Литературное чтение на родном языке
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС № 72 города Калининграда, авторской программы под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ НШ-ДС № 72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.
Программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» относится к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты
Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся 3-го класса и нацелена на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов через формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Личностные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения «Литературного чтения на родном языке» является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третьеклассников;
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- читать наизусть заранее подготовленные произведения;
- пользоваться первичным, изучающим и поисковыми видами чтения по собственному желанию и зависимости от цели чтения;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различие;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различать краткий и подробный пересказы;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступков героев, высказывать своё мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
- работать с книгами разного типа (книга – произведение, книга – сборник), находить элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автор, словарь);
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме жанру или авторской принадлежности.
Содержание учебного предмета
Общее содержание обучения представлено в программе следующими разделами: «Произведения Л.Н.Толстого», «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.П.Чехова», Произведения К.Г.Паустовского», «Рассказы Л.Пантелеева», «Произведения А.П.Гайдара», «Произведения М.М.Пришвина», «Устное народное творчество».
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Произведения русских писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о нравственно-этических понятиях (добре, зле, чести, совести, долге, правде и т. д.).
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, концовка, мораль, небылица, потешка, шутка, скороговорка, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), герой произведения, портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора, диалог, рифма, строка, строфа, обращение, сравнение, тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы или тема | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме) | Практическая часть раздела (темы) программы |
1 | Произведения Л.Н. Толстого | 3 | ||
2 | Произведения Н.А. Некрасова | 2 | ||
3 | Произведения А.П. Чехова | 1 | ||
4 | Произведения И.С. Тургенева | 2 | ||
5 | Стихи русских поэтов | 2 | ||
6 | Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка | 3 | 1 | |
7 | Произведения А.И. Куприна | 3 | ||
8 | Стихи С. Есенина | 2 | ||
9 | Произведения К. Паустовского | 4 | ||
10 | Произведения С.Я. Маршака | 1 | ||
11 | Произведения В.Осеевой | 1 | ||
12 | Произведения Л. Пантелеева | 1 | ||
12 | Произведения А.П. Гайдара | 2 | ||
13 | Произведения М.М. Пришвина | 4 | ||
14 | Устное народное творчество | 3 | 1 | |
Итого: | 34 | 2 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема | Дополнительные сведения |
1 | Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». | |
2 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | |
3 | А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». | |
4 | Н.А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский «Зелёный шум». | |
5 | К.И.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова» Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», «Саша». | |
6 | А.П.Чехов «Белолобый» Л.Н. Андреев «Кусака». | |
7 | И. С. Тургенев «Лес и степь» (отрывок). | |
8 | И.С. Тургенев «Воробей», «Деревня» (отрывок). | |
9 | И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…». | |
10 | Стихи о Родине. С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день». Ф.Н. Глинка «Москва». | |
11 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | |
12 | Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко». | |
13 | Творческая работа. | |
14 | И.А. Куприн «Барбос и Жулька». | |
15 | И.А. Куприн «Собачье счастье». | |
16 | И.А. Куприн «Синяя звезда». Составление плана. Работа над пересказом текста по плану. | |
17 | С.А. Есенин «Берёза», «Стихи о берёзе» (отрывок), «Бабушкины сказки». | |
18 | Сборник стихов о Родине. С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…». | |
19 | Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга». | |
20 | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | |
21 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». | |
22 | К.Г. Паустовский «Кот – ворюга». Образ главного героя, поступки. | |
23 | С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка). | |
24 | В.А. Осеева «Бабка». | |
25 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». | |
26 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | |
27 | С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков «Ошибка». | |
28 | Очерк М.М. Пришвина «Моя Родина». | |
29 | М.М. Пришвин «Двойной след». | |
30 | М.М. Пришвин «Выскочка». | |
31 | М.М. Пришвин «Жаркий час». В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». | |
32 | Произведения русского фольклора: потешки, заклички, песни. Проектная работа. | |
33 | Итоговая работа. | |
34 | Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)
Данная работа знакомит со сказкой....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...
Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР
Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...
Рабочая программа по курсу "РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 1 класс (3 ч.)
Рабочая программа для 1 класса...