Конспект урока по литературному чтению на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро» в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гусельникова  Валентина  Ильинична

Цели и задачи урока: Внимание к слову в кон­тексте литературного произведения, словес­ное иллюстрирование.

Планируемые результаты:

Предметные: Читать произведение с соблюдением норм ли­тературного произно­шения, составлять лич­ное мнение о литера­турном произведении, выражать его на дос­тупном уровне, устно иллюстрировать сюжет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бушевецкая начальная общеобразовательная школа»

Конспект

  урока

по литературному чтению

на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро»

в 3 классе

        Подготовила:

   учитель 3 класса

Гусельникова Валентина Ильинична

Квалификационная категория-первая

                                   

                                              город  Бологое  

Цели и задачи урока: Внимание к слову в контексте литературного произведения, словесное иллюстрирование.

Планируемые результаты:

Предметные: Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет.

Личностные: Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

- Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далекое прошлое, в то время, когда жил великий русский поэт, солнце русской поэзии А.С. Пушкин.

Итак, начнем….

Зима 1825г, с. Михайловское под Псковом - туда А.С. Пушкин был отправлен в ссылку. Там оказался совсем один, и только няня, Арина Родионовна, скрашивала его одиночество. Оторванный от семьи, друзей Пушкин продолжал писать. Долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней. И вот однажды, проснувшись зимним утром, он увидел красот зимнего утра.

Итак, мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина.

Чтение стихотворения «Зимнее утро».

Первичное чтение.

-Чтение учителем под музыку.

Проверка первичного восприятия.

-Понравилось вам стихотворение?

-Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

-Вы представили это утро?

-Что увидел поэт в зимнем утре?

Это стихотворение одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Мы ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо. Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня.

Что вам особенно понравилось в стихотворении?

Какие слова были непонятны в тексте?

Нега – блаженство, удовольствие

Аврора - имя римской богини утренней зари

Вечор – вчера

Нынче – сегодня

Янтарь – твёрдое прозрачное вещество жёлто-коричневого цвета, образовалось из смолы древних деревьев

Янтарным - жёлтым

Мгла – непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек

Мрачный – тёмный, погруженный во мрак

Великолепный – роскошный, превосходный

Озарить – ярко осветить

Лежанка – длинный выступ у печки, у стены для лежания

Кобылка - лошадь

Предаться – целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь

Акцентное вычитывание стихотворения.

- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и поразмышляем над содержанием.

Прочитайте первую часть стихотворения.

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

О чём в ней говорится? (в первой части поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу)

-Как вы думаете, к кому обращается поэт? ( К своей возлюбленной)

-Как  он называет ее? (друг прелестный, красавица)

Поэт называет женщину «друг прелестный», «красавица», «звезда севера». С какими чувствами произносятся эти слова? (нежность, восхищение, восторг, преклонение)

- К чему призывает автор? (открыть глаза навстречу богини)

Прочитайте вторую часть стихотворения.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … посмотри в окно:

- Какое чувство вызывало у вас эта часть? (печаль)

О чём в ней говорится? (во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально)

-Как вы думаете, почему влюбленная сидела в печали? ( На небе мгла, вьюга злится - такое состояние вызывает у человека печаль)

-Какой литературный прием использует  автор в этой строфе? ( Олицетворение: вьюга злится, мгла носилась, сравнение: луна, как ….)

Какую иллюстрацию можно нарисовать к этим строчкам?




Прочитайте третью часть стихотворения.


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

О чём в ней говорится?

В третьей части перед нами предстаёт картина природы, она очень красива.

Блестя на солнце, снег лежит;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

-С чем сравнивает поэт снег? (С великолепными коврами)

-Прочему лес прозрачный? ( Лес без листьев).

Прочитайте четвёртую часть стихотворения.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

О чём в ней говорится? (в этой части перед нами картина комнаты; она озарена светом затопленной печи; значит, там тепло и уютно)

А.С. Пушкин сказал, что комната «янтарным блеском озарена». Как вы понимаете эти слова?

Почему А. Пушкин назвал треск печи весёлым? Как вы думаете, когда можно сказать, что треск печи грустный?

Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра? (эпитеты – весёлым треском, затопленная печь)

Прочитайте пятую часть стихотворения.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Неторопливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

О чём в ней говорится? (в последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне)

Определите настроение в этой части. (радостное, весело мчаться на «нетерпеливом» коне по снежным блестящим коврам «под голубыми небесами»; и всё-таки чувствуется грусть – «поля пустые», леса уже не густые; и всё равно на душе светло, потому что зимой есть своя красота, а лето ещё вернётся)

Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение? (нет, сначала громко, выразительно, бодро; потом с чувством грусти, печали; затем спокойно, но звонким голосом, а вот последние шесть строчек снова громко, призывно)

Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения или картин в произведении. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот приём? (поэт использует его для яркости образа, для большей силы выражения; одно как бы оттеняет другое)

Рефлексия деятельности:

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», вспомнили, что такое эпитет, сравнение и олицетворение, познакомились с такими средствами выразительности, как антитеза, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

- Ребята, как вы думаете, сумел поэт передать красоту родной природы?

- Так почему же при чтении стихотворения у нас возникает чувство радости?

(При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно).

Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением.

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Домашнее задание: читать стр. 10-11, А.С. Пушкин «Зимняя дорога», отвечать на вопросы 4,5 на стр. 11

Самоанализ урока

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен в разделе «День, полный событий», помогает учащимся познакомиться с музыкальной культурой: историей и традициями, творчеством композиторов, художников, поэтов. Тема рассчитана на 1урок.

Тип урока: открытия нового знания.

При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе – 24 человеа. По типу темперамента преобладают сангвиники, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.

Цель урока:

  • осознавать музыкальную речь как способ общения между людьми;
  • развивать возможность осмысления народной и профессиональной музыки;
  • воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.

При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на комплексный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.

На данном уроке реализовывались задачи формирования УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

Регулятивные:

- планирование собственных действий в процессе восприятия музыки;

- осмысленность и обобщенность учебных действий ;

- коррекция;

- оценка.

На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

-овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений.

На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий

Личностные:

- эмоциональный настрой;

- понимание социальных функций музыки в жизни людей.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании.

Коммуникативные:

-формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном исполнении музыкального материала.

Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала. На уроке применялись индивидуальная и фронтальная формы.

Методы организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

• объяснительно-иллюстративный;

• наглядно-слуховой;

• частично-поисковый.

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

• ситуация занимательности;

• сравнение, анализ, обобщение;

• приём сопоставления со смежными видами искусств.

по источнику информации и характеру деятельности:

• словесные;

• наглядные;

• драматизации;

• практические.

по назначению и дидактическим задачам:

• приобретение и применение знаний;

• формирование умений и навыков;

• повторение.

На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.

Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия. Темп урока сохранялся на протяжении всего занятия. Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы, через организацию поисковых форм работы, взаимопонимание, доверие, доброжелательные отношения учителя и учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс

Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....

Разработка урока литературного чтения на тему: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему " А С Пушкин Зимнее утро"

Урок в рамках системно -деятельнстного  подхода. Включены все виды универсальных учебных действий Основная деятельностная технология- коммуникативная. Включены приемы теории развития критического...