А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
план-конспект по чтению

Колвак Людмила Александровна

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения на тему:

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся будут формироваться:

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;
  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты освоения.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
  • объяснять смысл
  • определять тему и главную мысль
  • ставить вопросы
  • составлять план
  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте
  • полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение
  • высказывать свое суждение

Цели и задачи урока:

• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;

• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

• раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;

• совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин

План урока:

  1. Орг. момент. Приветствие.(1 мин)
  2. Целеполагание.(2 мин)
  3. Актуализация знаний учащихся.(2 мин)
  4. Проверка домашнего задания.(4 мин)
  5. Введение нового материала(4 мин)
  6. Истоки сказки.(5 мин)
  7. Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки.(15 мин)
  8. Подведение итогов.(4 мин)
  9. Домашнее задание.(2 мин)
  10. Выставление отметок(1 мин)

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие.

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина.

2. Целеполагание.

- Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки.

3. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)

(Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )

- Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок?

(сказка о животных, волшебная и бытовая)

-Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)

- Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова).

- Верно! Вы назвали отличительные черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

(Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору).

- Сегодня мы проанализируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.

4. Введение нового материала

С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы и былины

Православной старины,—

вспоминал о ней поэт.

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино.

5. Истоки сказки.

- Какие из сказок, по-вашему мнению, схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»).

- Наверное, каждый из вас сейчас вспомнил о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…».

Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов.

6. Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки.

Послушаем исполнение начала сказки. (Звучит монозапись)

- С каким настроением осталась царица у окна? (тоска, уныние).

- Какие слова передают напряженное ожидание? Найдите в тексте! (ждет-пождет, смотрит в поле, очи разболелись, глядючи, не видать (друга), вьётся (вьюга), (снег) валится, (девять месяцев) проходят, глаз не сводит) - показывают длительность ожидания).

-Как еще автор показывает длительность ожидания? (с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит).

- Какими вы представили себе царя и царицу? (любящими друг друга)

- Какие слова использует поэт, чтобы подчеркнуть как долго царя ждала царица. (желанный, долгожданный).

При помощи этих слов автор рисует долгое ожидание царицы. Эти слова помогают раскрасить текст, сделать его образным и ярким. Как они называются?

(Эпи́тет— определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.)

- Появляется новый персонаж. Найдите в тексте эпитеты, характеризующие вторую царицу.

… молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

-А заметил ли кто- либо изменения в интонации поэта, когда он описывает новую царицу? Какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице). Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

7. Физминутка.

Ребята, раз уж сегодня мы говорим о сказке, давайте и физминутку проведем в сказочной форме. Представьте, что вы попали в волшебную сказку и у вас в руках волшебный предмет- клубочек, давайте покатаем его, кинули клубочек… И привел нас волшебный клубочек в дремучий лес. Давайте осмотримся, видим высокие деревья, по бокам непроходимые кустарники. Раздвигаем кустарники. Вот мы и вышли из леса!

8. Продолжение урока.

Ребята, а ведь у злой царицы тоже был волшебный предмет, какой?

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно,

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Это необыкновенный предмет. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращённой к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках.

К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему?

(Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует).

- Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но… в это время? Что происходит в сказке? (царевна молодая подросла и расцвела).

-Кажется все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито? (Оно сказало царице неправду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось).

Инсценировка разговора царицы с зеркальцем.

- Что замышляет царица?

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

-Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая)

- А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая)

Домашнее задание.

Домашним заданием будет для вас заполнить сопоставительную таблицу. Нужно будет сравнить, как рисует Пушкин царицу и царевну

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

жестокосердная

добродетельная

На этом наш урок закончен, а что произойдет дальше с царевной, мы узнаем на следующем уроке. Вам надо будет дочитать внимательно сказку до конца и быть готовыми отвечать на мои нелегкие вопросы на следующем уроке!

Резерв.

- Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Как вы думаете, почему Чернавка пожалела царевну и ослушалась приказа царицы? Ведь чернавка это горничная, служанка царицы и должна ей подчиняться?

(Чернавка не смела противиться жестокому приказу, но «не убила, не связала», а отпустила царевну, ласково сказав: «Не кручинься, Бог с тобой».

Мачеха успокоилась, считая царевну мёртвой.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по теме  "А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" для 3 класса по системе " Начальная школа 21 века"...

А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по теме  "А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" для 3 класса по системе " Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМ...

Обобщение по теме: «Вычисляем в пределах 20» (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Цикл уроков в 1-м классе по сказкам А.С. Пушкина. Это урок математики. Дети учатся сложению и вычитанию в пределах 20, совершенствуют умения решать текстовые задачи, и одновременно знакомятся с творче...

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин  "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...