Тема: Русская народная сказка «Гуси и лиса»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Михуткина Роза Васильевна

1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси и Лиса», систематизировать знания детей о сказках.

2. Развивать творческие способности, навыки осознанного чтения, умения работать с текстом;

-развивать диалогическую речь посредством беседы;

- развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;

Учить: выразительно читать с интонациями, соответствующим знакам препинания; отвечать на вопросы по тексту.

3.Корригировать внимание, мышление, память, речь, воображение.

4. Воспитывать нравственные качества личности детей через анализ содержания художественного произведения;

-воспитывать умению слушать и слышать своих товарищей.

-воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_gusi_i_lisa.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка «Гуси и лиса»

Тип урока. Урок изучения нового материала 

Цели:

1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси и Лиса», систематизировать знания детей о сказках.

2. Развивать творческие способности, навыки осознанного чтения, умения работать с текстом;

-развивать диалогическую речь посредством беседы;

- развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;

Учить: выразительно читать с интонациями, соответствующим знакам препинания; отвечать на вопросы по тексту.

3.Корригировать внимание, мышление, память, речь, воображение.

4. Воспитывать нравственные качества личности детей через анализ содержания художественного произведения;

-воспитывать умению слушать и слышать своих товарищей.

-воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

 Оборудование. Предметные картинки: гуси, лиса ; костюмы для сказочного персонажа: лисы, гусей; ИКТ, презентация, слайды; зеркала для артикуляционной гимнастики; цветные карандаши: красный, желтый ,зеленый. Выставка сказочных книг: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Маша и Медведь», «Курочка Ряба.»,’’Теремок’’

Для словарной работы: новые слова: луг, гуси, народ, лиса; трудные слова:

 со-гла-си-лась, пас-лись съешь, вто-рой, жда-ла, вмес-те;

Ход урока.

I. Организационный момент. 

Учитель: Какое сейчас время года?

Ученики: Зима

Учитель: Какой месяц осени?

Ученики: Декабрь

Учитель: Какой сегодня день недели?

Ученики: Среда

Учитель: - Какое сейчас время суток?
Ученики: День.

Учитель: Какое число?

 Учитель: Молодцы ребята. Правильно.

 Учитель открывает число, написанное на доске

II. Артикуляционная гимнастика.

 У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём как всегда с фонетической разминки

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками.

(работаем с зеркалами)

Сказка о веселом язычке. Жил –был язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее| и опять спрячется, высунется и опять спрячется в домик. Посмотрите (учительница несколько раз показывает широкий язык и прячет его) Язык был очень любопытный. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает дай ка и я так  попробую. Высунет широкий хвостик  на крылечко и опять спрячет. Высунем язычок все вместе. А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей.(дети вместе учителем повторяют упражнения А еще язычок любил песни петь, услышит, как дети кричат, откроет дверку широко -широко и  запоет;’ а-а-а’, услышит как лошадка ржет узенькую щелку в дверке сделает и запоет и-и-и. Услышит, как поезд гудит у-у-у-кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет Язычок . Скучно язычку сидеть в домике, он поскакал в школу цок-цок-цок.

Словарная работа.

Учитель: Язычок очень любил петь

  1. Споем песенку гласных звуков (учитель вывешивает на доску гласные буквы и звуки

А-У-И-О-Ы        АОУЫИЭ       АЫОУЭИ       ОУАЭИЫ

(слайд 1)

  1. Скороговорка "Шла Саша по шоссе и сосала сушку»    

(одними губами, тихо, громко)

 Слайд 2:

  1. Чистоговорка (хором)           

- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

- Ра-ра-ра - нам читать пора.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Учитель: Ребята, вспомним урок математики.  Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).

Учитель вывешивает на доску: И6 С1 А3 З4 К5 К2

Учитель: Если вы правильно справитесь с заданием, то у вас должно получиться слово.

Ученик выходит к доске, ставит буквы в порядке возрастания.

 Учитель: Прочитайте слово, которое получилось?

  Ученики читают хором(СКАЗКИ).

Учитель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Ученики: О сказках.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по сказкам. 

Слайд3:

Запись: «Путешествие в страну удивительных сказок»:

Учитель: Правильно. Теперь проверим, как вы хорошо знаете сказки. 

Слайд4:

Учитель : Как называется сказка?

1.Идет лисичка – сестричка, постучала в окошко …. (Теремок)

(учитель показывает  книжку ‘Теремок”

слайд5:

2.Из муки он был печен

На сметане был мешен,

На окошке был студился,

По дорожке он катился

 (Колобок)  показывает книжку

слайд6:

3.Посадил дед репку… (Репка) показывает книжку

(Учитель показывает ребятам книжки с названиями сказок, с которыми они уже знакомы)

Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказки.

 Cлад 7:

-Ответьте, кто сочиняет сказки?

Ученики: народ, писатель

Учитель: как называются сказки, которые сочинил писатель? (если сочинил один человек, или писатель –называется авторские)

 Ученики: авторские

Учитель: как называются сказки, которые сочинил народ

Ученики: народные. учитель вывешивает на доску слово “народные’’

Учитель: Какую народную сказку мы недавно прочитали?

Ученики: «Лиса и волк»

Учитель: Молодцы!

 Слайд 8

Физкультминутка

Маша шла, шла, шла

Ягодку нашла

Маша села, ягодку съела,

И опять пошла.

-Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.

IV. Основная часть. Подготовка к восприятию сказки.

– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Название сказки вы узнаете, если вы отгадаете загадки:

Послушайте, я вам начну петь песенку, а вы продолжайте.

Учитель: Ох! кричит бабуся. Ой, пропали……гуси! дети допоют)

(Учитель вывешивает на доску картину гусей с надписью туда, где написано на доске слово Тема:)

Учитель:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост- краса

Кто это?..(лиса)

(Учитель вывешивает картину лисы с надписью).

-Молодцы ребята!

– Какие слова мы выделили? (Гуси и лиса)

Учитель: теперь откройте книжки на странице    и прочитайте название сказки.

(дети читают название сказки)

– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Гуси и лиса»

Слайд 9:

Учитель: Тема урока: Русская народная сказка “Гуси и лиса’’

Слайд10:

Физкультминутка

Гуси прилетели

Возле моря сели

 Искупаться в море синем

 Гуси захотели- 2раза повторять

Лапки обмывали

 Крылья полоскали

А соленую водичку гуси пить не стали  2 раза повторяем

IV. Знакомство с произведением «Гуси и лиса»

1.Словарная работа по новой теме.

 Слад 11:

 Гуси - домашние птицы

Луг - ровное, покрытое травой пространство

Лиса- дикое животное

 Учитель: Где живет лиса?

Дети: в лесу

Учитель: Какое животное? Дикое животное

Учитель:(Знакомство с новыми словами:

- учитель читает слова, которые вывешены на доске по слогам и целыми словами: со-гла- си-лась, пас -лись, гуси, лиса; 

Учитель вывешивает трудные слова, которые встретятся при чтении сказки: съешь, вто-рой. жда-ла, вмес-те ( сначала читает учитель, потом по отдельности, потом все вместе хором.)

 Ученики читают новые слова: сначала каждый ученик по отдельности, а потом читают все вместе хором по книжке

2 . Чтение сказки учителем.

3. Беседа по содержанию сказки. 

Учитель: Понравилась вам сказка? 

Ученики: Да. Понравилась. 

Учитель: Кто главные действующие лица?

Ученики: гуси, лиса.

Учитель: За кого вы переживали, слушая сказку?

Ученики: За гусей.

 Учитель: Кто в этой сказке оказался умнее и хитрее лисы?

 учитель вывешивает карточки со словами: умнее, хитрее

Ученики: Гуси

Учитель: Что придумали гуси?

- Найдите в тексте ответ на этот вопрос? Прочитайте.

Учитель: Можем ли мы сказать, что они молодцы?

Ученики: Можем.

Учитель: Почему?

Учитель: Как пел первый гусь? Прочитай. ученик читает

Учитель: Как пел второй гусь? Прочитай.

Учитель: Как пели все гуси? Прочитай.

 Учитель: Прочитайте слова лисы?

Учитель: Прочитайте слова гусей? (ученики читают)

слайд 12

Физкультминутка.

 Гуси, гуси!

–Га - га!

-Есть хотите?

-Да, да, да!

 Ну летите же домой!

Нет, нет, нет!

 Серый волк над горой

 Не пускает нас домой! ( дети иммитируют  движения)

4. Чтение сказки (жужжащие)

Зрительная гимнастика.

Цель: снятие зрительного переутомления.

Мы читали и устали

Дружно все мы вместе встали

 Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Глазками подмигаем

А потом попрыгаем.

- Ребята, теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).

Выразительное чтение

а) Пробное чтение по ролям

Учитель: Сколько действующих лиц в сказке?

Ученик: автор, лиса и три гуся

б) Выборочное чтение:

Учитель: прочитайте разговор лисы. Не забудьте передать хитрый и ласковый тон лисы.

Прочитайте разговор гусей. Гуси пойте на разные голоса.

-чтение эхом за учителем.

В). Чтение в паре. Драматизация сказки (Предварительно выясняется, какими голосами нужно читать слова лисы, гусей и автора).

Чтение по ролям.

V. Итог урока.

Учитель: С какой сказкой познакомились?

Ученики: Гуси и лиса.

Учитель: Кто автор этой сказки?

Ученики: народ  

Слайд 13:

В каждой сказке есть намек, добрым молодцам - урок!

Учитель: Какой урок вы вынесли из этой сказки?

Ученики: Не надо считать себя умнее и лучше всех. Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

Учитель: Ребята, понравился вам урок?

На уроке рисования мы с вами нарисуем, обводим и разукрасим героев сказки.

VI. Оценивание.

Слайд 14: Самооценка

Учитель: У вас на парте лежать смайлики: если вам урок понравился, раскрашиваем улыбающийся смайлик, если не понравился - расстроенный смайлик. 

Учитель: Все сегодня на уроке хорошо работали. Молодцы. Кто хорошо работал получит звёздочки. Учитель поощряет ребят.

VII.Домашнее задание.

 Учитель: читать русскую народную сказку “Гуси и лиса’’ 5 раз (выразительно), учиться читать по ролям. Научитесь читать выразительно, четко, ясно. На следующем уроке будем инсценировать сказку. Значит будем играть в театр, на сцене.

Слайд:15

Учитель: До свидания, ребята. Урок окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Урок чтения во 2 классе Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Урок чтения во 2 классеТема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»Цели: 1. Познавательные Познакомить   со сказкой «Гуси-лебеди», совершенствовать  навык  чтения  и  умен...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст пр...