Б.В. Заходер «Два и три» литературное чтение
план-конспект урока по чтению
Здесь добавлен материал для уроков литературного чтения на тему Б.В. Заходер «Два и три»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_-_byl_k.g._paustovskogo_rastrepannyy_vorobey.docx | 22.3 КБ |
Б.В. Заходер «Два и три» | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 23.01.2020
Школа: Средняя школа №1
Учитель: Субратова Елена Алексеевна
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3Б
Учебный предмет: Литературное чтение
ОС: Школа России
Тема: Сказка – быль К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»
Цели:
Содержательная: расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя, углубить знания учащихся о жанре сказку – быль.
Деятельностная: развивать умение прогнозировать содержание произведения по названию, иллюстрациям; вести «диалог с автором»; озаглавливать текст; находить признаки жанра «сказка - быль»
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Знания учащихся о жизни и творчестве писателя.
2.Знания признаков жанра сказка-быль.
3.Умение прогнозировать содержание произведения по названию и иллюстрациям.
4.Умение вести диалог с автором.
5.Умение озаглавливать текст.
6.Умение находить в тексте признаки жанра.
Личностные:
1.Мотивация к учебной и познавательной деятельности.
2.Понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
1.Умение добывать новые знания: находить ответы, используя ученик, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.
2.Умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения.
Регулятивные:
1.Умение высказывать свое предположение.
2.Умение планировать пути достижения целей, познавательных задач.
Коммуникативные:
1.Умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
2.Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
Задачи:
Образовательные:
1.учащиеся научатся с гордостью относиться к произведениям писателей, известных во всем мире.
2.учащиеся научатся с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов.
Развивающие:
1.читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений)
Воспитательные:
1.учащиеся научатся на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в дружбе
Оборудование:
Образовательный ресурс: Учебник: Литературное чтение. 4 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений. В2 ч. Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Просвещение 2015 (Школа России) 3 класс 2 часть. Стр.12
План урока
1.Этап мотивации
1.1.Привтствие
1.2.Эмоциональный настрой на урок
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1.Отгадывание загадок
2.2.Речевая разминка
2.3.Беседа об авторе
2.4.Антиципация содержания по заголовку, иллюстрациям
3.Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1.Чтение 1-й части произведения
5.2.Чтение 2-й части произведения
6. Этап анализа произведения
6.1.Обобщающие вопросы для прочитанного
6.2.Работа над жанром произведения
7. Этап обобщения и интерпретации
8. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
Задача: включение учащимися в деятельность на личностно– значимом уровне |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Раиса Александровна. И сегодняшний урок у вас проведу я. 1.2.Эмоциональный настрой на урок -ребята, какое прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! -Предлагаю на уроке использовать девиз: Верьте в себя, и у вас всё получится. | Приветствуют учителя Настраиваются на работу | Фронтальный, устный | Л1,К3 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Отгадывание загадок Прослушайте внимательно загадки и скажите, о ком в них говорится: 1.Эту птичку каждый знает, В темный край не улетает, Эта птица круглый год Во дворе у нас живет. И чирикает она Громко с самого утра Просыпайся по скорей! Всех торопит … (воробей) Давайте послушаем следующую: 2.Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья – хрипловатая Известная персона Это … (ворона) 2.2 Речевая разминка Я – веселый воробьишка, Серый маленький воришка. Я беспечен и болтлив, И пуглив, Чив–чив. Мне едою служат мошки, Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловлив, Суетлив, Чив–чив. 2.3.Беседа об авторе -Ребята, давайте посмотрим, о каком авторе у нас сегодня пойдет речь -Посмотрите на слайд, здесь представлен портрет автора -Что вы можете сказать, глядя на него - Какие произведения писал Паустовский? 2.4.Антиципация содержания по заголовку, иллюстрациям -Сегодня мы познакомимся с одним из произведений этого писателя. -Прочитайте название. -Как вы думаете, о чем пойдет речь? -Почему же растрепанный воробей? | Отгадывают загадки Слушают, отвечают на загадки Беседа о авторе | Фронтальный, устный Фронтальный, устный | П1,Р1,К2 Пр3, Пр1 Р1, К1, К2 |
3.Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, постановка целей учебной деятельности | Откройте учебник на странице 12. -Посмотрите на название произведения (Растрепанный воробей) -Как вы думаете почему именно «растрепанный воробей»? -Что нам хотел сказать этим автор? | Беседа о произведении | Фронтальный, устный | П2, П1, Р1, К1,2,3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа средств их реализации. | -Прочитайте тему нашего урока. -Можем ли мы ответить на вопрос «Почему это сказка – быль»? -Что сказочного в этой истории? -Какова цель нашего урока? -Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели? Задачи: 1.Прочитавание произведение 2.Беседа по вопросам | Читают запись на доске Отвечают на вопросы учителя Формулируют цель урока | Фронтальный, устный | Пр4, К1 П1,2 Р1 П1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий. | 5.1.Чтение 1-й части произведения. Беседа по вопросам. Словарная работа «Наковальня» -Как вы думаете, почему Маша стояла у окна и не оглядывалась назад? -Почему Маша не хочет спать? -Почему волновалась мама? -Как вы думаете, почему мама берегла этот букетик? -Что могла понять Маша? -Почему ворона смотрела на Машу? -Могло ли это быть на самом деле? 5.2.Чтение 2 части произведения. Беседа по вопросам. Словарная работа «Сварливая» -Могло ли это быть на самом деле? Словарная работа «торб» -Что будет дальше с Пашкой? -Что сделает милиционер? -Могло ли это быть на самом деле? -Как вы думаете, что произойдет дальше? ( чтение) | Читают 1 часть с остановками Читают 2 часть с остановками Отвечают на вопросы | Фронтальный, устный | Р1, К1,2 К3 П2 |
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1.Обобщающие вопросы для анализа прочитанного -О чем идеи речь в первой части? -Что интересного произошло? -О чем идет речь во 2 части? -Что особенное вы заметили в произведении? 6.2.Работа над жанром произведения. -Почему это сказка – быль? -Что такое сказка? Сказка – это значит создал народ, а не кто-то один. -Что такое быль? Быль–это произведения, события, которые могли происходить на самом деле -Что реального изобразил Паустовский? -Что сказочного в произведении? | Отвечают на вопросы, анализируя прочитанное
| Фронтальный, устный | П1, К1,2 Р1, Пр5 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: знакомство с выставкой книг. | Выставка книг К.Г. Паустовского | Беседа о книгах Паустовского | Устный | П2, Пр1, |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | -Какой была цель нашего урока? -Удалось ли нам ее реализовать? -Кто из вас сегодня был самым активным? -Как вы думаете, какое домашнее задание вы получите? | Прогнозируют домашнее задание | Фронтальный, устный | П1,2 К1,2 Р1 |
Предварительный просмотр:
Дата: 27.02.2020
База: МБОУ Трубчевская СОШ №1
Класс: 1а
Обр. система: Школа России
Учебный предмет: литературное чтение
Учитель: Булохова Н.Н.
Студент – практикант: Щирая Раиса Александровна
Тема: Б.В. Заходер «Два и три»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
Содержательная: познакомиться с краткими сведениями из биографии Б. В. Заходера и его творчеством
Деятельностная: развивать навыки выразительного чтения, умение оценивать поступки героев, развивать речь учащихся
Задачи:
- Формировать умение воспринимать на слух художественный текст.
- Развивать умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного.
- Развивать умение называть действующих лиц прочитанного стихотворения, обдумывать содержание поступков.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного.
- Умение называть действующих лиц прочитанного стихотворения, обдумывать содержание поступков.
Личностные:
- Воспитывать интерес у языковой и речевой деятельности.
- Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин и успеха в учебе, развивать способности к самооценке
Регулятивные:
- Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу.
- Умение высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи.
- Умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя
- Умение оценивать свои достижения и результаты по выбранным формам оценивания.
Познавательные:
- Умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу.
- Умение осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике.
- Умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
- Умение делать выводы в результате современной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение слушать и понимать речь других.
- Умение участвовать в диалоге на уроке.
Оборудование: презентация
Образовательный ресурс:***
План
1.Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности к уроку
1.3.Эмоциональный настрой
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1.Речевая разминка
2.2.Проверка домашнего задания (спросить у учителя)
2.3.Антиципация по портрету и фамилии автора
2.4.Выставка книг
3.Этап выявления места и причины затруднения
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
4.1.Самостоятельное формулирование цели урока
4.2.Формулирование задач урока
5.Этап реализации построенного проекта
5.1.Первичное восприятие стихотворения (чтение учителем)
5.2.Проверка первичного восприятия текста
6.Этап анализа произведения
6.1.Беседа по содержанию
6.2.Характеристика героев
7.Этап обобщения и интерпретации
8.Этап реализации учебной деятельности
8.1.Подведение итогов
8.2.Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1.Этап мотивации Задачи: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД. | 1.1.Приветствие -Здравствуйте, ребята! -Меня зовут Раиса Александровна. -И сегодня урок литературного чтения проведу я. 1.2.Проверка готовности к уроку -Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должно лежать… 1.3.Эмоциональный настрой -Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. -Вы готовы хорошо поработать на уроке? -Молодцы, верьте в себя, и у вас все получится! Это будет девизом урока! | Л1 | ||
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Речевая разминка -Ребята, а теперь давайте подготовим речевой аппарат к работе. -Прочитайте скороговорку (на слайде) «Жёлтое солнце на землю глядит, Жёлтый подсолнух за солнцем следит» -Прочитайте ее про себя -Прочитайте ее шепотом -Прочитайте по рядам -Молодцы! -Прочитайте следующую скороговорку самостоятельно «Жёлтые груши на ветках висят Жёлтые листья с деревьев летят» -Давайте прочитаем вместе не торопясь -Давайте прочитаем немного быстрее, затем быстрее -Кто прочитает ее быстрее? 2.2.Проверка домашнего задания (спросить у учителя) 2.3.Антиципация по портрету и фамилии автора -Посмотрите на слайд -Ребята, кто из вас помнит, портрет какого писателя на слайде? -А что вы знаете об этом писателе? 2.4.Вступительное слово об авторе Борис Заходер главным образом является поэтом для детей, но его знают еще, как талантливого писателя и переводчика. Каждый ребенок встречался с его творчеством, но не все догадываются о тяжелой судьбе писателя. Пройдя две войны и потеряв близкого человека, Борис Владимирович стал только сильнее. Творчество его в советское время долго не признавали, но он не отчаивался и продолжал трудиться. В литературных кругах много времени не воспринимали написанные произведения Борисом Владимировичем. Только спустя более 10 лет после окончания университета, в 1958 году поэта приняли в Союз писателей. 2.5.Выставка книг -А какие произведения этого писателя вы читали? -Посмотрите на книги, представленные на слайде -Какие из них вам знакомы? -А меня заинтересовала сказка Б. Заходера -Послушайте отрывок из сказки «Русачок» Жил-был маленький зайчик, по имени Русачок, и был у него знакомый Головастик. Зайчик жил на лесной опушке, а Головастик — в пруду. Бывало, встретятся — Головастик хвостом виляет, Русачок лапками барабанит. Русачок ему — про морковку, а Головастик — про водоросли. Весело! Вот как-то приходит Русачок к пруду — глядь-поглядь, а Головастика нет. Как в воду канул! А на берегу какой-то Лягушонок сидит. — Эй, Лягушонок, — говорит Русачок, — не видал моего знакомого Головастика? — Нет, не видал, — отвечает Лягушонок, а сам хохочет: — Хва-хва-хва! — Чего же ты смеёшься, — обиделся Русачок, — у меня приятель пропал, а ты хохочешь! Эх, ты! — Да не я «эх», — говорит Лягушонок, — а ты «эх»! Своих не узнаёшь! Это ж я и есть! — Что значит — я? — удивился Русачок. — Я и есть твой знакомый Головастик! — Ты? — еще больше удивился Русачок. — Быть того не может! У Головастика хоть хвост был, а у тебя что? Ты совсем и не похож! — Мало ли что не похож, — отвечает Лягушонок, — а всё равно это я! Просто я вырос — и в Лягушонка превратился. Так всегда бывает! — Вот так штука, — говорит Русачок. — Всегда, говоришь, так бывает? — Конечно, всегда! Все так: как вырастут, так и превратятся! Из червячка — комар или там жук получится, из икринки — рыбка, а из Головастика — известное дело — Лягушка! -Ребята, а что было дальше, вы узнаете, прочитав эту сказку -Как вы думаете, о чем писал Борис Заходер? | П3, К 3 | ||
3.Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Б. Заходера -Посмотрите на слайд -Как вы думаете, какова тема урока ? (на слайде) -Откройте учебник на странице 107, рассмотрите иллюстрацию -Как вы думаете, о чем это стихотворение? -Давайте проверим наши предположения | П4, К1 | ||
4.Этап построения выхода из затруднений Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1.Самостоятельное формулирование цели урока -Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомиться со стихотворением) 4.2.Формулирование задач урока -Что мы должны сделать, чтобы достичь поставленной цели? (1.Учиться читать выразительно Учиться давать характеристику героям) -Пора познакомиться с героями стихотворения | Р2, Р3 | ||
5.Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий. | 5.1.Первичное восприятие стихотворения (чтение учителем) 5.2.Проверка первичного восприятия текста -О ком это стихотворение? -Что вам понравилось больше всего? | Пр1, Л1, П1 | ||
6.Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи | 6.1.Беседа по содержанию -Кто главный герой стихотворения? -Что пытался доказать Серёжа папе? -Что же папа ответил? 6.2.Характеристика героев -Каким вы представляете папу? -А что вы можете сказать о Серёже? -Так кто же был прав? -Почему Серёжа доказывал папе, что на тарелке 3 пирожка? -Так умеет ли Серёжа считать? | Пр3, Р4, П2 | ||
7.Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | Перечитывание (выразительное чтение стихотворения) -А теперь, ребята, мы будем учиться выразительно читать стихотворение -Что, ребята, значит читать выразительно? Требования к выразительному чтению в 1 классе:
| Пр2, П3, К2 | ||
8.Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | 8.1.Подведение итогов -Наш урок подошел к концу. Прочитайте фразы и допишите их. Сегодня на уроке…. Мне хотелось… Я понял, что..... 8.2.Домашнее задание -Запишите домашнюю работу | Р1, Р5, К3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение, 3 класс . Тема : " Как рождается герой" Б. Заходер "История Гусеницы", Ю. Мориц " Жора Кошкин"
Данный урок литературного чтения разработан по УМК " Перспективная начальная школа" и является одним из уроков одной большой темы " Как рождается герой"...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Звукоподражание. Б. Заходер "Дырки в сыре"
Конспект открытого урока по литературному чтению по теме: Звукоподражание. Б. Заходер "Дырки в сыре" составлен в соответствии с ФГОС. Содержит презентацию....
Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.
Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....
Конспект урока по литературному чтению на тему: «О чём говорят считалки? «Считалия» Бориса Заходера»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по литературному чтениюна тему:«О чём говорят считалки?«Считалия» Бориса Заходера»...
Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"
Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....
Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»
Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя, главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...
Б.Заходер "Песенка Винни-Пуха" Литературное чтение 2 класс
Приключения медвежонка Винни любимы как взрослыми, так и детьми. Проведенный в 1996г. опрос, устроенный английским радио показал, что эта книга заняла 17 место в списке наиболее ярких и значительных п...