Урок обучения грамоте (чтение) Деление слов на слоги
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Локтина Любовь Васильевна

Урок обучения грамоте в 1 классе. Чтение :Деление слов на слоги. УМК Развивающая система Л.В.Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

в 1 Б классе,

МБОУ «Лицей №9»

г.       Белгорода

Учитель: Локтина

Любовь  Васильевна

Слог. Деление слов на слоги. Звуковой и звукобуквенный анализ слов.

Цель: Познакомить со смыслом понятия «слог» и его существенным признаком – наличием гласного звука.

Универсальные учебные действия:

Личностные: создавать условия для создания интереса к учебному материалу;

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты построения слогов, проводить сравнение;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.

Задачи

- различать слово и слог;  делить слова на слоги, характеризовать слоги как ударные и безударные;

- выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного; 

- моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы.

Деятельность:

- участие в решении проблемной ситуации: почему в одном случае слово из четырех букв можно составить, а в другом нет,

- формулирование  вывода  о  наличии гласного как существенного признака слога,

- упражнение в делении слов на слоги, в выделении ударных и безударных слогов,

- угадывание звука по его характеристике, выбор из ряда предложенных звуков того звука, качественная характеристика которого дана,

- группировка звуков по заданному основанию.

Оборудование: учебник по обучению грамоте Азбука, Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец:  стр.38 , интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организация класса.

2 . Работа в парах.

Целеполагание, актуализация знаний учащихся

– Составьте слова из букв на жёлтом фоне.  

Р

Л

М

Н

– Почему у вас ничего не получилось?  (Нет гласных.)

Если это задание вызывает затруднение, составьте слова из букв на красном фоне.

Л

Н

У

А

– Что у вас получилось? Почему? (Гласные и согласные.)

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: слова не могут состоять только из одних согласных.

3. Работа над новым материалом: Слог. Деление слов на слоги.

1. Игры.

1) А сейчас мы с вами отправимся на спортивную площадку, где идёт игра в хоккей. Трибуны шумят, подбадривают хоккеиста.

– Покажите, как они это делают. Что кричат?

Дети скандируют (то есть отчётливо произносят слова, выделяя каждый слог.): «Шай-бу!»

Другие варианты: «Ва-ся! Во-ва! Мо-лод-цы!»

Можно разыграть сценку «На стадионе». Класс делится на три команды, и каждая команда скандирует своё слово.

2) Теперь давайте отправимся на день рождения. (Может быть, в этот день у кого-то действительно день рождения.)

– Давайте всем классом  поздравим именинника.

Дети произносят слово по-здра-вля-ем по частям.

– Как вы произносили слова на стадионе? А поздравляя именинника?

3) Для закрепления можно разыграть ещё одну ситуацию. Нужно позвать подружку Наташу на улицу погулять.

– Как вы будете это делать?

Девочки могут звать подружку, потом мальчики – друга: «На-та-ша! Ни-ки-та!»

Обратить внимание детей на то, что при скандировании необходимо прислушиваться к соседу, не говорить вперёд, не отставать.

2) – Когда вы проговаривали эти слова, вы делили их на части. Эти части называют слогами.

– На доске – цветок.

– Посмотрите на бутон лилии. Все лепестки сжаты, на них написано слово лилии. Вдруг цветок распустился, раскрылся, разъединился на лепестки (на части), и слово лилии разделилось на части (на слоги).

– Прочитайте, как теперь звучит это слово.

– Как вы думаете, почему нужно уметь делить слова на слоги?

– По слогам переносят слова с одной строки на другую.

3) Разделите слова для переноса (слова из учебника можно вынести на доску: луна, малина, лимон, налим.)

– Кто изображён на рисунках?

– На сколько частей распалось каждое слово?

– Почему?

 

4. Физ. минутка: Учитель называет слова, а дети приседают, деля слова на слоги.

5.  Работа в группах. Проверка.

Задание:

  1. Приклей слова в левый столбик, а слоги – в правый.
  2. Дополните устно слоги, чтобы получились слова.

ум

ро

Ми

он

мир

мно

Ни

Слова: ум, мир, он.                                 Слоги: Ми, Ни, ро, мно.

6. Закрепление пройденного.

1. Игры со слогами. Тетрадь «Азбука»,  Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец

– Со слогами можно играть.

  1. Работа в группах

Давайте попробуем разгадать ребусы стр. 38.

– Объясните, что означает вертикальная черта?

(Радуга – дуга, машина – шина, бабочка – бочка.)

  1. Разделите слова на слоги.

(Разрезать слова ножницами на слоги.)

1 группа

Л У Н А

2 группа

М А Л И Н А

3 группа

Л И М О Н

4 группа

М А Й

Проверка ( интерактивная доска)  – слова «раздвигаются».

3) Составьте слова и поставьте ударение.

(Мыли, Лара, Мила, лира, умы, рамы.)

7. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

 Мы познакомились…

Мы учились…

Мы умеем

– Что значит, когда гласная стоит в сильной или слабой позиции?

– Без чего нельзя составить слово?

– Для чего нужно делить слова на слоги?

8. Рефлексия.

- Прикрепите флажок на одну их площадок:

Я умею делить слова на слоги:

Хорошо. 

Хотелось бы лучше.

Отлично.

     Сомневаюсь.

слова

      слоги 

ум ро Ми он мир мно Ни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, слогов и предложений с изученными буквами"

Конспект урока  обучение грамоте "Чтение слов, слогов и предложений с изученными буквами" по учебнику " Русская азбука" Авторы В.Г.Горецкий, А. ф, Шанько и др. Урок закрепления....

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Чтение слогов и слов с изученными буквами"

Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте «Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т». 1 класс,УМК "Школа России"

Интегрированный урок русского языка в разделе "ОБучение грамоте и письму"....

Урок обучения грамоте "ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ К (закрепление)"

Урок обучения грамоте "ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ К (закрепление)"...