Тема: Русская народная сказка «Гуси и лиса»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси и Лиса», систематизировать знания детей о сказках.
2. Развивать творческие способности, навыки осознанного чтения, умения работать с текстом;
-развивать диалогическую речь посредством беседы;
- развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;
Учить: выразительно читать с интонациями, соответствующим знакам препинания; отвечать на вопросы по тексту.
3.Корригировать внимание, мышление, память, речь, воображение.
4. Воспитывать нравственные качества личности детей через анализ содержания художественного произведения;
-воспитывать умению слушать и слышать своих товарищей.
-воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_gusi_i_lisa.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русская народная сказка «Гуси и лиса»
Тип урока. Урок изучения нового материала
Цели:
1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси и Лиса», систематизировать знания детей о сказках.
2. Развивать творческие способности, навыки осознанного чтения, умения работать с текстом;
-развивать диалогическую речь посредством беседы;
- развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;
Учить: выразительно читать с интонациями, соответствующим знакам препинания; отвечать на вопросы по тексту.
3.Корригировать внимание, мышление, память, речь, воображение.
4. Воспитывать нравственные качества личности детей через анализ содержания художественного произведения;
-воспитывать умению слушать и слышать своих товарищей.
-воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Оборудование. Предметные картинки: гуси, лиса ; костюмы для сказочного персонажа: лисы, гусей; ИКТ, презентация, слайды; зеркала для артикуляционной гимнастики; цветные карандаши: красный, желтый ,зеленый. Выставка сказочных книг: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Маша и Медведь», «Курочка Ряба.»,’’Теремок’’
Для словарной работы: новые слова: луг, гуси, народ, лиса; трудные слова:
со-гла-си-лась, пас-лись съешь, вто-рой, жда-ла, вмес-те;
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Какое сейчас время года?
Ученики: Зима
Учитель: Какой месяц осени?
Ученики: Декабрь
Учитель: Какой сегодня день недели?
Ученики: Среда
Учитель: - Какое сейчас время суток?
Ученики: День.
Учитель: Какое число?
Учитель: Молодцы ребята. Правильно.
Учитель открывает число, написанное на доске
II. Артикуляционная гимнастика.
У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём как всегда с фонетической разминки
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
(работаем с зеркалами)
Сказка о веселом язычке. Жил –был язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее| и опять спрячется, высунется и опять спрячется в домик. Посмотрите (учительница несколько раз показывает широкий язык и прячет его) Язык был очень любопытный. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает дай ка и я так попробую. Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунем язычок все вместе. А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей.(дети вместе учителем повторяют упражнения А еще язычок любил песни петь, услышит, как дети кричат, откроет дверку широко -широко и запоет;’ а-а-а’, услышит как лошадка ржет узенькую щелку в дверке сделает и запоет и-и-и. Услышит, как поезд гудит у-у-у-кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет Язычок . Скучно язычку сидеть в домике, он поскакал в школу цок-цок-цок.
Словарная работа.
Учитель: Язычок очень любил петь
- Споем песенку гласных звуков (учитель вывешивает на доску гласные буквы и звуки
А-У-И-О-Ы АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ
(слайд 1)
- Скороговорка "Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
(одними губами, тихо, громко)
Слайд 2:
- Чистоговорка (хором)
- Жи- жи- жи - сказку расскажи.
- Ша-ша-ша - сказка хороша.
- Ву-ву-ву - сказка наяву.
- Ра-ра-ра - нам читать пора.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Учитель: Ребята, вспомним урок математики. Перед вами зашифрованное слово, чтобы прочитать его, вы должны расположить данные числа в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания? (От меньшего к большему).
Учитель вывешивает на доску: И6 С1 А3 З4 К5 К2
Учитель: Если вы правильно справитесь с заданием, то у вас должно получиться слово.
Ученик выходит к доске, ставит буквы в порядке возрастания.
Учитель: Прочитайте слово, которое получилось?
Ученики читают хором(СКАЗКИ).
Учитель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Ученики: О сказках.
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по сказкам.
Слайд3:
Запись: «Путешествие в страну удивительных сказок»:
Учитель: Правильно. Теперь проверим, как вы хорошо знаете сказки.
Слайд4:
Учитель : Как называется сказка?
1.Идет лисичка – сестричка, постучала в окошко …. (Теремок)
(учитель показывает книжку ‘Теремок”
слайд5:
2.Из муки он был печен
На сметане был мешен,
На окошке был студился,
По дорожке он катился
(Колобок) показывает книжку
слайд6:
3.Посадил дед репку… (Репка) показывает книжку
(Учитель показывает ребятам книжки с названиями сказок, с которыми они уже знакомы)
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказки.
Cлад 7:
-Ответьте, кто сочиняет сказки?
Ученики: народ, писатель
Учитель: как называются сказки, которые сочинил писатель? (если сочинил один человек, или писатель –называется авторские)
Ученики: авторские
Учитель: как называются сказки, которые сочинил народ
Ученики: народные. учитель вывешивает на доску слово “народные’’
Учитель: Какую народную сказку мы недавно прочитали?
Ученики: «Лиса и волк»
Учитель: Молодцы!
Слайд 8
Физкультминутка
Маша шла, шла, шла
Ягодку нашла
Маша села, ягодку съела,
И опять пошла.
-Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.
IV. Основная часть. Подготовка к восприятию сказки.
– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Название сказки вы узнаете, если вы отгадаете загадки:
Послушайте, я вам начну петь песенку, а вы продолжайте.
Учитель: Ох! кричит бабуся. Ой, пропали……гуси! дети допоют)
(Учитель вывешивает на доску картину гусей с надписью туда, где написано на доске слово Тема:)
Учитель:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса
Кто это?..(лиса)
(Учитель вывешивает картину лисы с надписью).
-Молодцы ребята!
– Какие слова мы выделили? (Гуси и лиса)
Учитель: теперь откройте книжки на странице и прочитайте название сказки.
(дети читают название сказки)
– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Гуси и лиса»
Слайд 9:
Учитель: Тема урока: Русская народная сказка “Гуси и лиса’’
Слайд10:
Физкультминутка
Гуси прилетели
Возле моря сели
Искупаться в море синем
Гуси захотели- 2раза повторять
Лапки обмывали
Крылья полоскали
А соленую водичку гуси пить не стали 2 раза повторяем
IV. Знакомство с произведением «Гуси и лиса»
1.Словарная работа по новой теме.
Слад 11:
Гуси - домашние птицы
Луг - ровное, покрытое травой пространство
Лиса- дикое животное
Учитель: Где живет лиса?
Дети: в лесу
Учитель: Какое животное? Дикое животное
Учитель:(Знакомство с новыми словами:
- учитель читает слова, которые вывешены на доске по слогам и целыми словами: со-гла- си-лась, пас -лись, гуси, лиса;
Учитель вывешивает трудные слова, которые встретятся при чтении сказки: съешь, вто-рой. жда-ла, вмес-те ( сначала читает учитель, потом по отдельности, потом все вместе хором.)
Ученики читают новые слова: сначала каждый ученик по отдельности, а потом читают все вместе хором по книжке
2 . Чтение сказки учителем.
3. Беседа по содержанию сказки.
Учитель: Понравилась вам сказка?
Ученики: Да. Понравилась.
Учитель: Кто главные действующие лица?
Ученики: гуси, лиса.
Учитель: За кого вы переживали, слушая сказку?
Ученики: За гусей.
Учитель: Кто в этой сказке оказался умнее и хитрее лисы?
учитель вывешивает карточки со словами: умнее, хитрее
Ученики: Гуси
Учитель: Что придумали гуси?
- Найдите в тексте ответ на этот вопрос? Прочитайте.
Учитель: Можем ли мы сказать, что они молодцы?
Ученики: Можем.
Учитель: Почему?
Учитель: Как пел первый гусь? Прочитай. ученик читает
Учитель: Как пел второй гусь? Прочитай.
Учитель: Как пели все гуси? Прочитай.
Учитель: Прочитайте слова лисы?
Учитель: Прочитайте слова гусей? (ученики читают)
слайд 12
Физкультминутка.
Гуси, гуси!
–Га - га!
-Есть хотите?
-Да, да, да!
Ну летите же домой!
Нет, нет, нет!
Серый волк над горой
Не пускает нас домой! ( дети иммитируют движения)
4. Чтение сказки (жужжащие)
Зрительная гимнастика.
Цель: снятие зрительного переутомления.
Мы читали и устали
Дружно все мы вместе встали
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Глазками подмигаем
А потом попрыгаем.
- Ребята, теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).
Выразительное чтение
а) Пробное чтение по ролям
Учитель: Сколько действующих лиц в сказке?
Ученик: автор, лиса и три гуся
б) Выборочное чтение:
Учитель: прочитайте разговор лисы. Не забудьте передать хитрый и ласковый тон лисы.
Прочитайте разговор гусей. Гуси пойте на разные голоса.
-чтение эхом за учителем.
В). Чтение в паре. Драматизация сказки (Предварительно выясняется, какими голосами нужно читать слова лисы, гусей и автора).
Чтение по ролям.
V. Итог урока.
Учитель: С какой сказкой познакомились?
Ученики: Гуси и лиса.
Учитель: Кто автор этой сказки?
Ученики: народ
Слайд 13:
В каждой сказке есть намек, добрым молодцам - урок!
Учитель: Какой урок вы вынесли из этой сказки?
Ученики: Не надо считать себя умнее и лучше всех. Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.
Учитель: Ребята, понравился вам урок?
На уроке рисования мы с вами нарисуем, обводим и разукрасим героев сказки.
VI. Оценивание.
Слайд 14: Самооценка
Учитель: У вас на парте лежать смайлики: если вам урок понравился, раскрашиваем улыбающийся смайлик, если не понравился - расстроенный смайлик.
Учитель: Все сегодня на уроке хорошо работали. Молодцы. Кто хорошо работал получит звёздочки. Учитель поощряет ребят.
VII.Домашнее задание.
Учитель: читать русскую народную сказку “Гуси и лиса’’ 5 раз (выразительно), учиться читать по ролям. Научитесь читать выразительно, четко, ясно. На следующем уроке будем инсценировать сказку. Значит будем играть в театр, на сцене.
Слайд:15
Учитель: До свидания, ребята. Урок окончен. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...
Урок чтения во 2 классе Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Урок чтения во 2 классеТема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»Цели: 1. Познавательные Познакомить со сказкой «Гуси-лебеди», совершенствовать навык чтения и умен...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
презентация к уроку по теме: русская народная сказка "Гуси и лиса\'
Путешествие в страну удивительных сказок...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»" - 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст пр...