С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы», 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы», 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16.03.18_teplym_tihim_utrom_posredi_zimy.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тёплым тихим утром посреди зимы»
Цель: выявить философский смысл сказки С. Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».
Задачи: 1. Обогащать знания учащихся о творчестве С. Козлова, совершенствовать технику чтения учащихся;
2. Развивать умение анализировать художественное произведение, сравнивать произведения;
3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.
Формируемые УУД:
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.
Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.
Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организация класса. | -Здравствуйте, ребята! -Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики. -Тише сели… -Вот звонок весёлый, Мы начать урок готовы, Будем думать и читать, И друг другу помогать. | ||
II. Актуализация знаний | -Что вы изучали на прошлом уроке? (сказку о Змее Горыныче) -Кто автор этой сказки?(Седов) -На дом вам было задано пересказать сказку «Змей Горыныч» -К доске выйдет и перескажет сказку…. -Молодец, можно поставить оценку… | ||
III.Объявление темы и цели | За каждой рекой, за каждой горою Есть кто-то, еще не увиденный мною. И очень мне хочется встретиться с ним: Знакомым. Товарищем. Другом моим. (А. Кондратьев) – Кто этот друг, вы догадаетесь сами. (Выставка книг.) – Этот человек знаком всем любителям мультфильмов. А поскольку мультфильмы любят все, это – наш общий знакомый. Первые его книжки – «раскраски» и «раскладушки» – были напечатаны в начале 70-х годов. Потом появились сказки, в которых действуют, как правило, постоянные любимые герои писателя – Ежик, Ослик, Медвежонок. С ними вы, конечно, тоже хорошо знакомы. Он пишет не только прозу, но и стихи для детей и для взрослых. Многие его произведения стали мультфильмами: «Катерок», «В порту», «Как Львенок и Черепаха пели песенку», «Ежик в тумане»... – Вспомнили нашего общего знакомого? (Сергей Козлов.) – Тема нашего урока: «Мир авторской сказки Сергея Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы». | ||
IV. Работа по теме урока. | – Прочитайте название сказки. Подумайте над смыслом названия. (Название сказки несет в себе тихую радость, умиротворенность среди суровой вьюжной зимы.) 1. Словарная работа. 2. Чтение сказки учителем. 3. Анализ сказки после первичного восприятия. - О чем эта сказка? - - 4. Чтение сказки учащимися по цепочке. 5. Анализ сказки. - - - – Какая часть сказки напоминает вам по композиции такие народные сказки, как «Теремок» или «Колобок»? (Где звери цепочкой присоединяются к Ежику и Медвежонку, чтобы позавтракать у реки, образуя кумулятивную цепочку.) – Прочитайте этот отрывок. «И они сложили в корзину грибы, мёд, чайник, чашки и пошли к реке. – Куда вы это идёте? – спросила Белка. – К реке, – сказал Ёжик. – Завтракать. – Возьмите меня с собой! – Айда! И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом. Встретился им Заяц. – Тепло, хорошо, – сказал Заяц. – Вы куда идёте? – К реке, – сказала Белка. – Завтракать. – И я с вами, ага? – Идём, – сказал Медвежонок. Выбежал из травы Хомячок. – А я уж заснул, – сказал он. – А тут – вода! Куда это вы? – Завтракать, к реке, – сказал Заяц. – Идём с нами! – У меня еда с собой, – сказал Хомячок и постучал лапой по раздувшемуся мешку за щекой, – только чашки нету, – и пошел следом. Пришли к реке, развели костёр, сели завтракать.» Вывод.Таким образом, получается кумулятивная цепочка (Ежик – Медвежонок – Белка – Заяц – Хомячок), все персонажи накапливаются в одном месте – на берегу реки. – Перечитайте размышления Медвежонка в первой части сказки. Возможно ли встретить нечто подобное в народной сказке? (Нет, первая часть сказки Козлова представляет собой размышления Медвежонка наедине с самим собой, написанные в форме второго лица единственного числа. Народная сказка не знает никаких философских рассуждений и риторических вопросов, а именно все это и составляет содержание того отрывка, о котором идет речь. Народной сказке не свойственна такая взволнованная интонация, такая повышенная эмоциональность и такие знаки препинания, – маленький отрывок изобилует вопросительными и восклицательными знаками.) – Только ли Медвежонок наделен своим неповторимым характером, есть ли личностные черты у других героев сказки? (Да, Медвежонок – чуткий, думающий, Ежик – самый эстетически развитый из всех героев, романтичный, Заяц и Хомячок – очень внимательны и восприимчивы к красоте.) – Перечитайте отрывок сказки, где герои завтракают на реке, по ролям. Постарайтесь передать общее настроение и ощущение зверюшек. – Подумайте, сказочный лес является героем сказки С. Козлова или он безучастен и равнодушен ко всему, как обычный зимний лес? (В сказке лес – герой произведения. Ежик говорит о нем как о живом существе. Именно лес сделал возможным встречу героев на берегу реки.) – В какой части сказки содержится ее главный, самый сокровенный смысл? (В самом финале сказки.) – Прочитайте главные слова сказки. (Главные слова сказки: «Если б не все они, зачем бы понадобилось тепло этому зимнему лесу?!») – Как вы понимаете слова Ежика? (Дружба, душевное тепло – это самое важное в жизни.) 6. Чтение сказки по ролям. | ||
V. Итог урока. Рефлексия | – В чем заключен смысл сказки? (Смысл сказки в том, чтобы напомнить: главная ценность в жизни – это общение; самое важное – это когда все вместе. Дождь в лесу, тепло в лесу – это лишь повод для того, чтобы опять повидаться и побыть друг с другом.) Домашнее задание: вы, конечно, захотите встретиться с героями С. Козлова еще не один раз. Найдите и прочитайте другие произведения этого писателя.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта классного часа + презентация + доп. материал) "Мне тепло рядом с тобой". 3 класс
Тема: «Мне тепло рядом с тобой»Цели: 1. Формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту; выявить представление о добрых словах и поступках.2. Раскрыть на примерах из жизненных ситуаци...
Сказка "Волк и семеро козлят" на английском языке для 4 класса
Сказка "Волк и семеро козлят" на английском языке для 4 класса.Включает в себя презентацию мероприятия.Музыку к сказке можно найти в разделе "Аудио"....
презентация к уроку изо "Теплые и холодные цвета" 2 класс
Презентация к уроку изо "Теплые и холодные цвета" 2 класс...
Конспект урока "теплые и холодные цвета" 2 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя:формирование навыка различать теплые и холодные цвета; навыка смешивания красок для получения теплых и холодных оттенков.Планируемые результатыПредметные:- знать: технику сме...
Конспект урока изобразительного искусства "Теплые и холодные цвета" (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о теплых и холодных цветах; обучение смешиванию красок для получения теплых и холодных оттенков.Планируемые результатыПредметные:знать приемы смеш...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро» в 3 классе
Цели и задачи урока: Внимание к слову в контексте литературного произведения, словесное иллюстрирование.Планируемые результаты:Предметные: Читать произведение с соблюдением норм ли...
Конспект урока изобразительного искусства: "Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: «Теплые и холодные цвета. Борьба холодного и теплого»Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о теплых и холодных оттенках; формирование умений смешивать цвета....