конспект урока литературное чтение "«В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.А. Сухомлинского; развитие навыков выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать: содержание рассказа «Почему плачет синица?»;
-уметь: уметь понимать поступки героев, оценивать их; прогнозировать содержание текста по его заглавию; составлять план, пересказывать подробно по плану.
Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературное чтение "«В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»" (2 класс) | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя: Савушкина Т.П.
Школа: 104 ФИ студента: Чигинцева А.
Класс: 2 «м» ФИО методиста: Солопова Т.В.
Кабинет: 314
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»»
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.А. Сухомлинского; развитие навыков выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать: содержание рассказа «Почему плачет синица?»;
-уметь: уметь понимать поступки героев, оценивать их; прогнозировать содержание текста по его заглавию; составлять план, пересказывать подробно по плану.
Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Перспектива» Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014., учебная презентация.
2021 г.
№ П/п | Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный | 1 мин | Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми. | Настраиваться на работу. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 5 мин | - Давайте вспомним ваше домашнее задание. Что вам было задано? - Кто хочет рассказать нам с какими произведениями вы ознакомились? (Спросить 4-5 человек) Разминка речевого аппарата. - Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно. Ты, синичка-невеличка, Прилетай скорей сюда, Хлеба крошки на окошке Оставляю я всегда. Ты, малютка-желтогрудка, Жизни радость принеси, Хлеба мало — будет сало, Будет, только попроси. Ты, вертушка-говорушка, Хорошо с тобой вдвоем, Сквозь метели до капели, До весны мы доживем - Прочитайте его «рычащим» способом. - Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. - Прочитайте с раздражением. - Прочитайте выразительно. | - Найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их. Отвечать по домашнему заданию. Читать рычащим способом. Читать медленно, ускоряя темп. Читать быстро, замедляя темп. Читать с раздражением. Читать выразительно. | Р: саморегуляция. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: фронтальный опрос, беседа Наглядный: демонстрация слайдов Практический: упражнение | 4 мин | - Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать. - Кто автор этого рассказа? - Что вы знаете о Василии Александровиче Сухомлинском? - Тогда сформулируйте тему урока. - А почему рассказ называется «Почему плачет синичка?»? Предположите. - А хотите узнать, что на самом деле расстроило синичку? - Тогда поставьте цели на сегодняшний урок. - Совершенно верно. Молодцы. | - «Почему плачет синица». - Василий Александрович Сухомлинский. - Мы о нём не знаем ничего. - «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка» - Она чем-то расстроена. - Да, нам интересно. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о птицах. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок. | П: выбор оснований для классификаций объектов. Р: коррекция. Р: целеполагание. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. П: синтез. |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: индивидуальный опрос Практический: упражнение Практический: упражнение Словесный: беседа Практический: упражнение | 10 мин | - Обратите внимание на слайд. Там изображен Василий Александрович Сухомлинский. Давайте познакомимся с его биографией. Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) - педагог. Родился в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность. Полтавский педагогический институт Сухомлинский окончил в 1939 г., после чего работал преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт, был тяжело ранен, защищая Москву. В 1948 году В.А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы и бессменно руководил ею в течение 22 лет. Тогда это была обычная, рядовая школа, к тому же почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский. В.А. Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. Все труды дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава. - Что вы запомнили из жизни автора? - Молодцы, ребята. Как бы вы ответили на вопрос: почему плачет синичка? - Как вы думаете, разве может синичка плакать? - Проверим ваши предположения, прочитав рассказ В. Сухомлинского «Почему синичка плачет?» Я начинаю читать, останавливаюсь, и прошу продолжить любого из вас, поэтому вы внимательно следите и слушаете. «Почему плачет синичка?» В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево. - Сделаем на дереве качели, - сказал Миша. - Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля. Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет. Миша говорит: - Синичке тоже весело от того, что мы качаемся. Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие. - Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля. - А почему же она плачет? - удивился Миша. - Подумай, почему, - ответила Оля. Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет? | Слушать биографию В.А. Сухомлинского. - Педагог, новатор, автор произведений и т.д. - Она чем-то расстроена. - Возможно. | П: смысловое чтение. П: извлечение необходимой информации. П: анализ. Р: контроль в форме сличения действий и его результата. Р: саморегуляция. П: смысловое чтение. |
5. | Первичное закрепление Словесный: фронтальный опрос Наглядный: демонстрация слайдов | 6 мин | - Как звали девочку и мальчика? - Что они задумали? - Кого они увидели, когда стали качаться? - Что сказал Миша про птичку? - Что ещё увидела Оля? - Что сказала Оля про синичку? Какое наше предположение оправдалось? - Чему удивился Миша? - Что сказала Оля Мише? - Мы узнали из текста ответ на второе предположение? Узнали из-за чего плачет синичка? | - Миша и Оля. - Сделать качели. - Синичку. - Она радуется, ей тоже весело. - Гнездо, птенчиков. - Синичка плачет, а не радуется, она расстроена. - Миша не понял, почему синичка плачет. - Подумай. - Нет. | Р: коррекция. П: синтез. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: упражнение | 6 мин | - Обратите внимание на карточки на доске. - А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка? На экране слова: сопереживание сочувствие - Объясните значение слов: сопереживание, сочувствие. - В словаре Ожегова так трактуются эти слова. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. СОЧУВСТВИЕ - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. - Кто из детей обладает этими качествами? - Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? Докажите. | - Она боялась, что ребята обидят ее детенышей. - Сопереживание – это переживать вместе с кем-то. - Сочувствие – это разделять с кем-то его переживания. - Девочка Оля. - Рассказ. - Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, события описываются как достоверные. | П: смысловое чтение. П: построение логической цепочки рассуждений. П: установление причинно-следственных связей. Р: коррекция. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: упражнение | 6 мин | - Теперь давайте встанем. Разомнёмся. Динамическая пауза. - Почему автор назвал этот рассказ «Почему плачет синичка?» - Определить, кто прав, нам поможет следующее задание. Мы с вами поработаем в парах. Прочитайте и обсудите с товарищем смысл пословиц на странице 111. (Спешите делать добро. Доброта без разума пуста. Сделав худо, не жди добра.) - Как вы думаете, какая пословица раскрывает смысл рассказа? Что же нам автор хотел сказать? - Как бы вы поступили на месте ребят? - Как вы думаете, как поступят ребята. | - Я думаю, что автор назвал рассказ так, потому что… - Отвязали верёвку. - Нашли бы другое дерево, без гнёздышек. - Не тревожили бы птенцов. - Перестанут качаться. - Найдут другое дерево. | П: установление причинно-следственных связей. П: смысловое чтение. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 2 мин | - Вам понравился рассказ и чем? - Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке! - Откройте дневники, запишите дом.задание: Пересказать текст. Ответить на вопросы. | - Да, можно. Записывать домашнее задание. | Р: оценка. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...
Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России
Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....
Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)
Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.
Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....
Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ рассказов о природе родного края. Изобразительны...
Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"
Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...