Урок литературного чтения: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Малкина Любовь Николаевна

Учащиеся познакомятся с творчеством Ю. Ермолаева, его рассказом "Два пирожных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._dva_pirozhnyh_malkina_l.n.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Малкина Любовь Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город Нововоронеж»

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 2 класс, Москва «Просвещение», 2014 г.

Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Класс: 2

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока: урок с использованием ТРКМ

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Ю. Ермолаева, с его рассказом «Два пирожных», помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа.

Задачи урока:

  • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
  • способствовать развитию умения осмысливать заглавие рассказа, прогнозировать по нему содержание текста, находить в рассказе поучительный смысл;
  • способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;
  • воспитывать положительные качества личности: чуткость, отзывчивость, трудолюбие, уважительное отношение к членам семьи.
  • Планируемые результаты:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения;
  • воспринимать на слух художественное произведение;
  • соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа;

Личностные:

  • целостное восприятие окружающего мира;
  • развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;
  • рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы;

Коммуникативные:

  • донести свою позицию до других;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения в семье и следовать им.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 2 класс, Москва «Просвещение», 2014 г.; С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация; корзина, карточки с пословицами и словами; карточки со скороговоркой; картинки, карточки «Кластер» для работы в парах, глобус, сердечки.

 Использованные интернет-ресурсы: картинки

http://pisateli.my1.ru/_fr/5/1045886.jpg   портрет Ю.И. Ермолаева

https://pixabay.com/static/uploads/photo/2013/07/12/15/07/book-149474_640.png   книга

http://deti-charodei.ru/d/114198/d/efsdg1.jpg   пластилин

http://atann.ru/upload/shop_3/1/6/9/item_16983/shop_items_catalog_image16983.jpg   тарелка

http://aramgurum.ru/w/34/pirozhnoe_korzinka_slivki_cvetok_2100x1700.jpg  пирожное

http://900igr.net/datai/literatura/Oseeva/0007-013-JU.Ermolaev-Dva-pirozhnykh.jpg  Ю. Ермолаев «Два пирожных» (обрезана)

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/203967c94908.png   девочка (обрезана)

I. Этап мотивации к учебной деятельности.

(Звучит спокойная мелодия.)

Учитель: - Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу. А теперь поднимите руки и пошлите эти солнечные лучики маме, папе и всем близким людям – пожелайте им мысленно здоровья и радости. А ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли: пусть все люди любят друг друга и берегут мир.

II. Речевая разминка.

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

Учитель: - Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Ребята, составьте из слов пословицу: в, без, жизни, плохо, друга

Без друга в жизни плохо.

Учитель: - Почему так говорят?

(Ответы детей.)

Учитель: - Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Вы нарисовали своих друзей. Расскажите о них.

(Рассказы детей о своих друзьях.) 

IV. Актуализация знаний.

Учитель: - Какой раздел мы изучаем?

Дети: - «Я и мои друзья».

Учитель: - О каких качествах человека мы говорили на предыдущих уроках?

Дети: - О дружбе, сопереживании, преданности, верности, сострадании, сочувствии, понимании, милосердии.

V.Самоопределение к деятельности.

Учитель: - Какие из пословиц подходят к рассказу Н. Булгакова «Анна, не грусти!»?

Друг познаётся в беде.

Сердце матери лучше солнышка греет.

Другу сколько можно помогай.

Дети: - Первая и третья.

Учитель: - Какая из пословиц на другую тему?

Дети: - Сердце матери лучше солнышка греет.

Учитель: - Почему эта пословица оказалась в данном списке?

Дети: - Мама - самый лучший и верный друг. Мама никогда не предаст. Она всегда тебе поможет.

Учитель: - Предположите, о ком мы сегодня будем читать? 

Дети: - О маме.

Учитель: - Откройте учебник на с. 85 и прочитайте, какой рассказ мы будем сегодня читать?

Дети: - «Два пирожных».

Учитель: - Как вы думаете, о чём этот рассказ?

(Ответы детей)

Учитель: - Какое отношение имеет пословица про маму к данному рассказу, мы узнаем, прочитав его. А пока кладём эту пословицу в нашу «Корзинку идей».

VI.Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией Ю.И. Ермолаева.

Учитель: - Ребята, а кто автор этого рассказа?

Дети: - Ю. Ермолаев.

Учитель: - Знаком ли нам этот писатель?

Дети: - Нет.

Учитель: - Давайте познакомимся с его творчеством.

(Заранее подготовленная ученица рассказывает про Ю. Ермолаева.)

Юрий Иванович Ермолаев родился в Москве. Окончил театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943 году. По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Но прославился Ермолаев не как драматический актёр, а как детский писатель. Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Дети полюбили писателя за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем.

Учитель: - Ребята, на экране вы видите книги Ю.И. Ермолаева. Некоторые свои произведения писатель назвал «грустными шутками». В конце урока мы должны будем с вами доказать, что шутки могут быть грустными.

(Учитель кладёт в корзину карточку с надписью «грустные шутки».)

- А теперь давайте послушаем рассказ «Два пирожных» и поделимся мнениями об услышанном.

2. Прослушивание грамзаписи.

 (Дети слушают грамзапись, а затем обмениваются своими впечатлениями об услышанном: понравился рассказ или нет; что понравилось, что не понравилось.)

3. Словарная работа.

Кренделёк – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

Африка – материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

(Учитель показывает на глобусе Африку.)

Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.

Тропические лианы - древесные, кустарниковые или травянистые вьющиеся, растения, растущие в жарких странах.

4. Чтение рассказа с «остановками».

1 ч.

- Кто вошёл в комнату?

- О чём попросила мама?

- Как звали её дочерей?

- Чем была занята старшая дочь Наташа?

- Чем была занята младшая дочь Оля?

- Прочитайте, что решила сделать Оля?

2 ч.

- Что пообещала Наташа?

- Выполнила ли она своё обещание?

- Прочитайте, что она ответила Оле?

3 ч.

- Когда Наташа закончила читать книгу?

- Наташа осталась без пирожного. Вам жаль её? Почему?

5. Составление «цепочки» поступков героев.

Учитель: - Докажите, что мама справедливо оставила Наташу без пирожного.

(Учитель и дети с помощью картинок восстанавливают последовательность событий рассказа.)

Наташа                книга                        книга                        !

Оля                     пластилин                тарелки                два пирожных

Учитель: - Почему Наташа не помогла маме?

Дети: - Потому что она читала интересную книгу.

Учитель: -  А как поступили бы вы?

(Ответы детей)

Учитель: - Подумайте, а только ли причина в интересной книге? Кто догадался, какая Наташа?

Дети: - Хитрая, расчётливая.

Учитель: - Наташе не хотелось мыть посуду. Она решила схитрить, потянуть время. В результате осталась без пирожных. Мама права. Какие труды, такие и плоды.

6. Работа в парах. Составление кластера.

Учитель: - Какая из девочек вам больше понравилась?

(Ответы детей)

Учитель: - Давайте поработаем в парах и составим кластер. Обсудите с товарищем, какими чертами характера обладает Оля. Какая она?

(Дети в парах составляют характеристику героини рассказа. Затем идёт проверка.)

Домашнее задание: читать по ролям, с. 85-86; составить рассказ «Как я помогаю маме».

7. Работа над выразительным чтением.

Учитель: - Сколько действующих лиц в рассказе?

Дети: - Три: мама, Наташа и Оля.

Учитель: - Кому принадлежат остальные слова в рассказе?

Дети: - Автору.

Задания:

1) Прочитайте предложение, в котором содержится восхищение?

2) Какую фразу можно прочитать с сожалением?

3) Какое предложение мог бы прочитать вот этот человечек?  

                                

4) Прочитайте диалог на с. 86 без слов автора.

VII. Итог урока.

Учитель: - Давайте вернёмся к пословице о маме.

(Учитель достаёт из «Корзинки идей» карточки с пословицей и словами.)

Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку? Зачем Ю.И. Ермолаев написал этот рассказ?

Дети: - Автор хотел сказать, что мама – лучший друг, её надо слушаться, беречь, ей надо помогать.

Учитель: - В начале урока я сказала, что Ю.И. Ермолаев некоторые свои произведения назвал «грустными шутками». Можно ли рассказ «Два пирожных» назвать «грустной шуткой»?

(Ответы детей)

Учитель: - Да, рассказ шутливый, но он заставляет задуматься, что нужно с заботой и уважением относиться к близким тебе людям. В семье должны царить доброта, уважение, любовь, понимание, согласие.

(Учитель достаёт из корзины карточки со словами: доброта, уважение, любовь, понимание, согласие и прикрепляет их на доску.)

VIII. Рефлексия.

Учитель: - Поднимите, пожалуйста, руку, кому понравился рассказ?

Оцените свою работу на уроке с помощью пальчиков:

большой палец – урок понравился, я доволен собой

указательный палец – с урока я взял важную информацию для себя

мизинец – урок не понравился, я не доволен своей работой на уроке

Учитель: - Ребята, были ли у вас такие моменты в жизни, когда вы огорчили маму? Вы хотели бы исправить свою ошибку?

(Ответы детей)

Учитель: - Тогда возьмите сердечко и напишите на нём слова благодарности, а может быть слова пожелания или извинения. А дома подарите его маме.

(Дети пишут на сердечках пожелания, извинения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"

Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"...

Конспект урока литературного чтения "Ю. Ермолаев «Проговорился" (3 класс)

Цели деятельности учителя:- ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраже...

Конспект урока литературного чтения "Ю. Ермолаев «Воспитатели" (3 класс)

Цели деятельности учителя: - создание условий для ознакомления учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Воспитатели.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и творчестве Ю.Ермолаева; содер...

Технологическая карта урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Два пирожных» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока:...

Технологическая карта урока литературное чтение «Ю. Ермолаев «Два пирожных» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Юрия Ермолаева «Два пирожных» Задачи урока: Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми сведениями об...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».Задачи урокаДидактические:1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева...