Как приобщить к чтению детей младшего школьного возраста
статья по чтению (1 класс)
Приобщение детей к чтению имеет огромное значение в формировании личности человека и в воспитании гражданина. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение книг приносит пользу, обогащая нас знаниями, открывающими интересный мир открытий. Образованный человек всегда уважаем окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_priobshchenii_detey_chteniyu_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Как приобщить к чтению детей младшего школьного возраста
Приобщение детей к чтению имеет огромное значение в формировании личности человека и в воспитании гражданина. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение книг приносит пользу, обогащая нас знаниями, открывающими интересный мир открытий. Образованный человек всегда уважаем окружающими
Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способности как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать, о чём, что, кто и как ему таким необычным способом говорит; и наконец, чтение — это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, в расчёте на себя.
Перед современной школой все чаще встает проблема приобщения к чтению младших школьников. Педагоги сетуют, что ученики практически перестали читать не только учебники, но и художественные произведения. Родители не могут заставить ребенка сесть за книжку летом. В результате школьники читают медленно, техника чтения хромает. Это не лучшим образом влияет на обучение, так как давно известно, что успешное учение тесно связано с книгой: учебниками, научной и художественной литературой.
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль чтения в семье. Книга для ребёнка является источником знаний, развития, познания мира. В связи с этим она занимает важное место в жизни человека. Учитель начальных классов понимает, как важно воспитывать у ребенка с детства любовь к чтению, развивать интерес к книге.
Большое место в воспитании детей в семье занимает чтение. Оно развивает взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека, расширяет кругозор, учит любить свою родину, помогает воспитывать человека, учит оценивать поступки, понимать жизнь.
Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребенка, чем беседа или рассказ взрослого человека. Во время чтения ребенок остается наедине с собой. То, о чём он читает, глубоко им переживается. Он может вернуться к полюбившемуся эпизоду, понравившемуся герою. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Тема чтения всегда актуальна, но почему?
-Чтение помогает ребенку легко усваивать материал и хорошо учиться.
-Развивает речь, память, мышление, логику.
- Учит видеть хорошее и плохое. Готовит ребенка к жизни в современном обществе.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно – эстетического и литературоведческого.
Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Задача учителя - развивать чтение правильное, беглое, сознательное и выразительное. В первом классе не учитывается скорость чтения текста.
В круг чтения для детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная литература. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Уметь читать и хотеть читать - это не одно и тоже. К умению читать надо добавить желание читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней, узнавать что-то новое интересное.
Что же делать, если ребенок не любит читать?
1. Оценить уровень речевого развития ребенка. Если уровень развития низкий и ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого развития можно использовать следующие игры:
«Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.»
Игры в ударение: правильное и неправильное.
Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…
2. Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.
3. Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.
4. Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.
5. Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.
6. Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение
Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребёнок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть? К умению читать надо добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книгой. Эта радость будет тогда, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребёнок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают ещё неумелого младшего чтеца; устраивают среди детей конкурсы чтения. Ребёнок, у которого ещё не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи. Если же, попросив ребёнка почитать вслух, взрослые затевают разговоры, мешают, а то и вовсе уходят, ему бывает очень трудно понять, почему его не слушают. Ведь он так старается …
Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется приём прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ, сам всю книгу, с этой же целью можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют, готовят обед) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, выразительного чтения в совместных вечерних встречах особенно дорог малышу свой близостью сопереживания.
При чтении, особенно совместном, семья имеет возможность оказывать влияние на формирование у ребёнка культуры чувств, умения радоваться, печалиться. Для этого важно соблюдать возрастной подход при выборе книг для чтения детей, не разрешать читать книги не по возрасту. Ребёнок может не понять книгу и составить о ней неправильное мнение.
Давно замечено: пока ребёнок мал взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребёнок пошел в школу и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя 8-10 лет мы часто становимся участниками диалога:
«Ну, как книга?» — «Ничего, нормально» — безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение.
Во время чтения ребёнок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребёнок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление.
Как обсуждать с ребёнком прочитанное?
1. Выяснить перед чтением или во время чтения трудные слова.
2. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное? Чем?
3. Что нового узнал?
4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают трудности в пересказе любого текста, в написании сочинений. Расширяется кругозор. Пополняется словарный запас. Речь у читающего становится красивой и правильной. Полученные знания закрепляются, осваиваются и применяются на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»
Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...
Из опыта работы "Деятельностный подход к обучению литературному чтению детей младшего школьного возраста"
Цель моей деятельности: воспитание и формирование умения читать «по-взрослому» в единстве семьи и школыв рамках системно-деятельностного подхода....
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка
Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...
Система работы по обучения чтению детей младшего школьного возраста
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его ...