Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Рабочая программа составлена к учебнику "Литературное чтение. 2 класс" Автор Климанова Л.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_kl_.doc437 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Инсарская  средняя общеобразовательная школа № 1»

ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________.

протокол  № ________

«______» августа 2019 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР  

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

____________

«_______» августа  2019 г.

«Утверждаю»

директор

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________

«______» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение»

на 2019-2020 учебный год

Класс:  2"Б"

Разработчик программы:

Байчурина Екатерина Васильевна, учитель начальных классов

г. Инсар

2019

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературному чтению  для 2 «Б» класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  № ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Литературное чтение» (автор: Л.Ф. Климанова, М.: Просвещение, 2014  г.).

  Предмет «Литературное чтение» является необходимым компонентом начального образования школьников. Рабочая учебная программа для 2 «Б» класса составлена из расчета часов, указанных в авторской программе  и учебном плане МБОУ «Инсарская СОШ №1».

 Предмет «Литературное чтение» изучается во 2 «Б»  классе в объеме 136 часов, из расчета 4 часа в неделю.  Преподавание ведется по учебнику:  Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух частях: 2 класс. М.: Просвещение, 2014 и последующие издания.

     Цель рабочей программы:

- формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

     Задачи реализации программы:

- формировать первоначальные представления  о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

В основе содержания обучения литературному чтению лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение».

Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных литературоведческих представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями.

- Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;                                                                                                                                

- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

- Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).

Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция. Общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей. Овладение данной компетенцией предполагает рациональное использование человеком своего свободного времени, уделение внимания изучению культурного наследия своего края, региона.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
  • находить в произведении средства художественной выразительности;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

.Содержание учебного предмета

КРУГ   ПРОИЗВЕДЕНИЙ   ДЛЯ   ЧТЕНИЯ

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя

Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».

Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.

Напутствие читателю Р. Сефа.. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

Устное народное творчество (15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.

Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений

Русские писатели (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

          А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Слалкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Оценка планируемых достижений

Из детских журналов (9 ч)        

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.

Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм  стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Оценка своих достижений

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)        

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.        

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

Оценка достижений

Писатели детям (17 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. 'Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

Оценка достижений

Я и мои друзья (10 ч)        

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение

названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.

Оценка достижений

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой,

Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова. И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

           Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

Оценка планируемых достижений

Литература зарубежных стран (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

Проект: «Мой любимый писатель-сказочник» (1ч)

Технологии обучения (или их элементы):

  • ИКТ  
  • игровая технология
  • проектная технология
  • проблемно-диалоговая технология
  • обучение в сотрудничестве

Типы уроков

  • Урок усвоения новых знаний  
  • Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями  
  • Урок применения метапредметных и предметных знаний
  • Урок обобщения и систематизации предметных знаний 
  • Урок повторения предметных знаний (Урок-практикум)
  • Контрольный урок
  • Комбинированный урок
  • Урок решения практических, проектных задач

Формы обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

Формы контроля: текущий, итоговый.

Работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация  обучения на уроках):

-  разноуровневые задания (обучающие и контролирующие),

- обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой),

- развивающие задания, в том числе олимпиадные задачи,  

- творческие задания (составить, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.).

Региональные особенности находят своё отражение в проектных работах, подборке задач краеведческого характера, при проведении уроков национально-регионального характера  и др.

Распределение учебных часов по четвертям

Курс рассчитан на  136  ч

Количество часов в 1-й четверти – 32 ч.  

Количество часов во 2-й четверти – 30 ч.

Количество часов в 3-й четверти – 40 ч.

Количество часов в 4-й четверти – 34 ч.

Отличительные особенности рабочей программы

В примерную авторскую  программу  «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская  М. Просвещение, 2014 г. (ОС – «Школа России») внесены следующие изменения и дополнения:

  • в последовательность изучения тем: изменений нет
  • в содержание учебного предмета: добавлен учебный материал краеведческого характера  
  • в структуру и содержание разделов: изменений нет

Разделы

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Авторская программа

Рабочая программа

Раздел 1.

Введение

1

1

Раздел 2.

Самое великое чудо на свете

4

4

Раздел 3.

Устное народное творчество

15

15

Раздел 4.

Люблю природу русскую. Осень

8

8

Раздел 5.

Русские писатели

14

14

Раздел 6.

О братьях наших меньших

12

12

Раздел 7.

Из детских журналов

9

9

Раздел 8.

Люблю природу русскую. Зима

9

9

Раздел 9.

Писатели - детям

17

17

Раздел 10.

Я и мои друзья

10

10

Раздел 11.

Люблю природу русскую. Весна

9

9

Раздел 12.

И в шутку и всерьёз

14

14

Раздел 13.

Литература зарубежных стран

12

12

Резерв

2

2

ИТОГО

136

136

Практическая часть программы

Учебный материал

Задание

№ урока

1. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

2

2. «Читателю» Р. Сеф

наизусть (по частям) по желанию

5

3. «Есть в осени…» Ф.Тютчев

наизусть

22

4. «Ласточки пропали…» А. Фет

наизусть

23

5. «Опустел скворечник...» И. Токмакова

наизусть

25

6. «Хитрые грибы» В. Берестов

наизусть

26

7. «У лукоморья…» А.С. Пушкин

наизусть (1 часть)

30

8. «Вот север…» А.С. Пушкин

наизусть

31

9. «Зима!..» А.С. Пушкин

наизусть

32

10. «Кошкин щенок» В. Берестов

наизусть (1 часть) по желанию

45

11. «Что это было?» Д.Хармс

наизусть

59

12. Проект «Мой любимый детский журнал»

61

13. «Зимним холодом пахнуло…» И. Бунин

наизусть по желанию

65

14. «Первый снег» Я. Аким

наизусть

66

15. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою..»,  С. Есенин «Поет зима…»

наизусть по выбору

67

16. С. Есенин «Береза»

наизусть

68

17. А. Барто «Дело было в январе»

наизусть по желанию

71

18. С.В. Михалков «Мой щенок»

наизусть (1 часть)

по желанию

80

19. А.Л. Барто «Мы не заметили жука»

наизусть

82

20. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э.  Мошковской

наизусть по выбору

90

21. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

наизусть

101

 22. Ф. Тютчев «Весенние воды»

наизусть

102

23. А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

наизусть по выбору

103

 24. А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже не тот»

наизусть по выбору

104

25. Е. Благинина «Посидим в тишине»

наизусть (1 часть) по желанию

106

26. С. Васильев «Белая береза»

наизусть по желанию

107

 27. Проект Газета «День Победы – 9 мая»

108

 28. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

наизусть по выбору

111

 29. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»

наизусть по желанию

114

 30. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

наизусть по выбору

117

31. Английская народная песенка «Перчатки»

наизусть

124

32. Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

наизусть

125

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 4 урока в неделю. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 136 уроков.

        Если вследствие непредвиденных причин (морозные дни, перенесение государственных праздников, карантин и т.д.) количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

По плану

По

факту

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знать: элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации

Уметь: ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарём в конце учебника

1

02.09.19

1

1. Вводный урок

С.3-5

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знать: выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочниками. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

Уметь: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах. Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить сходство и различия

2

03.09.19

1

1. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

С.6-7

3

04.09.19

1

2. Старинные и современные книги. Сравнение книг.

С.8-9

4

05.09.19

1

3. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя.

5

09.09.19

1

4. Высказывания великих людей о книге и чтении. Напутствие читателю Р. Сефа.

С.10-12

Устное народное творчество  (15 ч)

Знать: малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. Отличие прибаутки от потешки. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Уметь: Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки. Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок. Соотносить,  пословицу  и  сказочный  текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, плану, от лица другого героя сказки).

6

10.09.19

1

1. Малые и большие жанры устного народного творчества. Проверка техники чтения

Стр.13-15

7

11.09.19

1

2. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях.

Стр.16-19

8

12.09.19

1

3. Потешки и прибаутки. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

Стр. 20-21

9

16.09.19

1

4. Считалки и небылицы.  Загадки. Распределение загадок по тематическим группам.

Стр.22-25

10

17.09.19

1

5. Пословицы и поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Стр. 26-27

11

18.09.19

1

6. Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет»

Стр. 28-31

12

19.09.19

1

7. РНС «Петушок и бобовое зернышко»

Стр. 32-35

13

23.09.19

1

8. РНС «У страха глаза велики»

Стр. 35-38

14

24.09.19

1

9. РНС «Лиса и тетерев»

Стр. 39-41

15

25.09.19

1

10. РНС «Лиса и журавль»

Стр. 42-44

16

26.09.19

1

11. РНС «Каша из топора»

Стр. 44-47

17

30.09.19

1

12. РНС «Гуси-лебеди»

Стр.48 -53

18

01.10.19

1

13. РНС «Гуси-лебеди». А. Шибаев «Вспомни сказку»

Стр.48 -55

19

02.10.19

1

14. Проверим себя и оценим свои достижения

Стр. 56-59

20

03.10.19

1

15. Проверим себя и оценим свои достижения

Стр. 60-64

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Знать: осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения

Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Средства художественной выразительности. Сравнение.

Уметь: прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический тексты. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением, подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности, подбирать свои слова; создавать с помощью слова собственные картины.

21

07.10.19

1

1. Картины осенней природы. Осенние загадки.

Стр.65-67

22

08.10.19

1

2. Лирические стихотворения Ф. Тютчева и

К. Бальмонта

Стр. 68-69

23

09.10.19

1

3. Лирические стихотворения А. Плещеева и

А. Фета

Стр. 70-71

24

10.10.19

1

4. Лирические стихотворения А. Толстого и С. Есенина

Стр. 72-73

25

14.10.19

1

5. Лирические стихотворения В. Брюсова и

 И. Токмаковой

Стр. 74-75

26

15.10.19

1

6. Средства художественной выразительности В. Берестов «Хитрые грибы».  «Грибы»

Стр. 76-77

27

16.10.19

1

7. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М. Пришвин

Стр. 78-79

28

17.10.19

1

8. Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка техники чтения

Стр. 80-82

Русские писатели (14 ч)

Знать: вступление к поэме «Руслан и Людмила». Нравственный смысл басен И. Крылова. Басни Л. Толстого Рассказы Л. Толстого. Характеристика героев произведений.

Уметь: сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить смысл пословицы со смыслом басни. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить смысл пословицы со смыслом прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно.

29

21.10.19

1

1. А.С. Пушкин – великий русский писатель

Стр.83-85

30

22.10.19

1

2. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.  

Стр.86-87

31

23.10.19

1

3. Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…»

Стр.88

32

24.10.19

1

4.  Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Зима..»

Стр. 89

33

06.11.19

1

5. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Стр. 90-92

34

07.10.19

1

6.  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Стр. 93-96

35

11.11.19

1

7. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Стр. 96-101

36

12.11.19

1

8. И.А. Крылов «Лебедь, рак  и щука»

Стр.102-105

37

13.11.19

1

9. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Стр.106-107

38

14.11.19

1

10.  Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Стр.108-111

39

18.11.19

1

11.  Л.Н. Толстой «Филипок»

Стр.112-116

40

19.11.19

1

12.  Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»,

 «Котенок»

Стр.116-119

41

20.11.19

1

13. Разноцветные страницы. И. Токмакова

«Десять птичек - стайка»

Стр. 120-121

42

21.11.19

1

14. Проверим себя и оценим свои достижения

Стр.122-124

О братьях наших меньших (12 ч)

Знать: весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Уметь: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Сравнивать сказки  и  рассказы  о  животных.

Определять последовательность  событий. Составлять  план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их, выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку  поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам.

43

25.11.19

1

1. Вводный урок по теме «О братьях наших меньших» Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?»

Стр.125-127

44

26.11.19

1

2. Веселые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска..», И. Пивоварова «Жила-была собака»

Стр.128-129

45

27.11.19

1

3. В. Берестов «Кошкин щенок»

Стр.130-131

46

28.11.19

1

4. М. Пришвин «Ребята и утята»

Стр.132-135

47

02.12.19

1

5. М. Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана.

Стр.132-135

48

03.12.19

1

6. Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Стр.136-138

49

04.12.19

1

7. Б. Житков «Храбрый утенок»

Стр.139-141

50

05.12.19

1

8. В. Бианки «Музыкант»

Стр.142-145

51

09.12.19

1

9. В. Бианки «Сова»

Стр.146-151

52

10.12.19

1

10. В. Бианки «Сова»

Стр.146-151

53

11.12.19

1

11. Разноцветные страницы. С. Брезкун

Стр. 152-153

54

12.11.19

1

12. Проверим себя и оценим свои достижения

Стр. 154-156

Из детских журналов (9 ч)

Знать: произведения из детских журналов. Игра. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Ритм стихотворного текста.

Уметь: придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал», распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал, придумывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

55

16.12.19

1

1. Вводный урок по теме « Из детских журналов».  Вопросы из детских журналов.

Стр. 157-159

Стр.181

56

17.12.19

1

2. Произведения из детских журналов.

Д. Хармс «Игра»

Стр.160-164

57

18.12.19

1

3. Д. Хармс «Вы знаете»

Стр. 165-169

58

19.12.19

1

4. Д. Хармс, С. Маршак «Веселые стихи»

Стр. 170-173

59

23.12.19

1

5. Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Проверка техники чтения.

Стр.174-175

60

24.12.19

1

6. Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Ученый Петя»

Стр.176-180

61

25.12.19

1

7. Защита проекта «Мой любимый детский журнал»

Стр. 181

62

26.12.19

1

8. А. Введенский «Лошадка»

Стр.182-183

63

13.01.20

1

9. Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

Стр.184-186

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Знать: лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России

Уметь: рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова-антонимы для их характеристики.

64

14.01.20

1

1. Вводный урок по теме « Люблю природу русскую. Зима».  Зимние загадки.

Стр. 187-189

65

15.01.20

1

2. Лирические стихотворения. И. Бунин «Зимним холодом», К. Бальмонт «Снежинка»

Стр. 190-191

66

16.01.20

1

3. Я. Аким «Первый снег»

Стр. 192-193

67

20.01.20

1

4. Лирические стихотворения. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою..», С. Есенин «Поет зима…»

Стр.194-196

68

21.01.20

1

5. С. Есенин «Береза»

Стр. 196-197

69

22.01.20

1

6. РНС «Два мороза»

Стр. 198-202

70

23.01.20

1

7. С. Михалков «Новогодняя быль»

Стр. 203-207

71

27.01.20

1

8. А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин

«Улицей гуляет»

Стр.208-209

72

28.01.20

1

9. Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

Стр. 210-121

Писатели — детям (17 ч)

Знать: понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Осознание диалога как вида речи. Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому.

Уметь: читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним, выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

73

29.01.20

1

1. Знакомство с названием раздела. К.И. Чуковский «Путаница»

Стр.4-10

74

30.01.20

1

2. К.И. Чуковский «Радость»

Стр.11-12

75

03.02.20

1

3. К.И. Чуковский «Федорино горе»

Стр. 13-23

76

04.02.20

1

4. К.И. Чуковский «Федорино горе»

Стр. 13-23

77

05.02.20

1

5. С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

Стр. 24-29

78

06.02.20

1

6. С.В. Михалков «Мой секрет»

Стр.30-33

79

10.02.20

1

7. С.В. Михалков «Сила воли»

Стр. 33-34

80

11.02.20

1

8. С.В. Михалков «Мой щенок»

Стр.35-37

81

12.02.20

1

9. А.Л. Барто «Веревочка»

Стр.38-43

82

13.02.20

1

10. А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа»

Стр. 44-47

83

17.02.20

1

11. Н. Носов «Затейники»

Стр. 48-53

84

18.02.20

1

12.  Н. Носов «Затейники»

Стр. 48-53

85

19.02.20

1

13. Н. Носов «Живая шляпа»

Стр. 54-59

86

20.02.20

1

14. Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на основе составленного плана.

Стр. 54-59

87

25.02.20

1

15. Н. Носов «На горке»

Стр.60-64

88

26.02.20

1

16. Н. Носов «На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана.

Стр.60-65

89

27.02.20

1

17. Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.

Стр.66-70

Я и мои друзья (10 ч)

Знать: прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лу-

нина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа.

Уметь: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность  событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам, выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа, пересказывать по плану.

90

02.03.20

1

1. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э.  Мошковской

Стр. 71-76

91

03.03.20

1

2. В. Лунин «Я и Вовка»

Стр. 77-78

92

04.03.20

1

3. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Стр. 79-84

93

05.03.20

1

4. Ю. Ермолаев «Два пирожных»

Стр. 85-86

94

10.03.20

1

5. В. Осеева «Волшебное слово»

Стр. 87-92

95

11.03.20

1

6. В. Осеева «Хорошее»

Стр. 93-95

96

12.03.20

1

7. В. Осеева «Почему»

Стр. 96-103

97

16.03.20

1

8. В. Осеева «Почему». Составление плана рассказа.

Стр. 96-103

98

17.03.20

1

9. Разноцветные страницы. Е. Благинина «Простокваша»  Проверка техники чтения

Стр.104-105

99

18.03.20

1

10. Проверим себя и оценим свои достижения.

Стр. 106

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знать: весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.

Уметь: Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

100

19.03.20

1

1.  Весенние загадки. Подготовка к проекту  Газета «День Победы – 9 мая»

Стр. 107-109

101

01.04.20

1

2. Лирические стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»

Стр.110-111

102

02.04.20

1

3.  Лирические стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды»

Стр.111-112

103

06.04.20

1

4. Лирические стихотворения А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка»

Стр.112-113

104

07.04.20

1

5. Лирические стихотворения А. Блока «На лугу», С. Маршака «Снег теперь уже не тот»

Стр. 114-115

105

08.04.20

1

6. Женский день. И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю»

Стр. 116-118

106

09.04.20

1

7. Лирические стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», Э. Мошковской «Я маму мою обидел»

Стр.119-121

107

13.04.20

1

8. Лирическое стихотворение С. Васильева «Белая береза»

Стр. 122

108

14.04.20

1

9. Проект Газета «День Победы – 9 мая»

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения

Стр. 123-126

И в шутку и всерьёз (14  ч)

Знать: весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского,

Г. Остера, В. Драгунского.

Уметь: понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность  событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы.

109

15.04.20

1

1. Веселые стихи Б. Заходера

Стр. 127-131

110

16.04.20

1

2. Б. Заходер «Что красивей всего?»

Стр. 131-133

111

20.04.20

1

3. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

Стр. 134-138

112

21.04.20

1

4. Э. Успенский «Чебурашка»

Стр. 139-144

113

22.04.20

1

5. Э. Успенский «Чебурашка». Создание сценария

Стр. 139-144

114

23.04.20

1

6. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»

Стр. 144-145

115

27.04.20

1

7. Э. Успенский «Над нашей квартирой», «Память»

Стр. 146-149

116

28.04.20

1

8. В. Берестов «Знакомый, «Путешественники»

Стр. 150-151

117

29.04.20

1

9. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

Стр. 152-154

118

30.04.20

1

10. Г. Остер «Будем знакомы»

Стр.155-160

119

04.05.20

1

11. Г. Остер «Будем знакомы»

Стр.155-160

120

05.05.20

1

12. В. Драгунский «Тайное становится явным»

Стр. 161-167

121

06.05.20

1

13. В. Драгунский «Тайное становится явным». Восстановление последовательности текста

Стр. 161-167

122

07.05.20

1

14. Разноцветные страницы.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Стр.168-170

Литература зарубежных стран (12  ч)

Знать: американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака,

В. Викторова, Л. Яхнина. Герои зарубежных сказок.

Уметь: воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходство и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность  событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках, составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

123

11.05.20

1

1. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

Стр. 171-175

124

12.05.20

1

2. Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

Стр. 176-178

125

13.05.20

1

3. Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»

Стр.179-181

126

14.05.20

1

4. Шарь Перро «Кот в сапогах»

Стр. 182-193

127

18.05.20

1

5. Шарь Перро «Кот в сапогах»

Стр. 182-193

128

19.05.20

1

6. Шарль Перро «Красная шапочка»

Проверка техники чтения

Стр. 194-196

129

20.05.20

1

7. Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине»

Стр. 197-199

130

21.05.20

1

8. Эни Хогарт «Мафин и паук»

Стр. 200-208

131

25.05.20

1

9. Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа.

Стр. 200-208

132

26.05.20

1

10. Сказки Братьев Гримм

Стр. 209

133

27.05.20

1

11. Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения

Стр. 210-213

134

28.05.20

1

12. Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник»

Резерв времени - 2 ч

Список источников

 1. Книгопечатная продукция

      1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение - учебник, в двух      частях: 2 класс. М.: Просвещение, 2014 и последующие издания.

     2. С.В. Кутявина  Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2017.

     3. Полная хрестоматия для начальной школы. 2 класс. – Минск, ООО «Харвест», 2015.

     4. Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2014.

2.  Информационно-коммуникативные средства:

    Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Климановой  Л.Ф и др. (CD).

 3.  Наглядные пособия:

  1. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
  2. Портреты писателей и поэтов.

4. Интернет-ресурсы:

1. http://standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

5. http://bibliofond.ru[Электронная библиотека «Библиофонд»];

6. http://videouroki.net[Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

7. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

8. http://www.uchportal.ru[Учительский портал];

9. http://www.pandia.ru[Портал «Энциклопедия знаний»];

10. http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

11. http://nachalka.info/[Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...