Урок литературного чтения по отрывку из произведения Е. Велтистова «Приключения Электроника»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Копылова Светлана Александровна

Урок построен с применением элементов формирующего оценивания, который позволяет учащимся в игровой форме познакомиться с произведением, проанализировать его, выполнив творческо-поисковую работу в группах. Кроме того урок развивает фантазию, внимание, прививает интерес к литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе с применением технологии формирующего оценивания.

Тема: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

Педагогические задачи:

-создать условия для знакомства с понятием научно-фантастической литературы;

-познакомить учащихся с писателем Е. С. Велтистовым;

-расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, внимание; прививать интерес к литературе; 
-развивать фантазию ребенка;

-научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научнофантастическая литература»;

-научить характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и 
собственного отношения к ним;

- вырабатывать навыки анализа художественного произведения;

-развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи;

-воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, нравственные качества личности;

-научить слушать друг друга, вести диалог.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся  с понятием научно-фантастической литературы, с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; 
научатся понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научнофантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью 
выявления авторского и собственного мнения.
Метапредметные:
познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры;
регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
личностные:  осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; 
осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств
 автор проявляет  собственные чувства и отношение к героям, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг 
друга, вести диалог к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Ход урока.

1. Начало урока. Актуализация знаний. Цели и задачи.

Слайд 1.  Картина морского побережья.

Звучит песня из к/ф « Приключения Электроника» « Что же это такое».

Выходит высокий человек- Велтистов(мальчик -старшеклассник), одетый в плащ, шляпу и несёт тяжёлый чемодан.

Велтистов:

 -Ну почему же чемодан такой тяжёлый? Может, в чемодане кто – то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…»

                     (Садится на стул. Открывает чемодан. Там- книги)

  - Ну вот, я так и знал. Перепутал в спешке чемоданы. Как же море? Ласты? Придётся читать, а не купаться! Эх, растяпа я!!!(уходит)

Учитель: 

 -Ребята, как вы думаете, кто это был? Кто он?

   -С каким произведением Евгения Велтистова мы познакомились на прошлом уроке?

 - Почему урок начат с такой инсценировки?

   -Как же Велтистову удалось придумать такую интересную повесть?

Вот так у Евгения Велтистова и родилась идея к написанию  «Приключения Электроника»

                   -Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на уроке?

                      Поможет справиться с ответом на этот  вопрос…слайд.

Слайд 2

(приём ТФО (технологии формирующего оценивания) « РЕЧЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ»)

1. Продолжим работу над….произведением.

2. Научимся  выразительно….читать, отвечать на …вопросы, выражать свои…мысли, своё…мнение, работать в… группах.

3) Развивать устную…речь.

Учитель:

В процессе урока вы будите сами оценивать свою работу.  На столах у каждого индекс-карточка. Заполняем её по моей команде.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Проверим ваше домашнее задание, которое вы выполняли по группам.

Нам поможет в этом и на следующих этапах урока …квадрат.

(звучит песня из к/ф « До чего дошёл прогресс», две девочки в костюмах инопланетянок танцуют -1 мин. и выносят квадрат оценивания, который разделён на 4 части , окрашенные в разные цвета и подписанные-«объяснить», «предсказать», « обобщить», « оценить»)

приём ТФО « КВАДРАТ»

Учитель: Презентуйте свои интеллект-карты.( на А4 ребята отображали ключевые моменты при ответе на вопросы ДЗ)

Группа №1. «НЛО»- сведения об авторе и его произведениях

Группа №2. « Фэнтези»-различие между сказкой и научно-фантастической повестью.

Группа №3. «Роботы»-словарь терминов. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель: Оцениваем себя по блоку №1 на индекс-карте. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2) 

Проверка: на слайде №3

Все интеллект- карты учитель прикрепляет рядом с квадратом «Объясни».

3.Работа над произведением.

Учитель: Ответьте на вопросы:

1)Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)

2) Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.)

3)О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)

4) Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)

5) Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ?(Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)

6)Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?

( Робот был похож на обычного мальчика.)

7)Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)

8) Что же произошло? ( Робот получил заряд высокого напряжения.)

9) Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.)

10) Как это повлияло на поведение Электроника?

( Прыгает со второго этажа и убегает.)

Учитель: Молодцы. Оцениваем себя по блоку №2 на индекс-карте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Учитель: Продолжаем работать .Задание по группам.

Группа №1. «НЛО»: инсценировка отрывка «Вот мы и приехали, Электроник.» - ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Группа №2. « Фэнтези»:Нарисуй, как выглядел город (или смоделируй-аппликация)

Группа №3. «Роботы»: Найдите в тексте описание кибернетического мальчика .

Задание:

-выразительно прочитать отрывок;

-составить портрет мальчика по подсказкам:

 -  нос…курносый

-на макушке…вихор

- ресницы…длинные

-курточка…синяя

-другая одежда-…куртка и брюки

- внутри……. компьютер с набором операций

Группы отчитываются о работе.

Учитель: Молодцы. Оцениваем себя по блоку №2 на индекс-карте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

4.Подведение итогов.

Учитель: Хорошо. А теперь обратимся к нашему квадрату.

« Обобщи»: что нам сегодня на уроке удалось? Добились ли мы поставленных целей?

« Предскажи»: что произойдёт с Электроником? (кто не читал книгу) А что бы вы могли придумать про Эла, если бы писали вы произведение, а не Велтистов?

«Прогнозируй»: каким ты видишь наш мир через 20-30 лет, где появится много роботов?

У кого два робота и 2 звезды- оценка «отлично»,1робот и 2 звезды- «хорошо».Остальным желаю удачи, стремиться к знаниям и верить в себя!!!Все молодцы.

Если вам интересно, что происходит с Электроником далее, советую прочитать книгу полностью или посмотреть одноимённый фильм, после выхода которого на экраны за сценарий трёхсерийного фильма «Приключения Электроника» он получил в 1982 году государственную премию.

Звучит песня Ю.Началовой « Бьют часы на старой башне»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1 группа.

-Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве.

-Сильно хотел читать.

-Мечтал стать продавцом детских книжек.

-Окончил факультет журналистики.

-Был худой и высокий.

-Он был настырным. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги.

-Его книги:

«Приключения на дне моря»  (1960 г),

«Электроник-мальчик из чемодана». (1961 г).

 «Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси -неуловимый друг «( 1971 г), 
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г), 
«Новые приключения Электроника»(1988).

2 группа.

сказка

научно-фантастическое произведение

определение

это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях

жанр повествовательного искусства, в произведениях 
которого описываются вымышленные, 
сверхъестественные события и явления; нечто 
невообразимое, неосуществимое, несбыточное.

герои

волшебные

научно-технические

автор

сказка же может не иметь автора, это может быть фольклорное произведение

авторское произведение

мораль

чему-то учат

фантастические истории часто  не имеют морали

конец

счастливый

непредсказуемый

3 группа.

Словарь терминов.

Конгресс - собрание ученых.

Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.

Кибернетики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.

Робот – это машина, автомат, способный заменять человека. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески.

Виды роботов:

-робот-хирург, который помогает врачам выполнять сложные операции

-робот-пожарник

-робот-медсестра

-робот-змея

-робот-сапёр

-робот-ученик

( То, что выделено, напечатано на интеллект-картах учителем, а остальное дети пишут сами-д.з.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Блок 1.На зелёном  фоне.

ТФО «ПОИСК ОШИБОК»+ или-

🗆1.Е.С. Велтистов родился 21 июля 1934 года, в Москве.

🗆2.В 1956 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

🗆3. Его первой публикацией стала повесть ««Ресси -неуловимый друг ( 1971 г) ».

🗆4. Конгресс- наука о передаче и управлении информацией.

🗆5.Научно-фантастическое произведение имеет автора.

Проверка: на слайде №3(1,2,5+     3,4-). Кто справился- берут 1робота себе(нарисованного)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Тест на жёлтом фоне.

Тест.

1.Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон  
в)Громов   

2.Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в)из Синегорска    

3.Что находилось в чемодане?

 а) Электроник  б)вещи в) кукла

4.Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова

5.Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал

Проверка: на слайде №4. Кто справился - берут 1робота себе(нарисованного).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Ход инсценировки.

Профессор: Вот мы и приехали, Электроник! Как ты себя чувствуешь?

Электроник: Я чувствую себя хорошо. Правда, немного трясло. Почему я должен был лежать в чемодане?

Профессор:  Сюрприз. Ты должен знать, что такое сюрприз. Но об этом потом… А теперь необходимая процедура.( подсоединяет к сети)

Электроник: Ой!

Профессор: Ничего, ничего, потерпи! Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться! Надо подкрепиться электрическим током.

Электроник: Я так не хочу! Я так не могу!

Профессор: (грозит пальцем)Электроник!!!

Электроник убегает.

Профессор:  Двести двадцать вольт! Что я наделал! Надо его догнать!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ТФО « Две звезды и желание»- на голубом фоне-2 звезды и облако желаний. Дети пишут 2положительных момента и что бы им хотелось доработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"

Урок литературного чтения по теме" Марк Твен. Приключения Тома Сойера " Был разработан мною для районного семинара и вызвал массу положительных отзывов. Специально для него я создала презентацию и исп...

Урок литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"

Этот урок литературного чтения я разработала для районного семинара,проходившего в нашей школе. Он вызвал много положительных отзывов, надеюсь, кому-нибудь пригодится в работе. На уроке использовала в...

Урок литературного чтения «А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».

Тип урока  открытия новых знаний, был проведен в рамках районного методического объединения....

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен  “Приключения Тома Сойера”.  Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...

Урок литературного чтения в 4 классе : Е.С.Велтистов «Приключение Электроника»

В 4 классе по литературному чтению есть раздел " Страна Фантазия". В этом разделе изучается произведение Е.С.Велтистова "Приключение Электроника".Я разработала урок по данной теме....

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Е.С. Велтистов «Приключение Электроника». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание  условий для знакомства с понятием научно-фантастической литературы; знакомство учащихся с писателем Е. С. Велтистовым.Планируемые результаты:Предметные:знать:...

Тест по произведению Е.Велтистова "Приключения Электроника"

Тест предназначен для ребя 4 класса. Его целью является проверка уровня понимания прочитанного произведения...