конспект урока по литературному чтению "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца» (2 кл.)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»
Цели деятельности учителя: формирование умения находить сходство и различие научных и художественных текстов на примере новых произведений; научить сравнить художественный и научно-познавательный тексты на примере стихотворения Н. Рубцова «Про зайца» и научной статьи из энциклопедии «Заяц».
Планируемые результаты Предметные:
знать: содержание произведений, особенности каждого жанра;
уметь: различать художественный и научный тексты.
Личностные:
-продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
-воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
-воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»
Тип урока: рефлексия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2021 ФИО учителя: Савушкина Т.П.
Школа: 104 ФИ студента: Чигинцева А.
Класс: 2 «м» ФИО методиста: Солопова Т.В.
Кабинет: 314
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»
Цели деятельности учителя: формирование умения находить сходство и различие научных и художественных текстов на примере новых произведений; научить сравнить художественный и научно-познавательный тексты на примере стихотворения Н. Рубцова «Про зайца» и научной статьи из энциклопедии «Заяц».
Планируемые результаты Предметные:
знать: содержание произведений, особенности каждого жанра;
уметь: различать художественный и научный тексты.
Личностные:
-продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
-воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
-воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»
Тип урока: рефлексия
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, 2 класс, 2 часть, «Перспектива»; презентация к уроку
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | ||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный - разъяснение | 1 мин | -Здравствуйте ребята! -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить | Приветствуют учителя, друг друга.
| Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: задание на соотнесение; Словесный: объяснение, беседа; | 6 мин | Проверим домашнее задание. Кто может рассказать по плану текст произведения? План: 1) Мальчики остались одни. 2) Страшные звуки. 3) Испуганные дети. 4) Родители вернулись. 5) Встреча с ежиком. 6) Жизнь ежик на даче. Молодцы! | П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. | ||
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | Посмотрите на слайд, как вы думаете, кто станет героем следующего произведения? Правильно, это заяц. А фамилию автора вы узнаете, разгадав ребус. Верно это Н. Рубцов. Откройте учебник на стр. 100-101 Сегодня мы продолжим работу над сравнением двух текстов. Какая тема урока у нас сегодня будет? Какие цели поставим? | Заяц Рубцов Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н. Рубцов "Про зайца"». «Заяц» (из энциклопедии) Сравнить два текста о зайце Сравнение текстов | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание | |
2 мин | Физминутка Чтобы выполнить заданья, Чуть-чуть надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем, Надо косточки встряхнуть. Руки в стороны, вперед, Вверх, назад прогнулись, К солнцу потянулись. На носочки встали, Лучики достали. На корточки сели, Вокруг посмотрели. А теперь за парты Тихо-тихо сели. | -Выполнение действий. -Встать. -Развести руки в стороны, вперед. -Прогнуться вперед, назад. -Встать на носочки, руки вверх. -Присесть. -Сесть на свои места. | |||
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный – беседа. | 2 мин | -Я прочту стихотворение, а вы постарайтесь мысленно представить картины стихотворения? - Какие картины нарисовало ваше воображение? -Какие чувства возникли в вашем сердце? -Прочитайте произведение самостоятельно жужжащим чтением и подчеркните карандашом непонятные слова. -Какие слова вы подчеркнули? Кто может объяснить значение слова «обмер»? _Что значит слово «бестолковый»? - Что обозначает фраза «с вечной дрожью»? - Как вы понимаете «горестно вздыхая»? - В каком значении употреблено слово бедный: бедный – небогатый; бедный – несчастный – Ребята, вы назвали это произведение стихотворением. Почему вы так решили? Зачитайте рифмующиеся слова. - От чьего имени написано стихотворение? Докажите. -Расскажите о встрече, которая произошла у героя-рассказчика с зайцем в лесу. А теперь прочитайте об этом. -Назовите в тексте слова, которые помогают представить зайца. - Можно ли утверждать, что автор в своём произведении «Про зайца» смеётся над глупым и трусливым зверьком? Обоснуйте своё мнение. -Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? - Прочитайте стихотворение Н. Рубцова выразительно, так, чтобы слушатели поняли отношение автора к герою – зайцу. –Продолжим работу. Прочитайте текст на стр. 101 про себя подчерните непонятные слова. -кто нам прочитает? - Какие непонятные слова встретили? - Что значит слово «зигзагами»? - Как вы понимаете выражение «уши топориком»? -Откуда взят текст? -Что такое энциклопедия? - Кто автор этого текста? - Можно ли определить, как автор энциклопедии относится к зайцу, какие чувства испытывает? - Что вы узнали о зайце из данного текста? -Да, ребята, мы получили точные сведения о повадках зайца, о его образе жизни. Внимание на экран. Перед вами картина немецкого художника Альбрехта Дюрера «Молодой заяц». - Рассмотрите картину внимательно Поработайте в паре. Составьте устное описание зайца. - Сравните зайца на картине Дюрера и на иллюстрации в учебнике. Похожи ли эти животные? - Может ли стать картина Дюрера иллюстрацией к стихотворению? -Ребята, а какой текст у нас получился при описании зайца: художественный или научно-познавательный? Как докажете? -Как называется произведение, которое мы сегодня прочитали? -Кто автор этого произведения? -Откройте свои дневники, запишем домашнее задание. Дома вы будете учить стихотворение «Про зайца» наизусть. | Жалко зайчика, мы грустим, тоскуем вместе с ним Это значит замер, притих Это значит непонятливый, несообразительный Это значит всегда дрожит от страха Горестно – печально, тоскливо. бедный – несчастный Произведение– в стихотворной форме, рифма. Бедный, бестолковый Зайцу трудно, он одинок, к зайцам надо относиться бережно Зигзаг – это ломаная линия. Ведёт себя осмотрительно, настороженно Рассматривать картину, анализировать, отвечать на вопросы: На картине мы видим молодого зайчика. У него большие глаза. Длинные уши подняты вверх, лапки сжаты. У зайчика пушистая шёрстка, коричневато – серая. Зайчик насторожен. - «Про зайца» -Н. Рубцов -Записывают домашнее задание | П: построение рассуждения; осуществление синтеза;
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный - разъяснение | 2 мин | -Что запомнили? -Что смогли сделать? -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | -… -… -… -…
| П: построение речевого высказывания П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...
конспект урока по литературному чтению "Отличия художественного и научного текста"
конспект урока по литературному чтению "Отличия художественного и научного текста". Использованы тексты на тему журавлик. Цель: продолжить сравнение научного и художественного текстов, выя...
УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».
Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...
Конспект урока по литературному чтению на тему «Работа с текстом»
Конспект урока по литературному чтению на тему «Работа с текстом» в 4 классе....
УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "
Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере новых произведений; научить сравнить художественный и научно-по...
рабочие листы . Тема " Сравнение художественных и научно-познавательных текстов" Перспектива, литературное чтение, 3 класс
Рабочие листы могут быть использованы для групповой или парной, индивидуальной работы на уроках литературного чтения. рабочий лист содержит в себе текст, задания к тексту, лист самооценки....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс «Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы
Урок по литературному чтению 2 класс«Н.А.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы...