День Наума Грамотника. Познавательная игра для учащихся 3 – 4 классов.
материал по чтению (3, 4 класс)

Козлова Елена Григорьевна

Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Познавательная игра для обучающихся   3 – 4  классов, через которую обучающиеся получат знания о традициях Дня Наума  Грамотника. День пророка Наума можно считать уникальным, ведь он посвящен не наблюдениям за погодными явлениями, верованиям и земледельческим работам, что составляет содержание большинства дат, отмеченных народным календарем. Тема Наумова дня – образование, учение, грамота. В былые времена с этого дня в селах, деревнях и небольших городках детей начинали грамоте учить. С одной стороны, это было наиболее удобное время для овладения азами счета и чтения крестьянину – урожай собран, подростковой и детской работы в доме практически нет, на улице морозно, целыми днями приходится сидеть в доме, где душно, тесно, вечно кому-нибудь под руку попадаешь. А грамотный человек нужен в каждой семье. С другой стороны, приурочили начало занятий именно к первому дню декабря (по старому стилю), потому что покровителя дня (святого Наума) народные «языковеды» напрямую связали с учением.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила педагог-библиотекарь ГБОУ СШ №27 Г.Санкт-Петербурга Козлова Е.Г. 2021г.

Слайд 5

Скороговорки Хвала халве. Водовоз вёз воду из-под водопровода. У пеньков опять пять опят. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Слайд 6

Волков бояться - … Куй железо, … Не гордись званием, … Терпенье и труд … По одёжке встречают, … Что написано пером, … ПОСЛОВИЦЫ

Слайд 7

Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Здоров как... Изворотлив как… Надут как… Нем как… Грязный как… Упрям как… Болтлив как… Колючий как … ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Слайд 8

Актуальный Антракт Ситуация Лозунг Финал Эпилог Имитация Шеф Дебаты Пресса Индекс Замените иноязычные по своему происхождению слова русскими синонимами

Слайд 9

А теперь замените синонимами устаревшие слова: Очи Чело Ланиты Уста Перст Глаголет

Слайд 10

Подберите антонимы к этим словам русского языка. Талант Благо Разлука Гнев Грубый Озноб Многословность Свобода

Слайд 11

«Гадкий солдатик» «Путешествие Карлсона с дикими гусями» «Дядя Фёдор – милиционер»

Слайд 15

Интернет-ресурсы https:// zen.yandex.ru/media/id/5e2444f1d7859b00b690db6c/14-dekabrianaum-gramotnik-naumpokrovitel-uchascihsia-molitsia-naumu-s-utraum-pribavliaetda-golovu-osvejaet-narodnyi-kalendar-5fd5881b64f2df1897d51ead https:// vsyamagik.ru/14-dekabrya-den-nauma-gramotnika-istoriya-prazdnika/



Предварительный просмотр:

ДЕНЬ НАУМА  ГРАМОТНИКА

Познавательная игра для учащихся  3 – 4  классов.

ЦЕЛЬ:

1.Познакомить учащихся с историей православного праздника.

2.Дать возможность услышать особенности старославянского языка.

3.Уметь применять ранее полученные знания в игре.

ВЕДУЩАЯ. 14 декабря (1 декабря по старому стилю) по православному календарю – День пророка Наума, а по народному календарю – День Наума – Грамотника.

«Придёт Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум» - такие пословицы сложились в народе.

   В русских книгах 17 века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и прежде всего помочь научиться читать и писать.

   Почему именно этот пророк, чьи предсказания изложены ещё в Ветхом Завете, стал покровителем  грамотеев?

Причины две: созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь – зимой работы  было меньше, а времени для освоения грамоты больше.

   Так приобрёл пророк Наум эпитет Грамотник» и считается покровителем знаний и ума, помощником всех учащихся.

 ВЕДУЩАЯ. По традиции, на Наумов день крестьяне отправляли детей в школу. Они считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок». А ещё считали: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь».

   Существовал обычай в этот день декабря отдавать отроков в ученье к дьячкам, отставным солдатам и прочим сельским грамотеям.

   Учитель приходил в дом родителей в назначенное время, где его встречали с почётом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать же должна была в это время плакать.

   На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать передавала подарок для учителя, который обычно состоял из домашней птицы. Иногда в награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

   Матери выпекали в этот день для детей лепёшки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу.

  Будем считать, что сегодня, 14 декабря, в день Наума – Грамотника, мы отдаём вас в ученье, а ваша классная «мама» одаривает всех монетками на удачу и успех.

          (Дети получают шоколадные монеты).

ВЕДУЩАЯ. А теперь, когда вы подкрепились «монетками» на удачу, проверим ваши ранее приобретённые знания. Оценивать их будем так, как говорится в одном давнем стихотворении Н.Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б, как Аз да Буки,

В как Веди, Г – Глагол…

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Если вас такое «оценивание» устраивает, тогда начнём.

СКОРОГОВОРКИ

   Для начала «поскороговорим», то есть потренируемся в произношении скороговорок. Любой желающий может проговорить названную мною скороговорку 3 раза без ошибок и получить приз.

Хвала халве.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

У пеньков опять пять опят.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

   Участники конкурса, сумевшие без ошибок повторить скороговорки,

получают приз.

ПОСЛОВИЦЫ

А теперь мы с вами вспомним пословицы. Знаете ли вы, что в собрании В.И.Даля более 30 тысяч пословиц, а точнее 30130? Мы вспомним только очень-очень маленькую частичку этого собрания. Вам предстоит продолжить начатую мною пословицу.

Волков бояться - …            (в лес не ходить)

Куй железо, …                     (пока горячо)

Не гордись званием, …      (а гордись знанием)

Терпенье и труд …             (всё перетрут)

По одёжке встречают, …   (а по уму провожают)

Что написано пером, …     (не вырубишь топором)

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ 

(устойчивое сочетание слов, значение которого невыводимо из значений составляющих его слов, например, надрать уши)

ВЕДУЩАЯ. Сейчас мы все вместе откроем ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ зверинец. Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете названием соответствующего по смыслу животного.

Голоден как…          волк.

Хитёр как…             лиса.

Труслив как…         заяц.

Здоров как...             бык.

Изворотлив как…   уж.

Надут как…              индюк.

Нем как…                  рыба.

Грязный как…         свинья.

Упрям как…             осёл.

Болтлив как…          сорока.

Колючий как …        ёж.

Загадки – складки «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой…не разольёшь.

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …поперёк

И так устали мы в дороге,

Что еле…волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…вянут.

Загадки – шутки

- Есть ли ноги у газеты, у книги?

Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу вверх ногами

- В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?

 Ясно как дважды два четыре.

- Что общего в словах ДУГА, БАРАНИЙ РОГ, ТРИ ПОГИБЕЛИ?

Их можно …согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.

СИНОНИМЫ

ВЕДУЩАЯ. Замените иноязычные по своему происхождению слова русскими синонимами.

Актуальный                 важный

Антракт                        перерыв

Ситуация                        положение

Лозунг                        призыв

Финал                        завершение

Эпилог                        заключение

Имитация                        подражание

Шеф                                начальник

Дебаты                        споры

Пресса                        печать

Индекс                        указатель

А теперь замените синонимами устаревшие слова:

Очи                                глаза

Чело                                лоб

Ланиты                        щёки

Уста                                губы

Перст                        палец

Глаголет                        говорит

АНТОНИМЫ

ВЕДУЩАЯ. Подберите антонимы к этим словам русского языка.

Талант                        бездарность

Благо                        зло

Разлука                        встреча

Гнев                                милость

Грубый                        нежный

Озноб                        жар

Многословность                лаконичность

Свобода                        неволя

ВЕДУЩАЯ. А теперь «Книжная чехарда».

   Учитель диктовал ученикам список книг, которые нужно прочитать на каникулах. Маша успевала не только записывать, но и перемигиваться с Олей и показывать язык Вове. Попробуйте догадаться, какие же книги нужно прочитать Маше. Вот какой список у неё получился:

  1. «Гадкий солдатик»
  2. «Путешествие Карлсона с дикими гусями»
  3. «Дядя Фёдор – милиционер»

(«Гадкий утёнок», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Дядя Стёпа – милиционер», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Стойкий оловянный солдатик», «Приключения Карлсона»).

ВЕДУЩАЯ. И в заключение познавательная информация для всех.

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…»:

  • что греки в конце вопросительных предложений ставят точку с запятой;
  • что испанцы вопросительные и восклицательные  знаки ставят не только в конце предложения, но и в их начале в перевёрнутом виде;
  • что армяне повествовательное предложение заканчивают двоеточием;
  • что болгары в знак утверждения «да» делают наше движение головой, означающее «нет».

Вот и завершилась наша игра, посвящённая дню Наума – Грамотника.

Несомненно, вы открыли для себя что-то новое, проверили свои знания и сумели применить их с пользой. И дальше будем продолжать обучение по всем предметам, а успех и удача будут с нами всегда вместе с пророком Наумом, покровителем знаний и ума, помощником всех учащихся.

Мероприятие подготовила

педагог-библиотекарь школы №27        Козлова Е.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

"Скоро день рождения!"Классный час в 1-4классах.

Цели: Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия....

День здоровья "Летние забавы" для 1 - 4классов.

Сценарий мероприятия "Летние забавы" для 1 - 4 классов....

Спортивное мероприятие в начальной школе «Малые Олимпийские игры» для учащихся3- 4х классов.

Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование школьников дает возм...

Учебно-познавательная игра "День Подснежника"

Материал представлен в виде учебно-познавательной игры по нескольким предметам: русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Способствует расширению кругозора детей, знаний об окружающем мире, во...

Неделя природоведения Игра по станциям (4класс)

1. В стакан с горячей водой опустили  металлическую, деревянную и пластмассовую ложки. Какая ложка будет самой горячей на ощупь через 15 секунд? Выбери правильный ответ:а) металлическая,...

День здоровья в начальной школе (2-4класс) «Весёлые эстафеты»

Цели и задачи: 1. Укрепление здоровья детей. 2. Развитие у детей интереса к физической культуре, понимание значения спорта в жизни человека. 3. Воспитание скоростных качеств, пропаганда здорового обра...