Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "С. Есенин. "Лебёдушка""
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения "Лебёдушка" С.Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "С. Есенин. "Лебёдушка"" | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситьковская муниципальная основная общеобразовательная школа
Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе
С. А. Есенин
" Лебёдушка"
Выполнила Ивлева Ирина Ивановна
учитель начальных классов
Велиж
2019 г
Цели урока: познакомить с новым произведением С. Есенина; обогащать словарный запас; обучать правильному, выразительному чтению; раскрыть красоту поэтического произведения; развивать память, речь, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и в группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг С. Есенина, портрет поэта, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
(Чтение наизусть стихотворения Н. Рубцова.)
3. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
(Учитель включает аудиозапись песен на стихи С. Есенина (по одному куплету).)
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чём.
Клён ты мой опавший,
Клён зазеленелый,
Что стоишь, нагнувшись,
Под метелью белой?
- Узнали ли вы стихи? Кто их автор? (Сергей Есенин. )
_ Какие стихи С. Есенина вы уже учили или читали?
4. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина
_ Совсем недавно мы читали его стихотворение «Бабушкины сказки». А что вы помните из биографии поэта? (Детство прошло в селе Константиново Рязанской губернии. Рос у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, некоторые были с плохим концом, и он их переделывал на свой лад. Стихи писал, подражая частушкам.)
(Учащиеся слушают сообщение учителя о поэте. см. материал к уроку.)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним из стихотворений С. Есенина.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
Работа над стихотворением «Лебёдушка»
(Чтение стихотворения на с. 120-125 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)
- Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выделите непонятные слова и выражения.
(Ученики сами объясняют значения слов и выражения. Учитель дополняет объяснения или поправляет.)
- Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся, а также сравнения и олицетворения. (Эпитеты: покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др. ; олицетворения: «...зорюшка рассыпала … лучи...», «камыши... шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы … улыбались дню весёлому» и др.)
- Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю её красоту.)
- Что напоминает вам это стихотворение? На что оно похоже?
(Это стихотворение напоминает народную песню или сказку.)
- Найдите в тексте слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.
- Что необычного в изображении лебёдушки?
- Как автор показывает, что она была хорошей матерью?
- Как автор называет её детей? (Лебежатушки, детки малые. Ватага стройная.)
- Как поэт относится к лебёдушке? Докажите.
- Какие враги есть у лебедей? Найдите это в тексте.
- Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте отрывок к ней.
- Как вела себя лебёдушка в момент смертельной опасности? О ком она думала?
( Выразительное чтение стихотворения.)
- Послушайте объяснение фразеологизмов.
Лебединая поступь — плавная, величавая.
Лебединая шея — стройная, гибкая.
Лебединая песня — чьё-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта ( от поверья, что лебедь поёт раз в жизни — перед смертью).
Лебединая верность — семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить почти до 100 лет.
7. Рефлексия
- Чем вас поразил урок?
- О чём заставил задуматься?
- Чему вы научились на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
8. Подведение итогов урока
- Какое у вас настроение? Почему?
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин так завершил стихотворение, ведь он не любил истории с плохим концом?
- Что хотел показать нам автор?
Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок из стихотворения. Повторить раздел, который изучили: вспомнить биографии авторов, их произведения.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии С. А. Есенина
24 декабря 1925. С. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:
До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди:
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти ине печаль бровей -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
А в ночь с 27 на 28 декабря его не стало... Замечательные стихи поэта остались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"
Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка" 4 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка".
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка"....
Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"
Конспект урока по литературному чтению на тему С.Есенин "Лебедушка"...
Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс
Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению по теме «С.А. Есенин «Лебёдушка»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, в процессе работы над стихотворением С. А. Есенина «Лебедушка».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора; о...