Урок литературного чтения: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Учащиеся познакомятся с творчеством Ю. Ермолаева, его рассказом "Два пирожных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._dva_pirozhnyh_malkina_l.n.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Малкина Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город Нововоронеж»
Предмет: Литературное чтение
УМК: «Школа России»
Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 2 класс, Москва «Просвещение», 2014 г.
Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных»
Класс: 2
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока: урок с использованием ТРКМ
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Ю. Ермолаева, с его рассказом «Два пирожных», помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа.
Задачи урока:
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
- способствовать развитию умения осмысливать заглавие рассказа, прогнозировать по нему содержание текста, находить в рассказе поучительный смысл;
- способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;
- воспитывать положительные качества личности: чуткость, отзывчивость, трудолюбие, уважительное отношение к членам семьи.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- прогнозировать содержание произведения;
- воспринимать на слух художественное произведение;
- соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа;
Личностные:
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в семье и следовать им.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации педагогической деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 2 класс, Москва «Просвещение», 2014 г.; С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация; корзина, карточки с пословицами и словами; карточки со скороговоркой; картинки, карточки «Кластер» для работы в парах, глобус, сердечки.
Использованные интернет-ресурсы: картинки
http://pisateli.my1.ru/_fr/5/1045886.jpg портрет Ю.И. Ермолаева
https://pixabay.com/static/uploads/photo/2013/07/12/15/07/book-149474_640.png книга
http://deti-charodei.ru/d/114198/d/efsdg1.jpg пластилин
http://atann.ru/upload/shop_3/1/6/9/item_16983/shop_items_catalog_image16983.jpg тарелка
http://aramgurum.ru/w/34/pirozhnoe_korzinka_slivki_cvetok_2100x1700.jpg пирожное
http://900igr.net/datai/literatura/Oseeva/0007-013-JU.Ermolaev-Dva-pirozhnykh.jpg Ю. Ермолаев «Два пирожных» (обрезана)
http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/203967c94908.png девочка (обрезана)
I. Этап мотивации к учебной деятельности.
(Звучит спокойная мелодия.)
Учитель: - Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу. А теперь поднимите руки и пошлите эти солнечные лучики маме, папе и всем близким людям – пожелайте им мысленно здоровья и радости. А ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли: пусть все люди любят друг друга и берегут мир.
II. Речевая разминка.
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Учитель: - Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Ребята, составьте из слов пословицу: в, без, жизни, плохо, друга
Без друга в жизни плохо.
Учитель: - Почему так говорят?
(Ответы детей.)
Учитель: - Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Вы нарисовали своих друзей. Расскажите о них.
(Рассказы детей о своих друзьях.)
IV. Актуализация знаний.
Учитель: - Какой раздел мы изучаем?
Дети: - «Я и мои друзья».
Учитель: - О каких качествах человека мы говорили на предыдущих уроках?
Дети: - О дружбе, сопереживании, преданности, верности, сострадании, сочувствии, понимании, милосердии.
V.Самоопределение к деятельности.
Учитель: - Какие из пословиц подходят к рассказу Н. Булгакова «Анна, не грусти!»?
Друг познаётся в беде.
Сердце матери лучше солнышка греет.
Другу сколько можно помогай.
Дети: - Первая и третья.
Учитель: - Какая из пословиц на другую тему?
Дети: - Сердце матери лучше солнышка греет.
Учитель: - Почему эта пословица оказалась в данном списке?
Дети: - Мама - самый лучший и верный друг. Мама никогда не предаст. Она всегда тебе поможет.
Учитель: - Предположите, о ком мы сегодня будем читать?
Дети: - О маме.
Учитель: - Откройте учебник на с. 85 и прочитайте, какой рассказ мы будем сегодня читать?
Дети: - «Два пирожных».
Учитель: - Как вы думаете, о чём этот рассказ?
(Ответы детей)
Учитель: - Какое отношение имеет пословица про маму к данному рассказу, мы узнаем, прочитав его. А пока кладём эту пословицу в нашу «Корзинку идей».
VI.Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией Ю.И. Ермолаева.
Учитель: - Ребята, а кто автор этого рассказа?
Дети: - Ю. Ермолаев.
Учитель: - Знаком ли нам этот писатель?
Дети: - Нет.
Учитель: - Давайте познакомимся с его творчеством.
(Заранее подготовленная ученица рассказывает про Ю. Ермолаева.)
Юрий Иванович Ермолаев родился в Москве. Окончил театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943 году. По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Но прославился Ермолаев не как драматический актёр, а как детский писатель. Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Дети полюбили писателя за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем.
Учитель: - Ребята, на экране вы видите книги Ю.И. Ермолаева. Некоторые свои произведения писатель назвал «грустными шутками». В конце урока мы должны будем с вами доказать, что шутки могут быть грустными.
(Учитель кладёт в корзину карточку с надписью «грустные шутки».)
- А теперь давайте послушаем рассказ «Два пирожных» и поделимся мнениями об услышанном.
2. Прослушивание грамзаписи.
(Дети слушают грамзапись, а затем обмениваются своими впечатлениями об услышанном: понравился рассказ или нет; что понравилось, что не понравилось.)
3. Словарная работа.
Кренделёк – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
Африка – материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
(Учитель показывает на глобусе Африку.)
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.
Тропические лианы - древесные, кустарниковые или травянистые вьющиеся, растения, растущие в жарких странах.
4. Чтение рассказа с «остановками».
1 ч.
- Кто вошёл в комнату?
- О чём попросила мама?
- Как звали её дочерей?
- Чем была занята старшая дочь Наташа?
- Чем была занята младшая дочь Оля?
- Прочитайте, что решила сделать Оля?
2 ч.
- Что пообещала Наташа?
- Выполнила ли она своё обещание?
- Прочитайте, что она ответила Оле?
3 ч.
- Когда Наташа закончила читать книгу?
- Наташа осталась без пирожного. Вам жаль её? Почему?
5. Составление «цепочки» поступков героев.
Учитель: - Докажите, что мама справедливо оставила Наташу без пирожного.
(Учитель и дети с помощью картинок восстанавливают последовательность событий рассказа.)
Наташа книга книга !
Оля пластилин тарелки два пирожных
Учитель: - Почему Наташа не помогла маме?
Дети: - Потому что она читала интересную книгу.
Учитель: - А как поступили бы вы?
(Ответы детей)
Учитель: - Подумайте, а только ли причина в интересной книге? Кто догадался, какая Наташа?
Дети: - Хитрая, расчётливая.
Учитель: - Наташе не хотелось мыть посуду. Она решила схитрить, потянуть время. В результате осталась без пирожных. Мама права. Какие труды, такие и плоды.
6. Работа в парах. Составление кластера.
Учитель: - Какая из девочек вам больше понравилась?
(Ответы детей)
Учитель: - Давайте поработаем в парах и составим кластер. Обсудите с товарищем, какими чертами характера обладает Оля. Какая она?
(Дети в парах составляют характеристику героини рассказа. Затем идёт проверка.)
Домашнее задание: читать по ролям, с. 85-86; составить рассказ «Как я помогаю маме».
7. Работа над выразительным чтением.
Учитель: - Сколько действующих лиц в рассказе?
Дети: - Три: мама, Наташа и Оля.
Учитель: - Кому принадлежат остальные слова в рассказе?
Дети: - Автору.
Задания:
1) Прочитайте предложение, в котором содержится восхищение?
2) Какую фразу можно прочитать с сожалением?
3) Какое предложение мог бы прочитать вот этот человечек?
4) Прочитайте диалог на с. 86 без слов автора.
VII. Итог урока.
Учитель: - Давайте вернёмся к пословице о маме.
(Учитель достаёт из «Корзинки идей» карточки с пословицей и словами.)
Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку? Зачем Ю.И. Ермолаев написал этот рассказ?
Дети: - Автор хотел сказать, что мама – лучший друг, её надо слушаться, беречь, ей надо помогать.
Учитель: - В начале урока я сказала, что Ю.И. Ермолаев некоторые свои произведения назвал «грустными шутками». Можно ли рассказ «Два пирожных» назвать «грустной шуткой»?
(Ответы детей)
Учитель: - Да, рассказ шутливый, но он заставляет задуматься, что нужно с заботой и уважением относиться к близким тебе людям. В семье должны царить доброта, уважение, любовь, понимание, согласие.
(Учитель достаёт из корзины карточки со словами: доброта, уважение, любовь, понимание, согласие и прикрепляет их на доску.)
VIII. Рефлексия.
Учитель: - Поднимите, пожалуйста, руку, кому понравился рассказ?
Оцените свою работу на уроке с помощью пальчиков:
большой палец – урок понравился, я доволен собой
указательный палец – с урока я взял важную информацию для себя
мизинец – урок не понравился, я не доволен своей работой на уроке
Учитель: - Ребята, были ли у вас такие моменты в жизни, когда вы огорчили маму? Вы хотели бы исправить свою ошибку?
(Ответы детей)
Учитель: - Тогда возьмите сердечко и напишите на нём слова благодарности, а может быть слова пожелания или извинения. А дома подарите его маме.
(Дети пишут на сердечках пожелания, извинения.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"
Самоанализ урока литературного чтения Ю.Ермолаева "Два пирожных"...
Конспект урока литературного чтения "Ю. Ермолаев «Проговорился" (3 класс)
Цели деятельности учителя:- ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраже...
Конспект урока литературного чтения "Ю. Ермолаев «Воспитатели" (3 класс)
Цели деятельности учителя: - создание условий для ознакомления учащихся с произведением Ю. Ермолаева «Воспитатели.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и творчестве Ю.Ермолаева; содер...
Технологическая карта урока по литературному чтению Ю. Ермолаев «Два пирожных» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока:...
Технологическая карта урока литературное чтение «Ю. Ермолаев «Два пирожных» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Юрия Ермолаева «Два пирожных» Задачи урока: Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми сведениями об...
Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...
Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).
Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».Задачи урокаДидактические:1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева...