А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Симченко Виолетта Анатольевна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_mert_tsarevne.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.03.18                                                                                                                        

Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ

Класс: 4«Е»                                                                                                                                                                                                                          

Кабинет:16        

Студентка: Симченко В.А., 46гр.

Учитель: Корниенко О.Ю. _______________________

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)

Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Цели деятельности учителя: познакомить детей со сказкой А.С.Пушкина; научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; сравнивать сказки народные и литературные; сформировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ; научить анализировать поступки героев, давать краткую характеристику главных героев. 

Планируемые результаты 

Предметные: 

- научатся  читать произведение вслух; анализировать поступки героев; видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; различать положительных и отрицательных героев; давать характеристику главных героев.

Личностные: 

- развитие эстетического воображения учащихся через слово, картины;

- воспитание любви к русской прозе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:  учебник «Перспектива» 4 класс, 2 часть, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

Фронтальная беседа

2

мин.

- Прочитайте самостоятельно.

На море-окияне,

На острове Буяне,

Стоит бык печеный

В одном боку быка нож точеный,

А в другом – чеснок толченый.

-Прочитаем медленно ( еще: с ускорением, с замедлением темпа, с интонацией удивления, восхищения, выразительно).

Читать

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин.

- Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки.

- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)

(Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )

- Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок?

(сказка о животных, волшебная и бытовая)

-Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)

- Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова).

- Верно! Вы назвали отличительные черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

(Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору).

- Сегодня мы проанализируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Сравнивать сказки

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Объяснительно-иллюстративный

Словесный: беседа

10 мин.

С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.

Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы и былины

Православной старины,—

вспоминал о ней поэт.

Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино.

Какие из сказок, по-вашему мнению, схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»).

Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов.

Воспринимать информацию на слух

Сравнивать сказки

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Творческое чтение

Практический: выборочное чтение, частичный анализ языковых особенностей

Словесный: беседа

Физминутка

15 мин.

1 мин.

- Откройте учебник нас.78 начинаем читать сказку.

- С каким настроением осталась царица у окна? (тоска, уныние).

- Какие слова передают напряженное ожидание? Найдите в тексте! (ждет-пождет, смотрит в поле, очи разболелись, глядючи, не видать (друга), вьётся (вьюга), (снег) валится, (девять месяцев) проходят, глаз не сводит) - показывают длительность ожидания).

-Как еще автор показывает длительность ожидания? (с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит).

- Какими вы представили себе царя и царицу? (любящими друг друга)

- Какие слова использует поэт, чтобы подчеркнуть как долго царя ждала царица. (желанный, долгожданный).

При помощи этих слов автор рисует долгое ожидание царицы. Эти слова помогают раскрасить текст, сделать его образным и ярким. Как они называются?

(Эпи́тет— определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.)

- Появляется новый персонаж. Найдите в тексте эпитеты, характеризующие вторую царицу.

… молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

-А заметил ли кто- либо изменения в интонации поэта, когда он описывает новую царицу? Какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице). Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

Ребята, раз уж сегодня мы говорим о сказке, давайте и физминутку проведем в сказочной форме. Представьте, что вы попали в волшебную сказку и у вас в руках волшебный предмет- клубочек, давайте покатаем его, кинули клубочек… И привел нас волшебный клубочек в дремучий лес. Давайте осмотримся, видим высокие деревья, по бокам непроходимые кустарники. Раздвигаем кустарники. Вот мы и вышли из леса!

Слушать.

Отвечать на вопросы.

Отвечать  на вопросы

Выполнять движения

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

VI. Включение в систему знаний

Словес.: беседа

частичный анализ языковых особенностей

5

Мин

Ребята, а ведь у злой царицы тоже был волшебный предмет, какой?

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно,

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Это необыкновенный предмет. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращённой к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках.

К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему?

(Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует).

- Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но… в это время? Что происходит в сказке? (царевна молодая подросла и расцвела).

-Кажется все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито? (Оно сказало царице неправду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось).

- Что замышляет царица?

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

-Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая)

- А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая).

Отвечать на вопросы

Анализировать героев, их поступки

Давать характеристику героям

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К.- формулировать собственное мнение и позицию

. Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Аналитический

3 мин.

- Каковы ваши впечатления от услышанного?

- Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?

- Какие слова и выражения были непонятны?

- На этом наш урок закончен, а что произойдет дальше с царевной, мы узнаем на следующем уроке. Вам надо будет дочитать внимательно сказку до конца и быть готовыми отвечать на мои нелегкие вопросы на следующем уроке!

Оценивать свою деятельность

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по теме  "А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" для 3 класса по системе " Начальная школа 21 века"...

А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по теме  "А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" для 3 класса по системе " Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

Обобщение по теме: «Вычисляем в пределах 20» (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Цикл уроков в 1-м классе по сказкам А.С. Пушкина. Это урок математики. Дети учатся сложению и вычитанию в пределах 20, совершенствуют умения решать текстовые задачи, и одновременно знакомятся с творче...

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин  "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...

Тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Тест     с открытым вопросом, ответы, критерии оценивания....