Урок по литературному чтению по теме " С. Есенин. "Поёт зима аукает"
план-конспект урока по чтению на тему
Урок по литературному чтению по теме " С. Есенин. "Поёт зима аукает"
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА: С. Есенин «Поёт зима - аукает»
Цель урока:
Выразительное чтение стихотворения.
Задачи урока:
познакомить с лирическим произведением, описывающим зимние явления в природе, показать авторский взгляд на эти явления;
формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
формирование представлений о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
развивать эмоциональную сферу, речь, мышление, познавательный интерес;
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийный пректор, слайды презентации
«С.Есенин. Поёт зима – аукает», учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы 3 класс».
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
-О чём говорится в этих строчках? ( О снеге.)
- Как называется слой только что выпавшего снега? ( Пороша.)
Проверка домашнего задания.
Слайд 1.
- Как Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша» описывает действие снега? ( Валит снег и стелет шаль.)
-Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?
- Удалось ли передать настроение и чувства автора? (Комментарии учащихся.)
Работа над темой урока.
Введение в тему.
- Да, действительно, зима преображает всё вокруг.
Слайд 2, 3,4.
Природа надевает белоснежный, праздничный наряд. Картины зимней природы не могли оставить равнодушным Сергея Есенина. Это отразилось в его творчестве. И нам предлагается рассмотреть следующее его стихотворение.
Работа до чтения. Формулировка темы урока.
- Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (О зиме.)
-Что помогло сделать такое предположение? ( Иллюстрация, заголовок.)
- Но запись заголовка здесь отсутствует. Как определили название стихотворения?
(По первым строчкам.)
-Сформулируйте тему урока. (С.Есенин «Поёт зима – аукает»)
Слайд 5.
- Прочитайте самостоятельно.
- Оправдались ли ваши предположения?
Работа во время чтения.
Слайд 6.
- А какая зима в представлении С. Есенина?
-Наша задача разобраться в этом вопросе. Поможет нам работа над стихотворением.
-Будем внимательно вчитываться в авторские строки, чтобы понять его мысли, чувства, настроение.
-Прочитайте первые строчки.
Поёт зима - аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
-Что представили? (Лес.)
-Как автор называет этот лес? (Сосняк.)
-Что обозначает это слово? ( Лес, состоящий из сосен.)
- Как автор описывает лес? ( Мохнатый.)
- Как понимаете? ( Хвоя ветки сосны, покрытая снегом, кажется мохнатой.)
- Какое слово встретилось в тексте, требующее объяснения. ( «стозвоном».) Поэт сам его придумал. Как оно образовано? (Сто звонов.) – Что это обозначает? (Много звуков.)
-Автор говорит о «стозвонах сосняка». Как понять это авторское выражение?
-Проверьте своё предположение с записью.
Слайд 7.
Когда сосны раскачиваются на ветру, слышится потрескивание, поскрипывание.
- А как понять выражение «зима аукает стозвоном сосняка»? (Деревья перекликаются друг с другом.)
- Почему этими звуками можно убаюкать лес? ( Они негромкие, напевные.)
-Читаем дальше.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
- Что представили? (Облака.)
-Какие они у автора? (Седые.)
-Что значит «седые»? (Белые.) Почему именно это слово выбрал автор? ( Сравнивает с волосами человека.)
- Как автор описал движение облаков? (Плывут.)
- Почему именно это слово выбрал автор? (Облака двигались медленно, лениво.)
-Почему так двигались облака? ( Небольшой ветер.)
-Почему отправились «в страну далёкую»? (Тоскливо, зима не нравится.)
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
-Что представили? (Метель.)
- Опишите это явление природы? (Сильный ветер со снегом.)
-С чем сравнивает автор метель? (С ковром.) Почему? ( Намела снега, что ковёр расстелила.)
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Холодные усталые
И жмутся поплотней.
- Кого представили? ( Птиц, воробьёв.)
-Как относится к ним автор? ( С жалостью.)
- Какие слова доказывают? ( Пташки, воробышки, детки сиротливые.)
-Почему они вызывают жалость? (Холодно, голодно, устали.)
-Почему они были в таком состоянии? ( Сильный ветер, вьюга.)
-Прочитайте описание вьюги.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
-Как представили вьюгу? ( Сильный ветер со снегом.)
-Но метели мы тоже дали такое определение.
- В чём разница? ( При вьюге ветер сильнее.)
-Как автор говорит нам об этом? («Вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней».)
-Такие слова автор подобрал неслучайно. Прочитайте ещё раз и обратите внимание на произношение этих слов.
-Что заметили? ( Повторяются звуки с, ш.)
-Что хотел этим показать автор? ( Как вьюга воет.)
- Как называется такой приём в литературе? (Звукопись.)
-Как понять выражение «стучит по ставням свешенным»?
-Раньше окна закрывались деревянными створками. Когда дул сильный ветер они стучали о стену дома.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная,
Красавица весна.
- Как понимаете выражение «дремлют пташки»? ( Чутко спят.)
-Почему именно это слово выбрал автор? (Вьюга воет, мешает.)
-Как автор говорит о сильных снежных порывах ветра? (Вихри снежные.)
- Что могло удивить в этом отрывке? ( Воробьям снится сон, как людям.)
- Что же им снится? ( Красавица весна.)
-Почему? (Приносит тепло, радость.)
- Подтвердите авторскими словами. ( «В улыбках солнца».)
- Как бы тяжело не было, всегда нужно надеяться на лучшее.
Физкульт. минутка.
- И вы улыбнитесь, подмигните друг другу. ( Гимнастика для глаз и физические упражнения.)
Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.
1.
- Прочитайте название стихотворения, над которым мы работаем.
-Вас что-нибудь удивило? (Зима поёт.)
-В виде кого представляет зиму Есенин? (Певицы.)
-Что помогает услышать мелодию зимы? (Стозвон сосняка, метель, вьюга.)
Слайд 8, 9, 10.
2.
-Как поёт зима? Охарактеризуйте мелодию по звучанию и настроению. Выберите из списка те, которые больше всего подходят к ним.
Работа в парах.
Слайд 11.
*игривая
*тревожная
* спокойная
*суровая
*напевная
*праздничная
Проверка. Какие слова выбрали из списка? (Тревожная, спокойная, суровая, напевная.)
Слайд 12.
-Сравните звучание и настроение мелодии зимы. ( Они разные.)
-Как можем озаглавить стихотворение? ( Мелодии зимы.)
Слайд 13.
3.
-Ну, а теперь попытаемся ответить на главный вопрос.
Слайд 14.
-Какая зима у Есенина?
-Предлагаю поработать в группах: обсудить этот вопрос и подготовить ответ по плану.
Слайд 15.
1) Мы считаем, что зима у Есенина……
2) Так как …..
3) Строчки из стихотворения.
Групповая работа.
Высказывания детей.
Вывод: Зима у Есенина поющая, красивая, безжалостная.
-Как автор относится к зиме?
Работа над выразительностью чтения.
1.
-Композитор Георгий Васильевич Свиридов, прочитав стихотворение Есенина, изобразил зиму в музыке. Слушаем. (Звуковой файл в формате MP4 в приложении.)
Слайд 16.
-Удалось ли услышать завывание вьюги, затишье.
- Наша задача так же голосом передать разные мелодии зимы.
2. Работа в парах: определение интонаций, подготовка к выразительному чтению.
3. Упражнения в выразительном чтении.
Комментарии учащихся: удалось (не удалось) передать голосом разные мелодии зимы.
Домашнее задание
- Какое домашнее задание возможно по теме урока.(Подготовить выразительное чтение наизусть этого стихотворения.)
Рефлексия.
- Какая тема урока?
Какую учебную задачу ставили перед собой? –
- Оцените свою деятельность на уроке на оценочной шкале.
Вывод результатов по классу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С. Есенин «Поёт зима – аукает»
Какая зима в представлении С.Есенина?
Когда сосны раскачиваются на ветру, слышится потрескивание, поскрипывание.
* стозвон сосняка
* метель
*вьюга
*игривая *тревожная *спокойная *суровая *напевная *праздничная
*тревожная *суровая *спокойная *напевная
Мелодии зимы
Какая зима в представлении С.Есенина?
План ответа 1. Мы считаем, что……. 2. Так как …….. 3. Строчки из стихотворения …..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".
Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....
Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...
план-конспект к уроку чтения 3 класс С.Есенин "Поёт зама, аукает..."
Тема урока. С.Есенин «Поёт зима, аукает…»Цели: развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом...
урок литературного чтения тема:С.Есенин "Поёт зима- аукает"
Анализ зимнего пейзажа. Анализ произведения....
Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс
Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С. Есенина «Поет зима-аукает»
Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, опред...