Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».

Задачи урока
Дидактические:
1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермолаева.
2. Познакомить обучающихся с произведением «Проговорился».
3. Выполнить творческую работу.
Развивающие: 
1. Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.
2. Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.
3. Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.
Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.
2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 25.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №54»

Класс: 3 А

Урок: 5

Время: 15:10- 15:50  Кабинет: 205

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 43

Учитель: Давыдова Татьяна Ивановна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Ю. Ермолаев «Проговорился»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермолаева.

2. Познакомить обучающихся с произведением «Проговорился».

3. Выполнить творческую работу.

Предметные:

Обучающийся научится:
1. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения.
2. Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.
3. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.

Развивающие:

1.        Развивать познавательную активность обучающихся, умение понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы.

2.        Развивать коммуникативные функции, посредством парной и групповой работы.

3.        Развивать навыки самостоятельной работы, посредством самостоятельного выполнения упражнений.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы результаты:

1.Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека.

2.Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.

3.Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.

Воспитательные:

1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством групповой работы.

2. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы.

УМК: Школа России, Литературное чтение. 3 класс, часть 2, Климанова Л.Ф.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Устанавливает эмоциональный контакт.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

-Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!

-Отлично! Теперь у всех хорошее настроение.

-Итак, сегодня на уроке у нас будет работать знак готовности и согласия (большой палец вверх).

-Готовы начать урок?

1. Приветствуют учителя

2. Эмоционально настраиваются на урок.

Знак готовности.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: проявлять готовность подчиняться.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

И

М: репродуктивный
П:
пересказ

Ф
М:
беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Ф

М: практический
П:
упражнение

Ф

М: частично-поисковой
П:
шифр

М: проблемное обучение
П:
проблемная ситуация

1. Организует активизацию знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

-С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?

-Отлично, верно.

-Я задавала на дом подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой и подобрать, подходящие пословицы к тексту. Кто готов выступить с пересказом?

(1-2 человека).

-Отлично! Молодцы, ребята, я вижу, что вы отлично постарались.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

-Верно!
-Нам сегодня предстоит красиво и правильно читать, но для этого нам нужно подготовить наш речевой аппарат.

-Что мы обычно для этого используем?

-Совершенно верно.

-Сегодня мы поработаем вот с этой скороговоркой.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

-Какие звуки встречаются чаще всего?

-Медленно прочитайте скороговорку, четко проговаривая все звуки

-Теперь прочитайте чуть быстрей, еще быстрей, очень быстро.

-Кто желает прочитать скороговорку один?

-Спасибо за работу!

-А чтобы догадаться с каким рассказом мы сегодня с вами познакомимся, я предлагаю вам разгадать шифр.

Я

И

Л

О

П

О

Г

Р

В

С

О

Р

12

9

10

7

1

3

4

2

6

11

5

8

-Какое слово зашифровано?

-Абсолютно верно!

-Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

Пересказывают рассказ.

• Была бы охота, а выучиться можно.

• Знание и мудрость украшают человека.

• Наука даром не дается - наука трудом берется.

-Новый рассказ.

-Скороговорку.

-Л, б, в.

Читают медленно.

Читают быстрее.

Читают по одному.

-Проговорился.

УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

 

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: моделирование

П: определение целей

П

М: моделирование
П:
план урока

Формулирует вместе с детьми тему урока.

-Как будет звучать тема урока?

-Отлично!

-Какую цель поставим перед собой?

-Верно!

-Посмотрите на экран перед вами план на наш урок. Но он перепутался. У вас есть 30 секунд, чтобы собрать его. Работаем в парах.

-Время вышло. Кто хочет рассказать какой план у вас получился?

ПЛАН:

1) Познакомимся с автором рассказа «Проговорился».

2) Выразительно прочитаем рассказ.

3) Ответим на вопросы по тексту.

4) Выполним самостоятельную работу.

5)Дадим волю творчеству!

-Отлично. Начинаем.

1. Определяют тему и цель урока.

-«Проговорился».

-Познакомиться с рассказом «Проговорился».

2. Составляют план урока в верной последовательности.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

М: слова учителя
П:
рассказ

Ф
М:
беседа
П:
 ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
работа с книгой
П:
чтение

1.Создает обстановку, направленную на поиск информации.

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Проговорился» Юрия Ивановича Ермолаева.

-Но для начала, мы должны познакомиться с автором этого рассказа.

-Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

-Как он это делает, узнаем, познакомившись с рассказом «Проговорился».

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом рассказе? Когда так говорят: «проговорился»?

-Откройте учебники на странице 180, рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

-Какой пункт мы выполнили?

-Абсолютно верно! Мы познакомились с автором рассказа.

-Ваши предположения прекрасны, но это мы узнаем чуть позже.

-Мы переходим к самой интересной части.

-Начинаем читать рассказ Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

-Сейчас мы будем читать по ролям.

(Выбираю автора, Иру, попугая).

-А все остальные внимательно слушают и следят по тексту, я буду менять роли.

Организовывает чтение рассказа.

-Можем начинать.

-Хорошо.

-Закройте глаза. Зажмурить те их, теперь закройте на 10 секунд. Можете открывать.

Слушают рассказ учителя.

-О том, что кто-то выдал тайну. Предположения детей.

-О девочке и попугае.

-1.

Слушают инструктаж.

Читают рассказ по ролям.

УУПД: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУПД:

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Презентация

Презентация

Динамическая пауза (1 минута)

- А сейчас мы немного разомнемся. Встаем со своих мест. Проверяем, чтобы вы никого не задели. Будьте осторожны.

-Повторяем упражнения.

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

-Отлично. Садимся правильно. Ноги на полу. Спина прямая. Продолжаем урок.

Повторяют упражнения.

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

Ф
М:
беседа
П:
ответы на вопросы

ВК

-Ребята, какой пункт плана мы успели с вами выполнить?

-Абсолютно верно! Мы прочитали с вами выразительно рассказ «Проговорился».

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства вы испытали, слушая его?


1.О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

5. Чему учила Ирочка попугая?

6. С каким настроением Ирочка шла в школу?

7. Как ребята догадались о непослушании Иры?

8. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.

9.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

10. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

-Какова же проблема у Иры?

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательно читали данный рассказ.

-Ребята, какой пункт плана мы только что с вами выполнили?

-Отлично! Нам удалось ответить на вопросы по тексту.

-2.

Ответы детей.

-Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости.

-Потому что Ирочка невоспитанная девочка.

-Нет, потому что попугай ничему не научился, только словам Ирочки.

-Нет.

-Мяукать, лаять, здороваться.

-С хорошим, она ждала похвалы.

-Попугай повторял плохие слова.

Рассказывают об Ирочке.

-Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки.

-Взъерошился, покосился, отвернулся.

-Невоспитанность, грубость, хвастовство.

-3.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Учебник

Презентация

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа
П:
объяснение

И
М:
 репродуктивный
П:
составление рассказа 

ВК

1. Организация самостоятельной работы.

-Сейчас поработаем самостоятельно, ваша задача придумать продолжение рассказа, чтобы у Ирочки закончилось все благополучно. Желаю удачи!

-На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

-Ваше время вышло!

-Я вижу, что уже все закончили.

-Кто готов поведать свое продолжение рассказа?

(прослушивание 2-3 человек).

-Отлично, ребята! У вас получились великолепные рассказы, вы очень постарались!

1. Принятие предъявляемых требований учителя.

Выполнение задания.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М:
слово учителя
П:
объяснение

П

М: репродуктивный
П:
синквейн

ВК

1. Организует обобщение изученного материала.

-Ребята, какой пункт плана мы выполнили?

-Абсолютно верно! Мы написали с вами самостоятельную работу.

-А сейчас я предлагаю вам очень интересное задание.

- А сейчас я предлагаю вам составить синквейн.

-Кто знает, что такое синквейн?

-Верно.

- Итак, сейчас я подробнее вам о нем расскажу.

- Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

-Сейчас мы будем его составлять по теме нашего урока.

-Смотрите на слайд, там дан алгоритм вашей работы.

-Задайте мне вопросы по заданию.

-Можете приступать. На это задание у вас есть 3 минуты, работаем на листах, которые лежат у вас на парте.

-Итак, время вышло.

-Что у вас получилось.

-Ребята, у вас получились замечательные синквейны!

1. Принимают предъявляемые требования

-4.

Отвечают на вопросы.

-Это пятистрочная стихотворная форма по определенной теме.

Задают вопросы.

Составляют синквейн.

Читают синквейны.

1) ИРОЧКА.

2) Злая, невоспитанная.

3) Грубит, хвастается, капризничает.

4) В ком добра нет, в том правды мало.

(Очень плохо себя вела)

5) Грубиянка.

Капризуля.

Хвастунишка.

Дрессировщица.

УУПД: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Листы для работы

Учебник

Листы

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф
М:
моделирование
П:
рефлексия

1. Самооценивание результатов.

-Наш урок с вами подходит к концу!

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

-Что еще узнали?

 

-А все ли пункты плана на урок мы выполнили?

-Отлично!

2. Задает домашнее задание.

-Откройте свои дневники, ваше домашнее задание: подготовиться читать по ролям.

-А сейчас я хочу попросить вас закончить предложения.

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен.

1. Отвечают на вопросы.

- Познакомиться с произведением «Проговорился».

-Да.

-Узнали биографию автора и что такое синквейн.

-Да.

Записывают домашнее задание.

Оценивают работу на уроке.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами

УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...

Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин.».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его сказка.Задачи урокаДидактические:&bull...

Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии                                                  ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».Задачи урокаДидактические:1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева...

Технологическая карта урока литературного чтения "Э. Успенский "Чебурашка" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения повести Э. Успенского «Чебурашка»; формирование знаний о жанровых особенностях повести.Задачи урока:...