Рабочая программа по родной русской литературе
рабочая программа по чтению (4 класс)
Специфика начального курса литературного чтения на родном (русском) языке заключается в способности формировать у учащихся современный национальный воспитательный идеал, этническое и национальное (общероссийского) самосознание, культуру межэтнических отношений, «достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям», что является залогом успешного воспитания детей, «воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться».
В программу включены классические произведения русской отечественной и мировой детской литературы (в переводе на русский язык), которые формируют основы читательской культуры младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnaya_literatura.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО _______________ И.В. Гусева Протокол № 1 от 28.08.2019 | Согласовано на заседании научно-методического совета Председатель НМС __________ Е.В.Торгова Протокол № 1 от 28.08.2019 | Принято на заседании педагогического совета
Председатель педагогического совета _____________ С.С.Васин Протокол № 1 от 29.08.2019 | Утверждаю Директор школы
___________ С.С. Васин Приказ №352 от 30.08.2019 |
Рабочая программа
по литературному чтению на родном (русском) языке
Предметная область - Родной (русский) язык и родная (русская) литература
Класс – 4 «Б»
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год
Автор-составитель:
Шишминцева О.Д.
учитель начальных классов
город Ульяновск
2019 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 2
Содержание учебного предмета стр. 5
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 6
Календарно-тематическое планирование стр. 12
Список использованных источников стр. 14
Аннотация стр. 15
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.2019;
- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.2019;
- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30.08.2019;
- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 4 класс. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. - с.140.
- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 1 часть. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2017. - с. 256.
- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 2 часть. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2017.- с. 256.
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Ефросинина Л.А.
Учебный предмет входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Количество учебных часов в год – 17 (2 полугодие)
Количество учебных часов в неделю – 1час
Изучение литературного чтения на родном (русском) языке в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование интереса обучающихся к детской русской литературе.
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Основные задачи:
- формировать у обучающихся интерес к художественной русской литературе;
- формировать умения воспринимать и понимать прочитанный текст;
- формировать умения отвечать на вопросы по содержанию на основе собственных впечатлений;
- формировать умения осуществлять разные виды пересказа;
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;
- формировать умения становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные мысли и смыслы прочитанного;
- создавать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Специфика начального курса литературного чтения на родном (русском) языке заключается в способности формировать у учащихся современный национальный воспитательный идеал, этническое и национальное (общероссийского) самосознание, культуру межэтнических отношений, достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям, что является залогом успешного воспитания детей.
Русская художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Ведущим методом является работа с книгой - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
В программу включены классические произведения русской отечественной и мировой детской литературы (в переводе на русский язык), которые формируют основы читательской культуры младшего школьника.
Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Основной формой организации образовательной деятельности является урок.
Типы и виды уроков:
№ | Тип урока | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа, урок-суд, урок-откровение. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы |
Педагогические технологии, используемые учителем:
- личностно-ориентированные технологии;
- технология исследовательского обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технологии организации группового взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации.
Организация контроля по литературному чтению на родном (русском) языке:
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: индивидуальный и фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа в паре, в группе, срезовые работы (тесты), творческие работы (сочинения).
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
Содержание учебного предмета
Страницы старины седой (4 часа)
Былины, былинщики. «Вольга Святославович», «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Шотландская легенда «Рыцарь-эльф». Книги с мифами народов мира:, древнегреческие, древнеиндийский и т. д. Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»; древнеиндийский миф «Творение»
Писатели XIX века (4 часа)
В Л. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». А.С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге»; «Сказка о золотом петушке». М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». В.М. Гаршин «Пленница» Самое невероятное. Сказка. Х.-К. Андерсен. Перевод с датского А.В. и П.Г. Ганзен. Девочка со спичками. Х.- К. Андерсен
Писатели XX века (6 часов)
Е.П. Вагнер «Руф и Руфина», «Сказка»; В.В. Вересаев «Звезда. Восточная сказка»; А.А. Блок «На куликовском поле»; А.И. Куприн «Четверо лишних»; А.М. Горький «Пепе»; К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»; С.Я. Маршак «Зеленая застава», «Ледяной остров», «Сказка про козла»; А.П. Платонов «Сказочное происшествие»; Н.А. Заболоцкий « Весна в лесу».
Произведении современных писателей (3 часа)
С.В. Михалков «Как старик корову продавал», «Как бы жили мы без книг»; С.В.Михалков. Басни «Дым без огня», «Любитель книг», «Чужая беда»; В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе проверочные работы | |
Тематические | Итоговые | |||
1 | Страницы старины седой | 4 | 1 | |
2 | Писатели XIX века | 4 | 1 | |
3 | Писатели XX века | 6 | 1 | |
4 | Произведении современных писателей | 3 | 1 | 1 |
Итого | 17 | 4 | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося сформируются:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
Учащийся получит возможность для формирования:
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
Метапредметные
Регулятивные
Учащийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом и иллюстрацией произведения;
- работать по предложенному учителем и самостоятельному плану.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
Познавательные
Учащийся научится:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, самостоятельной работы обучающихся;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, кратко, выборочно и подробно пересказывать небольшие тексты.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков, соотносить их с нравственными нормами;
- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
Коммуникативные
Учащийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме на русском языке;
- слушать и понимать русскую речь как основное средство коммуникации;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учащийся получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира
Предметные результаты
Страницы старины седой :
Учащийся научится:
- Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
- Прогнозировать содержание текста до чтения.
- Относить произведения к жанру по определённым признакам.
Учащийся получит возможность научиться:
- Читать тексты вслух и про себя, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Писатели XIX века:
Учащийся научится:
- Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, одноклассников и прослушивание аудиозаписи;
- Выразительно читать стихотворный текст, передавая характер и настроение героев.
- Называть произведения, их авторов; отвечать на вопросы; комментировать чтение.
Учащийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно осваивать незнакомый текст;
- Формулировать основную мысль текста.
Писатели XX века
Учащийся научатся:
- Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения;
- Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев; определять главную мысль;
- Соотносить главную мысль с содержанием произведения.
Учащийся получат возможность научиться:
- Самостоятельно находить ключевые слова в тексте.
Произведении современных писателей
Учащийся научится:
- Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- Аргументированно выражать своё отношение к героям прочитанного произведения, понимать и определять свои эмоции.
Учащийся получит возможность научиться:
- Формулировать своё отношение к авторской манере письма.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Содержание учебного материала (тема урока) | количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | |
план | факт | ||||
Раздел «Страницы старины седой » ( 4 часа) | |||||
1 | Марья Моревна. Русская народная сказка в пересказе А.Н. АФанасьева | 1 | Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака .Отличать былину от сказки. Распознавать особенности построения фольклорных форм. | ||
2 | Былины «Вольга Святославович», « Святогор» | 1 | |||
3 | Библейское предание «Блудный сын»; Шотландская легенда «Рыцарь-эльф» | 1 | |||
4 | Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»; древнеиндийский миф «Творение». Проверочная работа | 1 | |||
Раздел « Писатели XIX века » ( 4 часа) | |||||
5 | В Л. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» | 1 | Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное. Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде). | ||
6 | А.С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге» ; «Сказка о золотом петушке» | 1 | |||
7 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 1 | |||
8 | Самое невероятное. Сказка. Х.-К. Андерсен. Перевод с датского А.В. и П.Г. Ганзен. Девочка со спичками. Х.-К. Андерсен. Проверочная работа | 1 | |||
Раздел «Писатели XX века » ( 6 часов) | |||||
9 | Е.П. Вагнер « Руф и Руфина» , «Сказка» | 1 | Различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста. Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы. Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения. Находить в тексте требуемую информацию использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов | ||
10 | В.В. Вересаев «Звезда. Восточная сказка» А.А. Блок «На куликовском поле» | 1 | |||
11 | А.И. Куприн « Четверо лишних»; А.М. Горький «Пепе» | 1 | |||
12 | К.Д. Бальмонт « русский язык», «Золотая рыбка» | ||||
13 | С.Я. Маршак «Зеленая застава», «Ледяной остров» , «Сказка про козла» | ||||
14 | А.П. Платонов « Сказочное происшествие»; Н.А. Заболоцкий « Весна в лесу». Проверочная работа | ||||
Раздел « Произведения современных писателей » (3 часа) | |||||
15 | С.В. Михалков « Как старик корову продавал» , «Как бы жили мы без книг» | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль. Соотносить главную мысль с содержанием произведения. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | ||
16 | С.В.Михалков.Басни. « Дым без огня», Любитель книг», «Чужая беда» | 1 | |||
17 | В.Ю.Драгунский « Тайное становится явным» Итоговая проверочная работа. | 1 |
Список используемой литературы:
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /А. Г. Асмолов — М.: Просвещение, 2010 — 25–142 с.: ил. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978–5-09–020588–7.
- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. В 2-х частях. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2017. (Ч. 1 – с. 256, ч. 2 – с.256);
- Семененко, Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения [Текст] / Н. М. Семененко // Молодой ученый. — 2016 — №2. — С. 840-843.
- Художественные произведения классиков русской литературы.
Аннотация
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 4 класс. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. - с.140.
- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 1 часть. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2017. - с. 256.
- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 2 часть. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ 2017.- с. 256.
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Ефросинина Л.А.
Учебный предмет литературное чтение входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Количество учебных часов в год – 17.
Количество учебных часов в неделю – 1 час
Специфика начального курса литературного чтения на родном (русском) языке заключается в способности формировать у учащихся современный национальный воспитательный идеал, этническое и национальное (общероссийского) самосознание, культуру межэтнических отношений, «достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям», что является залогом успешного воспитания детей, «воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться».
В программу включены классические произведения русской отечественной и мировой детской литературы (в переводе на русский язык), которые формируют основы читательской культуры младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для рабочей программы по родной (башкирской) литературе: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование для 1 и 3 классов
Материалы по составлению рабочей программы для 1 и 3 классов по родной (башкирской)литературе: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по родной(русской ) литературе 4 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку 17 часов(во втором полугодии)...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
Литературное чтение на родном (русском) языкеСодержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебн...
Рабочая тетрадь по родной русской литературе УМК Школа России 2 класс
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с УМК Школа России по предмету Родная русская литература для 2 класса. В данной рабочей тетради можно работать автономно от учебника....
Рабочая тетрадь по родной русской литературе УМК Школа России 3 класс
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с примерной программой УМК Школа России для 3 класса. В данной рабочей тетради содержится матераиал для работы автономно от учебника....
Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс
Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс составлена на конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по родной (русской) литературе
Примерная рабочая программа по родной (русской) литературе разработана с учетом новых ФГОС НОО...