Урок литературного чтения в 4 классе Р.Киплинг «Рикки Тикки Тави»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока с презентацией по учебнику Э.Э. Каца «Литературное чтение» 4 класс по программе «Планета знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 63.5 КБ |
презентация | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Р.Киплинг «Рикки Тикки Тави»
Цель: познакомить с произведением Киплинга «Рикки Тикки Тави», систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.
Задачи:
1.Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки; развивать умение составлять отзыв к частям произведения.
2.Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям: развивать умение работать в малых группах; формировать навык самостоятельной работы с текстом.
3.Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя , увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценинвание своей работы на уроке, П- анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов. Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей : любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Д.Р.Киплинга.
Оборудование:
учебник Э.Э. Каца «Литературное чтение» 4 класс по программе «Планета знаний»; презентация с фрагментами урока; рисунки учащихся ; листочки; карточки с заданием; презентации, выполненная в Power Point; приложение LearningApps.org
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Хотите взмыть вы до небес,
Попасть в одну Страну Чудес? (Да)
Тогда вперёд!
2. Актуализация знаний
Свой урок я хочу начать со слов: «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» Кому принадлежат эти слова? (доктору)
-Когда доктор произнёс эти слова? Как вы их понимаете?
Если вам приходилось испытывать подобные чувства, расскажите, почему они возникли?
-В какую страну мы совершили с вами виртуальное путешествие? (В Чехию) А почему именно в Чехию? (Работали над произведением чешского писателя Карела Чапека)
-Дома вы читали статью о писателе и его сказку «Случай с русалками».
Как вы понимаете «смотреть на окружающий мир весело и немножко грустно»?» (Часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему).
-Кому понравилась эта сказка?
Найдите строки, выражающие главную мысль сказки.
Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное? (Да)
-Вы прочитали лишь одну сказку, рассказанную доктором волшебнику Мадияшу. Прочитав целиком это произведение, вы узнаете, какая беда случилась с волшебником Мадияшем, почему он был вынужден обратиться к доктору, какие ещё сказки рассказал доктор и почему Мадияш был вынужден переселиться в пустыню.
3.Введение в тему урока.
А как вы думаете куда мы отправимся путешествовать сегодня? Давайте прочтём хором!
На земле нет выше места,
Чем вершина Эвереста.
Заберись на Эверест -
И увидишь всё окрест.
Вы бы сразу разглядели
Каликут, Мадрас и Дели,
Город сказочный Бомбей
С танцем ядовитых змей,
Йогов, пляшущих на углях,
Обезьян и тигров в джунглях,
Носорога, что как танк
Движется вдоль речки Ганг...
С высоты видны все храмы:
Будды, Вишну, Кришну, Рамы
Виден Шивы третий глаз...
Панорама - высший класс!
Стул поставьте на вершину
И любуйтесь свысока...
Если только всю картину
Не закроют облака.
*Города Индии. Дели - столица. **С недавнего времени Бомбей называется Мумбаи, или Мумбай. ***Имена индийских богов. ****По преданию, третий глаз у бога Шивы появился, когда его возлюбленная закрыла ему глаза руками. |
(Это Индия)
Правильно. А как это может быть связано с уроком чтения? (Мы познакомимся с индийским писателем или сказка будет о писателе?)
- Давайте спрогнозируем тему урока. О чём вам хотелось бы узнать?
4.Вступительная беседа. Слово о писателе.
Сегодня мы познакомимся с писателем Редьярдом Киплингом (1865–1936), английским писателем. 30 декабря 1865 года в Бомбее (Индия) в семье молодых англичан Киплингов родился мальчик. Ему дали странное имя Редьярд, в честь озера в Англии, где познакомились его родители.
Киплинг много путешествовал, бывал и в Америке, и в Японии, и в Канаде, во Франции, в Южной Африке, вторую половину жизни провел в Англии, видел необычную красоту тропических лесов, познал таинственную жизнь её обитателей. Но все же его страной была Индия - о ней написаны его произведения для взрослых и знаменитая сказка о Маугли. Его лучшим произведением считается «Книга джунглей». В 1923 г. Сказки Киплинга впервые были напечатаны в переводе двух крупнейших детских писателей – К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. И с того времени по сей день, эти переводы признаны лучшими.
-А какие ещё сказки вы знаете?
Сказки «Откуда у кита такая глотка», «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Слоненок», «Сказание о старом кенгуру», «Откуда взялись броненосцы», «Как было написано первое письмо», «Как был придуман алфавит», «Кошка, гулявшая сама по себе», «Мотылек, который топнул ногой». Наибольшую известность в нашей стране получила сказочная повесть «Маугли». «Книга джунглей» Киплинга, куда входит рассказ «Рикки-Тикки-Тави», открывает перед читателями далекий и таинственный мир джунглей и его обитателей.
А как вы думаете кто это зверь или человек? (зверёк)
5. Физкультминутка
Попробуем окунуться в мир Индии. Там много поют и танцуют.
6. Первичное чтение.
Какие значения могут иметь слова ручной, важный?
Подберите синонимы к словам поведать, проведать, разведать, изведать.
Чтение 1 части текста
Анализ1 части текста
- Что изображено на картинке?
- Где жил мангуст?
- Как он оказался в саду Большого Человека?
- Кто его спас?
- Перескажите эпизод, где Рикки знакомится с семьей Большого Человека.
- Как вы думаете, понравился ли мангуст Тедди?
- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека?
1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки.
- Мы читали художественное описание мангуста в сказке.
Научное описание зверька.
- Мангуст – это хищник. Длина его тела равна примерно 65 см, хвост длиной 50 см. Шерсть серо-коричневая. Хвост покрыт длинными волосами. По-другому мангуста называют Фараонова крыса. Живёт в Африке, Азии, на юге Европы, в Индии. Обитает в зарослях кустарника, около жилья человека. Охотится ночью. Питается змеями, мышами, птицами, насекомыми.
Задание для групп. Какое задание вы бы предложили к этим глаголам?
- Прочитайте слова:
рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прибежал, улегся, взобрался, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал разузнать, не спит, сидит, въехал.
- О ком и о чем рассказали нам эти глаголы? (Как Рикки знакомился с домом)
- Как они характеризуют мангуста?
(Восстановление текста по опорным словам).
- Как бы вы назвали эту часть? Знакомство с семьёй Большого Человека или Рикки в доме у людей.
Чтение и анализ 2 части текста.
- О чем идёт разговор между мангустом и Дарзи?
- Какое несчастье случилось у птички?
- Какие слова использовал автор, для описания появления Нага?
Выборочное чтение.
- Прочитайте страшный образ кобры (стр. 113). (негромкое шипение — страшный, холодный звук: огромная черная кобра, пяти футов длины от головы до хвоста; злые змеиные глаза).
- Отчего стало страшно мангусту на минуту? (Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка).
- Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»?
- Почему?
- Перескажите эпизод появления Нагайны, злой жены Нага.
- Как она ведет себя? (подкралась сзади, шипела, разъяренная).
- Кто предупредил Рикки об опасности?
- Каким вы видите Рикки? (Хвост стал раздуваться, глаза стали краснеть, сел на хвост, как маленький кенгуренок, затараторил от ярости).
-Чем закончилась их встреча?
- Как бы вы назвали этот эпизод? Встреча с Нагом и Нагайной или Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра - огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях.
8. Закрепление
- Я объявляю конкурс лучшего актёра за кадром. Вы должны передать голосом характеры героев. Для этого мы сначала смотрим отрывок, который озвучивали профессиональные актёры. А потом вы попробуете озвучить этот отрывок.
9.Составление кластера.
- А теперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения.
В итоге, при составлении кластера, должна получиться следующая таблица;
Рикки-Тикки-Тави- мангуст, преданный, отважный.
Наг- чёрная кобра, злобный, жестокий.
Нагайна -супруга Нага подлая, беспощадная.
Чучундра-крыса, трусливая, глупая.
Семья Дарзи- птицы-портные, хитрые, смелые.
Тедди –мальчик, добрый, жалостливый.
Большой человек- хозяин дома, умный, сильный.
Мать-хозяйка дома заботливая, любящая.
Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными. Можно ли эти слова отнести к сказке?
Коллективная работа по составлению приложения
LearningApps.org
https://learningapps.org/display?v=pc0pdurwj18
10.Итог урока.
Вернёмся к словам, с которых начинался урок: «Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» А какой мир мы сегодня увидели? Что было трудным? Что было легко?
Выведение главной мысли произведения.
Чтение рассказа направлено на осознание главной мысли любви и преданности друзей, что является самым главным в жизни человека и животных. Почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, мангуст преданно служит им, спасая мальчика от заклятого врага - кобры..
12.Рефлексия
-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы. И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.
Чтение притчи о строителях храма. Картинка с храмом Индии.
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты, делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты, делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. У меня в руках индийский горшочек.
- Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий? Положите в горшочек
-А кто как второй? Положите в горшочек
-А кто как третий? Положите изображение храма.
11.Домашнее задание
Подготовить пересказ 1 и 2 частей. Учиться читать по ролям.
Оценки за урок получают.
– Ребята, впереди вас ждут новые открытия! Желаю успехов! Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»
Предлагаю Вашему вниманию панорамный урок по литературе в 4 классе. Структуру урока можно рассматривать, как с традиционной точки зрения, так и с применением технологии RWCT. Я проведу экскурс п...
презентация "Викторина по сказке Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"
Литературная викторина по сказке Редьярда Киплинга "Рикки -Тикки - Тави" содержит девять вопросов и несколько вариантов ответов на каждый вопрос. В конце презентации есть правильные ответы, кото...
Урок по теме : Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави.
Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением....
Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».
Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...
Викторина по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки – Тави»
Викторина по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки – Тави»...
Тест по сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»
Тест по сказке Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...
Технологическая карта урока литературного чтения. "Братья Маугли. Редьярд Киплинг". (3 класс), УМК "Перспектива"
Тип урока: рефлексия Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли».Задачи урока Дидактические:Знать с...