Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Агеева Юлия Сергеевна

Знакомство с рассказом Н.Носова «Живая шляпа». Во время урока будет проходить индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_2.docx508.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

«Особенности рассказа «Живая шляпа» Н.Н.Носова»

Автор: учитель начальных классов,

Агеева Юлия Сергеевна

г.Людиново, 2020.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель:  создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование устойчивых учебных мотивов;
  • развитие мотивации к творческому труду;
  • выражать свои эмоции от рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами, оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, работать в паре.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу;
  • развитие способности регулировать собственную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно);
  • развитие умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнёров.

Познавательные УУД:

  • формирование учения выделять и формулировать проблемы;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

  • развитие умения работать в парах, группах, договариваться между собой;
  • совершенствование умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые результаты:

  • научатся воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения;
  •  получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;
  •  выделять основную мысль каждого отрывка, работать над разными видами чтения.

Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска или экран, аудиозапись рассказа https://deti-online.com/audioskazki/rasskazy-nosova-mp3/zhivaya-shlyapa/ 

Оборудование для учащихся: конверты с пословицами, карточки розового и жёлтого цвета, раскраска (шляпка) для этапа рефлексии, учебник по литературному чтению Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. «Литературное чтение» 2 класс, часть 2 (УМК «Школа России»).

Дидактическая структура урока

Содержание взаимодействия учителя и обучающихся

Характеристика деятельности обучающихся

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте подарим свои улыбки нашим гостям, улыбнёмся друг другу.

 а). Психологический настрой

Итак, друзья, начнём урок

Затей у нас большой мешок

А для кого они? Для вас.

Я знаю, любите вы игры

Загадки, песни, сказки,

Но нет ничего интереснее

Чем наши весёлые книги!

- Ребята, а когда интересно на уроках? (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ)

- Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

Включаются в коллективный ответ в диалоге с учителем.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

II.Мотивация к учебной деятельности.

б). Разминка. Работа со скороговоркой.

А сейчас я вам предлагаю поработать со скороговоркой.

Мышка кошке сшила сапожки. (НА ДОСКЕ)

- Прочитайте скороговорку медленно.

- Прочитайте скороговорку с радостным настроением.

- Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.

- Скороговорки помогают развивать дикцию человека. Какие звуки отрабатываются в этой скороговорке? [ш]               

-Молодцы, эти звуки присутствуют в названии нашего произведения.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

III.Постановка учебной задачи.

 Сегодня мы познакомимся с новым произведением. А чтобы узнать, с каким, я вам предлагаю отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка

— Есть у многих, это….(шляпка)

шляпа

(На доске)
Правильно, молодцы.

Скажите, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Мы будем говорить про шляпу)

Верно, ну не про обычную шляпу, а про какую узнаем, сейчас подобрав антоним к слову «мертвая» (живая)

Живая

Все…Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Живая шляпа). Вот с этим произведением мы с вами познакомимся сегодня на уроке.

Это произведение написал писатель, с творчеством которого  вы уже познакомились. Давайте вспомним, кто написал произведение «Затейники»?

 (Николай Николаевич Носов)

Н.Н.Носов

 Правильно, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство  с его произведениями.

(портрет на доске) (см. приложение 1)

Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (ответы детей)

Верно, сегодня на уроке мы прочитаем и начнем анализировать новое произведение.

Слушают учителя.

Выдвигают предположения.

Формулируют тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

Физкультминука

Работа с текстом до чтения

 -А кто из вас знает, что такое шляпа?

(Высказывают своё мнение).

-А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре С.И.Ожегова.

 («Шляпа  - головной убор с полями») (1 СЛАЙД) (см. приложение 1)

-Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные.)

- А бывают шляпы живые?

- Когда шляпы бывают живые?

- Проверить наши предположения мы сможем, познакомившись с самим произведением.

СЛУШАЮТ АУДИОЗАПИСЬ

- Во время слушания вы следите по тексту в учебнике и обращаете внимание на непонятные вам слова.

-Верны ли ваши предположения?

- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

КОЧЕРГА  - железный прут с закругленным концом для перемешивания в печи дров, угля.

КОМОД – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.(2 СЛАЙД ) 

(см. приложение 1)

- Назовите  героев рассказа.

- Смешной или грустной показалась эта история?

- Какие чувства вы испытали?

- В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). Сначала по слогам, а потом целыми словами.

Плюх-ну-лось

Со- скольз-ну-ли

Под-прыг-нет

Рас-кра-ши-ва-ли

При-от-кры-ли (на доске)

- Давайте представим, что мы стали кошками. Я вам предлагаю выполнить физминктку.

Физкультминутка

Кошечка проснулась утром,

Потянулась, улыбнулась,

Один раз росой  умылась,

Один раз изящно покружилась,

Два – нагнулась и присела,

А потом на три  –

Стала спинку выгибать.

Работа с текстом во время чтения

1. Чтение первой части вслух учеником  (по 2 предложения).

Вопросы:

- Как звали кота?

- Где сидел Васька?

- Как Васька попал под шляпу?

- Предположите, что произойдет дальше?

2. Вторую часть мы прочитаете «хором все вместе»

-Как далее будут развиваться события?

-Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Вопросы:

3. Чтение III части по цепочке (по предложению)

Вопросы:

- Исчез ли страх у детей?

- А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).

- А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания).

- Как думаете, Возвратятся ли ребята в комнату?

4 часть. Продолжим читать по одному

Вопросы:

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? Найти в тексте.

- Что происходило со шляпой? Найдите в тексте

-Чем закончится произведение?

5. Чтение V части (с.57).

Вопросы:

-Каким стало настроение ребят, когда они увидели вылезшего Ваську?

-Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

- Какое чувство появилось у ребят? Стали смелее. Найдите слова, которые доказывают, что ребята осмелели.

-Какие чувства вы испытали?

Работа с текстом после чтения

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу.

(Дети рассматривают иллюстрации на с. 55 и с. 57).

Читают информацию в учебнике, отвечают на вопросы, делают предположения.

Выполняют упражнения.

Читают информацию в учебнике, отвечают на вопросы, делают предположения.

V. Этап закрепления знаний.

Работа в паре.

Предлагаю поработать в парах, перед вами листочки на которых написаны слова. Вам нужно подумать, что вы можете сказать о ребятах из рассказа? Какими они себя показали в момент встречи со шляпой? Докажите.

смелыми;

любопытными;

злыми;

находчивыми;

догадливыми;

ленивыми;

добрыми.

 (см. приложение 1)

Работа в группах. 

Чтобы не пострадать или не попасть в подобную ситуацию, вам помогут пословицы.

А вы мне поможете составить из слов пословицы и объяснить их смысл. (Соединим стрелками)

Робкого       и тень                 страшит

У страха      глаза                   велики

Всё хорошо,    что хорошо    кончается

Волков бояться – в лес не ходить

Вам нужно объяснить, как вы пословицы понимаете.

-Можно ли этой пословицей обозначить основную мысль этого рассказа?

- Как автор относится к героям своего произведения? (ребята ему нравятся, он над ними посмеивается)

- С какой целью нам автор предлагает этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может испугать.)

-Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (надо преодолевать страх).

(КОНВЕРТЫ) (см. приложение 2)

Игра «Да-нет».

Перед вами листочки жёлтого цвета. Я буду задавать вопрос, а вы ставить + или – напротив номера вопроса.

Номер вопроса

Да

Нет

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Шляпа лежала на комоде? (Да)
  2. Шляпа упала, потому что: дунул ветер? (Нет) –уцепился кот.
  3. Кот быстро выбрался из шляпы? (Нет)
  4. У кота Васьки был хвост белого цвета? (Нет) – серого.
  5. Первым раскрыл секрет «живой» шляпы Володя? (Да)

Самопроверка (3 СЛАЙД) (см. приложение 2)

Находят на стенах таблички с числами.

Выдвигают предположения.

Слушают сообщение. Уточняют и расширяют свои знания.

VI. Итог урока.

- Чему учит нас этот рассказ? Посоветуете ли вы его прочитать своим друзьям? Почему?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Представьте, что наша шляпа стала волшебной, я вам предлагаю оценить свою работу.

- Если у вас всё получалось, то бант шляпки разукрасить зелёным цветом;

-Если вы работали хорошо, но могли бы лучше, то жёлтым цветом;

- Если у вас на уроке не всё получалось, то красным цветом.

- оценки учителя. (см. приложение 2)

Оценивают свою деятельность на уроке.

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение текста – для всех учащихся.

По желанию:

- подготовка к чтению по ролям.

- сделать иллюстрации. (4 СЛАЙД)

(см. приложение 2)

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

Приложение 1C:\Users\user\Desktop\открытый урок на конкурс\портрет Носов2.jpg

Портрет: Н.Н.Носов

Слайд 1                                            C:\Users\user\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (112).png

               

     Слайд 2

C:\Users\user\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (113).png

Карточка      

-смелыми;

-любопытными;

-злыми;

-находчивыми;

-догадливыми;

-ленивыми;

-добрыми.

Приложение 2

Карточка из конверта

Робкого       и тень

кончается

У страха      глаза

в лес не ходить

Всё хорошо,    что хорошо

страшит

Волков бояться –

велики

Карточка                                                                      

Номер вопроса

Да

Нет

1.

2.

3.

4.

5.

Слайд 3 (самопроверка)

C:\Users\user\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (114).png

                                                   

Для рефлексии    

C:\Users\user\Desktop\detskie-raskraski-shlyapa54.jpg

Слайд 4

C:\Users\user\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (115).png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...

Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.

Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»

Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:•     учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...