Урок литературного чтения по отрывку из произведения Е. Велтистова «Приключения Электроника»
методическая разработка по чтению (4 класс)
Урок построен с применением элементов формирующего оценивания, который позволяет учащимся в игровой форме познакомиться с произведением, проанализировать его, выполнив творческо-поисковую работу в группах. Кроме того урок развивает фантазию, внимание, прививает интерес к литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе с применением технологии формирующего оценивания.
Тема: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
Педагогические задачи:
-создать условия для знакомства с понятием научно-фантастической литературы;
-познакомить учащихся с писателем Е. С. Велтистовым;
-расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, внимание; прививать интерес к литературе;
-развивать фантазию ребенка;
-научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научнофантастическая литература»;
-научить характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и
собственного отношения к ним;
- вырабатывать навыки анализа художественного произведения;
-развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи;
-воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, нравственные качества личности;
-научить слушать друг друга, вести диалог.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с понятием научно-фантастической литературы, с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»;
научатся понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научнофантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью
выявления авторского и собственного мнения.
Метапредметные:
познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры;
регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;
осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг
друга, вести диалог к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Ход урока.
1. Начало урока. Актуализация знаний. Цели и задачи.
Слайд 1. Картина морского побережья.
Звучит песня из к/ф « Приключения Электроника» « Что же это такое».
Выходит высокий человек- Велтистов(мальчик -старшеклассник), одетый в плащ, шляпу и несёт тяжёлый чемодан.
Велтистов:
-Ну почему же чемодан такой тяжёлый? Может, в чемодане кто – то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…»
(Садится на стул. Открывает чемодан. Там- книги)
- Ну вот, я так и знал. Перепутал в спешке чемоданы. Как же море? Ласты? Придётся читать, а не купаться! Эх, растяпа я!!!(уходит)
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, кто это был? Кто он?
-С каким произведением Евгения Велтистова мы познакомились на прошлом уроке?
- Почему урок начат с такой инсценировки?
-Как же Велтистову удалось придумать такую интересную повесть?
Вот так у Евгения Велтистова и родилась идея к написанию «Приключения Электроника»
-Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на уроке?
Поможет справиться с ответом на этот вопрос…слайд.
Слайд 2
(приём ТФО (технологии формирующего оценивания) « РЕЧЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ»)
1. Продолжим работу над….произведением.
2. Научимся выразительно….читать, отвечать на …вопросы, выражать свои…мысли, своё…мнение, работать в… группах.
3) Развивать устную…речь.
Учитель:
В процессе урока вы будите сами оценивать свою работу. На столах у каждого индекс-карточка. Заполняем её по моей команде.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Проверим ваше домашнее задание, которое вы выполняли по группам.
Нам поможет в этом и на следующих этапах урока …квадрат.
(звучит песня из к/ф « До чего дошёл прогресс», две девочки в костюмах инопланетянок танцуют -1 мин. и выносят квадрат оценивания, который разделён на 4 части , окрашенные в разные цвета и подписанные-«объяснить», «предсказать», « обобщить», « оценить»)
приём ТФО « КВАДРАТ»
Учитель: Презентуйте свои интеллект-карты.( на А4 ребята отображали ключевые моменты при ответе на вопросы ДЗ)
Группа №1. «НЛО»- сведения об авторе и его произведениях
Группа №2. « Фэнтези»-различие между сказкой и научно-фантастической повестью.
Группа №3. «Роботы»-словарь терминов. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Учитель: Оцениваем себя по блоку №1 на индекс-карте. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Проверка: на слайде №3
Все интеллект- карты учитель прикрепляет рядом с квадратом «Объясни».
3.Работа над произведением.
Учитель: Ответьте на вопросы:
1)Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
2) Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.)
3)О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)
4) Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)
5) Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ?(Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)
6)Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?
( Робот был похож на обычного мальчика.)
7)Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
8) Что же произошло? ( Робот получил заряд высокого напряжения.)
9) Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.)
10) Как это повлияло на поведение Электроника?
( Прыгает со второго этажа и убегает.)
Учитель: Молодцы. Оцениваем себя по блоку №2 на индекс-карте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Учитель: Продолжаем работать .Задание по группам.
Группа №1. «НЛО»: инсценировка отрывка «Вот мы и приехали, Электроник.» - ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Группа №2. « Фэнтези»:Нарисуй, как выглядел город (или смоделируй-аппликация)
Группа №3. «Роботы»: Найдите в тексте описание кибернетического мальчика .
Задание:
-выразительно прочитать отрывок;
-составить портрет мальчика по подсказкам:
- нос…курносый
-на макушке…вихор
- ресницы…длинные
-курточка…синяя
-другая одежда-…куртка и брюки
- внутри……. компьютер с набором операций
Группы отчитываются о работе.
Учитель: Молодцы. Оцениваем себя по блоку №2 на индекс-карте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
4.Подведение итогов.
Учитель: Хорошо. А теперь обратимся к нашему квадрату.
« Обобщи»: что нам сегодня на уроке удалось? Добились ли мы поставленных целей?
« Предскажи»: что произойдёт с Электроником? (кто не читал книгу) А что бы вы могли придумать про Эла, если бы писали вы произведение, а не Велтистов?
«Прогнозируй»: каким ты видишь наш мир через 20-30 лет, где появится много роботов?
У кого два робота и 2 звезды- оценка «отлично»,1робот и 2 звезды- «хорошо».Остальным желаю удачи, стремиться к знаниям и верить в себя!!!Все молодцы.
Если вам интересно, что происходит с Электроником далее, советую прочитать книгу полностью или посмотреть одноимённый фильм, после выхода которого на экраны за сценарий трёхсерийного фильма «Приключения Электроника» он получил в 1982 году государственную премию.
Звучит песня Ю.Началовой « Бьют часы на старой башне»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1 группа.
-Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве.
-Сильно хотел читать.
-Мечтал стать продавцом детских книжек.
-Окончил факультет журналистики.
-Был худой и высокий.
-Он был настырным. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги.
-Его книги:
«Приключения на дне моря» (1960 г),
«Электроник-мальчик из чемодана». (1961 г).
«Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси -неуловимый друг «( 1971 г),
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),
«Новые приключения Электроника»(1988).
2 группа.
сказка | научно-фантастическое произведение | |
определение | это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях | жанр повествовательного искусства, в произведениях |
герои | волшебные | научно-технические |
автор | сказка же может не иметь автора, это может быть фольклорное произведение | авторское произведение |
мораль | чему-то учат | фантастические истории часто не имеют морали |
конец | счастливый | непредсказуемый |
3 группа.
Словарь терминов.
Конгресс - собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
Робот – это машина, автомат, способный заменять человека. Обычно фантастические роботы напоминают человека. В реальности же робот может выглядеть совсем не по-человечески.
Виды роботов:
-робот-хирург, который помогает врачам выполнять сложные операции
-робот-пожарник
-робот-медсестра
-робот-змея
-робот-сапёр
-робот-ученик
( То, что выделено, напечатано на интеллект-картах учителем, а остальное дети пишут сами-д.з.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Блок 1.На зелёном фоне.
ТФО «ПОИСК ОШИБОК»+ или-
🗆1.Е.С. Велтистов родился 21 июля 1934 года, в Москве.
🗆2.В 1956 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
🗆3. Его первой публикацией стала повесть ««Ресси -неуловимый друг ( 1971 г) ».
🗆4. Конгресс- наука о передаче и управлении информацией.
🗆5.Научно-фантастическое произведение имеет автора.
Проверка: на слайде №3(1,2,5+ 3,4-). Кто справился- берут 1робота себе(нарисованного)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Тест на жёлтом фоне.
Тест.
1.Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон в)Громов
2.Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?
а) из Кудымкара б) из Москвы в)из Синегорска
3.Что находилось в чемодане?
а) Электроник б)вещи в) кукла
4.Кто такой Электроник?
а) ученик 4 класса б)кибернетический мальчик в) сын профессора Громова
5.Что случилось с Электроником в гостинице?
а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал
Проверка: на слайде №4. Кто справился - берут 1робота себе(нарисованного).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Ход инсценировки.
Профессор: Вот мы и приехали, Электроник! Как ты себя чувствуешь?
Электроник: Я чувствую себя хорошо. Правда, немного трясло. Почему я должен был лежать в чемодане?
Профессор: Сюрприз. Ты должен знать, что такое сюрприз. Но об этом потом… А теперь необходимая процедура.( подсоединяет к сети)
Электроник: Ой!
Профессор: Ничего, ничего, потерпи! Это необходимо. Ты будешь сегодня много двигаться! Надо подкрепиться электрическим током.
Электроник: Я так не хочу! Я так не могу!
Профессор: (грозит пальцем)Электроник!!!
Электроник убегает.
Профессор: Двести двадцать вольт! Что я наделал! Надо его догнать!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ТФО « Две звезды и желание»- на голубом фоне-2 звезды и облако желаний. Дети пишут 2положительных момента и что бы им хотелось доработать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"
Урок литературного чтения по теме" Марк Твен. Приключения Тома Сойера " Был разработан мною для районного семинара и вызвал массу положительных отзывов. Специально для него я создала презентацию и исп...
Урок литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"
Этот урок литературного чтения я разработала для районного семинара,проходившего в нашей школе. Он вызвал много положительных отзывов, надеюсь, кому-нибудь пригодится в работе. На уроке использовала в...
Урок литературного чтения «А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».
Тип урока открытия новых знаний, был проведен в рамках районного методического объединения....
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.
Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”. Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...
Урок литературного чтения в 4 классе : Е.С.Велтистов «Приключение Электроника»
В 4 классе по литературному чтению есть раздел " Страна Фантазия". В этом разделе изучается произведение Е.С.Велтистова "Приключение Электроника".Я разработала урок по данной теме....
Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Е.С. Велтистов «Приключение Электроника». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с понятием научно-фантастической литературы; знакомство учащихся с писателем Е. С. Велтистовым.Планируемые результаты:Предметные:знать:...
Тест по произведению Е.Велтистова "Приключения Электроника"
Тест предназначен для ребя 4 класса. Его целью является проверка уровня понимания прочитанного произведения...