Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения Программа "Перспектива" 3 класс (комбинированный урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugdyzhekova_olga_konstantinovna_urok_literaturnogo_chteniya_programma.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Угдыжекова Ольга Константиновна Урок литературного чтения программа “Перспектива» 3 класс Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение, составление синквейна.
Цель урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи:
1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.
2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.
3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.
4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2,
Словари, выставка книг, карточки с заданиями для групп, Аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".
I. Организационный момент
- Дорогие ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. II.Проверка домашнего задания - Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?
- Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?
- Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!
- Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщения ребят нашего класса о жизни Толстого.
Ученик 1:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.
Ученик 2.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Ученик 3.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
III. Актуализация опорных знаний
А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?
(Демонстрируется запись темы). - Это быль.
– Что означает слово быль? (У доски – выставка словарей)
- Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?
- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
- Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
- А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
-Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
- Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)
IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».
1. Организация восприятия новой информации
-Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,
слыша слово «собачка» ?
- У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?
- Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?
2. Вступительное слово учителя.
История, о которой рассказывает , произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»
3. Знакомство с рассказом в записи.
4. Проверка первичного восприятия.
- Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:
Горечь
Тоска
Печаль
Грусть
Радость
Восхищение
Удивление
Разочарование
Гнев
Злость
- Что заставило вас волноваться? Словарная работа. Групповая работа
Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.
Зверинец | богатый человек, который имеет прислугу. |
Барин | место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. |
Ощетиниться | ударялся, колотился, совершал резкие движения. |
Бился | умерла. |
Метался | беспокойно двигался из стороны в сторону. |
Издохла | поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. |
Засовы | большие дверные задвижки. |
Лондон | город, столица Англии |
Обмен между группами и проверка задания со слайда.
5. Чтение со «стопом».
I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.
- Что она чувствовала в тот момент?
(На доске – слово «тревога»)
II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?
- А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.
- Из каких слов понятно, что это хищник?
- Какое чувство лев при этом проявил?
(На доске – слово «забота»)
III часть. - Как повела себя собачка? Перечитайте.
- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)
IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.
-Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?
-Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?
- Какое чувство он испытывал?
(«тоска»)
V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?
-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.
- Какое это чувство?
(«преданность»)
- На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?
- В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?
А поведение льва - это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
- Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?
«Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока 1. Перепутанные логические цепи.
Групповая работа.
- Восстановите последовательность событий. (По карточкам)
2. Займи позицию.
- В названии рассказа выражена: а) главная мысль
б) тема рассказа
VII. Обобщение.
- Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?
- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.
- Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.
- Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?
- Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя - льва?
- А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
VIII. Рефлексия.
Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.
Лев. Сильный, верный. Играл, тосковал, умер. Лев был верным другом. Преданность. | Собачка. Маленькая, доверчивая. Прижалась, доверилась, умерла. Собачка положилась на льва. Доверие. |
IX. Итог урока.
(На доске – рисунок сердца).
Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».
Домашнее задание.
- Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?
- Хотели бы вы изменить конец рассказа?
1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;
2) Нарисовать иллюстрацию.
Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.
Зверинец | богатый человек, который имеет прислугу. |
Барин | место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. |
Ощетиниться | ударялся, колотился, совершал резкие движения. |
Бился | умерла. |
Метался | беспокойно двигался из стороны в сторону. |
Издохла | поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. |
Засовы | большие дверные задвижки. |
Лондон | город, столица Англии |
Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.
Зверинец | богатый человек, который имеет прислугу. |
Барин | место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. |
Ощетиниться | ударялся, колотился, совершал резкие движения. |
Бился | умерла. |
Метался | беспокойно двигался из стороны в сторону. |
Издохла | поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. |
Засовы | большие дверные задвижки. |
Лондон | город, столица Англии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....
Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.
Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...
конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...