Урок литературного чтения: Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок» для 2 класса по ОС "Школа России".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Полушкина Оксана Васильевна

Урок литературного чтения: Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок» для 2 класса по ОС "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berestov_pivovarova_zahoder_moy_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 2 А класс

Тема: Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»

В.Берестов «Кошкин щенок»


Цели: познакомить учащихся со стихотворениями Б. Заходера «Плачет киска в коридоре», В. Берестова «Кошкин щенок», И. Пивоваровой «Жила-была собака…»; воспитывать у учащихся бережное отношение к животным.

Задачи: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению, сотрудничать с учителем и одноклассниками, представлять результаты групповой работы и работы в паре.

Планируемые результаты:

1) Познакомятся с новыми произведениями, организуют свою деятельность по восприятию и осмыслению текстов новых произведений.

2) Научатся выразительно читать стихи о кошках и собаках, как можно больше узнают о кошках и собаках, о взаимоотношении их с человеком, о проблемах их жизни.

3) Воспитают в себе чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, будут содействовать осознанию ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, осознают ценность совместной деятельности.


                                   Ход урока


I. Организационный момент.

- Какое у вас настроение? Покажите мимикой?

- Улыбка самому себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и комфортно. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Вот в таком хорошем настроении мы и начнём наш урок. Но сначала подготовимся к работе.

II. Артикуляционная разминка.

* Дыхательная разминка.

(ватный шарик на ниточке возьмите перед собой наберите воздух, подуйте. Перемещайте воздухом вперёд, вправо, влево.)

* Дикционная гимнастика.

Забейте гол языком, передвигая его справа налево.

Слижите варенье с верхней губы, затем с нижней.

  1. Речевая разминка.

Прочитайте четверостишие (медленно, быстро, весело, грустно, удивлённо)

Заболела наша кошка.

У неё чихает ножка.

Со стола возьми ириску.

Угости больную киску.

II. Проверка домашнего задания

- Дома вы должны были подобрать пословицы. На какую тему вы их подбирали? (О дружбе, о взаимовыручке). Проверим домашнее задание. Объясните их смысл.

- Молодцы, все справились. На последующих уроках мы обратимся к ним.

III. Введение в новый раздел.

- Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?

(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)

- Что подчеркивается словами «наши братья»?

(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?

(Домашние животные.  Животные живого уголка.  Животные, которые живут в зоопарках.  Они не умеют самостоятельно добывать пищу).

  1. Выведение темы и цели урока.

- О ком сегодня мы будем изучать новые произведения? (О животных)

- Ребята, чаще всего в квартирах каких животных держат городские жители? (Собака, кошка, хомячок)

- Вот об этих домашних животных мы и будем говорить на уроке.

- Тема нашего урока: «Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…», В.Берестов «Кошкин щенок».

- Какова цель нашего урока? (Познакомиться с этими произведениями).

-Какие ставим задачи на урок? (развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению, сотрудничать с учителем и одноклассниками, представлять результаты групповой работы и работы в паре).

IV. Работа по теме урока

 Работа над стихотворением Б. Заходера «Плачет киска в коридоре».

Прочитайте фамилию автора, название произведения, рассмотрите иллюстрацию. О ком это произведение? Весёлое или грустное?

  1. Гимнастика для глаз

- Подготовим наши глаза к прочтению.

II. Работа с текстом во время чтения.

Читаю стихотворение.

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе,

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

       1.Чтение про себя.

С каким настроением оно написано?

       2. Вслух (выразительно) с разной интонацией: автор- с юмором, киска- с обидой.

III. Работа с текстом после чтения.

Для киски сосиски - это что?  (лакомство)

А кого вам напоминает киска?

Что хотел сказать Б.Заходер своим читателям?

(Нельзя брать без спроса и сильно расстраиваться из-за чего- либо)

- В каком жанре написано произведение? Докажите (Стихотворение, рифмуются строки, каждая новая строчка с заглавной буквы).

– Какое горе у киски?

–  Какой представлена кошка в этом стихотворении?
– Прочитайте стихотворение про себя.
–  Кто герои? (люди и киска)
– От чьего имени написано стихотворение?
–  Можно ли выделить слова автора? Киски?
–  Попробуем прочитать стихотворение выразительно, как будто вы жалуетесь от имени киски.
–  На самом ли деле люди злые?
–  А почему про них так сказано?
–  Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении? (тихоня, вороватая, хитрая)

Автор не собирался смешить нас. Заходер сочувствует бедной киске. На взгляд кошки мы такие злые. Ужас как ей хочется украсть наши сосиски, а мы ей не позволяем. А разве нам с вами не приходилось прятать от кошки или собаки что-нибудь вкусненькое? Но Б. Заходер заставляет нас посмотреть на ситуацию кискиными глазами – все сразу стало непривычным, необычным. И смешным. Это свойство или секрет настоящих писателей: уметь на все другими глазами, суметь понять даже тех, кого, кажется, понять невозможно. Увидеть в обычном необычное.

                                  Физкультминутка

Физкультминутка    -

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия.  (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

3. Работа над стихотворением И. Пивоваровой «Жила-была собака…».

Жила-была собака. 
Она была большая, 
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.

И вот, когда собака
Бежала по дороге, 
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.

И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака, 
Как миллион собак.

Когда она дышала, 
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.

Жила-была собака... 
Но только ты не бойся,
Она была послушной 
И доброю была.

Меня она любила 
И в гости приходила, 
И ела хлеб с вареньем,
И сладкий чай пила.

И добрая собака 
Со мной гулять ходила
И ласково крутила
Своим большим хвостом.

А вот что было дальше,
Ещё я не придумал.
Сначала я придумаю, 

А расскажу потом.

Прочитайте фамилию автора, название произведения, рассмотрите иллюстрацию.

О ком стихотворение?

https://youtu.be/0FDibZTz2Bg

1) Чтение стихотворения учащимися (про себя).
2) Работа над содержанием.

 Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.

                      Жила-была собака
                      Она была большая.
                      И был у той собаки
                      Огромный рыжий хвост.

– Какой вы себе представили собаку?
–  А почему мы можем испугаться такой собаки?
–  Самостоятельно прочитайте I часть стихотворения и отметьте карандашом слова, которые характеризуют внешний вид собаки.


3) Работа над выразительностью чтения.

 Работа в паре. Распределите между собой кто какую часть будет читать. Подумайте одинаково ли мы будем читать всё стихотворение? Как мы будем читать 1 часть? А вторую? На какие слова будет падать логическое ударение? Чтобы все присутствующие могли себе представить эту собаку.

 Выразительное чтение в паре (2-3 пары)


4. Работа над стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок» строится аналогично.

- А бывает ещё и так в природе, ребята, что животные воспитывают чужих детёнышей, если те остались без матери.


                                 Кошкин щенок

                       Был у кошки сын приёмный —
                        Не котёнок, а щенок,
                        Очень милый, очень скромный,
                        Очень ласковый сынок.
                        Без воды и без мочала
                        Кошка сына умывала;
                        Вместо губки, вместо мыла
                        Языком сыночка мыла.
                        Быстро лижет язычок
                        Шею, спинку и бочок.
                        Кошка-мать —
                        Животное
                        Очень чистоплотное...

–  Чем заинтересовало вас название?
–   Прочитайте стихотворение и объясните название.
–   Как вы понимаете приёмный сын?
-Каким был щенок? Найдите строчки стихотворения, в которых описывается, каким был щенок в детстве. Прочитайте.

-Как кошка ухаживала за ним? Прочитайте выразительно.

-Каким стал сынок? Найдите и прочитайте.

-С какими трудностями встретилась кошка-мать, когда ее сын вырос? Найдите и прочитайте.

-Какой выход она нашла из этой ситуации? Прочитайте.

https://www.youtube.com/watch?v=MFb9Mkyw2LQ


IV. Работа в группе

  1. Выбрать капитана
  2. 1 группа – хозяева кошек, 2 – группа хозяева собак,

А) 1-й группе написать как ухаживать необходимо за кошками.

Б) 2-й группе как необходимо ухаживать за собаками.

В) Запишите известные вам породы собак.

С) Запишите известные вам породы кошек.

Выступление групп.

- Мы должны не только любить и беречь животных, но и проявлять каждый день заботу о них.

Мы могли бы часами говорить о наших кошках и собаках. Но урок подходит к концу. Какой вывод мы сделаем после сегодняшнего урока?

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до отчаяния. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

Рефлексия

За что бы вы сегодня похвалили себя на уроке?

Что вам особенно удалось? Что вам захотелось сделать после этого урока? Над чем ещё нам нужно поработать на следующем уроке?
Домашнее задание:  подготовить  выразительное  чтение  стихотворений, придумать продолжение стихотворения  И. Пивоваровой «Жила-была собака…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Конспект урока по литературному чтению В.Берестов «Кошкин щенок», 2 класс

Ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению....

Конспект урока по литературному чтению В.Д. Берестов "Кошкин щенок" 2 класс

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данная разработка поможет Вам в организации урока литературного чтения....

Презентация + Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Плачет киска в коридоре..», И. Пивоварова «Жила-была собака

Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Плачет киска в коридоре..», И. Пивоварова «Жила-была собака...