Технологическая карта урока литературного чтению «Ю. Ермолаев «Два пирожных» (УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: пересказ по готовому плану.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) учиться работать с тексом художественного произведения;

2) учиться находить текста нужную информацию;

3) учиться пересказывать по готовому плану.

Личностные:

1) проявление интереса к теме урока, удовлетворённость работой на уроке;

2) выражать положительное отношение к процессу познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Ю. Ермолаев «Два пирожных»32.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 06.02.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 4

Время: 16:40-17:20           Кабинет: 221

Студент: Ефимова Татьяна Николаевна

Группа: 35

Учитель: Рязанова Наталья Михайловна 

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна 

Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: пересказ по готовому плану

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о разделе как литературном жанре;

2) пересказывать текст по готовому плану;

3) учить выборочному читать.

Предметные:

1) учиться работать с тексом художественного произведения;

2) учиться находить текста нужную информацию;

3) учиться пересказывать по готовому плану.

Развивающие:

1) развивать речь учащихся, дикцию;

2) совершенствовать навык грамотного, выразительного чтения.

Личностные:

1) проявление интереса к теме урока, удовлетворённость работой на уроке;

2) выражать положительное отношение к процессу познания.

Воспитательные:

1) воспитывать навык самоконтроля и взаимоконтроля;

2) воспитывать интерес к чтению.

УМК: УМК «Школа России», учебник литературное чтение 2 кл.: Учебник в 2ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Как понимаете эти слова?

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

(Мы дружный класс и у нас всё получится сегодня на уроке)

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Ребята, скажите мне с каким разделом вы познакомились на прошлом уроке?

- Правильно, но прежде чем начать нашу тему.

Давайте проговорим чистоговорку о дружбе:

Ра-ра-ра во дворе идёт игра.

Ре-ре-ре весело в игре.

Ру-ру-ру я люблю игру.

-Ребята на ваших столах лежит лист оценки вашей работы на уроке.

Посмотрите на него. Улыбающийся смайлик означает «Активно участвовал и всё понял» его раскрашиваем зелёным карандашом.

Задумчивый смайлик «Остались вопросы» его раскрашиваем жёлтым карандашом. Злой «Ничего не понял» его раскрашиваем красным.

- Сейчас возьмите карандаш и отметьте тот смайлик, который подходит вам.

1.Отвечают на вопросы учителя

 

«Я и мои друзья»

Читаю, затем дети.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  .

-Перед вами представлены пословицы, но ветер перемешал их, в парах обговорите какие же пословицы должны получиться.

1. Греет, сердце, солнышка, матери, лучше;  

2. При матери, при солнышке, тепло, добро,

3. Дружбу, а зло, забывай, помни

4. Без, в   жизни, друга, худо

- Объясните пословицы.

- Как сказать по-другому

«худо»?

- О чём говорят все пословицы?

 - Посмотрите на слайд, это название произведения с которым мы будем сегодня работать. Что перед вами изображено?

 -Правильно, так называется произведение.

-Ребята, скажите, а кто автор?

-Знаком вам этот автор?

-Это ребята, Юрий Иванович Ермолаев.

-Что вы знаете о нём?

-Какие произведения читали?

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Юрия Ермолаева «Два пирожных»

-Тема нашего урока: Юрий Ермолаев «Два пирожных»

- Давайте поставим цель по опорным словам:

Познакомиться….

Узнать….

Учиться высказывать…

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

1.Сердце матери греет лучше солнышка.

2.При солнышке тепло- при матери добро.

3.Дружбу помни, а зло забывай.

4. Без друга, в жизни худо.

плохо

О дружбе, о взаимопомощи.

Два пирожных

Не знаем

Ничего

Не читали

Познакомимся с произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных»

(С произведением Ю.Ермолаева «Два пирожных)

(О Юрии Ермолаеве)

(Своё мнение)

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

-Юрий Иванович Ермолаев

современный  детский писатель. Он родился в Москве 1921 году в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Но его не покидала мечта стать детским писателем. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно –негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.  Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

- Итак открываем учебник на стр.54

-Прежде чем приступить к чтению, давайте проговорит трудные слова.

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.

Река Конго - название реки.

Попугай – птица тропических стран с ярким оперением.

Пальмы - деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными перистыми и веерообразными листьями.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку

-А сейчас наклонитесь, посмотрите, у вас под партой есть листочки достаньте их

(Не у всех).

-Это номера в такой последовательности вы будете читать.

-Встаньте ребята у кого есть номера.

- Итак, начинаю читать я вы будьте внимательны, продолжает тот, чей номер я скажу.

-Ребята скажите справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

- Почему?

(Говорю кто за кем читает)

6-8 слайды презентации

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- А сейчас приготовьте текст, вы будете должны найти ответ в тексте:

- О чём попросила мама дочек?

-Чем была занята Оля? А Наташа?

- Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?

- Как поступила мама? правильно ли поступила мама?

- А разве она не занималась интересным делом?

- Она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами

- А вам бывает так интересно путешествовать вместе с героями мультфильмов, с литературным персонажами?

- Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?

-Возьмите свои листы оценки, и раскрасьте во второй колонке тот смайлик, который подходит вам.

.

 

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Попугай

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал, (делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил, (наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

-Ребята, перед вами представлен пункты плана, давайте прочитаем первый.

1.Мама просит помочь вымыть посуду.

-Давайте найдём его в тексте(прочитайте).

-Какая главная мысль этого отрывка.

-Верно ли выражено в пункте плана главная мысль?

2.Диалог Оли и Наташи (прочитать по ролям)

3.Возвращение Наташи.

План:

1.Мама просит помочь вымыть посуду.

2.Диалог Оли и Наташи.

3.Возвращение Наташи.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

-Давайте попробуем пересказать по частям.

-Но сначала посмотрим на экран я вывела критерии оценивания:

1.Точность содержания;

2.Выразительность.

-Вызываю к доске.

Пересказ

(называю одного обучающегося который будет оценивать)

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Давайте вспомним какой раздел вы начали проходить?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?

- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел “ Я и мои друзья”?

- Возьмите свои листы оценки и в последней строчке раскрасьте смайлик. В нём вы оцениваете всю проделанную вами работу на уроке.

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Ответы обучающихся

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Золотые слова» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Золотые слова» Тип урока:  открытие «нового знания»Цель урока: Ознакомление с произведением М.Зощенко «Золотые слова»; совершенствов...

Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Остер «Будем знакомы»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство с творчеством писателя Г.Остера; расширение знаний детей о творчестве и биографии писателя;развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, ...

Технологическая карта урока литературное чтение «Ю. Ермолаев «Два пирожных» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Юрия Ермолаева «Два пирожных» Задачи урока: Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми сведениями об...