Программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа предмета "Литературное чтение" для 2 класс составлена на основе ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс | 92.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждено
на МО учителей директор школы
31 августа 2020 31 августа 2020
Протокол №1 Приказ №69
Председатель МО _______Е.В.Зонова
Сидорова З.М.
Программа по литературному чтению
2 класс
Учитель: Макарова И.О.
МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы».
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
- владение техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете. | 2 |
2 | Устное народное творчество. | 14 |
3 | Люблю природу русскую. Осень. | 10 |
4 | Русские писатели. | 13 |
5 | О братьях наших меньших. | 13 |
6 | Из детских журналов. | 10 |
7 | Люблю природу русскую. Зима. | 9 |
8 | Писатели детям. | 18 |
9 | Я и мои друзья. | 10 |
10 | Люблю природу русскую. Весна. | 11 |
11 | И в шутку и всерьёз. | 14 |
12 | Литература зарубежных стран. | 12 |
ИТОГО: | 136 часов |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (136 ч)
Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России».
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Введение. Наши проекты. «Читателю». Р. Сеф.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в учебнике.
Уметь:
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- названия, содержание изученных произведений, их авторов;
- правила заучивания стихотворений;
- малые фольклорные жанры: считалки и небылицы;
- народные загадки;
- народные и авторские загадки о животных;
- понятие «бытовая сказка»;
- понятие «сказка о животных»;
- понятия «драматизация»;
- понятие «устное народное творчество».
Уметь:
- читать осознанно текст художественного произведения;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры;
- объяснять смысл народных пословиц и поговорок;
- различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры);
- подбирать пословицы к стихам;
- читать осознанно текст художественного произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
- различать сказки народные и литературные.
Люблю природу русскую. Осень (10 ч)
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом», Г. Сапгир «Считалочка».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- произведения русских поэтов о природе;
- понятие «рифма».
Уметь
- выразительно читать стихотворения;
- использовать интонацию;
- читать стихотворные произведения наизусть;
- анализировать средства художественной выразительности;
- описывать поэтический образ осени в стихах;
- находить рифму в произведении;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Русские писатели (13 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже», «Котёнок», И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- произведения А.С. Пушкина о природе;
- понятие «олицетворение»;
- понятие «басня»;
- басни И.А. Крылова;
- понятие «быль»;
- творчество Л.Н. Толстого;
- познавательные рассказы Л.Н. Толстого.
Уметь:
- читать выразительно и осознано текст стихотворений, художественно поэтические произведения, сказки;
- осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы;
- определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы;
- читать стихотворение наизусть;
- характеризовать изобразительно выразительные средства поэтического языка в произведениях А.С. Пушкина;
- определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;
- читать по ролям;
- выражать своё отношение к героям сказки и их поступкам;
- сравнивать авторские сказки и народные.
О братьях наших меньших (13 ч)
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», В. Берестов. «Кошкин щенок», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант», «Сова»,
С. Брезкун «Грянул громко крик вороны…», М. Бородицкая «Грачиха».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- понятие «логическое ударение»;
- произведения о животных;
- творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах.
Уметь:
- прогнозировать жанр произведения;
- определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;
- читать осознано текст художественного произведения;
- определять его тему и главную мысль;
- участвовать в анализе содержания;
- оценивать события, поступки героев;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- выполнять творческую работу;
- пересказывать текст;
- работать с иллюстрациями;
- делить текст на смысловые части;
- составлять простой план;
- различать жанр произведения;
- отвечать на вопросы по тексту.
Из детских журналов (10 ч)
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..», Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи», Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка», Д. Хармс «Весёлый старичок».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- названия детских журналов;
- понятие «темп чтения»;
- понятие «юмор произведения».
Уметь:
- устанавливать темп чтения от смысла прочитанного;
- работать с иллюстрациями;
- читать осознано текст художественного произведения;
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения;
- анализировать произведение;
- определять средства художественной выразительности;
- прогнозировать содержание текста по заголовку;
- определять тему и главную мысль произведения;
- характеризовать поступки героев, их моральные черты;
- представлять свой любимый журнал.
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин «Зимним холодом...», К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром кот...», Ф. Тютчев « Чародейкою зимой…», С. Есенин «Поёт зима — аукает...», «Берёза»; русская народная сказка «Два Мороза», С. Михалков «Новогодняя быль», А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», С. Погореловский «В гору…»,
А. Прокофьев «Как на горке…»
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- произведения о зиме;
- понятие «звукопись»;
- творчество С. Есенина;
- творчество А. Барто;
- основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов.
Уметь:
- определять средства художественной выразительности;
- составлять мини – рассказ о зиме и зимних играх;
- определять в тексте средства выразительности – звукопись;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- читать выразительно стихотворения наизусть;
- рифмовать слова, текст;
- читать осознано текст произведения;
- делить текст на смысловые части;
- участвовать в диалоге;
- отвечать на вопросы по тексту;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
Писатели — детям (18 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Верёвочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- знать творчество К.И. Чуковского, содержание произведений, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А. Барто, Н. Носова;
- знать произведения для детей.
Уметь:
- читать осознано текст художественного произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы;
- различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги.
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду...», В. Берестов «Гляжу с высоты...», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В. Осеева «Хорошее».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- понятие «логическое ударение»;
- произведения о детях.
Уметь:
- анализировать взаимоотношения героев;
- читать осознано текст художественного произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
- подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;
- читать по ролям;
- различать сказки народные и литературные;
- выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- использовать в речи вежливые слова;
- строить рассказ по опорным картинкам.
Люблю природу русскую. Весна (11 ч)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу», С.Я. Маршак, И Бунин «Женский день», А. Плещеев «В бурю», Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел», С. Васильев «Белая берёза».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- произведения о весне;
- творчество Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока;
- основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных произведений.
Уметь:
- выразительно читать стихотворения;
- использовать интонацию;
- читать стихотворные произведения наизусть;
- анализировать средства художественной выразительности;
- описывать поэтический образ осени в стихах;
- находить рифму в произведении;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни - Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер «Будем знакомы».
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- понятие «орфоэпическое чтение»;
- творчество Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова;
- образы сказочных героев.
Уметь:
- читать орфоэпически;
- читать по ролям;
- определять тему и главную мысль;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- отвечать на вопросы по тексту;
- выразительно читать стихотворение наизусть;
- прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;
- анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;
- выполнять творческие задания;
- определять характер произведения по рисункам;
- ориентироваться в книге по обложке;
- читать осознано текст художественного произведения;
- различать элементы книги.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык;
- понятие «рифма»;
- творчество Ш. Перро;
- понятие «фантастика»;
- литературные произведения зарубежных стран.
Уметь:
- участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного;
- определять тему и главную мысль;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
- отвечать на вопросы по тексту;
- находить сходство русского фольклора с американской, французской песенкой;
- выделять эпизоды из текста;
- приводить примеры произведений фольклора.
ЦИКЛОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Тема раздела | Проверка техники чтения | Проекты | Проверочные работы |
Самое великое чудо на свете | 1 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». | |
Устное народное творчество | Проверим себя и оценим свои достижения. Вводная диагностическая работа. Тест №1. | ||
Люблю природу русскую. Осень. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2. | ||
Русские писатели. | Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа №1. | ||
О братьях наших меньших. | Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа №2. | ||
Из детских журналов | Проект «Мой любимый детский журнал». | Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа №3. | |
Люблю природу русскую. Зима. | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №3. | |
Писатели - детям. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4. | ||
Я и мои друзья | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №5. | ||
Люблю природу русскую. Весна. | Проект Газета «День Победы – 9 мая». | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6. | |
И в шутку и всерьёз. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №7. | ||
Литература зарубежных стран | 1 | Проект «Мой любимый писатель-сказочник». | Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая диагностическая работа. |
ИТОГО | 3 | 4 | 12 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Второклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Второклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- формирование чувства гордости за свою Родину, знакомство с культурно-историческим наследием России, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, умение работать с разными видами текстов, участвовать в их обсуждении, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
К КОНЦУ 2 КЛАССА
Обучающиеся должны:
- владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
- определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
- составлять пересказ (краткий, полный) прочитанного текста;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
- содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, к близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного, их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребёнка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учётом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по её заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
- умение читать целыми словами и словосочетаниями;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения;
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Нормы отметок навыков техники чтения (слов/мин)
Отметка | Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Первый класс | ||||
«5» |
| больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов |
«4» |
| 16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов |
«3» |
| 10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов |
«2» |
| меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов |
Второй класс | ||||
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Третий класс | ||||
«5» | больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
«4» | 55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
«3» | 40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
«2» | меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
Четвёртый класс | ||||
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
«3» | 65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
«2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
Объём, оцениваемый при выразительном чтении:
2 класс - 1/4 стр.
3 класс - 1/3 стр.
4 класс - 1/2 стр.
Отметки выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности).
Отметка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие);
- читает целыми словами (2 полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передаёт содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
- твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
- читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
- допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Отметка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвёрдо, читает монотонно.
Отметка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть стихотворения текст воспроизводит не полностью.
Отметка "1" ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может передать содержания прочитанного; не знает наизусть стихотворения.
Программа обеспечена
следующим учебно-методическим комплектом
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс М.: «Просвещение», 2014.
- С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. М.: «Просвещение», 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс М.: «Вако», 2012.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения.
Для работы учащимся необходимо:
Печатные пособия
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
- Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
- Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
- Ученические столы двухместные или одноместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
- Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
- Подставки для книг, держатели для схем и таблиц. Полки для «Уголка книг».
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ УРОКОВ В ПЛАНИРОВАНИИ:
К – комбинированный;
ОУ – обобщающий урок;
УИНМ – урок изучения нового материала;
КЗУН – контроль знаний, умений и навыков;
УВНТ – урок введения в новую тему;
УЗиС – урок закрепления и систематизации;
УОиС – урок обобщения и систематизации;
УС – урок – сказка;
УВ – урок – викторина;
УТ – урок – театр;
УИ – урок – исследование;
УД – урок – драматизация;
УП – урок – проект.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть I. САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ. (2 Ч) | ||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | УВНТ | ||
2 | Наши проекты. «О чем может рассказать школьная библиотека». Р.С. Сеф «Читателю». | УП | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 ЧАСОВ) | ||||
3 | Устное народное творчество. Вводная диагностическая работа. | УИНМ | ||
4 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | К | ||
5 | Потешки и прибаутки, считалки и небылицы. | УИНМ | ||
6 | Загадки, пословицы, поговорки. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. | К | ||
7 | Сказки. Ю. Коваль. Юнна Мориц. «Сказка по лесу идёт…» | УС | ||
8 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | УД | ||
9 | Сказка «У страха глаза велики». | К | ||
10 | Сказка «Лиса и тетерев». | К | ||
11 | Сказка «Лиса и журавль». | К | ||
12 | Русская народная сказка «Каша из топора». | УП | ||
13 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | К | ||
14 | Разноцветные страницы. А. А. Шибаев «Вспомни сказку». | УЗИС | ||
15 | Викторина по сказкам. | УВ | ||
16 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу УНТ. Тест № 1. | КЗУН | ||
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ! ОСЕНЬ (10 ЧАСОВ) | ||||
17 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки. | УИ | ||
18 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…» | УИНМ | ||
19 | А. Плещеев «Осень наступила …» | УИНМ | ||
20 | А. Фет «Ласточки пропали…» | УИНМ | ||
21 | «Осенние листья» - тема для поэтов. А. Толстой «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья». | УИНМ | ||
22 | И. Токмакова «Опустел скворечник». | УИНМ | ||
23 | В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопедии). | УП | ||
24 | М.М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | К | ||
25 | Разноцветные страницы. Г. Сапгир «Считалочка». Тест № 2. | К | ||
26 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | КЗУН | ||
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (13 ЧАСОВ) | ||||
27 | А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | УВНТ | ||
28 | Стихи А. Пушкина о зиме. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» | К | ||
29 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | УИНМ | ||
30 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | К | ||
31 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | УТ | ||
32 | Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина». | УВ | ||
33 | И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». | УИНМ | ||
34 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». | УТ | ||
35 | Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». | УИНМ | ||
36 | Л.Н. Толстой «Филипок». | УИНМ | ||
37 | Л. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». | К | ||
38 | Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…». | УИНМ | ||
39 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа № 1. | КЗУН | ||
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (13 ЧАСОВ) | ||||
40 | О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?» | УВНТ | ||
41 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | УИНМ | ||
42 | В. Берестов «Кошкин Щенок». | УИНМ | ||
43 | М. Пришвин «Ребята и утята. | УИНМ | ||
44 | М. Пришвин «Ребята и утята. | К | ||
45 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | К | ||
46 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | УЗИС | ||
47 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок». | К | ||
48 | В.В. Бианки «Музыкант». | УП | ||
49 | Виталий Бианки «Сова». | К | ||
50 | Разноцветные страницы. Стихи С. Брезкуна, М. Бородицкой. | УВ | ||
51 | Домашние животные. Сказка «Как собака друга искала». | К | ||
52 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа № 2. | КЗУН | ||
ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (10 ЧАСОВ) | ||||
53 | Знакомство с детскими журналами. | УВНТ | ||
54 | Д. Хармс «Игра». | УИНМ | ||
55 | Д. Хармс «Вы знаете?» | УИ | ||
56 | Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». | УИНМ | ||
57 | Д. Хармс «Что это было?» | УИНМ | ||
58 | Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | УИНМ | ||
59 | Ю.Д. Владимиров «Чудаки». | УИНМ | ||
60 | А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». Разноцветные страницы. Д. Хармс «Весёлый старичок». | УИНМ | ||
61 | Защита проекта «Мой любимый детский журнал». | УП | ||
62 | Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Контрольная работа № 3. | КЗУН | ||
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ! ЗИМА (9 ЧАСОВ) | ||||
63 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | УВНТ | ||
64 | Стихи о первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К. Бальмонт «Светло-пушистая…». | УИНМ | ||
65 | Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | К | ||
66 | С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза». | УИНМ | ||
67 | Русская народная сказка «Два Мороза». | К | ||
68 | С. В. Михалков «Новогодняя быль». | К | ||
69 | А. Л. Барто «Дело было в январе …», С. Дрожжин «Улицей гуляет». Разноцветные страницы. Стихи С. Погореловского, А. Прокофьева. | К | ||
70 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Тест №3. | КЗУН | ||
71 | Игра «Поле чудес». | УИ | ||
Часть II ПИСАТЕЛИ – ДЕТЯМ (18 ЧАС) | ||||
72 | Писатели – детям. К.И. Чуковский. Биография. | УВНТ | ||
73 | К. И. Чуковский «Путаница». | К | ||
74 | К. И. Чуковский «Радость». | К | ||
75 | К. И. Чуковский «Федорино горе». | УИНМ | ||
76 | К. И. Чуковский «Федорино горе». | К | ||
77 | С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | К | ||
78 | С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». | УИНМ | ||
79 | С. В. Михалков «Мой щенок». | К | ||
80 | А. Л. Барто «Верёвочка». | УИНМ | ||
81 | А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | К | ||
82 | А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». | К | ||
83 | Н.Н. Носов «Затейники». | УИНМ | ||
84 | Н. Н. Носов «Живая шляпа». | К | ||
85 | Н. Н. Носов «Живая шляпа». | К | ||
86 | Н. Н. Носов «На горке». | К | ||
87 | Н. Н. Носов «На горке». | К | ||
88 | Разноцветные страницы. Скороговорки. | УИ | ||
89 | Обобщение по разделу «Писатели – детям». Тест №4. | ОУ | ||
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (10 ЧАСОВ) | ||||
90 | Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах. | УВНТ | ||
91 | В. В. Лунин «Я и Вовка». | К | ||
92 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | К | ||
93 | Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». | К | ||
94 | В. А. Осеева «Волшебное слово». | УИНМ | ||
95 | В. А. Осеева «Хорошее». | К | ||
96 | В. А. Осеева «Почему?» | К | ||
97 | В. А. Осеева «Почему?» | УЗИС | ||
98 | Разноцветные страницы. Е. Благинина «Простокваша», В. Н. Орлов «На печи». Тест №5. | УОИС | ||
99 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». | ОУ | ||
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ! ВЕСНА (11 ЧАСОВ) | ||||
100 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая». | УВНТ | ||
101 | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». | К | ||
102 | А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | К | ||
103 | А. А. Блок «На лугу». | К | ||
104 | С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | К | ||
105 | И. А. Бунин «Матери». | К | ||
106 | А. Н. Плещеев «В бурю». | К | ||
107 | Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | К | ||
108 | С. Васильев «Белая берёза». | К | ||
109 | Защита проекта – газеты «День Победы – 9 мая». | УП | ||
110 | Разноцветные страницы. И. Пивоварова. «Здравствуй…». Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №6. | КЗУН | ||
И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЁЗ (14 ЧАСОВ) | ||||
111 | Знакомство с названием раздела. «Мозговая атака». | УИ | ||
112 | Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | УВНТ | ||
113 | Б. В. Заходер. Песенки Винни – Пуха. | К | ||
114 | Э. Н. Успенский «Чебурашка». | УИНМ | ||
115 | Э. Н. Успенский «Чебурашка». | К | ||
116 | Стихи Э. Успенского. «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». | К | ||
117 | В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | К | ||
118 | Стихи И. Токмаковой «Плим», «В чудной стране». | К | ||
119 | Г. Б. Остер «Будем знакомы». | УИНМ | ||
120 | Г. Б. Остер «Будем знакомы». | К | ||
121 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | УИНМ | ||
122 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | К | ||
123 | Разноцветные страницы. Ю. Тувим «Про пана Трулялинского». Тест № 7. | КЗУН | ||
124 | Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьёз». Проверка техники чтения. | ОУ | ||
ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (12 ЧАСОВ) | ||||
125 | Литература зарубежных стран. Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник». | УВНТ | ||
126 | Американская («Бульдог по кличке Дог») и английские («Перчатки», «Храбрецы») народные песенки. | К | ||
127 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | К | ||
128 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | УИНМ | ||
129 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | К | ||
130 | Ш. Перро. «Красная Шапочка». | К | ||
131 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | К | ||
132 | Эни Хогарт «Мафин и паук». | К | ||
133 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | К | ||
134 | Сказки братьев Гримм. Итоговая диагностическая работа. | КЗУН | ||
135 | Разноцветные страницы. К. Чуковский «Котауси и Мауси». Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». | ОУ | ||
136 | КВН «Цветик - семицветик». | УВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"
Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе авторской программы кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...