Кошкин щенок
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Джаванкентская СОШ им. М.Х.Рамазанова»
Учитель начальных классов: Мамакадиева Ашура Закарияевна
2019г.
В. Берестов «Кошкин щенок»
2 класс, «Школа России»
Цель урока: ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.
Проверка д/з: выразительно читать стихотворение Ирины Пивоваровой «Жила-была собака», придумать продолжение этого сказочного стихотворения.
Первичное восприятие: Сегодня мы продолжаем знакомиться с разделом «о братьях наших меньших». Прочитайте автора и заголовок (Валентин Берестов «Кошкин щенок») – запись на доске. Ничего необычного не заметили в заголовке? (у кошки не бывает щенков, у них только котята) Вам интересно узнать, почему автор подобрал такой заголовок? Давайте прочитаем стихотворение и узнаем – с. 130 (хорошо читающие ученики).
Кому понравилось это стихотворение? А чем?
Работа над новым материалом.
Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение
- Характер стихотворения.
- Определите характер стихотворения? (шуточное, веселое…)
Найдите слова, подтверждающие ваше предположение
Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)
Найдите слова, подтверждающие ваше предположение
● Словарная работа
- Приёмный сын – усыновлённый сын;
- Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;
- Верзила – высокий и нескладный человек;
- Плескайся – колыхаться, производить всплеск;
- Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
- Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).
- Назовите героев стихотворения? (кошка-мама, щенок-сын)
1 вариант:
- Какая кошка-мама? Найдите о кошке в стихотворении (заботливая, чистоплотная, бедная)
2 вариант:
- Какой щенок? Найдите, что говорит о нём автор (милый, скромный, ласковый)
- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)
- Словесные картины.
- В учебнике есть рисунок к стихотворению. Подберите слова из текста к рисунку. (Бедной маме не под силу мыть лохматого верзилу…)
На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.
ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок |
Работа со словами. (Слайд)
Кошка - мать | Щенок |
заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок. | ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный. |
- Интонация и мимика.
- Прочитайте про себя первые 4 строчки. Определите интонацию (доброжелательно, ласково – улыбка)
- Прочитайте эти строки с правильной интонацией.
- Логические ударения.
На доске: Был у кошки сын приемный,
Не котенок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый щенок.
- Прочитайте первое четверостишие и подумайте, какие слова вы выделили голосом.
- Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение.
- У кого логическое ударение падает на другие слова?
(Был у кошки – а не сын приемный)
(Был у кошки сын приемный- а не)
- Прочитайте свои варианты четверостишия.
Все вместе:
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Быстро лижет язычок
шею, спинку и бочок.
Кошка-мать - животное
Очень чистоплотное.
Но подрос Сынок приёмный,
И теперь он пёс огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
-Ох, - вздохнула кошка-мать,-
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся.
Сын купается в реке.
Мама дремлет на песке.
- Кто готов прочитать стихотворение выразительно?
Работа над образностью речи.
Кто нарисован на стр. 131? (цыплёнок, и гуси)
Цыпленок | Гусь |
Какой? | Как, но не | Что делает? | Как, но не |
желтый | солнце | шипит | змея |
пушистый | кот | плавает | лодка |
С хвостиком | репа | ныряет | водолаз |
Любит червячка | рыба | летает | самолет |
Красные сапожки | модница |
- Чем похожи?
- В чем различие?
- Составьте по рисунку диалог между цыпленком и гусем.
( работа в парах)
Итог урока
-Кто знает примеры или истории, где животные воспитывали не своих детенышей или такого не бывает?
- Я вам хочу зачитать некоторые из них:
Интересные факты:
Боксёр и козочка
Когда родилась эта козочка, от неё отказалась мать, и хозяйке пришлось кормить её из соски. Зато, к всеобщему удивлению, отцовские чувства проснулись у хозяйского боксёра, который начал вылизывать новорождённую и вообще взял её под свою опеку и защиту. Сейчас эти двое – не разлей вода, даже спят в обнимку.
Бордер-колли и детёныши вьетнамской вислобрюхой свиньи
В 1997 году поросята оказались в ветеринарной клинике, потому что от них отказалась мать. При клинике жил колли по кличке Мак. Как только он увидел поросят, то немедленно начал их вылизывать и фактически заменил им мать.
Сова и гусёнок
Этой сове много лет не удавалось завести потомство, и она совсем загрустила. Однажды один из сотрудников Центра по разведению птиц подложил ей гусиное яйцо.
В такой ситуации большинство птиц проигнорировали бы или разбили чужое яйцо. Но тут вышло иначе: яйцо было принято, как родное и с вылупившимся малышом потом сложились самые тёплые родственные отношения.
Рефлексия
Оцените себя на уроке
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
- Сегодня я сумел …
Домашнее задание
Стр 130 – 131 читать выразительно, р.т. с. 42 № 2; сильной группе – р.т. с. 42 № 2, 3 – посмотрите на задание, есть ли вопросы
Отзыв
Об уроке литературного чтения, проведенном учителем начальных классов
Мамакадиевой А.З.
Тема урока: В.Берестов «Кошкин щенок»
Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопрос, который стал хорошей мотивацией к уроку. Учитель смогла в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.
На уроке присутствовали разные формы работы. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными. Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование новых информационных технологий, использование фрагментов из устного народного творчества.
Очень плавно учитель подвел детей к теме урока.
Тему урока дети сформулировали самостоятельно. Здесь использование ИКТ было оправданным, так как шло воздействие на несколько органов чувств, за счет чего будет достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Понравилось то, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности, проведения физминутки, дети не устали, хотя плотность урока была высокой.
Хотелось бы отметить физминутку: очень интересная, способствовала сплочению класса, закреплению материала урока и повышению внимания.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Они были активны в течение всего урока. Они показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.
Урок проведен в достаточно высоком темпе, рационально использована каждая минута. Урок носил обучающий и развивающий характер. Принцип научности реализован в полной мере.
Материал урока был посилен и доступен для всех учащихся.На мой взгляд, урок целей достиг.
Учитель начальных классов _____________Агаева М.А.
Учитель начальных классов _____________Саидова М.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения В. Берестов "Кошкин щенок"
Презентация к уроку литературного чтения, стихотворение В. Берестова "Кошкин щенок"...
урок чтен 2 кл В. Берестов «Кошкин щенок»
ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению....
Конспект урока по литературному чтению В.Берестов «Кошкин щенок», 2 класс
Ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению....
«В.Берестов «Кошкин щенок» Предметная программа и ее автор: «Литературное чтение.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др.,учебно-методического комплекса «Перспектива».
1. Цель урока: 1) познакомить с юмористическим стихотворением В.Берестова «Кошкин щенок», 2) продолжить развитие навыков выразительного чтения;3)продолжить формирование б...
Конспект урок литературного чтения во 2 классе по теме "Характеристика героев стихотворения В. Берестова "Кошкин щенок"
Конспект урока содержит приложение с печатной версией раздаточного материала для детей и оформления доски....
Урок литературного чтения: Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок» для 2 класса по ОС "Школа России".
Урок литературного чтения: Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок» для 2 класса по ОС "Ш...
Конспект урока по литературному чтению В.Д. Берестов "Кошкин щенок" 2 класс
Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данная разработка поможет Вам в организации урока литературного чтения....