урок литературного чения 2 класс УМК Школа России В.Осеева "Хорошее"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Осеева "Хорошее" УМК Школа России разработан в соответствии с ФГОС НОО. На данном уроке дети учатся находить главную мысль произведения, давать краткую характеристику героям рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок лит.чтения 2 класс В.Осеева Хорошее | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: « В.А. Осеева «Хорошее».
Цель: Формирование умения выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи:
1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.
2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре.
3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.
Ожидаемые результаты:
- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;
- уметь находить главную мысль произведения;
- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование: презентация, плакат для рефлексии, карточки для работы в парах.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК
- Здравствуйте! Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!
- Садитесь!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
На уроке наши глаза внимательно смотрят
И всё……. (видят)
Уши внимательно слушают
И всё……(слышат)
Голова хорошо……(работает)
Речевая разминка (скороговорка) слайд
- Прочитайте скороговорку 3 раза ( Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Волшебные слова
-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок?
- Давайте вспомним другие вежливые слова:
Растает ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
Зеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания).
- Почему эти слова называют волшебными?
- Как еще называют эти слова?
- Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)
- Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).
- А какие хорошие поступки вы можете назвать? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)
- Какие из них вы сами совершаете?
- Что значит быть вежливым?
2. Работа с пословицами
- У вас на столе лежат карточка оранжевого цвета, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение.
- Какие пословицы у вас получились? (За добро добром и платят)
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)
- Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый человек добру и учит)
- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему).
- Какая пословица подходит к нашему рассказу «Волшебное слово»? (первая)
Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо).
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
3. Проверка знания содержания текста «Волшебное слово»
- Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста.
- На карточках белого цвета найдите лишние вопросы, которые не относятся к произведению «Волшебное слово». (работа в парах)
Правильно ли поступила Оля, когда съела два пирожных? (+)
Какую силу имеют вежливые слова?
Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?
Почему Кате вдруг стало радостно? (+)
Как изменилось отношение родных к мальчику?
Что придумали девочки, для того, что бы общаться через стекло? (+)
Чем помог старик Павлику?
- К каким произведениям относятся эти вопросы? («Анна, не грусти!», «Два пирожных»)
- Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования текста. (работа в парах)
(Проверка:
Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?
Чем помог старик Павлику?
Как изменилось отношение родных к мальчику?
Какую силу имеют вежливые слова?)
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. Слайд
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. Слайд
- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?
(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)
!- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи.
Узнаем … (новое произведение В.А.Осеевой).
Научимся …( выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Будем учиться… (анализировать поступки героя).
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях. А в конце урока смоделируем доброго человека.
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»? Что означает слово «хорошо»? Слайд
- В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?
- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
1.Первичное чтение (учителем)
- Понравился рассказ?
- Чье же предположение оказалось более точным?
- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю..(Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
2.Самостоятельное чтение и анализ произведения.
Словарная работа.
- Поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки: Слайд
солнце
что-нибудь
что, его, у него
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?
Работая с текстом, мы будем читать и думать. Слайд
- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
- Хотел ли он что-то сделать для себя?
- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
- Кто такой герой? ( человек который совершает героические поступки ради других людей)
-А теперь посмотрим на его реальные поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)
- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?
- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
- Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. Слайд
Думающий о себе. Грубый.
- Какой совет вы можете дать Юре?
- Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.
- Сравните ваши советы.
- Как автор относится к своему герою?
- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
V. ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
3. Работа с иллюстрацией.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.
4. Вторичное закрепление.
А. - На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?
- У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер.
1 «Вот если бы на няню…» 3
2 «Вот если бы Трезорка…» 4
3 «Что, если б моя сестренка…» 2
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1
Б. Пересказ произведения одним учеником.
– Есть ли замечания или дополнения?
5. Чтение рассказа «Старушка».
- А теперь я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите, почему его прочитали сразу после рассказа «Хорошее»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
- Как вы думаете, почему этот рассказ прочитали сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке; хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда)
- Почему мальчик так поступил?
- Какой характер был у мальчика? (добрый, отзывчивый.)
- А почему девочка задавала такие вопросы?
- Как бы вы поступили на месте детей?
VI. ИТОГ УРОКА. САМООЦЕНКА.
- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?
- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)
– Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они? слайд
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?
- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)
- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Оно так и называется Доброта. На доске
- А теперь давайте посмотрим на человека и попробуем смоделировать доброго человека
Какие мысли должны быть у доброго человека?
Речь? Поступки? Итак, какой же человек добрый?
Мы можем сравнить доброту человека с солнцем, а его лучами являются добрые мысли, слова, поступки
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее» родителям и узнать их мнение об этом произведении.
2.Подготовить пересказ.
3.Подобрать пословицы к этому рассказу.
- Вы можете выбрать домашнее задание по своему усмотрению.
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. На доске (дерево, цветы, солнце, человек, бабочки)
- Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – это плоды.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
Слайд (песня «Спешите делать добро»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.
Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...
"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.
Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...
Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса
Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;развивать ...
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа России". 2 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс 2Кол-во часов за год – 136 ч; в неделю – 4ч«Школа России»...