Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Угдыжекова Ольга Константиновна

Урок литературного чтения Программа "Перспектива" 3 класс (комбинированный урок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Угдыжекова Ольга Константиновна                                                                                                    Урок литературного чтения  программа “Перспектива» 3 класс                                                                      Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы:  словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение,  выборочное чтение, комментированное чтение, составление синквейна.

Цель урока:  раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота,  преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                    

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2,

Словари, выставка книг, карточки с заданиями для групп, Аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

I. Организационный момент

- Дорогие ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.    II.Проверка домашнего задания                                                                                                  - Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

- Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

- Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

- Мы сегодня продолжим знакомство с  творчеством писателя и сейчас   заслушаем  сообщения  ребят нашего класса о жизни Толстого.

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и  дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но,  в то же время был застенчив и  рассеян.  Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ученик 3.

Л.Н.Толстой  очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич  прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было  написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация опорных знаний

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь  догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).                                                                                                                      - Это быль.

– Что означает слово быль? (У доски – выставка словарей)

- Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?

- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

- Посмотрите,  кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

-Что вы знаете о таком животном, как лев(Дикое животное, хищник, царь зверей.)

 - А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное  живое существо,  друг)

-Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) 

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Кто догадался, как называется эта быль(Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».

1. Организация восприятия новой информации

-Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,

слыша слово «собачка» ?

- У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?

- Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?

2. Вступительное слово учителя.

История, о которой рассказывает , произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»

3. Знакомство с рассказом в записи.

4. Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:

Горечь

Тоска

Печаль

Грусть

Радость

Восхищение

Удивление

Разочарование

Гнев

Злость

- Что заставило вас волноваться?                                                                                                        Словарная работа. Групповая работа

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

Обмен между группами и проверка задания со слайда.

5. Чтение со «стопом».

I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.

- Что она чувствовала в тот момент?

(На доске – слово «тревога»)

II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?

- А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.

- Из каких слов понятно, что это хищник?

- Какое чувство лев при этом проявил?

(На доске – слово «забота»)

III часть. - Как повела себя собачка? Перечитайте.

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)

IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.

-Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?

-Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?

- Какое чувство он испытывал?

(«тоска»)

V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?

-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.

- Какое это чувство?

(«преданность»)

- На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?

- В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?

А поведение льва - это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

- Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?

«Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока                                                                                                                      1. Перепутанные логические цепи.

Групповая работа.

- Восстановите последовательность событий. (По карточкам)

2. Займи позицию.

- В названии рассказа выражена:                                                                                                                      а) главная мысль

б) тема рассказа

 VII. Обобщение.

- Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.

- Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.

- Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?

- Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя - льва?

- А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

VIII. Рефлексия.

 Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.

Лев.

Сильный, верный.

Играл, тосковал, умер.

Лев был верным другом.

Преданность.

Собачка.

Маленькая, доверчивая.

Прижалась, доверилась, умерла.

Собачка положилась на льва.

Доверие.

IX. Итог урока.

(На доске – рисунок сердца).

Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».

Домашнее задание.

- Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?

- Хотели бы вы изменить конец рассказа?

1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;

2)  Нарисовать иллюстрацию.

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.

В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...

урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"

Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....

Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.

Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...

конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...