Программа проекта "Герои ВОВ в произведениях художественной литературы" 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс)

Программа проекта " Герои ВОВ в произведениях художественной литературы" 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им.А.А.Ивасенко»

Календарно тематическое планирование

дополнительной общеразвивающей программы « Я- исследователь

 «Герои ВОВ в произведениях художественной литературы».

2019-2020 учебный год

                                                                                                                    Педагог: Михина Наталья Алексеевна

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание изучаемого курса.
  4. Методическое обеспечение.

5. Календарно-тематическое планирование.

6. Список использованной литературы.

Пояснительная записка

Программа культурологической направленности «Я - исследователь» разработана на основе программы  «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Содержание программы реализуется  через темы Школьно-семейного проекта «Взрослые и дети» по теме года, способствующего формированию   у   обучающихся  ценностных ориентиров и нравственных норм,   основанных на культурно - исторических и духовных традициях России и ХМАО – Югры.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию, что  в итоге делает практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;

- младшие школьники не получают возможности для реализации  и удовлетворения познавательной потребности;

- обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Педагоги все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается на занятиях дополнительного образования.

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство педагогов убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебно-исследовательская деятельность, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Новизна программы заключается в поиске средств, способов организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с окружающим миром. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что эффективно применяются те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

1.Личностно-ориентированный подход (признание самобытности и уникальности каждого занимающегося).

2. Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации.

3.Сотрудничество и ответственность.

4.Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.

5.Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности

Основные понятия, используемые в программе:

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Цель программы – создание условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования развития его исследовательских способностей в процессе проектной деятельности.

Задачи:

  • развивать познавательные потребности младших школьников;
  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • приобрести  знания  о структуре проектной и исследовательской деятельности.

Возраст обучающихся

Сроки освоения программы

Объём программы

Количество часов в неделю

Продолжительность

занятий

Наполняемость групп (чел.)

7-11 лет

1год

34

1

40 мин

18

   Программа  включает три блока:

  • тренинг исследовательских способностей;
  • самостоятельная исследовательская практика-проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает;
  • мониторинг исследовательской деятельности - мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Учебно  – тематический план

Тематические блоки

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Тренинг исследовательских способностей

6

6

12

2.

Самостоятельная исследовательская практика

6

12

18

3.

Мониторинг исследовательской деятельности

2

2

4

Итого

14

20

34

Результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой форм учебной работы с обучающимися.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

1.Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков пройденной темы.

2. Итоговый контроль проводится после завершения всего учебного года.

Контроль осуществляется в виде выступлений на конференциях, участие в конкурсах «Шаг в будущие», «Защита проекта» ( на уровне образовательного учреждения).

Содержание

1.Тренинг исследовательских способностей

Тема 1. «Что такое исследование? Методы исследования»

Знакомство с понятием «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека).  Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов

Тема 2. «Искусство задавать вопросы» «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное»

Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Как узнавать новое с помощью вопросов. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы,  задания типа «Что сначала, что потом». Составление вопросов для анкетирования и его проведение.

Тема 3. «Как работать с книгой?»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? Практическая работа по структурированию текстов.

Тема 4. «Поиск необходимой для исследования информации»

Поиск необходимой информации. Выполнение заданий с помощью взрослого, запрос необходимой информации у взрослого. Проведение рефлексии. Выбор дела по своим возможностям. Чтение книг, произведений по заявленной тематике. Составление вопросов для анкетирования и проведение процедуры анкетирования.

Тема 5. «Культура мышления. Работа с информацией».

Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Как правильно классифицировать. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок.

Что такое определения? Как давать определения понятиям? Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Анализ и синтез. Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез, «Как делать обобщения», «Как давать определения понятиям», «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».

Тема 6. «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения, делать умозаключения и выводы»

Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.

Что такое суждение. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема 7. «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 8. «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Тема 9. «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Определение проблем и поиск способов их решений. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема 10. «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов: «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 11. «Как планировать исследования и проекты»

Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.

Тема 12 «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Умение вести диалог, дискуссию. Практические задания на сравнения и метафоры. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

3. Самостоятельная исследовательская практика

Тема 1. «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования или проекта»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований, проектов. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2. «Работа по планированию собственного исследования или проекта»

План работы по проекту. Последовательное изложение, какие задачи он должен решать.

Тема 3. «Экспресс-исследование»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии (городская библиотека, выставки). Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Каждый ребенок выбирает тему  и собирает материал.

Тема 4. «Мини-конференция по итогам экскурсии-исследования, экспресс-исследования»

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема 5. «Консультационная работа по проведению самостоятельных исследований и подготовке проектов»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.

Тема 6. «Как подготовиться к презентации проекта»

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка презентации. Подготовка к ответам на вопросы.

3.Мониторинг исследовательской деятельности

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования». Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

Тема 2 «Консультационная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований». Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально: планирование собственного выступления; подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов; подготовка к ответам на вопросы.

    Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Методическое обеспечение

Предусмотрены различные формы и методы работы, основанные на психовозрастных особенностях младших школьников: игра, беседа, тренинг, практикум, диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Разделы

Ресурсы

1.

Тренинг исследовательских способностей

- объекты исследования по теме проекта;

- фонд школьной библиотеки;

- персональные компьютеры (кабинет информатики), сеть Интернет;

- возможность коммуникаций с педагогами и обучающимися в рамках образовательного учреждения;

- алгоритмы анализа объекта;

- схемы классификации объектов;

- алгоритм умозаключения;

- планы  наблюдения  за различными объектами;

- алгоритм исследования объекта;

- презентации, видеофрагменты;

2.

Самостоятельная исследовательская практика

- план работы по проекту;

- фонд школьной библиотеки;

-персональные компьютеры (кабинет информатики), сеть Интернет;

- возможность коммуникаций с педагогами и обучающимися в рамках образовательного учреждения;

3.

Мониторинг исследовательской деятельности

-персональные компьютеры (кабинет информатики), сеть Интернет;

- мультимедийная установка;

- индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта;

- карта  оценивания проекта.

Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта

Критерии оценки

Самооценка

Оценка педагога

Оценка одноклассников

1. Достигнутый результат

(из 5 баллов)

2. Оформление проекта

(из 5 баллов)        

Защита проекта

Представление

(из 5 б.)

Ответы на вопросы

(из 5 б.)

Процесс проектирования

5. Способ приобретения знаний   (из 5 баллов)

6. Творчество

  (из 5 баллов)

7. Практическая деятельность

(из 5 баллов)

8. Умение работать в команде

(из 5 баллов)

Итого

Среднеарифметическая величина

Карта  оценивания проекта

Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использованная информация не относится к теме работы

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий соответствия требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Календарно – тематическое планирование занятий

 «Я - исследователь»

проект «Герои ВОВ в произведениях художественной литературы»

Тема

Дата занятий

Примечания

план

факт

1.Тренинг исследовательских способностей

1.

Что такое исследование? Методы исследования.

Планирование-составление 9-экранки.

3.09

3.09

2.

Искусство задавать вопросы. Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенно.

Что я знаю о войне?

10.09

10.09

3.

17.09

17.09

4-5

Как работать с книгой?

Подготовка представления темы проекта. Защита темы проекта

24.09

01.10

24.09

01.10

6.

Поиск необходимой для исследования информации.

Составление списка литературы.

8.10

8.10

7.

15.10

15.10

8.

Культура мышления. Работа с информацией.

Любимые книги о ВОВ в моей семье. Выпуск рекламы любимых книг.  

22.10

22.10

9.

5.11

5.11

2 четверть

10.

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Любимые книги о ВОВ в моей семье. Выпуск рекламы любимых книг.  

12.11

12.11

11-    12.

19.11

26.11

19.11

26.11

.

13-14.

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

 Любимые книги о ВОВ в моей семье. Выпуск рекламы любимых книг.  

03.12

10.12

03.12

10.12

15.

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.

Составление паспортов героев.

17.12

17.12

16.

24.12

24.12

17-18.

Умение выявлять проблемы

Составление паспортов героев.

14..01

21.01

14..01

21.01

3 четверть

19.

Искусство делать сообщения.

Составление паспортов героев.

28.01

28.01

20.

04.02

04.02

21.

Как планировать исследования и проекты.

Составление паспортов героев.

11.02

11.02

22-23.

18.02

25.02

18.02

25.02

24-25.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

Составление паспортов героев.

03.03

10.03

03.03

10.03

26

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования или проекта.

Составление паспортов героев.

17.03

17.03

4 четверть

27

Работа по планированию собственного исследования или проекта.

Оформление копилки паспортов героев.

07.04

07.04

28.

14.04

14.04

29-30

Мини-конференция по итогам экскурсии-исследования, экспресс-исследования.

Оформление копилки паспортов героев.

21.04

28.04

21.04

28.04

3.Мониторинг исследовательской деятельности

31-

Консультационная работа по планированию и  проведению самостоятельных исследований.

Фестиваль школьно-семейных проектов.

12.05

12.05

32

33

Рефлексия

Мониторинг результатов проектной деятельности обучающихся

19.05

26.05

Список использованной литературы

  1. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
  2. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
  3. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара:
  4. Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
  5. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. - 32 с.
  6. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. - 32 с.
  7. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. - 32 с.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
  9. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.

Нормативно правовая база программы:

1.Программа  «Методика исследовательского обучения младших школьников» (авторский курс  А.И. Савенкова, Самара: издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007г.; допущено МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

3. ФЗ № 273 от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации»

4.Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006

5. Инструктивно-методическое письмо   об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  

Для учащихся:

Рекомендательный список книг о Великой Отечественной войне для 1-4 класса

1.Алексеев С. П. Богатырские фамилии

2.Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне

3.Алексеев С. П. Рассказы о полководцах

4.Браун Ж. Юта Бондаревская

5.Воронкова Л. Ф. Девочка из города

6.Драгунский В. Ю. Арбузный переулок

7.Кассиль Л. А. Дорогие мои мальчишки

8.Кассиль Л. А. Огнеопасный груз

9.Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем

10.Кассиль Л. А. Твои защитники

11.Кассиль Л. А. У классной доски

12.Кассиль Л. А. Черемыш –брат героя

13.Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. Володя Дубинин

14.Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. Улица младшего сына

15.Катаев В. Сын полка

16.Корольков Ю. Валя Котик

17.Корольков Ю. Зина Портнова

18.Корольков Ю. Лёня Голиков

19.Корольков Ю. Марат Казей

20.Лавренев Б. Разведчик Вихров

21.Митяев А. Гвардии медвежонок

22.Митяев А. Иван и фрицы

23.Митяев А. Куриная слепота

24.Митяев А. Лошади

25.Митяев А. Мешок овсянки

26.Митяев А. Носов и Назе

27.Митяев А. Отпуск на четыре часа

28.Митяев А. Серьги для ослика

29.Митяев А. Теплый «язык»

30.Митяев А. Тимофей  Беспраздничный

31.Митяев А. Треугольное письмо

32.Митяев А. Шестой –неполный

33.Надеждина Н. А. Партизанка Лара

34.Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи

35.Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога

36.Симонов К. Сын артиллериста

37.Соколовский А. А. Валерий Волков

38.Суворина Е. И. Витя Коробков

39.Туричин И. Крайний случай

40.Яковлев Ю. Я. Как Серёжа на войну ходил

41.Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова

42.Яковлев Ю. Я. Где стояла батарея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения в 3 классе "Герои Отечества в произведениях С. Алексеева"

Тема: «Герои Отечества в произведениях Сергея Алексеева».Цели:1.     Познакомить учащихся с произведениями С.Алексеева о защитниках Отечества; раскрыть понятия «долг», «патриотизм»...

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Конспект урока "Р.Киплинг «Братья Маугли». Герои произведения" ("Перспектива", 3 класс)

Цели урока:  закрепление знаний знакомства с отрывком из литературной сказки Р. Киплинга «Маугли»;  определение темы, главной мысли, основного содержания произведения; охарактери...

Сценарий защиты проекта "Герои ВОВ в произведениях художественной литературы".

Сценарий защиты   проекта "Герои ВОВ в произведениях художественной литературы"....

Программа проекта "Мой любимый детский журнал" во 2 классе.

Программа проекта "Мой любимый детский журнал" во 2 классе....

Статья на тему "Приемы анализа художественного произведения в 4 классе"

В статье затрагивается проблема анализа художественного произведения. Она является актуальной, поскольку составляет основу курса литературного образования, а также от ее решения зависят и некоторые за...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...