Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель урока: знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Тип урока: Изучение нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvedeniya_ushinskogo_i_tolstogo.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Нарыжных Татьяны Ивановны
Тема: Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
Цель урока: знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Тип урока: Изучение нового.
Планируемые результаты:
предметные | метапредметные | личностные |
Умение рассказывать сказки на основе картинного плана. Умение называть главных героев сказок. Умение определять главную мысль сказки. | Познавательные УУД: Анализ сказок. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного. Владеть монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: проверять себя и оценивать свои достижения. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. | Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам. |
Оборудование: Слайдовая презентация, учебники.
Ход урока
Структурные компоненты урока | Время | Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий | Планируемые способы проверки и оценивания результатов | |
Мотивация к учебной деятельности | 1 минута | -Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я хочу, чтобы наш урок прошел светло и принес пользу. Прошу сесть за парты тех детей, имя которых начинается с гласного звука, со звонкого согласного звука, с глухого согласного звука. С каким настроением вы начинаете урок? Покажите. (Использование рисунков-схем: солнышко, солнышко за тучкой, тучка) Я вижу, что вы позитивно настроены на работу. Пожелаем всем нам удачи | ||
Актуализация опорных знаний и способов действия. | 5 минут | Итак, мы начинаем урок литературного чтения с фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно выговаривал. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз» (далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко). Вступительная беседа: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы вспомним много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг. Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? (В книгах, в мультфильмах, кино) Любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…) А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»? (Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.) Литературная викторина «Узнай сказку». Ребята, а много сказок знаете вы? Отгадайте, о какой сказке идёт речь? 1.«Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, Ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут Победит упрямицу дружный общий труд». («Репка») На партах лежат карточки с пословицами, в которых тоже заключена народная мудрость. Найдите и прочитайте пословицы, которые относятся к данной сказке. ( Вместе любое дело спорится . Без труда не выловить и рубку из пруда.) 2. «Колотил да колотил По тарелке носом Ничего не проглотил И остался с носом» . («Лиса и журавль») Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»? (Остался ни с чем, нечего не получил) Какая пословица соответствует сказке? (Не почуй меня тем, что я не ем. Каков гость, таково и угощение.) 3.«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …» («Рукавичка») Какую пословицу можно подобрать ? ( В тесноте, да не в обиде) 4. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. («Колобок») О чем говорит народная мудрость? ( Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком) 5. «Что за славный теремок? Ах, какое чудо! Кто тут в домике живет, Дружно песенки поёт»? («Теремок») (В тесноте, да не в обиде) О каких сказках шла речь? Перечислите их. («Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»). Закрепление и обобщение знаний. Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил? (Это русские народные сказки) Какие еще русские народные сказки вы знаете? («Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка») А как называется сказки, написанные писателями? (Авторские или литературные) Каких писателей сказочников вы знаете? (А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак, Е.Чарушин.) Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране сказок. Давайте вспомним другие русские народные и авторские сказки. Как вы думает о каких сказках мы сегодня продолжим говорить? (об авторских) | ||
Физкультминутка | 1 минута | |||
Первичное усвоение новых знаний | 20 минут | Откройте учебник на странице 58. Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский) Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. Он родился в Туле в 1824 году. Его мать, Любовь Степановна, была образованная, одарённая женщина. Она стала первым учителем Кости Ушинского. По образованию К.Д. Ушинский был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость. Поэтому он составил книги для детей: “Детский мир”, “Родное слово” Они предназначались не только для школы, но и для семьи. В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия. Время показало, что произведения этого писателя по-прежнему любимы юными читателями. И сегодня мы с вами и познакомимся с одним из текстов из этих СТАРИННЫХ КНИГ. Как называется произведение? Вы знаете, кто такой гусь и журавль? (Ответ: птица) Гусь - Это водоплавающая птица, много времени проводят в озере или на реке. Они не только умеют плавать, но и ходят по земле. Умеют быстро бегать, при этом громко хлопают крыльями и пронзительно кричат. У него довольно длинная шея. Зачем? Для того, чтобы опустить голову в воду и клювом достать какой- ни будь корм со дна. Журавль - Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 155 см, а размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг.. Самый маленький журавль- красавка, самый крупный- австралийский Как вы думаете о чем будет данное произведение. Первичное чтение сказки учителем. Подтвердилось ли ваше предположение? Понравилась ли вам произведение? Сколько действующих лиц в басне? Назовите героев. (Ответ: гусь , журавль) Что заставило вас улыбнуться? (ответы) Мы с вами прочитали произведение, можете ли вы сейчас назвать, к какому оно жанру относится? Почему вы так думаете? (это сказка, животные разговаривают) Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что – ни будь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.) Какими словами гусь восхищался собой? («Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!») Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»? Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему? Повторное чтение учащимися: Фронтальное чтение. Беседа по содержанию: Кто из героев вызывает у вас уважение? Кто нет? (Ответы детей) -Как называет себя гусь? Прочитайте.(Какая я , право , удивительная птица!) Как вы понимаете слово ПРАВО? (сторона направления) А в сказке, что значит право? (правда, в самом деле, действительно) А почему гусь думает о себе, что он удивительный? Прочитайте. Как вы думаете, каким тоном говорил о себе гусь? (гордо, важно, высокомерно) Действительно ли гусь такая необыкновенная птица? С кем сравнивает себя гусь? Прочитайте С царем) А кто такой царь? Царь – это человек, который в давние времена руководил народом. А гусь себя считает царем над кем? (над птицами) -Каким показан гусь? Выберите подходящие слова (высокомерный, умный, важный, хвастливый, злой, глупый, )- Как гуся называет журавль? Найдите строки в тексте. Прямой ты, гусь, глупая птица! Давайте определим значение слова прямой. Прямой-ровный, без изгибов. В данном предложении это слово имеет не прямое, а переносное значение и обозначает ((Глупый – бестолковый, лишённый ума) - Почему журавль считает гуся «глупой птицей»? Прочитайте А каким показан журавль? (справедливым, честный, безобидный, умным)- Какой совет журавль даёт гусю? Прочитайте В басне это называется мораль. Имеет ли эта пословица отношение к людям? Какие недостатки высмеиваются в этой басне? (гордость, высокомерие) Какому человеку можно дать этот совет? (Хвастуну) - Чему хотел научить автор своих маленьких читателей? (Ответы детей) (Не надо хвастаться. Хвастовство сродни глупости). Все правильно, молодцы. | ||
Вот мы с вами прочли и поговорили о произведении Ушинского. А теперь я предлагаю вам заполнить следующую схему. Я хочу посмотреть, как вы запомнили произведение и как вы запомнили, каким был гусь в сказке. Внимательно ли вы слушали и меня и одноклассников. Схема называется фишбом. А почему она так называется? Главный вопрос пишется в части, где голова рыбы. Какой вопрос написан? Какой гусь в сказке? Положительные черты мы пишем в правой стороне, а отрицательные в левой. Приступайте к работе. Время на выполнение 5 минут. | ||||
Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой. А что вы знаете об этом писателе? (ЧТЕНИЕ сказки учащимися) На что жаловались зайцы? Как они преодолели свой страх? (ЧТЕНИЕ по цепочке) Чему научила вас эта сказка? | ||||
Итог урока | 2 минуты | О чем говорили на уроке? (О русских народных и авторских сказках) С какими авторами мы сегодня познакомились? | ||
Рефлексия | 1 минуты | Что особенно понравилось на уроке? Какое настроение у вас в конце урока? Всем спасибо за старанье, За задор, за прочность знаний И за сказок всех познанье.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Методическая разработка занятия по чтению произведения"Умная галка" Л.Н.Толстого
Данная методическая разработка подготовлена для проведения занятия с детьми 1 класса VIII варианта по чтению...
Проверочная по произведениям К. Ушинского "Четыре желания", "Чужое яичко"
Данный материал поможет определить степень готовности учеников класса к уроку внеклассного чтения по произведениям К. Ушинского...
План-конспект урока по произведению "Золотой ключик"А.Н. Толстого
Урок интегрированный с ИЗО. Направлен на развитие творческих способностей учащихся, формирование умения сравнивать художественный текст с его кинематографическим воплощением....
Технологическая карта урока литерного чтения на тему «Произведения К. Ушинского и Л. Толстого» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: знакомство со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; развитие умения определять характер героев сказки, ...
Конспект урока литературного чтения «Произведения К.Ушинского, Л.Толстого», 1 класс, "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Произведения К.Ушинского, Л.толстого» Цели ...
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев; определять в тексте тему и ...