Звук [р], [р']; ,Буква «Р», «р»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Звук [р], [р']; ,Буква «Р», «р» ,Технологическая карта урока по предмету литературного чтения 1 класс. Учебник - азбука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_azbuka_r.docx | 193.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Обучение грамоте (чтению)
Класс: 1 класс
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Звук [р], [р']; ,Буква «Р», «р»
Цель урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв; закрепление умения читать слоги-слияния изученных согласных и гласных; умение составлять слова из слогов; развитие фонематического слуха; закрепление умения делить слова на слоги, определять ударный слог, давать слого-звуковую характеристику слова; формирование умения характеризовать новый звук по ряду признаков; знание функций строчных и письменных букв; закрепление знаний о форме новой печатной буквы; формирование умения читать отдельную букву; формирование умение читать слоги с новой буквой; формирование умения читать слова с новой буквой; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение находить изученные орфограммы.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей через текст.
Метапредметные:
умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД).
умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).
структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).
II. Повторение ранее изученного | ||
2.1. Работа с буквенной лентой. . -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. -Посмотрите на ленту букв. -Каким цветом наша лента? (Красным и синим) -Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя? (Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки) -Чем отличаются гласные от согласных? (Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград.А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.) -Сколько знаете гласных букв? (Десять) -А гласных звуков? Назовите. (Шесть: [а],[о],[у],[ы],[и],[э].) -Назовите изученные согласные. (М, Н.) -Все ли буквы нам известны? (нет) -Хотите познакомиться с новой буквой? (да) Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой. - Отгадайте загадку: В реке большая драка:
2. Уточнение артикуляции звука [р]
| знание ранее изученных букв, умение их правильно называть; знание особенностей гласных и согласных букв | структурирование знаний, анализ, синтез (познавательные УУД) |
III. Изучение нового звука [р], [р’], | ||
3.1. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков[р], [р’], На экране предметные картинки с изображением рака и ореха. Учитель. Выполните слого-звуковой анализ слов рак и орех. - Какой звук слышите в начале слова рак? Дети произносят слова рак, орех, делят на слоги, вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ слов, составляют схемы на доске из карточек, чертят схемы в тетради, сравнивают составленные схемы со схемами на экране. - Какой звук слышите в начале слова рак? -Какой это звук-гласный или согласный? -Согласный. -Почему согласный? -При произношении воздух встречает препятствие, язык дрожит. Звук [р] звонкий или глухой? -Звонкий. (Дети закрывают уши, произносят звук Р, в ушах звенит). 2. Игра «Назови предметы со звуком [р], [р’]» -Какое свойство звука мы еще должны определить? -Твердость и мягкость. Твердый или мягкий звук в слове рак? -Твердый. Выполните слого-звуковой анализ слова орех -Твердый или мягкий звук в слове орех? -Он мягкий. Вывод: звуки[ р], [р’]-согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими. Дети называют слова с новыми звуками и определяют место в слове. Называют предметы: поросенок, крыльцо, перила, розы, трава, труба, крыша, береза, топор, ручка, рама, корзина и т.д. 3. Упражнение в определении места новых звуков [р], [р’] в названных учениками словах. Учитель подводит детей к тому, чтобы они назвали слова родители, Родина, Россия (Слайды № 3,4,5) Какие слова самые дорогие для каждого человека? -Что такое Родина? Как называется наша Родина? Ответы детей. Родители, мама, папа, Родина. 4. Упражнения со звуками [р} , [р’]. Чистоговорки. (Слайд №7) -Какой звук встречается во многих словах? 5. Физминутка «Рябинка». На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. Ей не просто жить на свете – Ветер крутит, вертит ветер. Но рябинка тоже гнётся, Не печалится – смеётся. Резкий ветер грозно дует На рябинку молодую. (Дети потягиваются поднимают руки вверх. Выполняют вращения туловищем вправо-влево. Выполняют наклоны в стороны. Дети машут руками, изображая ветер.) Когда будете делать физминутку, прислушайтесь, какой звук встречается во многих словах? Дети проговаривают чистоговорку сначала с учителем, а потом в парах. Дети. -Звук [р]. Звуки [ р], [ р’] 6. Знакомство с буквами Р, р. (учебник) Учитель. Звуки [р] , [р’] на письме обозначаются буквами Р, р (эр)-показ на экране и карточке. 7.Чтение слогов на экране (хоровое). Дети. Находят букву Р на ленте букв. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении. 8. Чтение слов в столбиках (Учебник) Учитель Прочитайте слова. В какой части стоит новая буква? Дети читают хором: ра-ар ро-ор ру-ур ры-ыр ри-ир Дети читают слова, указывают в каком месте в слове стоит буква Р, определяют количество слогов. Что показывает сплошная вертикальная черта? Сплошная вертикальная черта показывает границу слога. | ||
IV. Знакомство с буквами | ||
4.1. Знакомство с буквами Звуковой анализ слова «рыба», «речка». -Отгадайте загадку: «Блещет в речке чистой Спинкой серебристой».(рыба) -Составьте звукобуквенную модель слова «рыба». -Назовите первый звук в слове. ([ р]) -Какой это звук? (Твердый, согласный звук.) -Какой фишкой обозначим? (синей) -Назовите второй звук в слове? ([ы]) -Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой) -Назовите третий звук. ([б]) -Какой это звук? (Твердый, согласный звук.) -Какой фишкой обозначим? (синей) -Назовите последний звук? ([а]) -Что знаете о нем? (Гласный, обозначим красной фишкой) Аналогично проводится анализ слова «речка». Загадка. «Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит». (речка) | знание функций строчных и письменных букв закрепление знаний о форме новой печатной буквы | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) |
V. Физкультминутка | ||
Очень трудно так стоять, Ножку на пол не пускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться. (2 раза декламируется, в первый раз дети стоят на одной ноге, во второй – на другой) | управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД) | |
VI. Обучение чтению | ||
6.1. Чтение слов по строчкам, по столбикам. -Прочитайте слова, в которых по две буквы, обозначающие гласные звуки. (Марина, Нина, рана, имена) -Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. -Нина, Марина. -Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. -Прочитайте только имена. | формирование умения читать отдельную букву | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД) |
VII. Упражнения в развитии речи и мышления. | ||
7.1 Работа с текстом. «На рыбалке». Митя и Леша удили рыбу. Вот ёрш и карась. А это пескарь. Дети кладут рыбу в ведро. Мурзик будет рад улову. -Как называется рассказ? (На рыбалке) -Кто прочитает? (Чтение читающими детьми вслух) Работа по вопросам. -Кто удил рыбу? (Митя и Лёша) -Какую рыбу они поймали? (Ерша, карася, пескаря) -Куда дети кладут рыбу? (В ведро) -Кто будет рад улову? (Мурзик) -Найдите в тексте слова со звуком [р], [р,] (Рыбалке, рыбу, ёрш, карась, пескарь, ведро, Мурзик, рад.) | развитие воображения, развитие лексического строя речи развитие связной речи | поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД); нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (личностные УУД) |
VIII. Языковая и орфографическая пропедевтика | ||
Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
-Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Р.
-Впиши буквы в клеточки, номера которых даны после буквы. -Прочитайте получившиеся слова. (Море, нора, рама) -Чем похожи эти слова? (Есть звук [р]и[р,]) -Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное? (нет) -В каких словах буква Р обозначает твердый согласный звук? (нора,рама) -А мягкий согласный звук? (море)
-Впиши букву Р. -Прочитай получившиеся слова. (Марина, Ира, Роман, Римма, Рая, норма, мрамор, роса, армия) -Что общего у всех слов первой строчки? (Имена людей) | умение находить изученные орфограммы | постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) |
IX. Итого урока | ||
-С какой буквой сегодня познакомились? (-Рр) -Какой звук обозначает буква Р? ([р],[ р,]) -Что было интересным на уроке? (Фронтальные ответы детей) -Возникали затруднения? (да) -Вы смогли их преодолеть? (да) -Удалось вам сохранить хорошее настроение? (да)
| оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...
- Мне нравится (1)