рабочая программа литер.чтение
рабочая программа по чтению (4 класс)

Церенова Анна Александровна

рабочая программа литер.чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_tematicheskoe.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

   Календарно – тематическое планирование  по    литературному чтению на 2018 – 2019 учебный год  

Пояснительная записка                          

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка к литературе. От качественного обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова.

Важной особенностью является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который постепенно начинает огромный мир литературы. Ученик задумывается над тем, каким образом обыкновенные слова, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образа, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта.

Методические подходы к анализу произведений, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения. Программа предполагает такое содержание учебных книг, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого, коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, чтобы перед ними не только познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на передний план художественный образ. Работа над произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Обучающиеся должны:

- должны владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения при темпе не менее 90 слов;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, главную мысль;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам;

- знать названия, темы, сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл;

- уметь полноценно слушать и полно воспринимать содержание читаемого учителем и одноклассниками;

            Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»          

4 класс (2018-2019 учебный год)

п/п

ур.

Содержание учебного материала.

Кол. часов

Домашнее задание

Дата

Подготовка к ВПР

По плану

По

факту

I четверть (13 часов)

1

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

рассказать о книгах, прочитанных летом.

2

2

Летописи. Былины. Жития

1

стр. 6-8, ответить на вопросы.

2

Сравнение текста летописи и исторических источников.

подготовить выраз. чтение понравившегося отрывка.

3

3

«Ильины три поездки «Поэтический текст былины.

1

стр.17-19-читать.

3

Герой былины – защитник Русского государства. Картина Васнецова «Богатыри».

найти материал о С. Радонежском.

4

4

Сергий Радонежский- святой земли Русской.

1

стр.22-28 читать. стр. 32, разобрать материал

4

Куликовская битва

стр. 28-30 пересказ.

5

5

Проверим себя и оценим свои достижения

1

стр. 32-34

6

6

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

1

стр.39-51 прочитать.

6

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

читать, пересказ.

7

7

«Конёк-Горбунок» - Сравнение литературной и народной сказки.

1

дочитать сказку до конца

7

«Конёк-Горбунок» - характеристика героев.

стр.60-61 задание № 9 или 13

8

8

А.С. Пушкин «Няне».

1

проиллюстрировать стих. по желанию.

8

«Туча», «Унылая пора».

выучить стих на выбор.

9

9

«Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях»

1

стр. 70-90 прочитать.

9

Характеристика героев сказки.

дочитать сказку до конца.

9

Деление сказки на части.

одну часть рассказать подробно.

10

10

Внеклассное чтение по сказкам А.С. Пушкина.

1

подготовить к уроку материал по теме.

11

11

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

найти интересные факты из жизни поэта.

11

Лермонтов «Ашик-Кериб»

подготовить краткий пересказ сказки.

11

«Ашик-Кериб» - характеристика героев.

стр.111, выполнить зад. № 7.

12

12

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. «Детство».

1

тест № 3.

12

«Как мужик камень убрал» - басня.

читать произведения Толстого на выбор.

13

13

А.П. Чехов «Мальчики».Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид». Как неожиданно и ярко…»

1

прочитать рассказ выучить стих. Тютчева

                                 II четверть (8 недель – 15 часов)

14

1

«Весенний дождь» «Бабочка».

1

нарисовать иллюстрацию к стих.

1

Е.А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист.

найти другие стихи поэта.

15

2

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

выучить стих. наизусть.

2

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

подготовить выр. чтение.

16

3

Н.А. Некрасов «Школьник».

1

подготов. выраз. чтение

3

«В зимние сумерки нянины сказки…»

подобрать иллюстрацию.

17

4

«Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1

найти и прочитать другие стихи Бунина.

18

5

В.Ф, Одоевский «Городок в табакерке».

1

стр.156-167 читать.

19

6

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

стр.169-178 пересказ.

6

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои теста.

прочитать сказку.

20

7

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

найти сведения об авторе.

7

Мотивы народных сказок

в авторском тексте.

придумать свою сказку о растении или о животном.

7

«Серебряное копытце.» Герои художественного текста.

подготовить выразительное чтение.

21

8

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

прочитать произведение Бажова.

.

8

«Аленький цветочек». Герои произведения.

прочитать другие сказки Бажова.

22

9

Деление текста на части.

1

стр.193-204 прочитать.

9

Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

дочитать сказку до конца.

23

10

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

1

подготовит пересказ любой части. Проиллюстрировать её.

24

11

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

подготовить пересказ.

25

12

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

подготовить пересказ от имени Дениса.

12

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

подготовить выраз. чтение рассказа.

26

13

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

написать мини-сочинение о прогульщике.

27

14

Обобщающий урок-игра.

1

«сказки любимых писателей». Подготовить материал.

28

15

Оценка достижений. К/работа за первое полугодие.

1

тест № 8.

3 четверть ( 20часов)

29

1

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

подготовить выразительное чтение рассказа.

1

«Как я ловил человечков». Герой произведения.

подготовить пересказ от имени главного героя.

30

2

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

перечитать текст.

2

«Корзина с еловыми шишками». Музыкальное

сопровождение.

выписать из текста эпитеты и олицетворения.

31

3

М.М. Зощенко «Ёлка».

1

подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы.

32

4

Обобщающий урок «Страна детства».

1

тест № 9.

4

Оценка достижений.

ответить на вопросы.

33

5

Что такое серии книг и каково их назначение.

1

ответить на вопросы.

.

34

6

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

выучить одно из стихотворений.

6

С.А. Есенин «Бабушкины

сказки».

1

выучить одно стих. Есенина наизусть.

6

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».

1

найти другие стихи М. Цветаевой

35

7

Д. Мамин-Сибиряк

«Приёмыш».

1

придумать что могло случиться с приёмышем дальше.

7

«Приёмыш». Отношение человека к природе.

1

перечитать рассказ.

36

8

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

подготовить работу по содержанию рассказа.

8

«Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

1

подготовить творческий пересказ от имени Барбоса.

.

37

9

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

выразит. чтение рассказа.

9

«Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1

написать свою историю наблюд. за животными.

.

38

10

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

подготовить пересказ от имени автора.

39

11

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои.

1

перечитать рассказ.

11

«Стрижонок Скрип» Составление плана.

1

стр.111-выполнить задания.

40

12

И.С. Никитин «Русь».

1

подготовить стих. Б. Пастернака.

12

С.А. Клычков «Весна в лесу».

1

выразительное чтение.

41

13

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

написать мини-сочинение о бабьем лете.

13

М.Н. Рубцов «Сентябрь.

1

выучить понравившийся отрывок стих.

42

14

С.А. Есенин «Лебёдушка».

1

выучить наизусть.

43

15

«Поэзии прекрасные страницы» - обобщающий урок.

1

тест № 10

44

16

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэзии.

1

составить план стихотворения.

16

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображённому.

1

выучить наизусть.

45

17

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

подготовить стих Жигулина для выразительного чтения.

46

18

Обобщающий урок. «Родина».

1

тест № 11.

47

19

Внеклассное чтение.

1

тест № 11

19

Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

1

прочитать

48

20

Оценка достижений.

1

Тест

IV четверть (20 часов)

49

1

Е.С. Велтистов «Приключение электроника».

1

найти объяснение непонятных слов.

50

2

«Приключения электроника. Герои фантастического рассказа.

1

составить рассказ «Наш друг электроник».

51

3

К. Булычев «Путешествие Алисы».

1

нарисовать иллюстрацию к отрывку.

3

«Путешествие Алисы «Сравнение героев рассказа фантастического

жанра.

подготовить рассказ о любимом фантастическом произведении.

52

4

Внеклассное чтение. «В путь, Друзья! Книги о путешествиях.

1

ответить на вопросы.

53

5

Дж. Свифт «Путешествие

Гулливера».

1

подумать над названием раздела.

54

6

«путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

подумать над вариантом названия рассказа.

55

7

«Путешествие Гулливера

Герои приключенческой литературы.

1

«если бы я стал великаном» - составить рассказ.

56

8

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

поделить отрывок сказки на части.

8

«Русалочка» Авторская сказка.

поделить на части отрывок и озаглавить.

57

9

«Русалочка» Деление произведения на части.

1

дочитать до конца сказку.

9

«русалочка». Рассказ о Русалочке.

читать другие сказки Андерсена.

9

«Русалочка». Характеристика героя

ответить на вопросы по тексту.

58

10

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

прочит отрывок и подгот.выразит.чтение.

59

11

«Приключения Тома Сойера» Сравнение героев, их поступков.

1

подготовить рассказ текста от имени Тома Сойера.

60

12

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

подготовить выразительное чтение

61

13

«Святая ночь».

1

читать выразительно

62

14

С. Лагерлеф «В Назарете» Святое семейство.

1

подготовить выразительное чтение.

63

15

«В Назарете». Иисус и Иуда.

1

стр. 217 – подготовить ответы на вопросы.

64

16

Внеклассное чтение. Урок-отчёт. «Путешествие по дорогам любимых книг».

1

подготовить описание любимой книги.

65

17

Обобщающий урок «Зарубежная литература».

1

ответить на вопросы учебника.

66

18

Путешествие по зарубежным странам на основе произведений учебника.

1

ответить на вопросы викторины.

67

19

Обобщающий урок

1

тест № 29

68

20

Повторение пройденного

за курс 4 класса.

1

                                 

            Содержание учебного предмета

                                        IVКЛАСС (105 часов)

"Летописи. Былины. Жития" (8 ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царь - града...", "И вспомнил Олег коня своего...", "Житие Сергия Радонежского

"Чудесный мир классики" (18ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пор "Птичка Божия не знает...","Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю. Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1" (7ч)

Ф.И. Тютчев "Еще земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весен дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий пот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями Н.А. Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки" (14ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Акса "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час" (7 ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что бит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна детства" (6ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2" (Зч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цвета* "Бежит тропинка с бугорка..." "Наши царства".

"Природа и мы" (9 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3"(5 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (6 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"» (5 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (13 ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

Количество часов в неделю по программе – 3

Количество часов в неделю по учебному плану – 3

Количество часов в год –105

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

К концу изучения в четвертом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. Четвероклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • бегло, выразительно читать текст;
  • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70-80 слов в минуту);
  • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
  • описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
  • самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Четвероклассники получат возможность научиться.

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран; бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. Обучающиеся должны знать:
  • наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать названия, темы и сюжеты 2–3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать не менее 6–7 народных сказок, уметь их пересказывать; знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; знать более 10 пословиц, 2–3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрацией, оглавлением.

Тематический контроль провидится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых задании, построенных с учетом предмета чтения

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ; что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже с третьего класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3»-если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Список литературы для обучающихся и педагогов:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.

«Школа России»: Программы для начальной школы. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литер. чтению-2класс.

Представлена программа по литературному чтению Л.Ф. Климанова -2 класс...

презентация к уроку литер. чтения в 3 классе

Презентация помогает лучше и качественнее усвоить учебный материал на уроке....

Урок литер.чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Тема "П.Дудочкин. Почему хорошо на свете".

Урок "открытия" новых знаний.Цель:  обучающаяпродолжить знакомство с произведениями о весне;отработка умения работать с текстом, формирование основной идеи данного произведения,отработ...

Программы по предметам 1 класс ФГОС ( математика, литер. чтение, русский язык, окр. мир, технология, ИЗО, физич. культура) и календарно-тематич. планирование.

Программа по предметам и календарно-тематическое планирование,  разработана в соответствии с ФГОС для 1 класс ( Программа "Школа России)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литер. чтению 1-4

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении млад­ших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной лите­рату...

Рабочая программа по литер.чтению в 1 кл., 2022 г. по новым ФГОС

Рабочая программа по литер.чтению для 1 кл....