Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки “Гуси – лебеди»
план-конспект урока по чтению (1, 2 класс)
Задачи : содействовать формированию УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zakony_volshebnoy_skazki.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ “ГУСИ – ЛЕБЕДИ»
Цели урока:
- создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;
- дать представление об историческом развитии жанра и о существовании разных вариантов сказки;
- развивать речь, внимание, мышление, интерес к чтению сказок;
- воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, полушание и развитие чувства товарищества, взаимопомощи.
З а д а ч и: содействовать формированию УУД:
- личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.
- регулятивных: учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
- познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.
- коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 1 класс». Автор В.Ю. Свиридова; иллюстрации к народным сказкам; карточки со словами одобрения: « как хорошо уметь читать», « молодцы», « очень хорошо»; книги со сказкой в обработке А.Афанасьева, А.Н. Толстого, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.
Ход урока:
- Организационный момент.
Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт,
Полный смеха, света, краски! А зовется чудо… сказка!
- Итак мы отправляемся в сказку.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадем,
Слушай, думай, наблюдай, сказку в душу пропускай.
- Мини – викторина « Узнай сказку по иллюстрации» .
Каждая иллюстрация к сказке имеет свой номер. Я буду называть сказку, а вы на парту положите соответствующую цифру.
▪ «Колобок»
▪ «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
▪ «Волк и семеро козлят»
▪ «Гуси – лебеди»
▪ « По щучьему велению»
Проверяйте: 4, 1, 2, 3, 5
На какие две группы можно разделить все иллюстрации к сказкам ( сказки о животных и волшебные сказки)
Вы дома читали сказку «Гуси – лебеди». Как вы думаете, какая это сказка? (волшебная)
III. Работа над новым материалом.
Сегодня на уроке мы проведём расследование сказки «Гуси – лебеди». Для того, чтобы вести расследование, уважаемые коллеги, давайте сначала послушаем и почитаем эту сказку.
а. Вступительная беседа:
- Ребята, вы уже знаете эту сказку. Кто из вас хочет быть Сказочником и начать сказывать эту сказку? Помогут вам соблюдать последовательность событий в сказке иллюстрации в учебнике на стр. 86
б. Рассказывание детьми начала сказки ( до момента « Никто девочке не показал дорогу»).
- А почему так получилось?
При чтении сказки обратите внимание на то, какой волшебный помощник встретится девочке на пути.
в. Чтение детьми первого варианта сказки ( стр. 87) (цепочкой)
- Какой волшебный помощник встретился девочке на пути ? (Ежик)
- Есть и другое продолжение сказки.
г. Чтение второго варианта сказки детьми ( стр. 87 – 89).
- Какой вариант сказки вам больше понравился ? Почему?
- Кто же автор этой сказки ? ( автор - народ)
- Что значит автор- народ?
- Тогда . как вы думаете, откуда взялись два варианта сказки? Неужели народ сочинял ее два раза?
д. Обобщение сказанного.
Сказка, живя в веках, передавалась «из уст в уста» по памяти от поколения к поколению, постоянно изменяясь. Отличия появляются по разным причинам: от кого сказка была услышана, насколько талантлив был исполнитель, что запомнил, что опустил, чем дополнил свой текст.
Первый вариант сказки «Гуси – лебеди» был записан известным собирателем сказок А.Н. Афанасьевым. Второй появился после обработки народной сказки писателем Алексеем Толстым. ( показ книг)
IV. Физминутка.
Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись
И друг другу улыбнулись,
Открываем сказочный замок,
Продолжаем наш урок.
Найдите, какой волшебный цвет встретился в сказке?
V. Вывод.
Цвет волшебного предмета ( яблока) золотой или серебряный?
Подтвердите , что сказка «Гуси – лебеди» является волшебной сказкой.
( Дети получают в подарок по яблоку)
- Расскажите , с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке ( Баба- Яга, яблонька, гуси – лебеди, печка, речка)
- Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы – Яги? Кто были её добрые помощники в пути?
- Как вы думаете, какая сказка «Гуси – лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
VI. Словарная работа.
- Какие слова в сказке вам показались непонятными?
Учащиеся называют слова : кликала, причитывала, ржаные и пшеничные, кудель, веретено, пряжа.
Я предлагаю «знайкам» объяснить их, помогаю в объяснении.
Как вы понимаете выражения :
«Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась, замерла от испуга.
« Зачем на глаза явилась?» - зачем пришла.
Подберите синонимы : «покуда» - пока, «худо будет» - плохо, « мой батюшка» - отец.
VII. Выяснение основной мысли сказки.
Беседа по вопросам:
- Почему с детьми случилась беда?
- Отчего случилась беда?
- Почему девочка не сразу нашла лебедей?
- Кто помог ей найти брата и вернуться домой?
- Любила ли девочка брата?
VIII. Обобщение.
- Была ли девочка послушной?
- Как вы думаете , какой урок получила девочка, разыскивая брата?
- Оставит ли она его без присмотра в следующий раз?
- Кого она будет вспоминать добрым словом?
Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. Вот и наше расследование подошло к концу, я вас всех благодарю. Но. Чтобы вернуться из сказки, надо ответить еще на один вопрос:
- Какие сказки вы знаете, где есть яблоки?
IХ. Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Что мешало работать, где было трудно?
- Какой вывод сделали для себя из сказки ? ( Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добром)
Х. Рефлексия.
В нашей сказке встретилась яблонька с ее наливными яблочками. Вот , и на нашем уроке выросла такая яблонька. ( Открываю доску) Но она, почему –то, грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. Наклеим на нее яблочки. У каждого из вас есть 3 яблока( красное, жёлтое, зелёное).
Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разобрались в особенностях сказки - прикрепите красное яблоко.
Если не все пока удалось, есть какие – то проблемы , что- то не получается - жёлтое.
Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зелёное, надо немного созреть.
ХI. Домашнее задание. ( творческое)
Дома расскажите эту сказку своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Постарайтесь рассказывать так, чтобы вашим слушателям было понятно, кто это говорит: девочка или мышка, Баба- яго или добрая печка. Завтра вы выразительно перескажете сказку по ролям. Кто- то захочет быть яблонькой, кто – то мышкой и т.д. Получится настоящее представление. Постарайтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка «Гуси-лебеди»"
Конспект урока, программа "ШКОЛА РОССИИ"....
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Презентация к уроку литературного чтения Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Материал содержит компьютерную презентацию к уроку....
Конспект урока по русской народной сказке "Гуси -Лебеди"
На урок литературного чтения...
Театрализация русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Приобщение детей к традициям русской народной культуры, расширение представлений о русском народном искусстве,народном быте, обогащение детского замысла яркими впечатлениями через музыкаль...
Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...