Методическая разработка "Воробьишко" М. Горький
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока "Воробьишко" М. Горький , 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturnoechtenie_lobskayaekaterina.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение, УМК «Перспектива».
Класс: 3 «а»
Тема: М. Горький «Воробьишко»
Цель урока: познакомить учащихся со сказкой «Воробьишко».
Планируемые результаты: Предметные: формирование умения правильного, осознанного и выразительного чтения; умение выделять основную мысль сказки, характеризовать героев; умение анализировать прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.
Метапредметные: умение формулировать тему и цель урока; прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.
Личностные: формирование чувства ответственности за свои поступки.
Ход урока:
Орг.момент.
Учитель настраивает детей на работу.
Актуализация знаний.
– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира.
Послушайте загадку.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей.
Я бывалый … (Воробей.)
-Подберите однокоренные слова. (Воробьиха, воробьенок, воробушки.)
Постановка темы и цели.
-Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О маленьком воробушке.)
-А почему вы решили, что о маленьком? (Автор называет его ласково: не «воробей», а «воробьишко». Наверное, он его любит и хорошо к нему относится.)
-Какими из этих слов можно также назвать маленького воробья? («Воробушек», «воробьенок».)
-Но автор назвал его по-другому: «воробьишко». Какой смысл он вложил в это название? Сегодня мы об этом узнаем.
Первичное восприятие.
-Сейчас, я предлагаю вам послушать эту сказку.
-Какие чувства вы испытали?
- О ком это произведение? (О воробьиной семье.)
-К какому жанру относится произведение? (Сказка.)
-Почему? (Герои – воробьи, они разговаривают, как люди. И начало здесь такое же, как во многих сказках: «Жил-был..». Автор изображает жизнь воробьев, похожую на жизнь людей.)
Вторичное восприятие.
Чтение первой части текста по цепочке.
-Ребята читаем по цепочке до слов «…улетая на охоту» и отмечаем непонятные слова. Следите за выразительностью.
Беседа по 1 части сказки.
-Какие неизвестные слова вам встретились? (Пичужки, наличник, пакля, чересчур, чванятся, чадо,
Пичужки – птицы.
Наличник – накладная планка вокруг окна или двери.
Пакля – грубые нити, полученные из растений.
Чересчур – слишком.
Чванятся - хвастаться, горделиво превозноситься.
Чадо – ребенок.
-Что вы узнали о героях сказки по этой части? (Главный герой – Пудик. Он был очень маленький.)
-А из чего вы сделали такой вывод? (В сказке говорится «Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал…». А еще он ничего не знал об окружающей жизни. Пудик недавно появился на свет и «все выглядывал из гнеда: хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него».
-А что вы скажите о родителях Пудика? (Они заботились о нем, опекали. Отец приносил ему пищу: букашек и червяков. Родители все время предупреждали Пудика, чтобы он не высовывался из гнезда, а то упадет на землю и достанется кошке на обед.)
Чтение второй части текста по цепочке.
Читают текст до слов: «…это плохо кончится», после чего идет обсуждение содержания сказки по вопросам.
Беседа по 2 части сказки.
- Как вы понимаете слово «чин»? (Чин – порядок, должность.)
-Как вы думаете, нравился ли Пудику окружающий мир? (– Нет, он все критиковал. Ему казалось, что вокруг все устроено не так, как надо. Вот здесь автор пишет: «Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: - Чересчур черна, чересчур!». - Ему не нравилось, что деревья качаются: «А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет». - А еще он смотрел на человека и ему не нравился он бескрылый.)
-А почему он так думал? (Он был еще маленьким, глупеньким, поэтому многого в жизни не понимал. - Пудик думал, что все должно быть так, как ему хочется. - А еще он ни чему не верил. Он не верил даже своей маме.)
-Давайте узнаем, что же случилось дальше.
Самостоятельное чтение последней части текста.
Как вы понимаете слово «благополучно»? (Благополучно – удачно, успешно.)
- Научила ли его чему-нибудь встреча с кошкой? (Встреча с кошкой научила Пудика слушаться взрослых.)
- Что помогло ему взлететь? (Страх.)
Беседа по прочитанной сказке.
-Ребята, произошло то, что и должно было произойти, когда не слушаешься старших.
- М. Горький в самом начале своей сказки написал: У воробьев совсем так же, как и у людей…», что он имел ввиду? О чем эта сказка? Только ли о воробьях? (Он имел ввиду, что воробьи также, как и люди познают мир в детстве. И на этом пути с ним может приключиться беда. Но мама, не задумываясь, всегда придет на помощь и не задумываясь, отдаст жизнь за свое дитя. Эта сказка показывает, что нет ничего сильней любви мамы. Также она показывает, что детям надо слушаться родителей.)
-Что вы можете сказать об отношении Пудика к своим родителям? (Он был к ним не справедлив, не благодарен. Не слушался их, все время упрямился и делал по-своему.)
-Ну а что-нибудь хорошее можно сказать про воробьишку? Или он вам совсем не нравится? (Я заметил в нем хорошую черту: он был любопытным, любознательным, ему хотелось поскорее все узнать. - Еще он был жизнерадостный. - Он был талантлив. Сам сочинял песни и распевал их.)
-Молодцы, что замечаете не только плохое в героях, но и хорошее.
-А теперь давайте посмотрим, а как же автор относился к своему герою. (Он его любит, называет ласковым именем Пудик. - Ему нравится его любознательность. - Рассказывает о нем с юмором, особенно в том месте, где Пудик распевает свою песню.)
-Ну а теперь, когда мы так много уже сказали о Пудике, можете ли вы объяснить название сказки «Воробьишко»? какой смысл автор вложил в это слово? (у этого слова есть суффикс «ишк», который предает слову уменьшительное и в то же время пренебрежительное значение, неодобрение и осуждающее отношение к чему-либо..)
(Примеры слов с этим суффиксом: «городишко», «мужичишко», «человечишко» и так далее.)
-Он осуждает главного героя за его характер и необдуманные, легкомысленные поступки и в то же время автор любит воробышка, жалеет его, показывает маленьким, глупеньким по неопытности.
Работа с карточками.
- Перед вами карточки. Давайте с помощью них составим характеристику Пудику и его маме.
- Подчеркните:
1 вариант – характер Пудика.
2 вариант – характер мамы-воробьихи.
маленький храбрая любящая непослушный
ленивая послушный преданная хвастливый
умная мудрый смелая отважный
глупенький отважная смелый заботливая
трусливый заботливый храбрый
Чтение по ролям.
Сейчас мы с вами будем читать по ролям отрывок на стр.137.
-Распределение ролей.
Сочинение продолжения сказки.
-Как вы думаете, как может сложится дальнейшая жизнь Пудика? (Например, Воробьишко подрос, стал самостоятельно жить, но прилетал к своим родителям и приносил червячков. Или, у мамы летом появились птенцы и Пудик учил их уму разуму, чтоб они не делали таких ошибок, как он.)
Итог урока.
- С каким произведением мы работали на уроке?
- Какой полезный урок вы извлекли из этой сказки?
- Какое задание понравилось больше всего?
Домашнее задание.
Творческое: нарисовать рисунок к сказке.
Обязательное: пересказать любую часть.
- Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Горькие плоды сладкой жизни.
шоу про наркотики....
Горькие плоды сладкой жизни.
ток-шоу про наркотки...
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО Байгазакова Саулеш Турсынбаевна СШ имени М.Горького сДМЦ Внеклассное мероприятие по культуре поведения 4 класс
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРОБайгазакова Саулеш Турсынбаевна СШ имени М.Горького сДМЦВнеклассное мероприятие по культуре поведения 4 классОформление кабинета:на экране изображение яркого солнца со словами В. Г...
Проет урока по краеведению "Знакомство с родовым домом "Горьких" (соавтор Филиппова Ю,С,)
Цели занятия: 1.Познакомить с родовым домом Горьких в селе Усть-Цильма; сообщить факты появления и жизни этого дома и его жителей; ввести новые термины (родовой дом, хлев, стая, поветь). За...
Презентация к рассказу М. Горького "Случай с Евсейкой"
Презентация к рассказу М.Горького "Случай с Евсекой". Данная презентация знакомит учащихся с морскими обитателями, что способствует лучшему усвоению текста....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: А.М. Горький «Воробьишко»
Разработка урока литературного чтения по творчеству А.М. Горького...