жанр и содержание сказки. Находят признаки сказки | Регулятивные ( прогнозирование) Познавательные Познавательные | ||||
III. Первичное восприятие текста. | Читает сказку. | Слушают, представляют происходящее в сказке. | Коммуникативные уметь воспринимать на слух художественное произведение; Регулятивные Принятие задания и удержание его. | |||
IV. Проверка первичного восприятия. – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. ос-та-но-ви-лась – остановилась в те-ре-моч-ке – в теремочке не-вы-со-ком – невысоком не от-ве-ча-ет – не отвечает рас-пе-вать – распевать у-вёр-тыш – увёртыш за-бра-лась – забралась Объясните значение слова «увёртыш». (Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.) -Кто лишний на иллюстрациях? | Организуют проверку предположений. Организует работу с Толковым словарём Организует обсуждение. | Аргументируют правильность предположений. Читают по слогам и целыми словами с ударением Объясняют значение слова , проверяют правильность предположения по толковому словарю. Анализируют иллюстрации, соотносят с содержанием. Находят лишнего героя, объясняют свой выбор. | Коммуникативные включаются в диалог с участниками образовательного процесса; предметные Регулятивные ( прогнозирование) Предметные (нахождение информации) Познавательные (осуществление анализа, сравнения, соотносить иллюстрацию с содержанием сказки) Коммуникативные (формулировать собственное мнение, слушать друг друга) | |||
V. Вторичное восприятие текста. – В чем необычность имён героев сказки? – На какие особенности героев указывают их имена? - О чём эта сказка? Организует работу в тетрадях. - Прочитайте реплики . подпишите кому принадлежат эти слова. Объясните, почему вы так считаете. | Анализируют , объясняют происхождение имён героев. Высказывают свою точку зрения. Работают в тетрадях. Соотносят реплики с героями. Подписывают имена героев. | Коммуникативные (формулировать собственное мнение, слушать друг друга) Регулятивные самопроверка по учебнику. | ||||
V I. Перечитывание с новой читательской целью. | Организует работу по группам для подготовки чтения по ролям. Организует повторное прочтение сказки целиком (каждая группа свой подготовленный отрывок). | Распределяют роли внутри группы. Обсуждают, какая интонация должна быть при чтении диалогов, готовят выразительное чтение по ролям. Читают сказку вслух по ролям. | Умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Коммуникативные (формулировать собственное мнение, слушать друг друга) Умение контролировать действия партнера. | |||
V I I. Обобщение. - Выберите пословицу, которая подойдёт к этой сказке. - В чём отличие сказки от народной? | Обсуждают смысл пословиц, соотносят с содержанием. Сравнивают по плану. | Предметные | ||||
V. Итог урока. Рефлексия. – С какой сказкой мы сегодня познакомились? – Кто автор этой сказки? – Чему учит нас эта сказка? - Как можно продолжить сказку? - Что на уроке у вас получилось хорошо? -Какие задания вызвали затруднения? | Творческая работа: придумывание своего конца сказки. | Регулятивные УУД: освоение первоначальных форм познавательной рефлексии Личностные (самооценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»
Выступление на МО...
Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"
Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...
«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»
«Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
«Модель урока в начальной школе, разработанная в технологии деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями ФГОС»
Урок математики в 1 классе "Единица измерения длины- сантиметр"...
Модель проекта в начальной школе, разработанная в проектной технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Метод проектов успешно интегрируется в образовательный процесс. Он органично сочетается с групповыми формами работы. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образо...
Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления
Аннотация. В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направлен на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и приме...