Рабочая программа по родной русской литературе
рабочая программа по чтению (4 класс)

Специфика начального курса литературного чтения на родном (русском) языке заключается в способности формировать у учащихся современный национальный воспитательный идеал, этническое и национальное (общероссийского) самосознание, культуру межэтнических отношений, «достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям», что является залогом успешного воспитания детей,  «воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться».

          В программу включены классические произведения русской отечественной и мировой детской литературы (в переводе на русский язык), которые формируют основы читательской культуры младшего школьника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rodnaya_literatura.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»

Рассмотрено

на заседании методического объединения   учителей  начальных классов

Руководитель МО

_______________ И.В. Гусева

Протокол № 1 от 28.08.2019

Согласовано

на заседании научно-методического совета

Председатель НМС

__________ Е.В.Торгова

Протокол № 1 от 28.08.2019

Принято

на заседании педагогического совета

                       

Председатель педагогического совета

_____________ С.С.Васин

Протокол № 1 от 29.08.2019

Утверждаю

              Директор школы

   

___________ С.С. Васин

Приказ №352 от 30.08.2019

Рабочая программа

по литературному чтению на родном (русском) языке

Предметная область -  Родной (русский) язык и родная (русская) литература

Класс – 4 «Б»

Уровень изучения предмета –  базовый

Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год

          Автор-составитель:

Шишминцева О.Д.

учитель начальных классов

город Ульяновск

2019 год

Содержание рабочей программы:

                       Пояснительная записка                                                                                                                             стр. 2

                      Содержание учебного предмета                                                                                                     стр. 5

                      Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                              стр. 6

                       Календарно-тематическое планирование                                                                                     стр. 12

                      Список использованных источников                                                                                             стр. 14

                       Аннотация                                                                                                                                      стр. 15

Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

        - Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

        - Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-  Данилюк А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

        Рабочая программа составлена на основе локальных актов МБОУ СШ № 29:

-  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);    

 -  Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.2019;

- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.2019;

 - Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению  рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30.08.2019;

- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.

        Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 4 класс. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. - с.140.

- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 1 часть. - М.:  ВЕНТАНА-ГРАФ 2017. - с. 256.

- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 2 часть. - М.:  ВЕНТАНА-ГРАФ 2017.-  с. 256.

Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Ефросинина Л.А.

                Учебный предмет  входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

                Количество учебных часов в год – 17     (2 полугодие)

                Количество учебных часов в неделю – 1час

Изучение  литературного чтения на родном (русском)  языке в 4 классе  направлено на достижение следующих целей:

- формирование интереса обучающихся к детской русской литературе.

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

- развитие интереса к чтению и книге;

-  формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

 Основные задачи:

- формировать у обучающихся интерес к художественной русской литературе;

- формировать умения воспринимать и понимать прочитанный текст;

- формировать умения  отвечать на вопросы по содержанию на основе собственных впечатлений;

- формировать умения осуществлять  разные виды пересказа;

- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;

- формировать умения становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные мысли и  смыслы прочитанного;

- создавать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

Специфика начального курса литературного чтения на родном (русском) языке заключается в способности формировать у учащихся современный национальный воспитательный идеал, этническое и национальное (общероссийского) самосознание, культуру межэтнических отношений, достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям, что является залогом успешного воспитания детей.

 Русская художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

        Ведущим методом является работа с книгой - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

        В программу включены классические произведения русской отечественной и мировой детской литературы (в переводе на русский язык), которые формируют основы читательской культуры младшего школьника.

Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.

Основной формой организации образовательной деятельности является урок.  

Типы и виды уроков:

Тип урока

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа, урок-суд, урок-откровение.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы

         

  Педагогические технологии, используемые учителем:

- личностно-ориентированные технологии;

- технология исследовательского обучения; 

- информационно-коммуникационные технологии; 

- технологии развития критического мышления; 

- технология проблемного обучения;

- технологии организации группового взаимодействия; 

- технология уровневой дифференциации.

Организация контроля по литературному чтению на родном (русском) языке:

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы:  индивидуальный и фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, работа в паре, в группе, срезовые работы (тесты), творческие работы (сочинения).

Формы  организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.

Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Технические средства обучения: компьютер; проектор.

Интернет-ресурсы:

- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371

- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru

- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru

Содержание учебного предмета

Страницы старины седой (4 часа)

Былины, былинщики. «Вольга Святославович»,  «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Шотландская легенда «Рыцарь-эльф». Книги с мифами народов мира:, древнегреческие, древнеиндийский и т. д. Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»; древнеиндийский миф «Творение»

Писатели XIX века (4 часа)

В Л. Жуковский  «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». А.С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге»; «Сказка о золотом петушке». М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». В.М. Гаршин  «Пленница» Самое невероятное. Сказка. Х.-К. Андерсен. Перевод с датского А.В. и П.Г. Ганзен. Девочка со спичками. Х.- К. Андерсен

Писатели XX века (6 часов) 

Е.П. Вагнер «Руф и Руфина», «Сказка»; В.В. Вересаев «Звезда. Восточная сказка»; А.А. Блок «На куликовском поле»; А.И. Куприн «Четверо лишних»;  А.М. Горький «Пепе»; К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»; С.Я. Маршак «Зеленая застава», «Ледяной остров», «Сказка про козла»; А.П. Платонов «Сказочное происшествие»; Н.А. Заболоцкий « Весна в лесу».

Произведении современных писателей (3 часа)

С.В. Михалков «Как старик корову продавал», «Как бы жили мы без книг»; С.В.Михалков. Басни «Дым без огня», «Любитель книг», «Чужая беда»; В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе проверочные работы

Тематические

Итоговые

1

Страницы старины седой

4

1

2

Писатели XIX века

4

1

3

Писатели XX века

6

1

4

Произведении современных писателей

3

1

1

Итого

17

4

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося сформируются:        

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • -эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  •  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

Метапредметные

Регулятивные

Учащийся научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом и иллюстрацией произведения;
  • работать по предложенному учителем и самостоятельному плану.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

Познавательные

Учащийся научится:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, самостоятельной работы обучающихся;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую,  кратко, выборочно и подробно пересказывать небольшие тексты.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков, соотносить их с нравственными нормами;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

Коммуникативные

Учащийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме на русском языке;
  •  слушать и понимать русскую речь как основное средство коммуникации;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им;
  •  работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Учащийся получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Чтение. Работа с текстом

Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

 – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:  

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

 – сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Выпускник научится:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать  короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

 – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

 – сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.

 Выпускник получит возможность научиться:

- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,

- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

- критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

представлять данные;

– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

 создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;

 – моделировать объекты и процессы реального мира

Предметные результаты

Страницы старины седой :

Учащийся научится:  

  • Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
  •  Прогнозировать содержание текста до чтения.
  • Относить произведения к жанру  по определённым признакам.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Читать тексты вслух и про себя, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Писатели XIX века:

Учащийся научится: 

  • Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, одноклассников и прослушивание аудиозаписи;
  • Выразительно читать стихотворный текст, передавая характер и настроение героев.
  • Называть произведения, их авторов; отвечать на вопросы; комментировать чтение.

Учащийся получит возможность научиться: 

  • Самостоятельно осваивать незнакомый текст;
  • Формулировать основную мысль текста.

Писатели XX века 

Учащийся научатся:

  • Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения;
  • Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев; определять главную мысль;
  • Соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Учащийся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно находить ключевые слова в тексте.

Произведении современных писателей

Учащийся научится: 

  • Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • Аргументированно выражать своё отношение к героям прочитанного произведения, понимать и определять свои эмоции.

Учащийся получит возможность научиться: 

  • Формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

(тема урока)

количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

план

факт

Раздел «Страницы старины седой »   ( 4 часа)

1

Марья Моревна. Русская народная сказка в пересказе А.Н. АФанасьева

1

Сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака .Отличать былину от сказки. Распознавать особенности построения фольклорных форм.

2

Былины «Вольга Святославович»,

« Святогор»

1

3

Библейское предание  «Блудный сын»;

Шотландская легенда «Рыцарь-эльф»

1

4

Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»; древнеиндийский миф «Творение». Проверочная работа

1

Раздел « Писатели XIX века »   ( 4 часа)

5

В Л. Жуковский  «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

1

Читать (вслух) выразительно доступные для данного

возраста прозаические произведения и ·использовать

различные виды чтения: ознакомительное, поисковое,

выборочное. Ориентироваться в содержании текста,

понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при

прослушивании): определять главную мысль и героев

произведения; тему и подтемы; отвечать на вопросы и

задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).

6

А.С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге» ;

«Сказка о золотом петушке»

1

7

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб».
В.М. Гаршин  «Пленница»

1

8

Самое невероятное. Сказка. Х.-К. Андерсен. Перевод с датского А.В. и П.Г. Ганзен. Девочка со спичками. Х.-К. Андерсен. Проверочная работа

1

Раздел «Писатели XX века »   ( 6 часов)

9

Е.П. Вагнер « Руф и Руфина» , «Сказка»

1

Различать на практическом уровне виды текстов

(художественный, учебный, справочный), опираясь на

особенности каждого вида текста. Ориентироваться в

содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы. Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения. Находить в тексте требуемую информацию использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов

10

В.В. Вересаев «Звезда. Восточная сказка»

А.А. Блок «На куликовском поле»

1

11

А.И. Куприн « Четверо лишних»;

А.М. Горький «Пепе»

1

12

К.Д. Бальмонт « русский язык», «Золотая рыбка»

13

С.Я. Маршак «Зеленая застава», «Ледяной остров» , «Сказка про козла»

14

А.П. Платонов « Сказочное происшествие»; Н.А. Заболоцкий « Весна в лесу». Проверочная работа

Раздел « Произведения современных писателей » (3 часа)

15

С.В. Михалков « Как старик корову продавал» , «Как бы жили мы без книг»

1

 Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль. Соотносить главную мысль с содержанием произведения. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

16

С.В.Михалков.Басни. « Дым без огня», Любитель книг», «Чужая беда»

1

17

В.Ю.Драгунский « Тайное становится явным»

Итоговая проверочная работа.

1

        

Список используемой литературы:

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /А. Г. Асмолов — М.: Просвещение, 2010 — 25–142 с.: ил. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978–5-09–020588–7.
  2. Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. В 2-х частях. М.:  ВЕНТАНА-ГРАФ 2017. (Ч. 1 –  с. 256, ч. 2 –  с.256);
  3. Семененко, Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения [Текст] / Н. М. Семененко // Молодой ученый. — 2016 — №2. — С. 840-843.
  4. Художественные произведения классиков русской литературы.

Аннотация

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».

        Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.

        Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. 4 класс. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. - с.140.

- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 1 часть. - М.:  ВЕНТАНА-ГРАФ 2017. - с. 256.

- Ефросинина Л.А., Литературное чтение. 4 класс. Учебная хрестоматия. 2 часть. - М.:  ВЕНТАНА-ГРАФ 2017.-  с. 256.

Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Литературное чтение» Ефросинина Л.А.

Учебный предмет литературное чтение входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Количество учебных часов в год – 17.

Количество учебных часов в неделю – 1 час

        Специфика начального курса литературного чтения на родном (русском) языке заключается в способности формировать у учащихся современный национальный воспитательный идеал, этническое и национальное (общероссийского) самосознание, культуру межэтнических отношений, «достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям», что является залогом успешного воспитания детей,  «воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться».

        В программу включены классические произведения русской отечественной и мировой детской литературы (в переводе на русский язык), которые формируют основы читательской культуры младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для рабочей программы по родной (башкирской) литературе: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование для 1 и 3 классов

Материалы по составлению рабочей программы для 1 и 3 классов по родной (башкирской)литературе: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по родной(русской ) литературе 4 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку 17 часов(во втором полугодии)...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Литературное чтение на родном (русском) языкеСодержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебн...

Рабочая тетрадь по родной русской литературе УМК Школа России 2 класс

Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с УМК Школа России по предмету Родная русская литература для 2 класса. В данной рабочей тетради можно работать автономно от учебника....

Рабочая тетрадь по родной русской литературе УМК Школа России 3 класс

Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с примерной программой УМК Школа России для 3 класса. В данной рабочей тетради содержится матераиал для работы автономно от учебника....

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс составлена на конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по родной (русской) литературе

Примерная рабочая программа по родной (русской) литературе разработана с учетом новых ФГОС НОО...