Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые метапредметные результаты
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой
| 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Устанавливает эмоциональный контакт. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. -Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь! -Отлично! Теперь у всех хорошее настроение. -Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх). -Готовы начать урок? | 1. Приветствуют учителя
2. Эмоционально настраиваются на урок.
Знак готовности. |
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: проявлять готовность подчиняться.
|
Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
И М: репродуктивный П: пересказ
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: практический П: упражнение
Ф М: частично-поисковой П: шифр
М: проблемное обучение П: проблемная ситуация | 1. Организует активизацию знаний. Мотивация к познавательной деятельности. -С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке? -Отлично, верно. -Я задавала на дом подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой и подобрать, подходящие пословицы к тексту. Кто готов выступить с пересказом? (1-2 человека). -Отлично! Молодцы, ребята, я вижу, что вы отлично постарались. -Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? -Верно! -Нам сегодня предстоит красиво и правильно читать, но для этого нам нужно подготовить наш речевой аппарат. -Что мы обычно для этого используем? -Совершенно верно. -Сегодня мы поработаем вот с этой скороговоркой. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. -Какие звуки встречаются чаще всего? -Медленно прочитайте скороговорку, четко проговаривая все звуки -Теперь прочитайте чуть быстрей, еще быстрей, очень быстро. -Кто желает прочитать скороговорку один? -Спасибо за работу! -А чтобы догадаться с каким рассказом мы сегодня с вами познакомимся, я предлагаю вам разгадать шифр. Я | И | Л | О | П | О | Г | Р | В | С | О | Р | 12 | 9 | 10 | 7 | 1 | 3 | 4 | 2 | 6 | 11 | 5 | 8 |
-Какое слово зашифровано? -Абсолютно верно! |
-Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Пересказывают рассказ. • Была бы охота, а выучиться можно. • Знание и мудрость украшают человека. • Наука даром не дается - наука трудом берется.
-Новый рассказ.
-Скороговорку.
-Л, б, в. Читают медленно.
Читают быстрее.
Читают по одному.
-Проговорился.
|
УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
Презентация
Презентация
Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
Ф М: моделирование П: определение целей
П М: моделирование П: план урока | Формулирует вместе с детьми тему урока. -Как будет звучать тема урока? -Отлично! -Какую цель поставим перед собой?
-Верно! -Посмотрите на экран перед вами план на наш урок. Но он перепутался. У вас есть 30 секунд, чтобы собрать его. Работаем в парах. -Время вышло. Кто хочет рассказать какой план у вас получился? ПЛАН: 1) Познакомимся с автором рассказа «Проговорился». 2) Выразительно прочитаем рассказ. 3) Ответим на вопросы по тексту. 4) Выполним самостоятельную работу. 5)Дадим волю творчеству! -Отлично. Начинаем. | 1. Определяют тему и цель урока. -«Проговорился». -Познакомиться с рассказом «Проговорился».
2. Составляют план урока в верной последовательности.
|
УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
|
Презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Ф М: слова учителя П: рассказ
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: работа с книгой П: чтение
| 1.Создает обстановку, направленную на поиск информации. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Проговорился» Юрия Ивановича Ермолаева. -Но для начала, мы должны познакомиться с автором этого рассказа. -Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. -Как он это делает, узнаем, познакомившись с рассказом «Проговорился». -Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом рассказе? Когда так говорят: «проговорился»? -Откройте учебники на странице 180, рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? -Какой пункт мы выполнили? -Абсолютно верно! Мы познакомились с автором рассказа. -Ваши предположения прекрасны, но это мы узнаем чуть позже. -Мы переходим к самой интересной части. -Начинаем читать рассказ Ю.И. Ермолаева «Проговорился». -Сейчас мы будем читать по ролям. (Выбираю автора, Иру, попугая). -А все остальные внимательно слушают и следят по тексту, я буду менять роли. Организовывает чтение рассказа. -Можем начинать. -Хорошо. -Закройте глаза. Зажмурить те их, теперь закройте на 10 секунд. Можете открывать. |
Слушают рассказ учителя.
-О том, что кто-то выдал тайну. Предположения детей.
-О девочке и попугае. -1.
Слушают инструктаж.
Читают рассказ по ролям. |
УУПД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии.
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. |
Учебник
Презентация
Презентация
|
Динамическая пауза (1 минута) |
|
| - А сейчас мы немного разомнемся. Встаем со своих мест. Проверяем, чтобы вы никого не задели. Будьте осторожны. -Повторяем упражнения. Буква Е В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.) Проживала буква Е. Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.) По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.) -Отлично. Садимся правильно. Ноги на полу. Спина прямая. Продолжаем урок. |
Повторяют упражнения. |
|
|
Первичное закрепление (2-3 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
Ф М: беседа П: ответы на вопросы
ВК
| -Ребята, какой пункт плана мы успели с вами выполнить? -Абсолютно верно! Мы прочитали с вами выразительно рассказ «Проговорился». -Понравился ли вам рассказ? -Какие чувства вы испытали, слушая его? 1.О чем проговорился попугай?
2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность? 3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?
4. А можно назвать Иру доброй? 5. Чему учила Ирочка попугая? 6. С каким настроением Ирочка шла в школу? 7. Как ребята догадались о непослушании Иры? 8. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная. 9.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?
10. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы. -Какова же проблема у Иры?
-Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательно читали данный рассказ. -Ребята, какой пункт плана мы только что с вами выполнили? -Отлично! Нам удалось ответить на вопросы по тексту. | -2.
Ответы детей.
-Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости. -Потому что Ирочка невоспитанная девочка. -Нет, потому что попугай ничему не научился, только словам Ирочки. -Нет. -Мяукать, лаять, здороваться. -С хорошим, она ждала похвалы. -Попугай повторял плохие слова. Рассказывают об Ирочке.
-Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки. -Взъерошился, покосился, отвернулся. -Невоспитанность, грубость, хвастовство.
-3.
|
УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.
УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
|
Учебник
Презентация
Учебник
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Ф М: беседа П: объяснение
И М: репродуктивный П: составление рассказа
ВК
| 1. Организация самостоятельной работы. -Сейчас поработаем самостоятельно, ваша задача придумать продолжение рассказа, чтобы у Ирочки закончилось все благополучно. Желаю удачи! -На выполнение задания у вас есть 3 минуты. -Ваше время вышло! -Я вижу, что уже все закончили. -Кто готов поведать свое продолжение рассказа? (прослушивание 2-3 человек). -Отлично, ребята! У вас получились великолепные рассказы, вы очень постарались! | 1. Принятие предъявляемых требований учителя.
Выполнение задания.
|
УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
|
Презентация
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ф М: слово учителя П: объяснение
П М: репродуктивный П: синквейн
ВК | 1. Организует обобщение изученного материала. -Ребята, какой пункт плана мы выполнили? -Абсолютно верно! Мы написали с вами самостоятельную работу. -А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание. - А сейчас я предлагаю вам составить синквейн. -Кто знает, что такое синквейн? -Верно. - Итак, сейчас я подробнее вам о нем расскажу. - Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: - Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
-Сейчас мы будем его составлять по теме нашего урока. -Смотрите на слайд, там дан алгоритм вашей работы. -Задайте мне вопросы по заданию. -Можете приступать. На это задание у вас есть 3 минуты, работаем на листах, которые лежат у вас на парте.
-Итак, время вышло. -Что у вас получилось.
-Ребята, у вас получились замечательные синквейны! | 1. Принимают предъявляемые требования -4.
Отвечают на вопросы.
-Это пятистрочная стихотворная форма по определенной теме.
Задают вопросы.
Составляют синквейн.
Читают синквейны. 1) ИРОЧКА. 2) Злая, невоспитанная. 3) Грубит, хвастается, капризничает. 4) В ком добра нет, в том правды мало. (Очень плохо себя вела) 5) Грубиянка. Капризуля. Хвастунишка. Дрессировщица.
|
УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
Листы для работы
Учебник
Листы
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы
Ф М: моделирование П: рефлексия
| 1. Самооценивание результатов. -Наш урок с вами подходит к концу! -Какую цель мы ставили в начале урока? -Мы достигли цели? -Что еще узнали?
-А все ли пункты плана на урок мы выполнили? -Отлично! 2. Задает домашнее задание. -Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: подготовиться читать по ролям. -А сейчас я хочу попросить вас закончить предложения.
-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен. | 1. Отвечают на вопросы. - Познакомиться с произведением «Проговорился». -Да. -Узнали биографию автора и что такое синквейн. -Да.
Записывают домашнее задание.
Оценивают работу на уроке.
| УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами
УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение
УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности |
Презентация |