Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок чтения "В.Бианки "Еж-спаситель".
3-й класс
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, проверка готовности к уроку. | -Прозвенел звонок, а значит пришло время начать урок литературного чтения. Если вы считаете, что готовы к уроку, то можете присаживаться. | Проверка готовности |
II. Артикуляционная разминка Цель: подготовка речевого аппарата к работе. | -На каждом уроке мы с вами ставим перед собой учебную задачу. Но для того, чтобы увидеть проблему и начать её решать, нам нужно хорошо подготовиться. С чего мы можем начать? | Работа над правильным произношением посредством скороговорки. С подготовки речевого аппарата |
-Какой жанр устного народного творчества нам в этом помогает? -А что бы вы рассказали о скороговорке? -Сегодня одну из страниц учебника раньше всех открыла ... (имя ребёнка). Она хочет вам прочитать рубрику “Подсказка”, чтобы ещё раз обобщить все знания, которые у вас есть о скороговорках (учебник стр.16). | -скороговорка -она учит правильно произносить звуки | |
-А как вы думаете, на какую тему мы сегодня снова будем брать скороговорки? Почему? -Сегодня авторы учебника предлагают вам для работы три скороговорки. Откройте учебники на стр.16 и прочитайте их про себя. | -о животных, так как изучаем раздел “О братьях наших меньших” | |
-Значение каких слов вам не понятно в первой скороговорке? Проворонила ворона воронёнка. - Кто такой “воронёнок”? -Какой смысл у этой скороговорки? -Значение каких слов вам не понятно во второй скороговорке? | Работа по ознакомлению со скороговорками. -воронёнок
-потеряла птенца | |
Щетина у чушки, чешуя у щучки. -Что такое “щетина”? -Кого называют “чушкой”? -Что такое “чешуя”? -Кого называют “щучкой”? | -щетина, чушку, чешуя, щучка. -волосяной покров свиней, более толстые, плотные и твёрдые волосы. -поросёнок, молодая свинья; грязный человек. -наружный покров некоторых живых существ, состоящий из костных или роговых пластинок; чаще всего, у рыб. -детёныш щуки | |
-Значение каких слова вам не понятно в третьей скороговорке? Летят три пичужки через три избушки. -Кто такие “пичужки”? -Подскажите, как нужно читать скороговорку? -Для чего это нужно? -Тогда, может быть, вы подскажете, какие звуки отрабатываются в первой скороговорке? Второй? Третьей? | -птички -быстро, чётко произнося каждый звук -учиться правильно и понятно говорить - [В] - [Ш], [Щ] - [Ш], [Т] | |
-Послушайте первую скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам. - Произнесем хором по слогам. - Хором на одном дыхании. - 1 ряд произносит шепотом на одном дыхании. - 2 ряд в полголоса на одном дыхании. - 3 ряд громко на одном дыхании. -Послушайте вторую скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам. - Произнесем хором по слогам. - Хором на одном дыхании. - 1 ряд произносит в полголоса на одном дыхании. - 2 ряд в громко на одном дыхании. - 3 ряд шёпотом на одном дыхании. -Послушайте третью скороговорку, постарайтесь её запомнить, чтобы произнести по слогам. - Произнесем хором по слогам. - Хором на одном дыхании. - 1 ряд произносит громко на одном дыхании. - 2 ряд шёпотом на одном дыхании. - 3 ряд в полголоса на одном дыхании. -Кто готов поработать в паре с любой понравившейся скороговоркой? -Кто готов поработать один? (перед работой учитель даёт установку для тренировки силы голоса: | Работа по заданию учителя. | |
-Произнесите для того, кто находится в классе, на балконе, в соседнем кабинете, на улице) | -они о животных; сегодня будем знакомиться с новым произведением о животных. | |
-Предположите, как скороговорки могут быть связаны с темой нашего урока? -С авторами каких произведений в разделе “О братьях наших меньших мы познакомились”? | Называют авторов изученных произведений. | |
III.Сообщение темы. Постановка УЗ. Цель: сообщение основных направлений в работе в течение урока. | -Как вы думает, почему в схеме есть вопросительный знак? -Грамотно попробуйте сформулировать У.З. | -узнаем произведение ещё одного автора, определим жанр и тему; смоделируем обложку; определим, чему учит произведение |
IV. Проверка домашнего задания (связь с физминуткой). Цель: актуализация знаний детей. | -Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами, которые писали о братьях наших меньших, с их произведениями, будем продолжать учиться определять жанровые особенности и тему нового произведения. Вы должны показать в течение урока своё умение выразительно читать, грамотно отвечать на вопросы. Ваша речь должна быть грамотной и доказательной. -Но прежде, чем мы приступим к решению учебной задачи, что мы ещё должны вспомнить? |
|
-Назовите жанр произведения, с которым вы работали дома? -Кто автор этого произведения? | -художественный рассказ -К.Ушинский | |
-Почему лису называют Патрикеевна? -Как лиса выглядит? Найдите ответ в тексте и прочитайте? -Как лиса ходит? -Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, вы должны представить себя Лисой Патрикеевной и “оживить” его движениями. -Какие лисонька роет норы? | Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову “хитрец”. А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна. | |
V. Подведение к знакомству с новым произведением. Актуализация знаний. Антиципация. Цель: обобщение полученных ранее знаний; предположение о развитии событий в произведении. | -Пока ... (имя) выразительно зачитывает отрывок, передайте пантомимой содержание читаемого фрагмента. -Почему лису называют разбойницей? Прочитаем хором. -Итак, героиня рассказа, с которым мы работали на прошлом уроке-лиса. А героя произведения, с которым мы будем работать сегодня, вы сможете назвать, если отгадаете загадку. | Отвечают на вопросы. Доказывают строчками из текста. Передают движениями содержание строк. |
У меня торчат кругом -Сегодня мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и за ягодами, а понаблюдаем за жизнью одного из его обитателей-ёжиком. -Откройте учебник на стр.13 учебника и скажите, какую часть У.З. мы можем сразу решить? | -ёж | |
-Кто автор произведения? -Что вы помните о В.Бианки? - Родился Виталий Валентинович в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Именно отца Виталий Бианки считал своим главным лесным учителем. Папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. (Из дневника В. Бианки): “Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. | -автор, название -В.Бианки Рассказывают, опираясь на свой опыт. | |
Много интересного написал писатель Виталий Бианки о природе и животных. Выставка книг – это только маленькая часть того, что он написал. | -название “Ёж-спаситель” | |
-Какую ещё часть У.З. мы можем решить на данном этапе? -А как вы понимаете слово “спаситель”? -Где мы можем посмотреть его значение? |
-от, кто выручает из беды -в словаре | |
VI. Словарная работа. Цель: определение значения трудных слов, встречающихся в тексте. | -В словаре С.И. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то. -За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении. -Зная название произведения и рассмотрев иллюстрацию на стр.14, предположите, о чём будет лесная история? Нарисуйте её словесно. - Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов, которые нам встретятся. | -кого-то выручил из беды
Высказывают предположения. Словесно рисуют предполагаемый сюжет. |
-Где можно посмотреть значения слов? - Если нет в конце текста, как узнать значение слова? (в толковом словаре) | -в конце текста, словаре, интернете | |
VII. Работа с текстом. Цель: открытие нового знания; организовать поиск решения учебной задачи с использованием проблемного диалога. | Дифференцированная работа: Зафуфукал, засеменил – в конце текста. Плеть – в толковом словаре. “Кнут из перевитых ремней или верёвок” Зигзаг-в толковом словаре. “Линия или путь с резкими поворотами в чередующихся направлениях”. Гадюка-по опыту. “Гадюка-ядовитая змея” | Работа над выяснением значения трудных слов “зафуфукал, засеменил, плеть, зигзаг, гадюка”. |
-Я, сейчас, прочитаю вам текст, а вы подумайте и ответьте на такой вопрос: Почему автор назвал рассказ “Ёж-спаситель”? -После моего прочтения, на какие вопросы по У.З. вы ещё сможете найти ответ? -Будьте внимательны, потому что предстоит отвечать на вопросы и во время моего чтения. (Текст читает учитель) | Слушают чтение учителя. По ходу чтения отвечают на вопросы. -жанр, тема, чему учит. | |
VIII.Проверка первичного восприятия. Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста | Вопросы во время чтения: - Зачем девочка побежала в лес? -Обо что она укололась? -Почему она укололась? -Как вы думаете, почему еж замолчал? -Как вы думаете, укусит ли её гадюка? -Подтвердилось ли наше предположение? |
|
- Почему автор назвал рассказ “Ёж-спаситель? -Какой жанр произведения? Докажите? -Какова тема? | -ёж спас девочку от беды -художественный рассказ -события могли произойти в реальной жизни. -о животных | |
-Можем ли мы смоделировать обложку данного произведения? | Моделирование обложки в тетрадях. | |
IX. Физминутка Цель: снять напряжение и усталость. | -Открываем тетради. Отступаем две строчки от последней записи. С чего начинаем? -Какую геометрическую фигуру выберем для обозначения жанра? -Какой цвет нужен для определения темы? |
|
X. Работа над содержанием текста. Выборочное чтение. Цель: систематизировать и обобщить знания; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. | -Как называется рассказ? Вот свернулся еж в клубок, | |
-Как вы думаете, понимал ли ёж, что спасает Машу? -А Маша понимала, какая опасность ей грозит? -Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается гадюка и состояние Маши в момент их встречи. -Как вы думаете, что бы сказал ёжик в этот опасный для девочки момент, если бы умел говорить? |
-нет
-конечно, она знала, что гадюка ядовитая, так как в рассказе говорится, что у неё от страха руки-ноги отнялись. | |
XI. Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами. Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе. | -Прочитайте, как ёж сражался со змеёй? -Как вы понимаете “как плетью ударила”? - Почему автор использует слово “лапками”? - Как вы думаете, чем закончится эта схватка? - Как повела себя Маша? - Какие чувства вы сейчас испытали? | Работа по заданию. Предположение творческого характера по сюжету. -очень больно и сильно -показать, что ёжик очень маленький, но храбрый |
-Каждый текст — это загадка автора, отгадать которую помогают ключевые (главные, важные) слова. Что же необычное и загадочное увидел В.В.Бианки в каждом герое? Предлагаю разгадать это в групповой работе по рядам. У вас карточки со словами. Вам надо выбрать важные ключевые слова, которые помогают раскрыть сюжет, характеры героев, замысел и основную мысль произведения и последовательно наклеить их на карточки, выступить от своей группы, рассказать, что вы узнали о героях, что вас удивило, какие выводы сделали, благодаря ключевым словам. | -мудро, она бы не справилась с гадюкой; хорошо, что убежала | |
-Назовите героев произведения. Первой группе - о Маше. Второй группе - о еже - спасителе. Третьей группе - о змее. -Давайте вспомним правила работы в группах | -девочка Маша, еж, змея | |
Итог. Рефлексия. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует защиту творческих работ. -Чему учит это произведение? - Какую УЗ мы решали? - Что было интересного на уроке? - Чему учились на уроке? | Не шуми; не перебивай и учись слушать, умей высказывать свое мнение; вноси вклад в общий результат Представление выполненных работ. -быть осторожным и беречь животных, так как они могут спасти нам жизнь. |
Оценивание. | Подведем итог по схеме: Я узнал – Я понял – Мне захотелось – -Вот и подошёл к концу наш урок, ребята. Помните: не только человек может спасти животное, но и наоборот. Берегите природу! |
|
Домашнее задание. | - УЗ мне помогали решать все ребята. За активную работу на уроке...., за грамотное построение ответов..., за выразительное чтение..., за доказательную речь... -Дома научиться выразительно читать рассказ В.Бианки “Ёж-спаситель”. Подготовить подробный пересказ по картинному плану в учебнике стр.15 №3*. Кто хочет “окунуться в мир природы”, может взять с выставки книгу Виталия Бианки для домашнего чтения. | Слушают отметки за работу на уроке.
Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...