Технологическая карта урока на тему: Стихотворение С.А. Есенина, «Поёт зима - аукает»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гурова Мария Сргеевна

-   познакомить детей с творчеством С.А. Есенина;

-произвести анализ стихотворения

«Поёт зима - аукает »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока на тему: Стихотворение С.А. Есенина, «Поёт зима - аукает»

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс 1 часть, УМК «Школа России», Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г

Цели урока

Образовательная:

  • познакомить детей с творчеством С.А. Есенина;

-произвести анализ стихотворения

«Поёт зима - аукает »

-дать понятия таким приёмам, как олицетворение и метафора. Развивающая:

  • развивать произвольное внимание и умение концентрироваться; -развивать интерес к русской поэзии;
  • развивать навыки разного вида чтения;

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к книге и чтению, к природе.

Технологии и методы

Словесные и наглядно-иллюстративные методы


Формируемые УУД

ПреДметные

МетапреДметные

- находить в стихотворении слова, которые помогают описывать картины;

- подбирать слова, которые смогут показывать настроение автора произведения.

1. Личностные

1.1 воспитывать познавательный интерес к литературному чтению;

2. Познавательные

2.1 работа с учебником

2.2 осмысливать познавательную задачу

2.3 осуществляют анализ стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает. »

  1. Регулятивные
  1. умение планировать свои предположения
  2. оценивать результаты своей деятельности
  1. Коммуникативные
  1. слушать и слышать другого
  2. формулируют собственное мнение

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная

УМК «Школа России», автор Климанова Л.Ф(2класс) , мультимедийный проектор, слайд с портретом автора, белые листы бумаги.

Технология обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Организационный

момент

  • Ребята, здравствуйте!
  • Сегодня у нас необычный урок, но прежде начать его, проверьте свою готовность. -Всё ли у вас на месте: учебники, тетради, дневники?
  • Молодцы, тогда отправляемся в новое путешествие!

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность


2.Проверка домашнего задания.

-Ребята, на предыдущих уроках мы с вами выяснили, что многие русские писатели очень любили зиму и писали о ней необыкновенные стихотворения.

- Скажите, какое у вас было домашнее задание? ( Чтение наизусть стихотворений И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф, Тютчева)

- Сейчас каждый по цепочке выйдет к доске и расскажет понравившееся ему стихотворение наизусть, а остальные внимательно слушают и оценивают чтение.

Учащиеся выполняют домашнее задание.

3.Подготовка к чтению стихотворения.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением С.А. Есенина.

-Может, кому-нибудь знакома эта фамилия?

- А может вы читали стихотворения этого поэта?

- Ребята, а сейчас я вам расскажу об авторе, а его портрет будет представлен на экране. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом берегу реки Оки.

Родители его были бедными крестьянами. Маму звали - Татьяна Федоровна. Отца - Александр Никитич.

С двух лет он был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.

Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.

Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе.

Учащиеся знакомятся с творчеством С.А. Есенина

2.2


4. Первое чтение

- Ребята, а сейчас приступим к знакомству со стихотворением. Я буду вам читать его выразительно, а вы за мной следите, если какие- то слова вам будут непонятны, подчеркните карандашом. (Учитель читает вслух, выразительно стихотворение)

  • О каком времени года идёт речь? ( О зиме)
  • Какие слова вы подчеркнули? ( Аукает, поёт, сосняк, метелица, стозвоном, ковром шёлковым, сиротливые)
  • Хотели бы узнать их значения?

Давайте рассмотрим их.

  • Что значит аукает?

(Гукает, перекликивается)

  • А что значит «поёт зима»? (сильно дует и ветер, звук похож на песню)
  • А сосняк? ( Лес, где растут сосны.)

Учащиеся слушают выразительное чтение стихотворения учителем, отвечают на вопросы.

3.1

2.1

- А что такое метелица? (Ветер со снегом)

- А стозвоном? (Громкий звон)

- А сиротливые что значит? (Тоскливые, одинокие)

5. Проверка первых

- Ребята, какое впечатление произвело на вас

Учащиеся делятся

4.1

впечатлений

стихотворение?

- Какие образы вам больше всего запомнились?

своими впечатлениями.

6. Повторное чтение

-Ребята, а сейчас прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя. Далее побеседуем о стихотворении.

Учащиеся читают стихотворение самостоятельно.

7. Анализ содержания

Определение строф.

Учащиеся отвечают на

2.3

прочитанного

Первая строфа - это первые шесть строчек.

вопросы, высказывают

4.2

  • Где оказался поэт? (В лесу)
  • Каким он описывает лес? (Сосновым, мохнатым)
  • Как вы понимаете значение слова мохнатый?

свои предположения.

3.1


(Осыпан пушистым снегом) -Как автор рисует зиму?

  • Какие слова оживляют зиму? (Поёт, аукает, баюкает)
  • Ребята, можно сделать вывод, что здесь используется олицетворение: предметы неживой природы изображаются, как живые существа.
  • На кого похожа зима?
  • Какая же зима? (Добрая, ласковая)
  • А грустит ли автор или радуется? (Грустит) Подтвердите словами

(С тоской глубокою)

  • О чём печалятся облака?

(Уплывают в страну далёкую)

  • А какие они? (Седые)
  • А что значит седые? (Серые, тревожные)
  • Как мы будем читать первую строфу? (Грустно, тоскливо)


  • Перейдём ко второй строфе - это следующие шесть строчек.
  • Что здесь описывается? (Метелица)
  • Как она изображена? Прочитайте
  • Как вы понимаете это выражение?
  • А кто ещё описывается во второй строфе? (Воробышки)
  • А как к ним зима относится? (Холодно, равнодушно)

-Как автор относится к воробышкам? (Жалеет их)

-Найди строчки в стихотворении, где показывается жалость? (Как детки сиротливые)

  • Такой приём называется сравнением.
  • Как мы будем читать вторую строфу? (Грустно, с жалостью)

8.

Физкультминутка

Ребята, а давайте теперь немножко отдохнём. Встанем все, представим, что мы идём по зимнему лесу. На улице спокойно, свежо,

Учащиеся выполняют физкультминутку


морозно. Вдруг у нас начали замерзать

щёчки, давайте помассируем их круговыми движениями. Так, молодцы.

  • А теперь у нас замёрзли ручки, давайте сделаем рывки влево и вправо. Начали замерзать ножки, давайте попрыгаем.
  • Стало теплее, можем продолжать урок? Тогда садимся на свои места.

9. Творческое воссоздание прочитанного.

- Ребята, для того, чтобы подготовиться к выразительному чтению стихотворения, нужно сделать разметку. Выделим паузы и логические ударения слов. На интерактивной доске высвечивается стихотворение, учитель с помощью учащихся выделяет паузы и логические ударения слов.

Поёт зима// - аукает,// Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.// Кругом с тоской глубокою

Учащиеся выполняют разметку, выразительно читают стихотворения.

4.1


Плывут в страну далёкую

Седые облака.//

Тоже самое выполняют с остальными строфами. Затем на доске высвечивается правильный образец разметки, и учащиеся сравнивают.

- Ребята, а теперь выразительно у доски прочитаем стихотворение.

10. Итог урока

  • Ребята, с каким стихотворением мы познакомились? (« Поёт зима - аукает.»)
  • Кто автор этого стихотворения? (С.А. Есенин)
  • Какое настроение у вас после знакомства с ним?
  • Ребята, ваше домашнее задание - это выучить стихотворение наизусть и нарисовать к нему иллюстрацию.
  • Если вам было интересно на уроке и стихотворение вам понравилось, поднимите белые листочки, как символ зимы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

4.1

3.2


- Спасибо всем за урок!

Технологическая карта урока на тему: Стихотворение С.А. Есенина, «Нивы сжаты, рощи голы».

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

УМК «Школа России», автор Климанова Л.Ф(2класс)

Цели урока

Образовательная:

  • произвести анализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы»
  • находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение.

Развивающая:

  • развивать произвольное внимание и умение концентрироваться;

-развивать интерес к русской поэзии;

  • развивать навыки выразительного чтения;

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к книге и чтению, к природе.

Технологии и методы

Словесные и наглядно-иллюстративные методы


Формируемые УУД

ПреДметные

МетапреДметные

- продолжать развитие навыка выразительного чтения;

- обогащать словарный запас, работать над значением непонятных слов.

1. Личностные

1.1 воспитывать познавательный интерес к литературному чтению;

2. Познавательные

2.1 работа с учебником

2.2 осмысливать познавательную задачу

2.3 осуществляют анализ стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

3. Регулятивные

3.1 умение планировать свои предположения

3.2 оценивать результаты своей деятельности

4. Коммуникативные

4.1 слушать и слышать другого

4.2 формулируют собственное мнение

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная

2 класс 1 часть, УМК «Школа России», Климанова Л.Ф, Горецкий В.. мультимедийный проектор, презентация, жёлтые листочки.


Технология обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Организационый

момент

-Ребята, здравствуйте!

  • Давайте улыбнёмся друг другу, ведь сегодня такая прекрасная погода за окном!
  • Сегодня у нас необычный урок, но прежде чем начать его, проверьте свою готовность.

-Всё ли у вас на месте: учебники, тетради, дневники?

-Молодцы, тогда отправляемся в новое путешествие!

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность

2.Проверка

домашнего задания.

  • Ребята, скажите, пожалуйста, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? (С. А. Есенин)- Молодцы!
  • Скажите, какое у вас было домашнее задание?
  • Сейчас каждый по цепочке выйдет к доске и расскажет наизусть стихотворение «Поёт зима- аукает» и покажет свою иллюстрацию, нарисованную к этому стихотворению.

Учащиеся выполняют домашнее задание, читают наизусть стихотворение «Поёт зима - аукает» и показывают иллюстрации.


3.Подготовка к чтению стихотворения.

  • Ребята, сегодня мы с вами познакомимся ещё с новым стихотворением С.А. Есенина. Прочитайте его название в учебнике на стр. 47.
  • Как вы думаете, о каком времени года говорит это название? ( Об осени) Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

Учащиеся знакомятся с названием стихотворения и рассматривают иллюстрацию.

2.2

4.1

4. Первое чтение

  • Ребята, а сейчас приступим к знакомству со стихотворением.
  • Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовали красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова.

-(Учащиеся читают самостоятельно стихотворение)

  • О чём говорится в стихотворении?(Об осени)

Какие слова вы подчеркнули? (Нивы, взрытая, примечталось )

- Хотели бы узнать их значения?

Давайте рассмотрим их.

- Что значит нивы? ( Поля, возделанные для посева, пашня)

- А что значит взрытая? ( Дорога неровная, в кочках, в следах от копыт и колёс телег)

- А слово примечталось?

( Представиться в мечте)

  • Учитель показывает на слайде фотографии (Нивы и взрытой дороги), учащиеся рассматривают.

Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и отвечают на вопросы.

3.1

2.1


5.Проверка первых

впечатлений

  • Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение?
  • Какие образы вам больше всего запомнились?
  • Можно ли его, на ваш взгляд, назвать радостным?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

4.1

6. Повторное чтение

- Ребята, а сейчас прочитаем стихотворение по цепочке.

Учащиеся читают стихотворение по цепочке.

7. Анализ

Определение строф.

Учащиеся отвечают на

2.3

содержания

- Ребята, сколько строф в это стихотворении? (3)

вопросы, высказывают

4.2

прочитанного

- Сколько строк в каждой строфе? (4)

- Прочитайте 1 строфу.

  • О чём пишет поэт? (О дороге)
  • Какой описывается осень?
  • Какие слова выбирает автор, что бы мы представили осень?
  • Как вы понимаете значение «рощи голы»?
  • А почему «солнце тихое»?
  • Найдите эпитет в 1 строфе. (Сини горы, солнце тихое)
  • Какой будет темп прочтения в 1 строфе?
  • А какой тон?

Прочитайте 2 строфу.

  • О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)
  • Ребята, вспомните, а что такое олицетворение? (

свои предположения.

3.1


Приём, с помощью которого, неодушевлённые предметы и явления становятся живыми и одушевлёнными)

  • Найдите их в этой строфе. ( Дремлет взрытая дорога, зимы седой)
  • Почему поэт два раза употребил совсем-совсем?

( Очень сильно, с нетерпением ждёт зиму)

  • Каким тоном и темпом будем читать строфу?
  • Прочитаем 3 строфу.
  • От чьего лица ведётся повествование? ( От автора)
  • Какое настроение передаёт автор в этой строфе? ( Радостное)

Прочитайте.

  • Найдите в этой строфе сравнения и прочитайте их.
  • С кем сравнивает поэт месяц?
  • Помогают ли сравнения передать картину родной природы?

- В каком темпе будем читать эту строфу? А каким тоном?

8.

Физкультминутка

  • Ребята, а теперь давайте немножко отдохнём. Встанем все, представим, что мы с вами деревья в осеннем лесу. Деревья проснулись, открыли глазки. Подул сильный ветер, деревья начало качать. Сделаем наклоны в стороны: влево, вправо, вперёд, назад. Повторим ещё раз. Деревья раскинули свои ветки. Сделаем рывки в стороны, влево, вправо. Повторим ещё раз.
  • Отдохнули? Молодцы! Садимся все на свои места.

Учащиеся выполняют физкультминутку

9. Творческое воссоздание прочитанного.

-Ребята, для того, чтобы подготовиться к выразительному чтению стихотворения, нужно сделать разметку. Выделим паузы и логические ударения слов.

На интерактивной доске - стихотворение, учитель с помощью учащихся выделяет паузы и логические ударения слов.

Учащиеся выполняют разметку, читают выразительно стихотворения.

Нивы сжаты,// рощи голы,/

От воды туман и сырость.//

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.//

Тоже самое выполняют с остальными строфами. Затем на доске дети увидят правильный образец разметки и учащиеся сравнивают.

- Ребята, а теперь выразительно у доски прочитаем стихотворения.

10. Итог урока

  • Ребята, с каким стихотворением мы познакомились? (Нивы сжаты, рощи голы)
  • Кто автор этого стихотворения? (С.А. Есенин)
  • Какое настроение у вас осталось?
  • Ребята, если вам на уроке было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, то поднимите жёлтые листочки, как символ осени.
  • Ребята, ваше домашнее задание- это подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Учащиеся отвечают на вопросы.

4.1

3.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....

урок литературного чтения тема:С.Есенин "Поёт зима- аукает"

Анализ зимнего пейзажа. Анализ произведения....

Урок чтения в 3 классе. С.Есенин "Поёт зима аукает..." с презентацией

Тема: Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…»)Цель: отработка у учащихся функционально-грамотного чтения; развитие у учащихся в процессе работы...

Урок по литературному чтению по теме " С. Есенин. "Поёт зима аукает"

Урок по  литературному чтению по теме " С. Есенин. "Поёт зима аукает"...

"Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"

Методическая разработка 1 класс. "Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"...

Конспект урока по теме Есенин. Поёт зима, аукает.... 2 класс

Конспект урока по теме Есенин. Поёт зима, аукает.... 2 класс...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....