А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_mert_tsarevne.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 14.03.18
Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ
Класс: 4«Е»
Кабинет:16
Студентка: Симченко В.А., 46гр.
Учитель: Корниенко О.Ю. _______________________
КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение, 4 класс)
Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Цели деятельности учителя: познакомить детей со сказкой А.С.Пушкина; научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; сравнивать сказки народные и литературные; сформировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ; научить анализировать поступки героев, давать краткую характеристику главных героев.
Планируемые результаты
Предметные:
- научатся читать произведение вслух; анализировать поступки героев; видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; различать положительных и отрицательных героев; давать характеристику главных героев.
Личностные:
- развитие эстетического воображения учащихся через слово, картины;
- воспитание любви к русской прозе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник «Перспектива» 4 класс, 2 часть, интерактивная доска.
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | - Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина. | Воспринимать информацию на слух. | Л. – умение выделить нравственный аспект поведения. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный Фронтальная беседа | 2 мин. | - Прочитайте самостоятельно. На море-окияне, На острове Буяне, Стоит бык печеный В одном боку быка нож точеный, А в другом – чеснок толченый. -Прочитаем медленно ( еще: с ускорением, с замедлением темпа, с интонацией удивления, восхищения, выразительно). | Читать | Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. - общение и взаимодействие |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 3 мин. | - Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки. - Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся) (Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. ) - Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок? (сказка о животных, волшебная и бытовая) -Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.) - Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова). - Верно! Вы назвали отличительные черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка? (Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору). - Сегодня мы проанализируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже. | Отвечать на вопросы Отвечать на вопросы Сравнивать сказки | Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
IV. Открытие нового знания Объяснительно-иллюстративный Словесный: беседа | 10 мин. | С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта. Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок. Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы и былины Православной старины,— вспоминал о ней поэт. Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. Какие из сказок, по-вашему мнению, схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»). Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов. | Воспринимать информацию на слух Сравнивать сказки | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Творческое чтение Практический: выборочное чтение, частичный анализ языковых особенностей Словесный: беседа Физминутка | 15 мин. 1 мин. | - Откройте учебник нас.78 начинаем читать сказку. - С каким настроением осталась царица у окна? (тоска, уныние). - Какие слова передают напряженное ожидание? Найдите в тексте! (ждет-пождет, смотрит в поле, очи разболелись, глядючи, не видать (друга), вьётся (вьюга), (снег) валится, (девять месяцев) проходят, глаз не сводит) - показывают длительность ожидания). -Как еще автор показывает длительность ожидания? (с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит). - Какими вы представили себе царя и царицу? (любящими друг друга) - Какие слова использует поэт, чтобы подчеркнуть как долго царя ждала царица. (желанный, долгожданный). При помощи этих слов автор рисует долгое ожидание царицы. Эти слова помогают раскрасить текст, сделать его образным и ярким. Как они называются? (Эпи́тет— определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.) - Появляется новый персонаж. Найдите в тексте эпитеты, характеризующие вторую царицу. … молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. -А заметил ли кто- либо изменения в интонации поэта, когда он описывает новую царицу? Какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице). Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна. Ребята, раз уж сегодня мы говорим о сказке, давайте и физминутку проведем в сказочной форме. Представьте, что вы попали в волшебную сказку и у вас в руках волшебный предмет- клубочек, давайте покатаем его, кинули клубочек… И привел нас волшебный клубочек в дремучий лес. Давайте осмотримся, видим высокие деревья, по бокам непроходимые кустарники. Раздвигаем кустарники. Вот мы и вышли из леса! | Слушать. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы Выполнять движения | Р. - принимать и сохранять учебную задачу. П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод |
VI. Включение в систему знаний Словес.: беседа частичный анализ языковых особенностей | 5 Мин | Ребята, а ведь у злой царицы тоже был волшебный предмет, какой? Ей в приданое дано Было зеркальце одно, Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. Это необыкновенный предмет. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращённой к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках. К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему? (Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует). - Как реагирует царица на похвалы зеркальца? И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. Но… в это время? Что происходит в сказке? (царевна молодая подросла и расцвела). -Кажется все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито? (Оно сказало царице неправду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось). - Что замышляет царица? Позвала к себе Чернавку И наказывает ей… Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. -Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая) - А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая). | Отвечать на вопросы Анализировать героев, их поступки Давать характеристику героям | П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К.- формулировать собственное мнение и позицию . Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
VII. Рефлексия деятельности (по продукту) Аналитический | 3 мин. | - Каковы ваши впечатления от услышанного? - Что вам больше всего запомнилось из этой сказки? - Какие слова и выражения были непонятны? - На этом наш урок закончен, а что произойдет дальше с царевной, мы узнаем на следующем уроке. Вам надо будет дочитать внимательно сказку до конца и быть готовыми отвечать на мои нелегкие вопросы на следующем уроке! | Оценивать свою деятельность | Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Конспект урока по теме "А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" для 3 класса по системе " Начальная школа 21 века"...
А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Конспект урока по теме "А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" для 3 класса по системе " Начальная школа 21 века"...
Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....
Обобщение по теме: «Вычисляем в пределах 20» (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Цикл уроков в 1-м классе по сказкам А.С. Пушкина. Это урок математики. Дети учатся сложению и вычитанию в пределах 20, совершенствуют умения решать текстовые задачи, и одновременно знакомятся с творче...
Презентация к уроку литературного чтения "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Материал к уроку....
Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...
Тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Тест с открытым вопросом, ответы, критерии оценивания....