конспект урока литературное чтение "«В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чигинцева Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»»

 

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.А. Сухомлинского; развитие навыков выразительного чтения.

 

 

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать: содержание рассказа «Почему плачет синица?»;

-уметь: уметь понимать поступки героев, оценивать их; прогнозировать содержание текста по его заглавию; составлять план, пересказывать подробно по плану.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

 

 

 

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                                        ФИО учителя: Савушкина Т.П.

Школа: 104                                                                                                                               ФИ студента: Чигинцева А.

Класс: 2  «м»                                                                                                                                               ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 314

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синица?»»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.А. Сухомлинского; развитие навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать: содержание рассказа «Почему плачет синица?»;

-уметь: уметь понимать поступки героев, оценивать их; прогнозировать содержание текста по его заглавию; составлять план, пересказывать подробно по плану.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспектива» Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  учебная презентация.

2021 г.

№ П/п

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

 5 мин

- Давайте вспомним ваше домашнее задание. Что вам было задано?

- Кто хочет рассказать нам с какими произведениями вы ознакомились?

(Спросить 4-5 человек)

Разминка речевого аппарата.

- Прочитайте стихотворение, которое вы видите на слайде очень медленно.

Ты, синичка-невеличка,

Прилетай скорей сюда,

Хлеба крошки на окошке

Оставляю я всегда.

Ты, малютка-желтогрудка,

Жизни радость принеси,

Хлеба мало — будет сало,

Будет, только попроси.

Ты, вертушка-говорушка,

Хорошо с тобой вдвоем,

Сквозь метели до капели,

До весны мы доживем

- Прочитайте его «рычащим» способом.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте с раздражением.

- Прочитайте выразительно.

- Найти рассказы В.А. Сухомлинского, прочитать их.

Отвечать по домашнему заданию.

Читать рычащим способом.

Читать медленно, ускоряя темп.

Читать быстро, замедляя темп.

Читать с раздражением.

Читать выразительно.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Практический: упражнение

4 мин

- Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.

- Кто автор этого рассказа?

- Что вы знаете о Василии Александровиче Сухомлинском?

- Тогда сформулируйте тему урока.

- А почему рассказ называется «Почему плачет синичка?»? Предположите.

- А хотите узнать, что на самом деле расстроило синичку?

- Тогда поставьте цели на сегодняшний урок.

- Совершенно верно. Молодцы.

- «Почему плачет синица».

- Василий Александрович Сухомлинский.

- Мы о нём не знаем ничего.

- «В.А. Сухомлинский «Почему плачет синичка»

- Она чем-то расстроена.

- Да, нам интересно.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о птицах. Узнаем

о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать

громко, выразительно, без ошибок.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: коррекция.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

П: синтез.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Практический: упражнение

10 мин

- Обратите внимание на слайд. Там изображен Василий Александрович Сухомлинский. Давайте познакомимся с его биографией.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) - педагог.

Родился в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.

Полтавский педагогический институт Сухомлинский окончил в 1939 г., после чего работал преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт, был тяжело ранен, защищая Москву.

В 1948 году В.А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы и бессменно руководил ею в течение 22 лет. Тогда это была обычная, рядовая школа, к тому же почти разрушенная за годы войны.

Знаменитой ее сделал Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. Все труды дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

- Что вы запомнили из жизни автора?

- Молодцы, ребята. Как бы вы ответили на вопрос: почему плачет синичка?

- Как вы думаете, разве может синичка плакать?

- Проверим ваши предположения, прочитав рассказ В. Сухомлинского «Почему синичка плачет?»

Я начинаю читать, останавливаюсь, и прошу продолжить любого из вас, поэтому вы внимательно следите и слушаете.

«Почему плачет синичка?»

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся. 

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

Слушать биографию В.А. Сухомлинского.

- Педагог, новатор, автор произведений и т.д.

- Она чем-то расстроена.

- Возможно.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации.

П: анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

П: смысловое чтение.

5.

Первичное закрепление

Словесный: фронтальный опрос

Наглядный: демонстрация слайдов

6 мин

- Как звали девочку и мальчика?

- Что они задумали?

- Кого они увидели, когда стали качаться?

- Что сказал Миша про птичку?

- Что ещё увидела Оля?

- Что сказала Оля про синичку? Какое наше предположение оправдалось?

- Чему удивился Миша?

- Что сказала Оля Мише?

- Мы узнали из текста ответ на второе предположение? Узнали из-за чего плачет синичка?

- Миша и Оля.

- Сделать качели.

- Синичку.

- Она радуется, ей тоже весело.

- Гнездо, птенчиков.

- Синичка плачет, а не радуется, она расстроена.

- Миша не понял, почему синичка плачет.

- Подумай.

- Нет.

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

6 мин

- Обратите внимание на карточки на доске.

- А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка?

На экране слова:

сопереживание

сочувствие

- Объясните значение слов: сопереживание, сочувствие.

- В словаре Ожегова так трактуются эти слова. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

СОЧУВСТВИЕ - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

- Кто из детей обладает этими качествами?

- Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? Докажите.

- Она боялась, что ребята обидят ее детенышей.

- Сопереживание – это переживать вместе с кем-то.

- Сочувствие – это разделять с кем-то его переживания.

- Девочка Оля.

- Рассказ.

- Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, события описываются как достоверные.

П: смысловое чтение.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: установление причинно-следственных связей.

Р: коррекция.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический:

упражнение

6 мин

- Теперь давайте встанем. Разомнёмся.

Динамическая пауза.

- Почему автор назвал этот рассказ «Почему плачет синичка?»

- Определить, кто прав, нам поможет следующее задание. Мы с вами поработаем в парах. Прочитайте и обсудите с товарищем смысл пословиц на странице 111.

(Спешите делать добро.

Доброта без разума пуста.

Сделав худо, не жди добра.)

- Как вы думаете, какая пословица раскрывает смысл рассказа? Что же нам автор хотел сказать?

- Как бы вы поступили на месте ребят?

- Как вы думаете, как поступят ребята.

- Я думаю, что автор назвал рассказ так, потому что…

- Отвязали верёвку.

- Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.

- Не тревожили бы птенцов.

- Перестанут качаться.

- Найдут другое дерево.

П: установление причинно-следственных связей.

П: смысловое чтение.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2 мин

- Вам понравился рассказ и чем?

- Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке!

- Откройте дневники, запишите дом.задание: Пересказать текст. Ответить на вопросы.

- Да, можно.

Записывать домашнее задание.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"

Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...