Технологическая карта урока "Федорино горе".
методическая разработка по чтению (2 класс)
Проведен открытый урок для учителей школы с целью обмена опытом работы. С введением ФГОС нового поколения, на первый план выходят личностные и метапредметные умения, основанные на персональном опыте включающие коммуникативные умения. В разработке представлена методика с использованием различных методов: объяснительно-иллюстративный , поисковый, репродуктивный. Использовались технологии групповой работы, личностно-ориентированного обучения, метода проблемного обучения. Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на данную проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Чижевская Ирина Александровна
2. Класс: 2 Дата: 14.02.2018 Предмет : Литературное чтение
3. Тема урока: "Федорино горе"
4. Тип урока: закрепление знаний.
5. Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок в разделе "Писатели – детям". Урок комплексного применения знаний и умений.
6. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
7. Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, репродуктивный
8. Технологии: игровая, проблемного обучения, групповая, личностно-ориентированная.
9. Цель урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Образовательные задачи:
- продолжать формировать у учащихся представление о жанре "сказка" на примере "Федорино горе";
- формировать умение анализировать развитие действия произведения;
- формировать у детей навык выразительного чтения;
- совершенствовать различные виды речевой деятельности;
- продолжать учить классифицировать предметы, используя обобщающие слова.
Развивающие задачи:
- включить упражнения с многократным повторением, драматизацию шуточного произведения;
- расширить словарный запас учащихся;
- развивать умение рассуждать о прочитанном;
- добиваться активности всех функций во время занятия;
- развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
- развитие зрительной памяти, внимания;
- развитие конструктивного мышления.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание выполнять совместные задания, умение слушать товарищей, помогать им;
- поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение;
- воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза;
- продолжить воспитание сотрудничества.;
- посредством литературного произведения воспитывать чувство любви, добра и радости к общению друг с другом;
- воспитывать на основе произведений автора ответственное отношение к труду.
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.
Личностные
проявлять творческое отношения к процессу обучения;
оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.
Планируемые метапредметные результаты
Познавательные
находить сходство и различие между героями сказки;
перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
Регулятивные
ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий;
контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Техническое обеспечение: аудиозапись "Федорино горе".
Методическое и дидактическое обеспечение:
портрет К.И. Чуковского, карточки для работы в паре, учебник 2 класс 2 часть, иллюстрации к произведению "Федорино горе"; предметы из сказки: утюг, скалка, блюдце, кастрюля, самовар.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||
Личностные | УУД | |||||
1.Организационный момент. Психологический настрой. (Личностно- ориентированная технология) | (Включение учащихся в деятельность на личностно- ориентированном уровне). -Внимание! Прозвенел звонок. Начинается урок! На доске вы сейчас увидите строки.Первую строку читайте хором девочки, а вторую мальчики. Ок –ок –ок Начинается урок Ок –ок –ок не ленись ты здесь дружок! Ись –ись– ись всем скорее улыбнись, (Улыбнитесь) Ись –ись– ись и тихонечко садись! (Садитесь) А теперь покажите жестом большого пальца Ак –ак – ак у нас будет все вот так!(показать) Вы меня очень порадовали, как здорово у нас получилась разминка. Я уверенна, что у нас с вами все получится. У нас на уроке гости. И мне бы хотелось, чтобы вы работали организованно и давали грамотные ответы. | Концентрация внимания. Самоорганизация. Слушают учителя. Выполняют речевую разминку. | Настрой на работу; организация рабочего места. Формирование целенаправленного характера учебной деятельности. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
2.Актуализаци я знаний. | 1. a) - Определите, о каком человеке идет речь? В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья - в посёлке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем «Чукоша» (Это Корней Иванович Чуковский) Немного о жизни писателя и каким он был человеком расскажет нам… Родился 31 марта 1882 г. В Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевел такие произведения как «Робинзон Крузо», «Приключение Тома Сойера», «Приключение барона Мюнхаузена». Отличался большим трудолюбием. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, какую поставим цель?(Продолжим изучать творчество К.И. Чуковского) 2. Давайте определим, как хорошо вы знаете произведения К.И. Чуковского. Я буду читать отрывки К.И. Чуковского, а вы называйте это произведение.
Каблуки стучат. Будет, будет мошкара Веселиться до утра» (Муха-Цокотуха)
Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист. (Мойдодыр)
Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили (Путаница)
…И со слезами просил: - Мой милый, хороший Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. (Телефон) 3. Работа в парах. (Групповая технология)Повторим правила работы в паре: - когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен; - говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр; - вторгаться в работудругой пары запрещено; Составьте строчки из сказок (разрезаны на отдельные строчки) а) Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед. (Тараканище) б) Приходи к нему лечиться И корова, и волчица И жучок, и паучок (Доктор Айболит) в) Маленькие дети! Ни за что на свете! Не ходите в Африку, В Африку гулять! (Бармалей) | Учатся слышать, делать выводы, прогнозировать, высказывать свое мнение, выдвигают предположение описателе по портрету. Дети читают карточки. Сопоставляют произведения. | Проявлять доброжелательность при работе в парах. | Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; уметь ставить цель урока. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение чётко структурировать полученные знания. Коммуникативные: проявлять активность, стремление высказываться, прислушиваться партнеру, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения. Регулятивные: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. | ||
3. Мотивация учебной деятельности. | Сегодня мы с вами продолжаем изучать творчество К.И.Чуковского, а вот о каком произведении мы поговорим, вы сами догадаетесь, решив «Фишбоун» Никфейко найчки шачка юцблд (Получилось: кофейник чайник чашка блюдце) Сказочник К.И. Чуковский просто волшебник. В каком произведении он превращает эти предметы в живые существа? Посуда может говорить, двигаться, обижаться как человек. (Это «Федорино горе») На прошлом уроке мы прочитали это произведение. А сегодня подробнее его разберем. | Составляют слова .Определяют тему урока. | Действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь слушать в соответствии с целевой установкой | ||
4. Первичное усвоение знаний. Проблема. (Технология проблемного развития) | О жанре. -Какой жанр этого произведения? (Сказка) Почему? (Сказка. Все, что там было в жизни не бывает. Разговаривают коты, курица, посуда) Какой вид сказки? (Бытовая) О теме, идее произведения. Проблемная ситуация. -Как вы понимаете слова "Федорино горе"? (У женщины по имени Федора случилось большое несчастье) -Какое горе случилось у Федоры? (От Федоры сбежала посуда, потому что она её не мыла) -Какое же это горе, нет грязной посуды - нечего мыть. Вот счастье-то. Кто думает так же, поднимите руки. Давайте выясним, почему К.И. Чуковский назвал сказку "Федорино горе", а, например, не "Федорино счастье". Об образах. -Кто персонажи в этой сказке? (Федора, животные, посуда). Да, в сказке персонажи являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь - посуда, мебель… А как ведут себя предметы? (Как люди) | Отвечают на вопросы по тексту прочитанного произведения. Ставиться проблема. | Оценивать жизненные ситуации. | Познавательные: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера. | ||
5. Первичная проверка понимания. (Игровая технология) | Дома я просила выписать : 1 столбик - названия посуды, которая была у Федоры;2 столбик - выписать животных - героев сказки; 3 столбик - вещи, которые редко встречаются в наших домах. Разделимся на 2 команды по рядам. 1 команда - отвечает о посуде; 2 команда- о животных; 3 команда - о вещах. Итак, проверяем. | Ученики читают. Словарная работа. Фронтальная проверка выполненного задания. Ответы детей. Словарная работа. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности. | ||
Посуда | Животные | Вещи, которые редко встречаются в наших домах | ||||
Ножи Кастрюля Чайник Кофейник Блюдца Стаканы Сковорода Вилки Рюмки Чашки Ложки Самовар Тарелки | Коза Кот Воробьи Курица Лягушка Таракан | Сито - предмет с сеткой для просеивания сыпучих материалов. Корыто - большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи. Кадушка - бочка с прямыми боками, емкость цилиндрической формы, сделанная из дерева и обтянутая металлическими обручами. | ||||
Ушат - большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками-ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которыепродевается палка для ношения. | ||||||
А вот еще по вопросу каждой команде. А вот такое слово как вы понимаете? …за ними из тёмного бора Идёт, ковыляет Федора. (ковыляет - идти хромая, с трудом, медленно) Тут Федорины коты Расфуфырили хвосты. (расфуфырили- распушили, т.е. рассердились) (показ рисунка) Прусаков и пауков я повымету! (Прусаки - рыжие тараканы) (показ рисунка) | ||||||
6.Физминутка | Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла И кастрюля на бегу Закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!» Из окошка вышел стол И пошел, пошел, пошел! | Дети выполняют определенные движения | Умение применять правила охраны своего здоровья, пользоваться основными приемами сбережения осанки и зрения, делать гимнастику туловища, следить за своим состоянием усталости | |||
7. Первичное закрепление. | Определите какая была Федора в начале сказки? (Ленивая, неряшливая) (Прикрепляю рисунок на доску). - Как автор относится к Федоре? (Осуждает) - Как он называет героиню в начале сказки? (Федора) - Почему от неё ушла посуда? (Она посуду не мыла, сама не умывалась и грязная посуда не желает к ней возвращаться) с.16 - «Лучше в поле пропадём А к Федоре не пойдём… А к неряхе-замарахе не воротимся» Еще на с.18 доказательство («А бедная баба одна… до конца страницы) Федора даже голодает. -Какое чувство испытывает Федора? (Ей стыдно. Она просит прощения у посуды и умоляет её вернуться домой.) (инсценировка) Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет". Федора: «Ой, вы бедные сиротки Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!" Скалка: "Мне Федору жалко". Чашка: "Ах, она бедняжка!" Блюдца: "Надо бы вернуться!" Утюги: "Мы Федоре не враги!" Федора: "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!" Кастрюля: "Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!" Рассмотрим конец сказки. - Как поступила посуда? (Посуда простила её и вернулась домой) - Как в конце сказки выглядела Федора? (Она стала аккуратной, опрятной, трудолюбивой) Изменился не только внешний вид, но и имя героини. Она заслуживает уважения (Её называют Федора Егоровна) Самовар: «Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю, Кушай, кушай, Федора Егоровна) c.20 (прочитайте конец) | Ответы детей. Читают по строфам. Проводят выборочное чтение по выделенным учителем ориентирам. Некоторые учащиеся инсценируют отрывок из сказки. | Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить понятные для собеседника сообщения. Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы. Сравнивать объекты на основе существенных признаков. Выделение причинно-следственных связей. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание. Регулятивные: осуществление выбора (будет активен или пассивен) умение действовать по плану и планировать свою деятельность | ||
8. Обобщение и систематизация знаний. | - Итак, вернемся к нашему вопросу. Правильно ли назвал К.И. Чуковский сказку «Федорино горе»? (Правильно. Эта сказка написана для тех детей и взрослых, которые не любят мыть посуду и убираться в квартире. Автор хочет показать, что получится, если кругом грязно: появятся тараканы, не будет чистой посуды, чтобы из неё поесть, попить чаю.) - Чему учит писатель, к чему призывает? (Быть аккуратными со своими вещами, учит соблюдать порядок, быть внимательными друг другу). - Чтоб не хлебнуть нам Федориного горя, надо порядок поддерживать в доме. Так как здоровый образ жизни начинается с чистоты. Вот каждому памятка о том, чтобы у вас в доме всегда был порядок. 1. Клади вещи на своё место. 2. Ежедневно подметай или пылесось в доме, а два раза в неделю мой пол. 3. Каждый раз после еды мой грязную посуду. 4. Ежедневно выноси мусор. | Дети прослушивают памятку, чтобы соблюдать чистоту в доме. Дополняют её своими ответами. | Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор. | Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме. | ||
9. Домашнее задание. | Нарисовать иллюстрацию к сказке. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. | |||
10. Рефлексия. | Итак, сегодня завершили работу над сказкой. Оцените урок. Встаньте: - Кому урок понравился? - Кому не очень понравился? - Кому совсем не понравился урок? - За что вы можете себя похвалить? - Какие возникали трудности? | Учащиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке. | Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Познавательные: контроль и оценка процессов результата деятельности. Регулятивные: учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...
Технологическая карта урока по теме сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!
Технологическая карта для 1 класса по литературному чтению...
Технологическая карта урока "Какими бывают горы"
Урок соответствует требованиям ФГОС. На уроке предусмотрена работа в группах. Создание модели горы. Работа с текстом и картой....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Равнины и горы России"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Равнины и горы России"...
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Горы и равнины России"
Эта технологическая карта поможет организовать внеурочное занятие с использование возможностей проектно-исследовательской среды ГлобалЛаб (проект «Горы – к небу, вдаль – равнины&raqu...
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...
Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...