Конспект урока по литературному чтению на тему: «О чём говорят считалки? «Считалия» Бориса Заходера»
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Атрощенко Евгения Валерьевна

 

Конспект  открытого  урока

УМК «Школа 2100»

по литературному чтению

на тему:

«О чём говорят считалки?

«Считалия» Бориса Заходера»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_schitaliya.moy_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА

Конспект  открытого  урока

УМК «Школа 2100»

по литературному чтению

на тему:

«О чём говорят считалки?

«Считалия» Бориса Заходера»

Учитель: Е. В. Атрощенко

Класс: 2 «Б»

Дата: 06.03.2012г


 I. Дидактическая цель:

Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».

II. Задачи:

Обучающие:

Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса; знакомить с самым любимым детьми писателем.  

Развивающие:

Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.

Воспитывающие:

Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;

Здоровьесберегающая:

Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.

Тип урока:  Комбинированный урок

Используемая методическая литература:  

Методические рекомендации к учебнику Р.Н. Бунеев «Маленькая дверь в большой мир» 2 часть;

 «Жемчужины народной мудрости» Г.Н.Тубельская;

 «Игра в рифмы» В.Волина

 «Литература и фантазия» Л.Е. Стрельцова.

Используемое оборудование:  

Учебник Р.Н. Бунеев «Маленькая дверь в большой мир» 2 часть;

 видеопроектор

 иллюстрированные детьми пословицы;

 корзинки (нарисованные на листочках).

 

Краткое описание:  Актуализируем знания второклассников о фольклорных жанрах. Знакомим с известным с детства писателем, переводчиком Б. Заходером. Делаем всё это играя.


Ход урока

I.Организационный момент.

 Есть у нас минутка к сроку

Все готовы вы к уроку?

А девиз у нас какой?

- Все, что надо под рукой,

Быть должны у нас в порядке

Парта, книжки и тетрадки.

Готовим к работе артикуляционный аппарат

                     Всех скороговорок не перескороговоришь.

Психологический настрой  

 Знаете, что произошло сегодня утром?

Я по улице шагала, и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,

Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась – получается менялась

 - А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.

II Сообщение темы, цели.

 Сегодня на уроке мы поговорим об одном из фольклорных жанров: считалке и писателе, знакомом каждому из вас с детства.

 -Что вы ждёте от урока?

 -Поставьте для себя цели на урок, с учётом выполненных дома заданий. (На доске слова: Знать Уметь Применять).

 - Что мы должны знать? (Что такое считалка, какие виды существуют).

 - Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать).

 - Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома).

 - Кто ставит для себя выполнить все три цели?

 - Кто только знать и уметь?

  - Хорошо, в конце урока подведем итог, как вы справились с поставленными целями. Цели поставили, теперь нужно их выполнять.

III Проверка Д/З, актуализация знаний

. 1. - Ребята, как называется раздел, который мы изучаем? («Сказка - ложь, да в ней намек…»).

 - Какие произведения мы изучали в этом разделе?( Сказки). А какие? (О животных: анималистические).

 -А ещё? (считалки) -А в какой литературный жанр включает все эти произведения? (фольклорный). -А вы легко ориентируетесь в жанрах?

-Тогда определите, что лишнее?

 -А вот и все произведения фольклора

 -Попробуйте догадаться, где есть что?

 2. - А это что? Эники-беники-мок

       Плывёт по морю носок

       Кто его возьмёт,

       С ним домой уйдёт. (Считалка)

 - Кто у нас вышел, тот предлагает считалку из тех, которые проиллюстрированы на доске, а мы найдём. - Кто нашёл, пусть расскажет нам считалку Кошкину или Мышкину.  

 - Какую учил? (Кошкину), тогда считай мышей. Мышки встали. А теперь хором и чтобы не запнуться.

 А кто поделится считалкой, которую сочинил сам?

  - Столько считалок узнали? А для чего нужны считалки?( В играх разрешать споры)

 Один из писателей знакомый каждому всё время играет с нами словами.

 Рассказ ученика о Борисе Заходере

 - Наш Борис Владимирович ещё и мастер переводов с др. языков. Он прекрасно владел немецким и английским. - Я знаю, что у нас в классе есть те, кто знает английскую считалочку. (Teddy bear…).

 -А перевести сможешь? Кто главный герой в этой считалке? А кто его придумал? (А.Милн).

 -Поищем на картах Родину Милна и др. писателей, чьи произведения перевёл Заходер.

 Видим страну, столица – Лондон Что это? (Великобритания) Страна, чья столица Берлин ...(Германия) Столица Прага, у какой страны? (Чехия) Да, в Великобритании, Германии и Чехии появились герои, которых нам представил Б. Заходер . Ведь он переводил Л. П. Тревелс, Дж. Барри, братьев Гримм. Слайд 12. -А каких стран нет на карте? (Листачия и Вообразилия) -А какая из этих стран всё же знакома?( Вообразилия) Скажу по секрету, Листачии вообще не существует, у Заходера др. страна. Отгадайте, расставив буквы в предложенном мною порядке (Считалия)

IV Работа со стихотворением Б. Заходера « Считалия»

А).Чтение стихотворения учителем.

 Б). Работа с текстом во время чтения. чтение стихотворения вслух.

 Вопросы после чтения

  -Почему автор называет Считалию «краем чудес»?

 Чтение по строфам вслух и беседа по ходу. 1-я строфа.

 -Почему в стране Считалия мы бываем тогда, когда играем в какую-нибудь игру?

 -А это любая игра или нет? (Та, где считаются.)

 -Продолжите строку, в которой многоточие. -Назовите такие игры. 2-я и 3-я строфы.

 -Кто это такой Заяц Белый? Из какой он считалки? Расскажите её.

 - Герои каких считалок вам знакомы?

 -Расскажите считалки, которые упоминаются в этих строках. 4-7-я строфы.

 -Что вы представляли себе, читая эти строфы?

 -Почему солдаты добрые?

 -Какие знакомые считалки встретили? Расскажите их.

 8-я строфа -Как понимаете 1-ю строчку? (Считалки - это игра, это детство, радость. Дети в игре забывают свои беды. Там, где веселье, нет места горю.)

 Самостоятельное чтение с карандашом (посчитать сколько считалок использует автор

V Работа с текстом после чтения:

1).Выразительное чтение детьми

 . 2).Представьте себе страну Считалию. Нарисуйте её словесно.

 - Что может быть в корзинке для вас, если в ней лежит «всё, что угодно для души»?

 Рисование( в парах): У вас на партах лежат маленькие корзинки положите в них то, что было бы приятно получить нашим гостям. Подпишите сзади от кого и после завершения урока подарите.

VI Итог урока.

- Чем необычны считалки? ( 1. есть те, что понятны по содержанию и не понятны, в ней главное не содержание, а выход из трудных ситуаций; 2. всегда легко запомнить)

 7). Домашнее задание         1. Проиллюстрируйте фрагмент «Считалии»

2. Выучите считалочку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: «Мы по-разному видим одно и то же. Почему?»

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А. Усачева «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих на виду....»; формировать умение анализировать стихотворение и видеть ...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цельдеятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений Б. Заходера «Песенки Винни–Пуха»; формирование знаний о творчестве Б. Заходе...

Конспект урока по литературному чтению «И в шутку и всерьёз». Произведения Бориса Заходера». 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  «И в шутку и всерьёз». Произведения Бориса Заходера». 2 класс...