Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Костина Ольга Владимировна

Предлагаю Вашему вниманию панорамный урок по литературе в 4 классе. Структуру урока можно рассматривать, как с традиционной точки зрения, так и с применением технологии RWCT. Я  проведу экскурс по традиционной системе. Урок состоит из 7 этапов.Цель первого этапа: организовать внимание всего класса. Ведь «Любой конец зависит от начала».  Далее я активизировала мыслительную деятельность учащихся, работая над чистоговоркой и использовав «Мозговой штурм». После чего сформировали цель урока.

На этапе «Повторение» учащиеся выполняли различного рода устные и письменные задания систематизирующего характера. Данный этап состоял из 4-х под этапов.

На первом мы повторили автобиографию автора, с которой более подробно учащиеся познакомились в ходе исследований (писали рефераты).

Далее спикеры от групп работали у доски с деформированным текстом и определяли, какому герою дана характеристика из предложенного отрывка. Остальные на местах в своих группах складывали мозаику и получали сюжетные картинки к произведению.

Затем коллективно перечислили героев сказки и дали им характеристики.

С помощью словарной работы повторили значение некоторых слов, таких как: фут, мангуст, кобра. Учащиеся рассказали о повадках, образе жизни данных животных и какую роль они играют в жизни людей.

Затем началась первичная работа над композицией произведения.

Она заключалась в следующем: каждая группа по очереди демонстрировала сюжетную картинку, которая получилась при складывании мозаики, затем фронтально проводился анализ отрывка из произведения к картинке.  В итоге был проанализирован весь текст,  составлено 5 сюжетных картинок и каждой картинке дано название. В итоге получился диафильм из сюжетных картинок и план к произведению.

На этом этапе проводилась разнообразная работа с текстом.  Учащиеся восстанавливали текст по опорным словам; читали выразительно, выборочно, по ролям, находили конец предложения по заданному началу.

Целью этапа «Обобщение» являлось обобщение и систематизация знаний на основе обобщения фактов. Он включал в себя 4 под этапа.

С помощью «Дневника двойной записи» и «Авторского стула» учащиеся, работая в группах и аналитически помыслив, ответили на вопросы «Что хорошего и,  что плохого в том, что змей убили?». Сделали выводы воспитательного характера. Показали свое отношение к живой природе.

Так как в ходе урока сюжетные картинки были выстроены в определенной последовательности, по-другому скажем композиционный ряд, а так же план к произведению. Встала необходимость повторить последовательность композиционного ряда и литературных терминов.

После чего составили отзыв к произведению по опорным словам.

На следующем этапе формировали выводы, определяли главную мысль произведения и чему оно нас учит.

Затем дали оценку проделанной работе на уроке.

Были выставлены учащимся оценки и записано домашнее задание в дневники. На этом наш урок был завершен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературы в 4 классе96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература.   4 класс.                     Костина О.В.                        Раздел: Писатели и поэты  ХIХ – ХХ вв. – детям.

Тема: Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави».

Цель: обобщить знания учащихся по произведению Р. Каплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить биографию автора, характерные черты главных героев,
  • Повторить композицию построения художественного произведения
  • Проверить умение составлять отзыв к произведению

Развивающие:

  • Развивать умение работать в группах, с деформированным текстом и карточками-картинками
  • Развивать артикуляционный аппарат, речь, внимание, оперативную память

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к своим одноклассникам
  • Прививать любовь к животным.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы обучения: беседа, частично-поисковый, исследовательский, вербальный, наглядный, аналитический

Стратегии технологии RWCT: «Мозговой штурм», «Дневник двойной записи», «Авторский стул».

Упражнение для развития техники чтения: чтение предложений по заданному началу

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Оборудование:

  • Портрет Р. Каплинга
  • «Мозаика» (5 разрезанных картинок-сюжетов)
  • Деформированный отрывок из произведения
  • Портреты главных героев: Рикки-Тикки-Тави, Мальчик Тедди, Мать Тедди – Эллис, Отец Тедди – Большой человек, Дарзи, птица-портной и его жена, Наг и его жена Нагайна, Чучундра и его сестра Чуа.
  • Части композиции (Экспозиция .Завязка.Развитие. Кульминация. Развязка)
  • Диафильм из сюжетных картинок к частям композиции
  • План отзыва
  • Текст с опорными словами
  • «Дневник двойной записи»
  • Рефераты учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие, психологический настрой.
  2. Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников и школьных принадлежностей.
  3. Постановка общеучебной цели урока.

  1. Актуализация
  1. Разминка. Работа над чистоговоркой.

- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.

Рикки-тикки-тикки-чк!

- Каждый «про себя» прочитайте еще раз. Потренируемся по рядам.

  1. «Мозговой штурм»

- Кому принадлежат эти слова? (Рикки-Тикки-Тави)

- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах)

- Кто является автором сказки? (Редьярд Джозеф Киплинг)

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

  1. Постановка цели урока

- Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

III.Повторение.

  1. Вступительная беседа. Слово о писателе.

- Что вы запомнили об авторе?

 КИПЛИНГ  РЕДЬЯРД (Kipling, Rudyard) (1865–1936), английский писатель. Родился 30 декабря 1865 в Бомбее (Индия). Отец, крупный специалист по истории индийского искусства. В шесть лет мальчика отослали на учебу в Англию. В 1882 шестнадцатилетний Редьярд вернулся в Индию и устроился помощником редактора в газете. Затем долгое время работал журналистом, много путешествовал по миру.  Побывал во многих странах Востока, видел необычную красоту тропических лесов, познал таинственную жизнь её обитателей. Его лучшим произведением считается «Книга джунглей». Это он сочинил истории про кошку, которая гуляла сама по себе, про удивительного человека-волка Маугли, про неустрашимого Рикки-Тикки-Тави, истребителе опасных змей.

  1. Характеристика героев // Составление мозаики «Композиция»

Групповая работа

Работа у доски спикеров от групп

По группам на местах

Характеристика главного героя

Работа с деформированным текстом у доски. Представителям от групп раздаются фрагменты характеристики Рикки-Тикки-Тави.

- Прочитайте фрагменты из рассказа, расставив предложения в прямой последовательности.

Работа  с мозаикой

- Перед вами разрезанные сюжеты из сказки. Сложите в единую картинку, и подготовьте спикера, который скажет к какому эпизоду она подходит.

- О ком идет речь?

- Кем он является в сказке? (главным героем)

- Перечислите всех героев сказки, дайте им краткую характеристику. Кто они такие?

  • Рикки-Тикки-Тави
  • Мальчик Тедди
  • Мать Тедди – Эллис
  • Отец Тедди – Большой человек
  • Дарзи, птица-портной и его жена
  • Наг и его жена Нагайна
  • Чучундра и его сестра Чуа

- В какой стране происходит действие? Как вы догадались?

 

  1. Словарная работа

- Посмотрите, как выглядит мангуст. На какого зверя он похож? (ласку).

- Что вы о нем знаете?

- Как называется змея?

- Что вы знаете о кобрах? Об их привычках? Поведении?

- Еще вам в тексте встретилось слово «фут» - это сколько? (30 см). А пять футов? (150 см).

- Какому герою подходит эта характеристика? (Нагу, это его длина)

- Кто такие Дарзи?

  1. Работа по частям композиции и их анализ (не называя части композиции).
  1. ЭКСПОЗИЦИЯ
  1. Анализ 1 части текста и работа по картинке, которую составила 1 группа).

- Что изображено на картинке?

- Где жил мангуст?

- Как он оказался в саду Большого Человека?

- Кто его спас?

- Перескажите эпизод, где Рикки знакомится с семьей Большого Человека.

- Как вы думаете, понравился ли мангуст Тедди?

- Понравилось ли мангусту в семье Большого Человека?

  1. Восстановление текста по опорным словам

- Прочитайте слова:

рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прибежал, улегся, взобрался, прикорнул, вскакивал и настораживался, бежал разузнать, не спит, сидит, въехал.

- О ком и о чем рассказали нам эти глаголы? (Как Рикки знакомился с домом)

- Как они характеризуют мангуста?

  1. Оглавление части текста.

- Как бы вы назвали эту часть? Знакомство с семьей Большого Человека.

  1. ЗАВЯЗКА (С чего начиналось действие?)
  1. Анализ 2 части текста и работа по картинке, которую составила 2 группа).

- Давайте посмотрим, к какому сюжету составила картинку 2 группа.

- О чем идет разговор между мангустом и Дарзи?

- Какое несчастье случилось у птички?

- Какие слова использовал автор, для описания появления Нага?

  1. Выборочное чтение.

- Прочитайте страшный образ кобры (стр. 113). (негромкое шипение — страшный, холодный звук: огромная черная кобра, пяти футов длины от головы до хвоста; злые змеиные глаза).

- Отчего стало страшно мангусту на минуту? (Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка). 

- Испытал ли страх Наг «в глубине холодного сердца»?

- Почему?

- Перескажите эпизод появления Нагайны, злой жены Нага.

- Как она ведет себя? (подкралась сзади, шипела, разъяренная).

- Кто предупредил Рикки об опасности?

- Каким вы видите Рикки? (Хвост стал раздуваться, глаза стали краснеть, сел на хвост, как маленький кенгуренок, затараторил от ярости). 

-Чем закончилась их встреча?

  1. Оглавление части текста.

- Как бы вы назвали этот эпизод? Встреча с Нагом и Нагайной.

  1. РАЗВИТИЕ (Как развивалось действие?)
  1. Выразительное чтение 3 части

- Прочитаем с выражением начало третьей части.

«...Рикки-Тикки прислушался. В доме была тишина, но ему показалось, что до него еле-еле доносится тихое, еле слышное «ш-ш-ш», как будто по стеклу прошла оса. Это шуршала змеиная чешуя по кирпичному полу.

«Или Наг, или Нагайна! - решил он. - Кто-то из них ползёт по водосточному жёлобу в ванну...

...Он прокрался в Теддину умывальную комнату, но там не оказалось никого. Оттуда он пробрался в умывальную комнату Теддиной матери. Там в оштукатуренной гладкой стене у самого пола был вынут кирпич для водосточного жёлоба, и когда Рикки пробирался по каменному краю того углубления, в которое вставлена ванна, он услыхал, как за стеной в лунном сиянии шепчутся Наг и Нагайна».

  1. Чтение диалога (Наг, Нагайна, автор) и его анализ.

-О чем они шептались? Прочитайте диалог.

- Какие страшные планы вынашивали змеи?

- Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости?

- О чем он думал? Как действовал? (Стоял тихо, как смерть. Начал продвигаться к кувшину -мускул за мускулом).

  1. Рассматривание картинки к 3 части.

- У какой группы картинка к данному сюжету? (3-я группа)

  1. Оглавление 3 части текста

- Как назовете этот эпизод? (Рикки следит за Нагом).

  1. КУЛЬМИНАЦИЯ (Наивысший, острый момент в момент развития действий)
  1. Рассматривание картинки к 4 части.

- Давайте посмотрим, к какому сюжету составили картинку 4 группа.

  1. Чтение предложений по заданному началу..

- Найдите в тексте предложение по заданному началу.

 «А потом его подхватило и брякнуло оземь, … стр. 116 ( … и стало мотать во все стороны, как крысу мотает собака, и вверх, и вниз, и большими кругами, но глаза у него были крысиные, и он не отставал от змеи, когда она мотала им по полу, расшвыривая в разные стороны жестяные ковшики, мыльницы, щетки, и била его о края металлической ванны»).

«Голова у него кружилась, … ( …его тошнило, и он чувствовал себя так, будто весь был разбит на куски. Вдруг у него за спиной словно ударил гром, и горячий вихрь напотел на него и сбил его с ног, а красный огонь опалил ему шерстку»).

- Что описывает в этих предложениях автор? (бой мангуста и змеи)

  1. Оглавление 4 части текста

- Как можно назвать эту часть? Смертельная схватка

  1. РАЗВЯЗКА (Чем закончилось действие?)
  1. Анализ 5 части.

- В какой момент спадает напряженность в событиях? (После выстрела Большого Человека в Нага).

- Чем закончилось действие? (Окончательная победа мангуста над кобрами, торжество Рикки, спасителя и охранника жизни и спокойствия людей, в доме которых он живеет).

  1. Рассматривание картинки к 5 части.

- Именно такая картинка получилась в 5 группе.

  1. Оглавление 5 части.

- Как бы вы назвали эту часть? Торжество победы над врагом.

  1. Обобщение
  1. Дневник двойной записи

«+»

«-»

- Запишите, что хорошего в том, что змей убили.

- Запишите, что плохого в том, что змей убили.

  1. «Авторский стул»
  2. Построение композиционного ряда, работа с литературными терминами.

- Внимательно посмотрите на последовательность событий, отраженных в картинках. Что напоминает этот ряд? (Композицию)

- Что называют композицией?

Композиция - построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки.

- Из каких частей она состоит?

Экспозиция - характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действия.

Завязка - событие, с которого начинается действие.

Развитие - движение действия, ход событий, который вытекает из завязки.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии действия.

Развязка - заключительный момент в развитии действия, исход событий.

  1. Написание отзыва к произведению.
  1. Работа с термином «Отзыв»

- Каждая группа должна составить отзыв о прочитанном произведении

- Что называют отзывом?

 Отзыв - это мнение, оценка прочитанного, понимание того, как автор относится к своим героям — осуждает, высмеивает, восторгается.

  1. Написание отзыва по опорным словам.

-Напишите отзыв по опорным фразам

Я прочитал сказку ...

В ней говорится о ...

Основными героями  являются ...

Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором ...

Особенно понравился мне эпизод, который ...

Главная мысль рассказа заключается в том, что ...

Автор хотел сказать читателю…

V. Выводы

     Выведение главной мысли произведения.

Чтение рассказа направлено на осознание главной мысли любви и преданности друзей, что является самым главным в жизни человека и животных. Почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, мангуст преданно служит им, спасая мальчика от заклятого врага - кобры.

VI. Подведение итогов.

- Чем занимались на уроке?

- Что понравилось больше всего?

VI. Выставление оценок.

VII. Задание на дом: выразительное выборочное чтение эпизодов, которые особенно понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Викторина по сказке Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"

Литературная викторина по сказке Редьярда Киплинга "Рикки -Тикки - Тави" содержит девять  вопросов и несколько вариантов ответов на каждый вопрос. В конце презентации есть правильные ответы, кото...

Урок по теме : Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави.

Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением....

Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».

Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...

Викторина по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки – Тави»

Викторина по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки – Тави»...

Тест по сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

Тест по сказке Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...

Урок литературного чтения в 4 классе Р.Киплинг «Рикки Тикки Тави»

Конспект урока с презентацией по учебнику  Э.Э. Каца «Литературное чтение» 4 класс по программе «Планета знаний»....

Рикки-Тикки-Тави

Конспект урока. 4 класс...