Урок по литературному чтению по теме " С. Есенин. "Поёт зима аукает"
план-конспект урока по чтению на тему

Хмелёва Татьяна Юрьевна

Урок по  литературному чтению по теме " С. Есенин. "Поёт зима аукает"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА: С. Есенин «Поёт зима  - аукает»

Цель  урока:

Выразительное чтение стихотворения.

Задачи урока:

познакомить с лирическим произведением, описывающим зимние явления в природе, показать авторский  взгляд на эти явления;

формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

формирование представлений  о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

развивать эмоциональную сферу, речь, мышление,  познавательный интерес;

Воспитательные: 

воспитывать любовь к природе.

Оборудование:  мультимедийный  пректор,  слайды презентации

 «С.Есенин. Поёт зима – аукает»,  учебник  О.В. Кубасова  «Любимые страницы 3 класс».

Организационный момент.  Эмоциональный  настрой.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо  падает, ложится.

-О чём говорится в этих строчках?  ( О снеге.)

- Как называется слой только что выпавшего снега? ( Пороша.)

Проверка домашнего задания.

Слайд 1.

- Как Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша»  описывает действие снега? ( Валит снег и стелет шаль.)

-Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?

- Удалось ли передать настроение и чувства автора?  (Комментарии  учащихся.)

Работа над темой урока.

Введение в тему.

- Да, действительно, зима преображает всё вокруг.

Слайд 2, 3,4.

Природа надевает белоснежный,  праздничный наряд. Картины зимней природы не могли оставить равнодушным Сергея Есенина. Это отразилось в его творчестве. И нам предлагается рассмотреть следующее его стихотворение.

Работа до чтения. Формулировка темы урока.

- Как вы думаете, о чём будет стихотворение?  (О зиме.)

-Что помогло сделать такое предположение?  ( Иллюстрация, заголовок.)

- Но запись  заголовка здесь отсутствует. Как определили название стихотворения?

(По первым строчкам.)

-Сформулируйте тему  урока.  (С.Есенин «Поёт зима – аукает»)

Слайд 5.

- Прочитайте самостоятельно.

- Оправдались ли ваши предположения?

Работа во время чтения.

Слайд 6.

- А какая зима в представлении С. Есенина?

-Наша задача разобраться в этом вопросе. Поможет нам  работа над стихотворением.

-Будем внимательно вчитываться в авторские строки, чтобы понять его мысли, чувства, настроение.

-Прочитайте первые строчки.

Поёт зима -  аукает.

Мохнатый лес  баюкает

Стозвоном  сосняка.

-Что представили?  (Лес.)

-Как  автор называет  этот лес?  (Сосняк.)

-Что обозначает это слово?  ( Лес, состоящий из сосен.)

- Как автор описывает лес?  ( Мохнатый.)

-  Как понимаете?   (  Хвоя ветки сосны,  покрытая снегом,  кажется мохнатой.)

- Какое слово встретилось в тексте, требующее объяснения.  ( «стозвоном».) Поэт сам его придумал. Как оно образовано?  (Сто звонов.) – Что это обозначает?    (Много звуков.)

-Автор говорит о «стозвонах сосняка».  Как понять это авторское выражение?

-Проверьте своё предположение с записью.

Слайд 7.

Когда сосны раскачиваются на ветру, слышится потрескивание, поскрипывание.

- А как понять выражение  «зима аукает стозвоном сосняка»?  (Деревья  перекликаются друг с другом.)

- Почему этими звуками можно убаюкать лес?  ( Они негромкие, напевные.)

-Читаем дальше.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

- Что представили? (Облака.)

-Какие они у автора?  (Седые.)

-Что значит  «седые»?  (Белые.)  Почему именно это слово выбрал автор?  ( Сравнивает с волосами человека.)

- Как автор описал движение облаков? (Плывут.)

- Почему именно это слово выбрал автор?  (Облака двигались медленно, лениво.)

-Почему так двигались облака?  ( Небольшой ветер.)

-Почему отправились «в страну далёкую»?  (Тоскливо, зима не нравится.)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

-Что представили?  (Метель.)

- Опишите  это явление  природы? (Сильный ветер со снегом.)

-С  чем сравнивает автор метель? (С ковром.) Почему?  ( Намела снега, что ковёр расстелила.)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Холодные усталые

И жмутся поплотней.

- Кого  представили?  ( Птиц, воробьёв.)

-Как  относится к ним автор? ( С жалостью.)

- Какие  слова доказывают? ( Пташки, воробышки, детки сиротливые.)

-Почему они вызывают жалость?   (Холодно, голодно, устали.)

-Почему  они были в таком состоянии? ( Сильный ветер, вьюга.)

-Прочитайте описание вьюги.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

-Как  представили вьюгу? ( Сильный ветер со снегом.)

-Но метели мы тоже дали такое  определение.

- В  чём  разница? ( При вьюге ветер сильнее.)

-Как  автор говорит нам об этом? («Вьюга  с рёвом бешеным  стучит по  ставням свешенным  и злится всё сильней».)

-Такие  слова автор подобрал неслучайно. Прочитайте ещё раз и обратите внимание на произношение этих слов.

-Что заметили? ( Повторяются звуки с, ш.)

-Что хотел этим показать автор?  ( Как вьюга воет.)

- Как называется такой приём в литературе?  (Звукопись.)

-Как понять выражение «стучит по ставням свешенным»?

-Раньше окна закрывались  деревянными створками. Когда дул  сильный ветер они стучали о стену дома.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им  прекрасная,

В улыбках солнца ясная,

Красавица весна.

- Как  понимаете выражение  «дремлют пташки»? ( Чутко спят.)

-Почему  именно это слово выбрал автор?  (Вьюга воет, мешает.)

-Как  автор говорит о сильных  снежных порывах ветра?  (Вихри снежные.)

- Что  могло удивить в этом отрывке?  ( Воробьям снится сон, как людям.)

- Что  же им снится?  ( Красавица весна.)

-Почему?  (Приносит тепло, радость.)

- Подтвердите  авторскими словами. ( «В улыбках солнца».)

- Как бы тяжело не  было, всегда нужно надеяться на лучшее.

Физкульт. минутка.

- И вы улыбнитесь, подмигните друг другу.  ( Гимнастика для глаз и физические упражнения.)

Работа  с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.

1.

- Прочитайте название стихотворения, над которым мы работаем.

-Вас что-нибудь удивило?  (Зима поёт.)

-В виде кого представляет зиму Есенин?  (Певицы.)

-Что помогает услышать мелодию зимы?   (Стозвон сосняка, метель, вьюга.)

Слайд 8, 9, 10.

2.

-Как поёт зима? Охарактеризуйте мелодию по звучанию и настроению. Выберите из списка те, которые больше всего подходят к ним.

Работа в парах.

Слайд 11.

*игривая

*тревожная

* спокойная

*суровая

*напевная

*праздничная

Проверка. Какие  слова выбрали из списка?  (Тревожная, спокойная, суровая, напевная.)

Слайд 12.

-Сравните звучание и настроение мелодии зимы.  ( Они разные.)

-Как можем  озаглавить стихотворение?  ( Мелодии зимы.)

Слайд 13.

3.

-Ну, а теперь попытаемся ответить на главный  вопрос.

Слайд 14.

-Какая зима у Есенина?

-Предлагаю поработать в группах: обсудить этот вопрос и подготовить ответ по плану.

Слайд 15.

1) Мы считаем, что зима у Есенина……

2) Так как   …..

3) Строчки из стихотворения.

Групповая работа.

Высказывания детей.

Вывод: Зима у Есенина поющая, красивая, безжалостная.

-Как автор относится к зиме?

Работа над выразительностью чтения.

1.

-Композитор  Георгий Васильевич Свиридов, прочитав стихотворение Есенина,  изобразил зиму  в музыке. Слушаем.  (Звуковой файл в формате MP4 в приложении.)

Слайд 16.

-Удалось ли услышать завывание вьюги, затишье.

- Наша задача так же голосом передать разные мелодии зимы.

2.  Работа в парах: определение интонаций, подготовка к выразительному чтению.

3. Упражнения в выразительном чтении.

Комментарии учащихся: удалось (не удалось) передать голосом разные мелодии зимы.

Домашнее задание

- Какое домашнее задание возможно по теме урока.(Подготовить выразительное чтение наизусть этого стихотворения.)

Рефлексия.

- Какая тема урока?

Какую учебную задачу ставили перед собой? –

- Оцените свою деятельность на уроке на оценочной шкале.

 Вывод результатов по классу. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С. Есенин

Слайд 5

С. Есенин «Поёт зима – аукает»

Слайд 6

Какая зима в представлении С.Есенина?

Слайд 7

Когда сосны раскачиваются на ветру, слышится потрескивание, поскрипывание.

Слайд 8

* стозвон сосняка

Слайд 9

* метель

Слайд 10

*вьюга

Слайд 11

*игривая *тревожная *спокойная *суровая *напевная *праздничная

Слайд 12

*тревожная *суровая *спокойная *напевная

Слайд 13

Мелодии зимы

Слайд 14

Какая зима в представлении С.Есенина?

Слайд 15

План ответа 1. Мы считаем, что……. 2. Так как …….. 3. Строчки из стихотворения …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....

Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

план-конспект к уроку чтения 3 класс С.Есенин "Поёт зама, аукает..."

Тема урока.         С.Есенин «Поёт зима, аукает…»Цели:     развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом...

урок литературного чтения тема:С.Есенин "Поёт зима- аукает"

Анализ зимнего пейзажа. Анализ произведения....

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С. Есенина «Поет зима-аукает»

Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, опред...