Чтение 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по чтению 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_chtenie_po_fgos.docx | 99.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа- интернат» д. Березовка
Утверждаю:
директор школы______________
Гизатуллина К.А.
Приказ № ________ от _______
М.П.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»
для 1 - 4 классов
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №____ от « ____» _________________ 20____ г.
Руководитель МО: ___________ / Фахретдинова Г.А./
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Приложение:
- Коррекционная работа
- Национальные, региональные, этнокультурные особенности
- График контрольных работ
- Календарно-тематическое планирование
- Контрольно-измерительные материалы
- Критерии оценок
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету « Чтение » составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Адаптированной образовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Школа-интернат» д. Березовка
- Учебного плана МКОУ « Школа-интернат»;
- Положения о разработке рабочих программ;
- Приказа МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
На НРЭО отводится
1 класс 15,2 % учебного времени.
2 класс 10,3 % учебного времени.
3 класс 11,3 % учебного времени.
4 класс 10,3 % учебного времени.
Цели:
- Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
- Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
- Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чтение как учебный предмет является одним из ведущих, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения. Тематика произведения для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу своих особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение формируется постепенно: чтение по слогам, постепенный переход к чтению целыми словами с дальнейшим совершенствованием. Одновременно с овладением чтением вслух систематически ведется работа по чтению про себя. Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию устной речи: пересказ, работа по плану, работа по сюжетным картинкам.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности, развития интереса к чтению, читательской культуры, посещения библиотеки. Умения выбирать книги по интересу.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет « Чтение» представлен в предметной области « Язык и речевая практика» в 1 классе - 3 часа, во 2 – 4 классах по 4 часа.
Рабочая программа предмета «Чтение» в 1-4 классах определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и рассчитана в 1 классе – 33 учебной недели, во 2-4 классах- 34 учебных недель. Количество часов на прохождение темы определяется учителем.
Недельный учебный план (I – IV классы)
Предметная область | Учебный предмет
класс | Количество часов в неделю (по годам обучения) | Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Обязательная часть | ||||||
Язык и речевая практика | Чтение | 3 | 4 | 4 | 4 | 15 |
ИТОГО | 3 | 4 | 4 | 4 | 15 |
Годовой учебный план (I – IV) классы
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
| ||||||||||
Язык и речевая практика | Чтение | 99 | 136 | 136 | 136 | 507 | ||||
ИТОГО | 99 | 136 | 136 | 136 | 507 |
Распределение часов по четвертям.
Класс | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | Всего |
1 | 27 ч. | 21 ч. | 27 ч | 24 ч. | 99 ч |
2 | 36 ч. | 28ч. | 40 ч. | 32 ч. | 136 ч. |
3 | 36 ч. | 28ч. | 40 ч. | 32 ч. | 136 ч. |
4 | 36 ч. | 28ч. | 40 ч. | 32 ч. | 136 ч. |
ИТОГО | 135 | 105 | 147 | 120 | 507 |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета.
КРИТЕРИЙ | ПОКАЗАТЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. | Сформированность понятийного аппарата, характеризующего гражданскую направленность. | Понимать и использовать в речи положительные качества, характеризующие гражданскую направленность (патриотизм, трудолюбие, верность, справедливость, честь, смелость, и др. социальные компетенции). |
Сформированность понимания себя как члена семьи, члена общества, члена государства. | Понимать, что связывает ребенка: с его близкими, друзьями, одноклассниками, с Родиной. | |
Выполнять поручения в семье, в школе. | ||
Бережно относиться к окружающему миру (через трудовое и экологическое воспитание). | ||
Сформированность чувства патриотизма. | Знать символики школы, района, города, области, страны. | |
Уважительно относиться к себе, к другим людям. | ||
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. | Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Уважать и доброжелательно относиться к другим (толерантность): - этническая толерантность; - конфессиональная толерантность (уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий); - возрастная толерантность; - гендерная толерантность. | ||
Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | ||
3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Сформированность адекватных представлений о своих возможностях, способностях. | Рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться и т.д.). |
Выполнять поручения в семье, в школе («заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). | ||
Сформированность представлений о своих потребностях. | Уметь обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях, иметь достаточный запас фраз и определений («извините, эту прививку мне делать нельзя»; «повторите, пожалуйста, я не услышал; я не совсем понял, что ты имеешь в виду»). | |
Выполнить насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.). | ||
Ориентироваться в классе, школе (знать, где классный кабинет, учителя, столовая, расписание уроков и т.д.) | ||
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Сформированность конструктивных умений общения в семье, в школе, в социуме. | Конструктивно общаться в семье, в школе (со взрослыми: родители и педагоги): - слушать и слышать («слушать объяснение темы учителем на уроке»); - обращаться за помощью; - выражать благодарность; - следовать полученной инструкции; - договариваться; - доводить начатую работу до конца; - вступать в обсуждение; - задавать вопросы; - исправить недостатки в работе. |
Конструктивно общаться со сверстниками: - знакомиться; - присоединиться к другим детям; - просить об одолжении; - выражать симпатию; - проявлять инициативу; - делиться; - извиняться. | ||
Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
Сформированность адаптироваться к определенной ситуации. | Понимать ситуацию и на ее основе принимать адекватное решение. | |
5.Овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни. | Сформированность умений самостоятельности. | Участвовать в повседневных делах школы, класса, брать на себя ответственность в быту. Участвовать в подготовке и проведении семейных мероприятий. |
Сформированность умений самообслуживания. | Владеть умениями самообслуживания дома и в школе. | |
Сформированность умений выполнения доступных обязанностей в повседневной жизни класса, школы. | Иметь представления об устройстве школьной жизни. Уметь попросить о помощи в случае затруднений. Ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий. | |
Сформированность знаний о правилах коммуникации и умений использовать их в житейских ситуациях. | Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасение, завершить разговор. Уметь корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие. | |
6.Владение умениями коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Сформированность умений коммуникации со взрослыми и сверстниками. | Поддерживать коммуникацию, применять адекватные способы поведения в разных ситуациях, обращаться за помощью, оказывать помощь. |
Владение средствами коммуникации. | Использовать разнообразные средства коммуникации (в меру своих возможностей) согласно ситуации. | |
Адекватность применения норм и правил социального взаимодействия. | Правильно применять нормы и правила социального взаимодействия. | |
7.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Сформированность знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях. | Соблюдать правила поведения в разных социальных ситуациях: - с близкими в семье; - с учителями; - с учениками; - с незнакомыми людьми. |
Сформированность основ нравственных установок и моральных норм. Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия | Отвечать за свои поступки. Уважать свое мнение и мнение окружающих. Быть благодарным, проявлять сочувствие, правильно выразить отказ, умение корректно высказать просьбу, намерение, опасение и др.) | |
Сформированность умений в организации собственной деятельности | Организовывать собственную деятельность: - в быту - в общественных местах и т.д. | |
8.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Посещать школу, не иметь пропусков без уважительной причины. |
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика». | Соблюдать правила поведения на уроках. Соблюдать правила поведения на переменах и мероприятиях. Проявлять активность на уроках и внеурочное время. | |
Сформированность выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации. | Выполнять задания учителя в школе и дома. Проявлять интерес к учебным предметам. Применять полученные знания в жизни. | |
9.Развитие умений сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Готовность к коллективным формам общения. | Проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения. |
Владение средствами коммуникации. | Уметь выразить свое отношение к происходящему: речью, мимикой или жестами, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения. | |
10.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Сформированность элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. | Видеть и понимать красоту в окружающем мире. |
Сформированность творческой активности, интереса к искусству, художественным традициям своего народа. | Выражать свои мысли, чувства, впечатления в форме эстетического суждения, оценки. Участвовать в различных видах творческой деятельности, выражать себя в доступных видах творчества. Понимать художественные традиции своего народа. | |
11.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Сформированность этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Уважать и любить себя. Проявлять чувства доброжелательности, искренности, уважительности, справедливости, вежливости, терпения по отношению к другим людям. |
Сформированность понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||
12.Формирование установки за безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Сформированность умений личной гигиены. | Применять умения личной гигиены в повседневной жизни. |
Сформированность понятий «здоровый образ жизни», «вредные привычки». | Различать вредные привычки от полезных. Заниматься спортом. Применять различные формы ЗОЖ в повседневной жизни. | |
Сформированность умений к творческому труду. | Создавать художественные образы в своем воображении. Участвовать в доступных ему формах творческой деятельности. Положительно относиться к трудовой творческой деятельности. Уметь сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. | |
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Понимать и ценить роль трудовой деятельности в жизни человека. Быть искренним, заботливым по отношению к себе и другим людям. | |
13.Формирование готовности к самостоятельной жизни. | Сформированность начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности. | Участвовать в трудовых акциях. Уметь взаимодействовать в коллективных творческих делах. |
Сформированность житейских умений самообслуживания. | Готов обучаться бытовому труду. Обладает умениями самообслуживания. | |
Сформированность умений межличностного общения. | Поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками. Умеет обратиться за помощью. Усваивает позитивные образцы взаимодействия в семье, школе, социуме. |
Предметные результаты учебного предмета «Чтение» включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
В программе учебного предмета «Чтение» выделены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Освоение предметных результатов зависит от психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по предмету «Чтение» не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Год обучения | Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1 | Минимальный уровень: ● осознанно читать текст вслух по слогам; ● пересказывать содержание прочитанного текста с по- мощью учителя; ● участвовать в коллективной работе с помощью учите- ля; ● выразительно читать наизусть 2—3 коротких стихотворения | Достаточный уровень: ● читать текст после предварительного анализа; ● отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; ● читать текст в слух; ● выделять главных действующих героев с помощью учи- теля; ● читать небольшие диалоги по ролям (после предвари- тельного разбора) с помощью учителя; ● выразительно читать наизусть 2—3 стихотворения. |
2 | Минимальный уровень: ● осознанно читать текст вслух по слогам и целыми словами; ● пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам с помощью учителя; ● участвовать в коллективной работе с помощью учителя; ● выразительно читать наизусть 3—4 коротких стихотворения | ● читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами ● отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту с помощью учителя; ● определять основную мысль текста после предварительного анализа с помощью учителя; ● читать текст в слух; ● выделять главных действующих героев; ● читать диалоги по ролям (после предварительного раз- бора) с помощью учителя; ● пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя; ● выразительно читать наизусть 3—4 стихотворения. |
3 | Минимальный уровень: ● осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами; ● пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам с помощью учителя; ● участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев с помощью учителя; ● выразительно читать наизусть 4—5 коротких стихотворений
| Достаточный уровень: ● читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз; ● отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; ● определять основную мысль текста после предварительного его анализа с помощью учителя; ● читать текст про себя, выполняя задание учителя; ● выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; ● читать диалоги по ролям (после предварительного раз- бора) с помощью учителя; ● пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план; ● выразительно читать наизусть 5—6 стихотворений. |
4 | Минимальный уровень: ● осознанно и правильно читать текст в слух целыми словами; ● пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам с частичной помощью учителя; ● участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий с помощью учителя; ● выразительно читать наизусть 5—7 коротких стихотворений. | Достаточный уровень: ● читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; ● отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; ● определять основную мысль текста после предварительного его анализа; ● читать текст про себя, выполняя задание учителя; ● выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; ● читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); ● пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; ● выразительно читать наизусть 7—8 стихотворений. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание чтения. Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Подготовка к усвоению грамоты.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разделы | Кол-во часов | Вид учебной деятельности (по годам обучения) | ||||
Познавательные учебные действия | Регулятивные учебные действия | Коммуникативные учебные действия | Личностные учебные действия | |||
1 класс | ||||||
Добукварный период Букварный период | 10 89 | Понимать существенные, свойства предметов; понимать знаки, символы, использовать знаки заместители с помощью учителя делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать с помощью учителя | входить и выходить из учебного кабинета ориентироваться в пространстве класса пользоваться учебной мебелью адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. Д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | |
2 класс | ||||||
Осень пришла – в школу пора. Почитаем – поиграем. В гостях у сказки. Животные рядом с нами. Ой ты, зимушка-зима! Что такое хорошо и что такое плохо. Весна идёт! Чудесное рядом. Лето красное. | 17 11 14 14 17 18 22 13 10 | Понимать существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо – родовые отношения предметов, делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | входить и выходить из учебного кабинета ориентироваться в пространстве класса пользоваться учебной мебелью адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. Д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | |
3 класс | ||||||
О школе и школьниках. Листьям – время опадать. Верные помощники. Крылатые друзья. Здравствуй, Зимушка-зима! Сказочные истории. Трудолюбие – это клад. Настали дни весенние! Вот такие истории… Летняя пора. | 12 13 16 15 15 8 11 19 13 14 | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо – родовые отношения предметов делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо – родовые отношения предметов делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | входить и выходить из учебного кабинета ориентироваться в пространстве класса пользоваться учебной мебелью адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. Д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | |
4 класс | ||||||
. Школьная жизнь Время листьям опадать Делу - время, потехе - час. В мире животных Жизнь дана на добрые дела. Зима наступила. Веселые истории Полюбуйся, весна наступает В мире волшебной сказки Родная земля Лето пришло | 12 17 7 13 8 23 10 13 10 9 13 | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | входить и выходить из учебного кабинета ориентироваться в пространстве класса пользоваться учебной мебелью адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами,спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ВКЛЮЧАЕТ:
- мебель: школьная доска, шкафы, стол учителя, стул учителя, парты, стулья для учащихся;
- комплекты учебников «Чтение»;
- программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета;
- технические средства обучения (компьютер, проектор);
- детские книги;
- словари по русскому языку.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
№ | Название предмета по учебному плану | Название учебной литературы, автор, издательство, год издания | Название учебно-методической литературы, автор, издательство, год издания |
Чтение | - Букварь в 2 частях А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкина. М.: «Просвещение», 2018г. | 1. Уроки обучения грамоте. Горецкий В.Г. М."Просвещение" 1990 г. 2. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальной школы (к программам для С(К)ОУ VIII вида Е.А. Екжанова и другие. г.Челябинск 2008 г. 3. Ступеньки к школе Е.В.Кузнецова, И.А Тихонова. М «Дрофа» 2008г. 4. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах вспомогательной школе. В.В. Воронкова М; «Просвещение» 1988г. 5. Школа физминуток. В.И Ковалько. Москва "Вако» 2007 г. 6.Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы ( под ред. В.В.Воронковой).- Москва: Просвещение,2010 г. 7.Подготовка к обучению грамоте И.А.Морозова, М.А.Пушкарева: конспекты занятий. М.: изд-во « Мозаика-Синтез»,2008 8.Развитие речевого восприятия И.А.Морозова, М.А.Пушкарева: конспекты занятий. М.: изд-во « Мозаика-Синтез»,2009 9.Грамотный дошкольник: логическая тетрадь. В.Р.Старинина, А.В.Гутенева. М.: « Национальный книжный центр», 2015 10.Игры со звуками для дошкольников О.И. Крупенчук. Санкт-Петербург Издательский дом « Литера», 2011 11.Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 класса. – Челябинск: Взгляд. 2007 | |
2 класс | |||
Чтение | Чтение в 2-х частях. Ильина С.Ю,Аксенова А.К.,Головкина Т.М., Шишкова М.И. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2013. | 1. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальной школы (к программам для С(К)ОУ VIII вида Е.А. Екжанова и другие. - Челябинск, 2008 г. 2. Ступеньки к школе Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова -М.: «Дрофа», 2008г. 3. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах вспомогательной школе/ В.В. Воронкова - М; «Просвещение» 1988г 4. Школа физминуток. В.И Ковалько. - М.: «Вако» 2007 г. 5. Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы ( под ред. В.В.Воронковой). - М.: Просвещение,2010 г. 6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: пособие для учителей/ под ред. В.Г. Петровой. -М: « Просвещение», 1982 г. 7.Детская литература\под ред. Е.Е.Зубаревой. - М.: « Просвещение»1989 8. Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 класса. – Челябинск: Взгляд,2007. | |
3 класс | |||
Чтение | Чтение 3 класс С.Ю.Ильина, Л.В Матвеева-Лунёва Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида С-П:Просвещение,2015 | 1. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальной школы (к программам для С(К)ОУ VIII вида. Екжанова Е.А. и другие.г.Челябинск 2008 г. 2. Ступеньки к школе Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова М «Дрофа» 2008г. 3. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах вспомогательной школе. В.В. Воронкова - М; «Просвещение» 1988г. 4. Школа физминуток. В.И.Ковалько - М.:Вако» 2007 г. 5.Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы ( под ред. В.В.Воронковой).- Москва: Просвещение,2010 г. 6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: пособие для учителей/ под ред. В.Г. Петровой. -М: « Просвещение», 1982 г. 7.Детская литература\под ред. Е.Е.Зубаревой. - М.: « Просвещение»1989 8. Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 класса. – Челябинск: Взгляд. 2007 | |
4 класс | |||
Чтение | Чтение 4 класс :учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях /С.Ю.Ильина 6-е изд. - М.:Изд-во « Просвещение», 2020 г. | 1. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся начальной школы (к программам для С(К)ОУ VIII вида. Екжанова Е.А. и другие.г.Челябинск 2008 г. 2. Ступеньки к школе Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова -М.: «Дрофа» 2008г. 3. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах вспомогательной школе. В.В. Воронкова - М; «Просвещение» 1988г. 4. Школа физминуток. В.И.Ковалько - М.: «Вако» 2007 г. 5.Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы ( под ред. В.В.Воронковой).- - М: Просвещение,2010 г. 6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: пособие для учителей/ под ред. В.Г. Петровой. - М: « Просвещение», 1982 г. 7.Детская литература\под ред. Е.Е.Зубаревой. - М.: « Просвещение»1989 8. Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 класса. – Челябинск: Взгляд. 2007 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
- Развитее психомоторики и сенсорных процессов.
- Коррекция зрительного восприятия.
- Коррекция слухового восприятия.
- Коррекция пространственной ориентации.
- Коррекция мыслительной деятельности.
- Психокоррекция поведения обучающихся.
- Коррекция сенсомоторного развития.
- Коррекция эмоционально- волевой сферы.
- Коррекция речи.
- Коррекция памяти.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы проведения коррекционной работы
1. Фронтальная – нацелена на коррекцию общих недостатков, присущих всем ученикам, т.е. работа с классом.
2. Индивидуальная – с отдельным учеником, нацелена на специфическое проявление дефекта у разных учеников.
3. Сочетание фронтальной и индивидуальной.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ,ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
4 класс
№ | № урока | Тема | Источник |
1. | 16. | К.Рубинский «День осени» | Хрестоматия по |
2. | 47. | А.Дементьев «Слепой заяц» | Литературе родного края |
3. | 34. | П. Бажов «Про великого полоза» | |
4. | 56. | Н.Цуприк Чай с медом. | |
5. | 57. | « Золотые руки» ( башкирская народная сказка) | |
6. | 75. | А. Гольберг. "Зимняя сказка". | |
7. | 78. | О. Юлдашев Зимний лес. | |
8. | 81. | М.Чучелов Запах снега. | |
9. | 97. | О. Юлдашев «Ручеек». | 1-4 классы/ А.Б.Горская |
10. | 117 | К Киньябулатова «Будь счастливой, Родина моя». | Челябинск: Взгляд, 2002 г. |
11. | 125. | М.Львов «Высота». | |
12. | 129 | Л.Татьяничева Щенок. | |
13, 14. | 135, 136 | В.Андреев « Белый лес» |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
4 класс
№ | Вид работы | Тема | Дата |
1. | Входной срез. | И.Соколов-Микитов « Осень в лесу» | |
2. | Проверка техники чтения. | « Иван –царевич и серый волк» русская народная сказка. | |
3. | Проверка техники чтения. | Э.Гофман « Щелкунчик» | |
4. | Проверка техники чтения. | С.Михалков «Кто кого». | |
5. | Проверка техники чтения. | «Строитель». |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№п.п. | Тема урока | Количество часов | Дата | НРЭО |
1 четверть | 36 | |||
1 | Школьная жизнь.По Н. Носову. «Снова в школу» | 1 | ||
2 | Э. Машковская «Жил-был учитель» | 1 | ||
3 | М. Пляцковский «Чему учат в школе» | 1 | ||
4 | По Ю. Ермолаеву «Поздравление» | 1 | ||
5 | По Е. Шварцу «Как Маруся дежурила» | 1 | ||
6 | По Е. Ильиной «Шум и Шумок». | 1 | ||
7 | В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок». | 1 | ||
8 | По Л. Каминскому "Три желания Вити". | 1 | ||
9 | В. Берестов. "Читалочка". | 1 | ||
10 | По М. Бертеневу. "Зарубите на носу". | 1 | ||
11 | Загадки. Проверка техники чтения. И. Соколов-Микитов. "Осень в лесу". | 1 | ||
12 | Обобщение по разделу "Школьная жизнь". | 1 | ||
13 | Время листьям опадать. Н.Антонова. "Желтой краской кто-то". | 1 | ||
14 | По Н. Абрамцевой. "Осенняя сказка". | 1 | ||
15 | Е. Благинина. "Подарки осени". | 1 | ||
16 | К. Рубинский. "День осени". | 1 | + | |
17 | По Л. Воронковой. "Лесные подарки". | 1 | ||
18 | А. Твардовский. "Лес осенью". | 1 | ||
19 | По В. Путилиной. "В осеннем лесу". | 1 | ||
20 | Н. Некрасов. "Славная осень!" | 1 | ||
21 | По Ю. Шиму. "Отчего Осень грустна". | 1 | ||
22 | К. Бальмонт. "Осень". | 1 | ||
23 | По Ю. Ковалю. "Три сойки". | 1 | ||
24 | По Н. Сладкову. "Холодная зимовка". | 1 | ||
25 | А. Плещеев. "Скучная картина!…" (Отрывок). | 1 | ||
26 | По О. Иваненко. "Сказка про маленького жучка". | 1 | ||
27 | По К Ушинскому "Пчелы и мухи". | 1 | ||
28 | По Г. Граубину. "Время листьям опадать…" | 1 | ||
29 | Загадки. Обобщение по разделу "Время листьям опадать". | 1 | ||
30 | Делу - время, потехе - час. "Пекла кошка пирожки". (Русская потешка). | 1 | ||
31 | Сенокос. (Чешская потешка). Проверка техники чтения. "Иван-царевич и серый волк". (Русская народная сказка). | 1 | ||
32 | По Л. Пантелееву. "Карусели". | 1 | ||
33 | По Н. Носову. "Прятки". | 1 | ||
34 | Считалки. П. Бажов. "Про великого полоза". | 1 | + | |
35 | По М. Булатову. "Жмурки". | 1 | ||
36 | Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час". | 1 | ||
2 четверть | 28 | |||
37 | В мире животных. По К. Ушинскому. "Бодливая корова". | 1 | ||
38 | По В. Бирюкову. "Упрямый котенок". | 1 | ||
39 | По В. Гаранжину. "Пушок". | 1 | ||
40 | По Е. Чарушину. "Томка". | 1 | ||
41 | По Б. Житкову. "Охотник и собаки". | 1 | ||
42 | По Л. Матвеевой. "Чук заболел". | 1 | ||
43 | Г. Снегирев. "Хитрый бурундук". | 1 | ||
44 | По А. Баркову. "Барсучья кладовая". | 1 | ||
45 | По А. Дорохову. "Гостья". | 1 | ||
46 | Г. Корольков. "Игрушка лисят". | 1 | ||
47 | А. Дементьев. "Слепой заяц". | 1 | + | |
48 | По Ю. Дмитриеву. "Лиса". | 1 | ||
49 | Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных". | 1 | ||
50 | Жизнь дана на добрые дела. Г. Ладонщиков. "Миша-мастер". | 1 | ||
51 | По Е. Пермяку. "Пичугин мост". | 1 | ||
52 | В. Хомченко. "Михаськин мост". | 1 | ||
53 | По С. Баруздину. "Когда люди радуются". | 1 | ||
54 | По Ю Ермолаеву. "Про каникулы и полезные дела". | 1 | ||
55 | Е.Благинина. "Котенок". В. Голявкин. "Птичка". | 1 | ||
56 | Н. Цуприк. "Чай с медом". | 1 | + | |
57 | Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела". "Золотые руки". (Башкирская народная сказка). | 1 | + | |
58 | Зима наступила. По Л. Воронковой. "Снег идет". | 1 | ||
59 | А. Слащев. "Снегурочка". | 1 | ||
60 | Чтение 2-ой части сказки А. Слащева "Снегурочка". | 1 | ||
61 | И. Суриков. "Зима". Проверка техники чтения. "Щелкунчик" Э. Гофман. | 1 | ||
62 | С. Маршак. "Декабрь" (Отрывок). | 1 | ||
63 | По В. Сутееву "Елка". | 1 | ||
64 | Чтение 2-ой части рассказа по В. Сутееву "Елка". | 1 | ||
3 четверть | 40 | |||
65 | По Л. Клавдиной. "Вечер под Рождество". | 1 | ||
66 | Р. Тимершин. "Где лежало "спасибо"?" | 1 | ||
67 | По Н. Носову. "На горке". | 1 | ||
68 | Чтение 2-ой части рассказа по Н. Носову "На горке". | 1 | ||
69 | "Лисичка-сестричка и волк". (Русская народная сказка). | 1 | ||
70 | Чтение 2-ой части сказки "Лисичка-сестричка и волк". | 1 | ||
71 | А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорились". | 1 | ||
72 | П. Головкин "Зимняя сказка". | 1 | ||
73 | Г. Скребицкий. "Митины друзья". | 1 | ||
74 | Чтение 2-ой части рассказа Г. Скребицкого "Митины друзья". | 1 | ||
75 | А. Гольберг. "Зимняя сказка". | 1 | + | |
76 | В. Бирюков. "Снежная шапка". | 1 | ||
77 | По А. Тумбасову. "В шубах и шапках". | 1 | ||
78 | О. Юлдашев. "Зимний лес". | 1 | + | |
79 | Н. Некрасов "Не ветер бушует над бором…" | 1 | ||
80 | По В. Бианки. "Находчивый медведь". | 1 | ||
81 | По А. Спирину. "Зимние приметы". М. Чучелов. "Запах снега". | 1 | + | |
82 | Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила". | 1 | ||
83 | Веселые истории. По Н. Носову. "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос". | 1 | ||
84 | Чтение 2-ой части рассказа по Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос". | 1 | ||
85 | Г. Остер. "Одни неприятности". | 1 | ||
86 | М. Пляцковский. "Однажды утром". | 1 | ||
87 | В. Бирюков. "Почему комары кусаются". | 1 | ||
88 | С. Маршак. "Вот какой рассеянный…" | 1 | ||
89 | По О.Кургузову. "Две лишние коробки" | 1 | ||
90 | Г. Чичинадзе. "Отвечайте правда ли?" | 1 | ||
91 | Обобщение по разделу "Веселые истории". | 1 | ||
92 | Полюбуйся, весна наступает. В. Алферов. "Март". | 1 | ||
93 | По М Фроловой. "Восьмое марта". | 1 | ||
94 | Чтение второй части рассказа по М. Фроловой "Восьмое марта". | 1 | ||
95 | Е. Благинина. "Бабушка-забота". | 1 | ||
96 | По А. Соколовскому "Бабушкина вешалка". | 1 | ||
97 | О. Юлдашев. "Ручеек". | 1 | + | |
98 | По В. Бианки. "Последняя льдина". | 1 | ||
99 | А. Плещеев. "Весна". По А. Баркову "Скворцы прилетели". | 1 | ||
100 | По Э. Шиму. "Всему свой срок". | 1 | ||
101 | Н. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..." | 1 | ||
102 | По Н. Ковалю. "Весенний вечер". | 1 | ||
103 | По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица". | 1 | ||
104 | Загадки. Проверка техники чтения. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает". | 1 | ||
4 четверть | 32 | |||
105 | В мире волшебной сказки. "Хаврошечка". (Русская народная сказка). | 1 | ||
106 | Чтение 2-ой части сказки "Хаврошечка". | 1 | ||
107 | "Сказка о блюдечке и наливном яблочке". "Русская народная сказка). | 1 | ||
108 | Чтение 2-ой части сказки "Сказка о серебренном блюдечке и наливном чблочке". | 1 | ||
109 | А. Пушкин. "У лукоморья дуб заланый". | 1 | ||
110 | По Ш. Перро. "Подарки феи". | 1 | ||
111 | Чтение 2-ой части сказки Ш. Перро "Подарки феи". | 1 | ||
112 | Братья Гримм. "Горшочек каши". | 1 | ||
113 | По В. Порудоминскому. "Наши сказки". | 1 | ||
114 | Обобщение по разделу "В мире волшебной сказки". | 1 | ||
115 | Родная земля. М. Ильин. "Царь-колокол". | 1 | ||
116 | С. Васильева. "Город на Ниве". | 1 | ||
117 | Д. Павлючко. "Где всего прекрасней на земле". Н. Киньябулатова "Будь счастливой, Родина моя!" | 1 | + | |
118 | С. Вербова. "Сочинение на тему". | 1 | ||
119 | По Л. Кассиль. "Какое это слово?" | 1 | ||
120 | По Б. Никольскому. "Главное Дело". | 1 | ||
121 | А. Усачев. "Защита". | 1 | ||
122 | По Л. Кассилю "Никто не знает, но помнят все". | 1 | ||
123 | Т. Белозеров. "День Победы". Обобщение по разделу "Родная земля". | 1 | ||
124 | Лето пришло. С. Козлов. "Ливень". | 1 | ||
125 | Г. Граубин. "Тучка". М . Львов «Высота». | 1 | + | |
126 | Н. Павлова. "Хитрый одуванчик". | 1 | ||
127 | Чтение 2-ой части рассказа Н. Павлова "Хитрый одуванчик". | 1 | ||
128 | Е. Благинина. "Одуванчик". | 1 | ||
129 | Л. Татьяничева. "Щенок". | 1 | + | |
130 | По А. Дорохову. "Встреча со змеей". | 1 | ||
131 | А. Бродский. "Летний снег". | 1 | ||
132 | В. Голявкин "После зимы будет лето". | 1 | ||
133 | Проверка техники чтения. "Строитель". | 1 | ||
134 | Загадки. По А. Спирину. "Летние приметы". | 1 | ||
135 | В. Андреев. "Белый снег" | 1 | + | |
136 | В. Андреев. "Белый снег." Обобщение по разделу "Лето пришло". | 1 | + |
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Утверждаю ______________________
Директор школы__________________
(Гизатуллина К. А.)
Входная контрольная работа по чтению в 4 классе.
1 вариант
Осень в лесу.
Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам леса ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонка травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
(126 слов)
(И. Соколов-Микитов).
Вопросы и задания:
- О каком времени года говорит автор?
- О каких признаках осени говорит автор. Расскажи.
- Какими словами можно заменить выражения «румяная клюква», «ожерельем рассыпана ягода?
2 вариант
Три медведя.
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой. Да не нашла. А пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике том жили три медведя. Один медведь был отец. Звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица, она была поменьше, её звали Настасья Петровна. Третьим был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
(86 слов)
(Л. Толстой)
Вопросы и задания:
- Расскажи, какими были три медведя.
- «Дверь была отворена» - как можно сказать иначе?
Утверждаю ______________________
Директор школы__________________
(Гизатуллина К. А.)
Контрольная работа по чтению в 4 классе за 1 четверть
1 вариант
Иван – царевич и серый волк. Иван – царевич через стену перелез, увидел терем – на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар – птица. Он птицу взял, да засмотрелся на клетку. Сердце его разгорелось: «Ах какая золотая, драгоценная! Как такую не взять!»
Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук, трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана – царевича и повели его к царю Афрону.
Царь разгневался и спрашивает:
- Чей ты, откуда?
- Я царя Берендея сын. Иван – царевич.
Ах, какой срам! Царский сын, да пошел воровать… теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… ну, да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком – то царстве у царя Кусмана есть конь златоглавый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар – птицу с клеткой.
Загорюнился Иван – царевич.
(128 слов)
(Русская народная сказка)
Вопросы и задания:
- Что попросил царь Афон сделать Ивану – царевичу?
- Перескажи отрывок из сказки.
2 вариант
Лучи солнца.
Проснулось солнышко, потянулись ножки – лучики. Один луч подкрался к молодой березке, очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками.
Другой лучник разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листочками. Несколько лучников побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики.
Подкрался шалун – лучник к оврагу, заглянул. Испугался туман, пополз к реке. А лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.
А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчелки полетели к цветам. Проснулись и принялись за работу муравьи. Надо достроить муравейник.
(94 слова)
(По Б Житкову).
Вопросы и задания:
- Кого будили лучики?
- Кто испугался солнечных лучей?
- Назови насекомых, о которых прочитал.
Утверждаю ______________________
Директор школы__________________
(Гизатуллина К. А.)
Контрольная работа по чтению в 4 классе за 2 четверть
1 вариант
Мари не отходила от слова с подарками.
- Ах! – воскликнула, наконец, Мари. – Для кого этот хорошенький человек, что стоит под самой ёлкой?
- Он. Ответил отец, - будет усердно трудиться для всех нас: его дело – аккуратно разгрызать для нас орехи.
С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человек широко – широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и шелк - человек разгрыз его, скорлупа упала. И у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все – и Мари тоже – поняли, что нарядный человек вел свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал:
- Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришелся по вкусу, так ты уж сама заботься о нём и береги её.
(130 слов)
(Э. Гофман).
Вопросы и задания:
- Подбери заголовок, перескажи текст.
- Какое дело выполнял Щелкунчик?
2 вариант
Золотой луг.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!»
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять позеленел. Тогла я пошёл, отыскал одуванчик, оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и , сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда взошло солнце, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
(103 слова).
(М. Пришвин).
Вопросы и задания:
- Почему луг оказался золотым?
- В какое время суток луг казался золотым, а в какое зеленым?
Утверждаю ______________________
Директор школы__________________
(Гизатуллина К. А.)
Контрольная работа по чтению в 4 классе за 3 четверть
1 вариант
Кто кого?
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Осталось только большой камень с дороги убрать.
- Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! – предложила Зайчиха.
- А ну его! – ответил Заяц. – Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдёт.
И остался лежать камень возле крыльца.
Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
- Давай уберём камень! – предложила Зайчиха. – смотри, как ты разбился!
- Охота была! – ответил Заяц. – Стану я с ним возиться!
В другой раз вечером выскочил Заяц, опять забыл про камень – в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
- Говорила тебе, уберём этот проклятый камень! – взмолилась Зайчиха.
- Пусть лежит, где лежал! – ответил упрямый Заяц.
Лежит камень. Бьётся об него Заяц, но камня не убирает. А Зайчиха смотрит: кто кого?
(136 слов)
(С. Михалков).
Вопросы и задания:
- Каким, по–твоему был Заяц?
- Как ты понимаешь слово «расквасил нос»?
Утверждаю ______________________
Директор школы__________________
- (Гизатуллина К. А.)
Контрольная работа по чтению в 4 классе за год.
1 вариант
Строитель.
На дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики рыли в ней замысловатяе ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки. Старательно обмазывал стены глиняного дома.
- Эй, ты, что тама делаешь? – окликнули его мальчики.
- Я строю дом.
- Какой же это дом? У него кривые окна и плоска крыша. Эй, ты, строитель!
- Да его только двинь – и он развалится! – крикнул один мальчик и ударил домик ногой.
Одна стена обвалилась.
- Эх, ты! Кто же так строит? – кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка техники чтения
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого(выделяемой главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводится с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выделение оценки по совокупности ответов в
конце урока. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема ( на конец года): 1 класс – 10 слов; 2 класс – 16-20 слов; 3 класс – 25-30 слов;
4 класс – 35-40 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текста предыдущего года.
1 класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам (к концу года целыми словами) правильно или 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками слова, предложения, короткие тексты;
- соблюдает паузы на знаках препинания;
- отвечает на вопросы по содержание прочитанного;
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, допускает 1 – 2 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках препинания;
- допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию прочитанного и
иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- испытывает трудности при чтении по слогам сложных по структуре слов (трехсложные, со стечением согласных)
- допускает 3 – 4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках препинания;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- испытывает трудности при чтении по слогам легких двухсложных слов;
- допускает более 5 ошибок при чтении;
- не соблюдает пауз на знаках препинания;
- не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного текста даже с помощью учителя;
Оценка «1» учащимся 1 класса не ставится.
2 класс
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам ( с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
-соблюдает синтаксические паузы; - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
-пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1 – 2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправление ошибки, читает наизусть не достаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3 – 4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое условие текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по словам даже легких слов;
- допускает более 6 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержания прочитанного, искажая основной
смысл, не использует помощь учителя.
Оценка «1» учащимся второго класса не ставится.
3 – 4 классы
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает целыми словами, правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками;
- читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе с соблюдением логических ударений;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;
- допускает 1 – 2 ошибки при чтении, освобождения смысловых пауз, в 4 классе логических ударений;
- допускает не точности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя;
- допускается при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам;
- допускает 3 – 4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе – логические ударения;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает, в основном, по слогам, даже легкие слова;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Оценка «1» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении текста по слогам;
- допускает большое количество ошибок при чтении, искажает смысл прочитанного;
- не отвечает на вопросы и не передает содержания прочитанного;
- не знает наизусть стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Мониторинг техники чтения класса
Эту таблицу использую для оформления результатов мониторинга техники чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....