С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы», 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект урока по литературному чтению С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.03.18_teplym_tihim_utrom_posredi_zimy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тёплым тихим утром посреди зимы»

Цель: выявить философский  смысл  сказки  С.  Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

Задачи: 1. Обогащать знания учащихся о творчестве С. Козлова, совершенствовать технику чтения учащихся;

   2. Развивать умение анализировать художественное произведение, сравнивать произведения;

   3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.

Формируемые УУД:

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.

Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.

Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

I. Организация класса.

-Здравствуйте, ребята!

-Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.

-Тише сели…

-Вот звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

-Что вы изучали на прошлом уроке? (сказку о Змее Горыныче)

-Кто автор этой сказки?(Седов)

-На дом вам было задано пересказать сказку «Змей Горыныч»

-К доске выйдет и перескажет сказку….

-Молодец, можно поставить оценку…

III.Объявление темы и цели

За каждой рекой, за каждой горою

Есть кто-то, еще не увиденный мною.

И очень мне хочется встретиться с ним:

Знакомым. Товарищем. Другом моим. (А. Кондратьев)

– Кто этот друг, вы догадаетесь сами. (Выставка книг.)

– Этот человек знаком всем любителям мультфильмов. А поскольку мультфильмы любят все, это – наш общий знакомый.

Первые его книжки – «раскраски» и «раскладушки» – были напечатаны в начале 70-х годов. Потом появились сказки, в которых действуют, как правило, постоянные любимые герои писателя – Ежик, Ослик, Медвежонок. С ними вы, конечно, тоже хорошо знакомы.

Он пишет не только прозу, но и стихи для детей и для взрослых. Многие его произведения стали мультфильмами: «Катерок», «В порту», «Как Львенок и Черепаха пели песенку», «Ежик в тумане»...

– Вспомнили нашего общего знакомого? 

(Сергей Козлов.)

– Тема нашего урока: «Мир авторской сказки Сергея Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

IV. Работа по теме урока.

– Прочитайте название сказки. Подумайте над смыслом названия. (Название сказки несет в себе тихую радость, умиротворенность среди суровой вьюжной зимы.)

1. Словарная работа.

2. Чтение сказки учителем.

3. Анализ сказки после первичного восприятия.

- О чем эта сказка?

-

-

4. Чтение сказки учащимися по цепочке.

5. Анализ сказки.

-

-

-

– Какая часть сказки напоминает вам по композиции такие народные сказки, как «Теремок» или «Колобок»? (Где звери цепочкой присоединяются к Ежику и Медвежонку, чтобы позавтракать у реки, образуя кумулятивную цепочку.)

– Прочитайте этот отрывок.

«И они сложили в корзину грибы, мёд, чайник, чашки и пошли к реке.

– Куда вы это идёте? – спросила Белка.

– К реке, – сказал Ёжик. – Завтракать.

– Возьмите меня с собой!

– Айда!

И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом. Встретился им Заяц.

– Тепло, хорошо, – сказал Заяц. – Вы куда идёте? – К реке, – сказала Белка. – Завтракать.

– И я с вами, ага?

– Идём, – сказал Медвежонок.

Выбежал из травы Хомячок.

– А я уж заснул, – сказал он. – А тут – вода! Куда это вы?

– Завтракать, к реке, – сказал Заяц. – Идём с нами!

– У меня еда с собой, – сказал Хомячок и постучал лапой по раздувшемуся мешку за щекой, – только чашки нету, – и пошел следом.

Пришли к реке, развели костёр, сели завтракать.»

Вывод.Таким образом, получается кумулятивная цепочка (Ежик – Медвежонок – Белка – Заяц – Хомячок), все персонажи накапливаются в одном месте – на берегу реки.

– Перечитайте размышления Медвежонка в первой части сказки. Возможно ли встретить нечто подобное в народной сказке? (Нет, первая часть сказки Козлова представляет собой размышления Медвежонка наедине с самим собой, написанные в форме второго лица единственного числа. Народная сказка не знает никаких философских рассуждений и риторических вопросов, а именно все это и составляет содержание того отрывка, о котором идет речь. Народной сказке не свойственна такая взволнованная интонация, такая повышенная эмоциональность и такие знаки препинания, – маленький отрывок изобилует вопросительными и восклицательными знаками.)

– Только ли Медвежонок наделен своим неповторимым характером, есть ли личностные черты у других героев сказки? (Да, Медвежонок – чуткий, думающий, Ежик – самый эстетически развитый из всех героев, романтичный, Заяц и Хомячок – очень внимательны и восприимчивы к красоте.)

– Перечитайте отрывок сказки, где герои завтракают на реке, по ролям. Постарайтесь передать общее настроение и ощущение зверюшек.

– Подумайте, сказочный лес является героем сказки С. Козлова или он безучастен и равнодушен ко всему, как обычный зимний лес? (В сказке лес – герой произведения. Ежик говорит о нем  как о живом существе. Именно лес сделал возможным встречу героев на берегу реки.)

– В какой части сказки содержится ее главный, самый сокровенный смысл? (В самом финале сказки.)

– Прочитайте главные слова сказки. (Главные слова сказки: «Если б не все они, зачем бы понадобилось тепло этому зимнему лесу?!»)

– Как вы понимаете слова Ежика? (Дружба, душевное тепло – это самое важное в жизни.)

6. Чтение сказки по ролям.

V. Итог урока. Рефлексия

– В чем заключен смысл сказки? (Смысл сказки в том, чтобы напомнить: главная ценность в жизни – это общение; самое важное – это когда все вместе. Дождь в лесу, тепло в лесу – это лишь повод для того, чтобы опять повидаться и побыть друг с другом.)

Домашнее задание: вы, конечно, захотите встретиться с героями С. Козлова еще не один раз. Найдите и прочитайте другие произведения этого писателя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта классного часа + презентация + доп. материал) "Мне тепло рядом с тобой". 3 класс

Тема: «Мне тепло рядом с тобой»Цели: 1. Формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту; выявить представление о добрых словах и поступках.2. Раскрыть на примерах из жизненных ситуаци...

Сказка "Волк и семеро козлят" на английском языке для 4 класса

Сказка "Волк и семеро козлят" на английском языке для 4 класса.Включает в себя презентацию мероприятия.Музыку к сказке можно найти  в разделе "Аудио"....

презентация к уроку изо "Теплые и холодные цвета" 2 класс

Презентация к уроку изо "Теплые и холодные цвета" 2 класс...

Конспект урока "теплые и холодные цвета" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование навыка различать теплые и холодные цвета; навыка смешивания красок для получения теплых и холодных оттенков.Планируемые результатыПредметные:- знать: технику сме...

Конспект урока изобразительного искусства "Теплые и холодные цвета" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о теплых и холодных цветах; обучение смешиванию красок для получения теплых и холодных оттенков.Планируемые результатыПредметные:знать приемы смеш...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро» в 3 классе

Цели и задачи урока: Внимание к слову в кон­тексте литературного произведения, словес­ное иллюстрирование.Планируемые результаты:Предметные: Читать произведение с соблюдением норм ли...

Конспект урока изобразительного искусства: "Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета....