Урок литературного обучения. 2 класс. УМК " Начальная школа 21 века" Тема "Смородинка" Е.Пермяк
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Рушанова Нагима Гиньятовна

Урок с применением технологии групповой деятельности и технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smorodinka._e.permyak.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 2 класс, 24.09.2020г.

ФИО учителя:  Рушанова Н.Г.

УМК:  «Начальная школа 21 века»

Тема: Е.Пермяк «Смородинка»,

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют самостоятельность и ответственность за свои поступки, умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение выразительно  читать вслух и понимать прочитанное, умение полно и точно выражать свои мысли в устной речи. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предметные: обучающиеся знакомы с художественным произведением  Е. Пермяк  «Смородинка» ,  умеют  давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев произведения;

Цель: развитие коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) в процессе ознакомления с произведением  Е.Пермяк «Смородинка».

Задачи:

Воспитательная: развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки . Формировать умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Развивающая: развивать личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.  Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: уметь выразительно читать вслух и понимать прочитанное, умение полно и точно выражать свои мысли в устной речи. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Образовательная: познакомить с произведением  Е. Пермяк «Смородинка», научить давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев произведения;

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Ход урока

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа

По уровню включения в продуктивную деятельность:

Проблемное изложение изучаемого.

частично – поисковые.

Технология проблемного диалога

(Побуждающий диалог)

-Прозвенел звонок, начинается урок!

Ребята, вы любите отгадывать ребусы?

(Да)

-Посмотрите на доску. Перед вами дан ребус. Для того чтобы, нам узнать о чем мы сегодня с вами будем говорить, вам нужно отгадать ребус.  Ответ запишите на листочке, который у вас лежит на парте.

 Ð—адача. Растение

Ответ. Смородина.

-Молодцы. Правильный ответ.

Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: повторить изученный материал, необходимый для работы на уроке. 

По источнику получения знаний:

Словесные:

беседа,

Наглядные:

демонстрация

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Технология проблемного диалога

-Ребята,  с каким разделом мы с вами знакомимся?

(Мы трудимся)

-Верно. Чем вы занимались на уроках?

(Работали с произведениями разных авторов)

-С каким произведением работали на прошлом уроке? Кто напомнит?

(Ю.Тувим «Все для всех»)

-Верно. Дома у вас было домашнее задание подготовить выразительное чтение.  Итак, кто готов?

(Дети выразительно читают)

-Молодцы.

-А сейчас нас ждёт встреча с новыми героями произведения на стр. 99  учебника. Что же это за произведение?

( «Смородинка», автор Е. Пермяк.)

-Верно. Можете ли вы по заголовку определить, о чём будет произведение?

Что такое смородинка?

(Смородинка - кустарник со съедобными сладкими или кисловато-сладкими ягодами).

-Кто назовет тему урока?

(Е.Пермяк «Смородинка»)

-Какие цели поставим?

(Познакомиться с произведением Е.Пермяк «Смородинка»)

-Верно.

-Какие задачи мы должны решить?

1.Познакомиться с биографией Е.Пермяка

2.Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Смородинка».

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: 

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.Решение проблемы         

Задача: применить имеющиеся знания и умения при работе с заданиями.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа

Практические: упражнения, повторение

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

Создание ситуации успеха

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

          Групповая работа

-Ребята, для того чтобы познакомиться с автором поближе, я вам предлагаю по работать в группе.

 Кто напомнит правила работы в группе?

1.В группе  должен быть ответственный

2.Работать должен каждый на общий результат.

3.Один говорит, другие слушают.

4.Свое несогласие высказывай вежливо

5.Если не понял, переспроси.

-Итак, у вас в каждой группе есть биография автора. Прочитайте ее и обсудите в группе, что вы будете рассказывать классу. Буквально по 2 предложения.

Биография:

Пермяк Евгений Андреевич — детский  писатель и драматург. Родился 31 октября 1902 года  в Перми. Евгений Пермяк написал большое количество рассказов и повестей для детей. Самые знаменитые произведения «Золотые сказки для детей», «Сказки заморского аиста», и «Книги — мои друзья», «Чижик-пыжик», «Бумажный змей», «Волшебные краски».

-Итак, ребята, узнали мы с вами о жизни и творчестве писателя?

(Да)

-Платон, выходи к доске и ставь галочку над выполненной задачей.

-Кто назовет мне вторую задачу?

(Познакомиться с произведением Е. Пермяка  «Смородинка»)

-Верно. Давайте прочитаем и проверим, подтвердятся наши предположения или нет. А сейчас возьмите в руки простые карандаши и при прослушивании отметьте все непонятные для  вас слова.

(Чтение текста учителем)

-Итак, есть какие то непонятные слова?  

(Да)

-Посмотрите, у вас на парте лежит словарная статья. В ней есть все не понятные вам слова. Но для того, чтобы их быстро найти, нужно вспомнить правила пользования ею? Кто напомнит?

(Обратить внимание на первую букву в слове)

-Верно. 

(дети работают со статьей)

- Ребята, произведение какого жанра мы прочитали?

(Это рассказ)

-Почему вы так решили?

(потому  что рассказывается о каком – то событии)

-Верно.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;

оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4.Физминутка.

Задача:

Снять мышечное напряжение.

Демонстрация

Ёжик топал по тропинке и грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал неспеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.) 
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка!
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов .

5.Первичное закрепление.

Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.

Технология проблемного диалога

                       Проблемный диалог

-Скажите, как зовут героиню рассказа?

(Таня)

-Назовите фамилию девочки? Найдите в тексте.

(Калиникова)

-Почему же Таня Калиникова решила сама вырастить смородину? Прочитайте.

(Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом)

-Получается, что недоверие словам отца определило Танину проблему.

(На доске карточка: Определение проблемы).

-Как решила поступить Таня?

(Она решила проверить, как маленькая почка может стать большим кустом)

-Т. е., Таня поставила перед собой цель.

(На доске – карточка: Определение цели).

-Для достижения этой цели какую задачу должна была решить Таня?

(Посадить смородину.)

(На доске: Постановка задачи)

-Легко ли было девочке? Прочитайте.

(Нелёгкая это работа)

-Т. е., Таня составила план работы и делала всё так, как отец велел.

(На доске карточка: Составление плана работы)

-Всё ли получалось у Тани так, как она задумала?

(Нет. Она позвала на помощь бабушку.)

-Т. е., Таня увидела, что ей одной не справиться с работой и решила изменить свои планы.

(На доске: Анализ действий и изменение плана работы)

-Раз ей было тяжело, почему девочка не бросила эту работу?

(Потому что она была настойчивая, работящая.)

-Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла?

(Таня осталась довольна, что вырастила сама.)

-А как люди отнеслись к действиям Тани? Прочитайте.

(И люди радуются, глядя на девочку.)

-Почему же все довольны, все рады?

Вывод: Когда человек преодолевает трудности и доводит начатое дело до конца, то результат всегда приносит чувство радости, уверенности в своих силах.

-Хорошему результату рады и окружающие.

(На доске карточка: Оценка результата)

-Для чего Евгений Андреевич Пермяк написал этот рассказ?

(Он хотел показать всем, как можно решить проблему, возникшую в жизни любого человека.)

(На доске: Алгоритм принятия решения).

-Давайте ещё раз повторим, что для этого нужно.

Читаем алгоритм хором.

-Скажите, а всегда ли результат работы бывает положительный? Что делать, если вдруг не получилась работа?

(Надо найти свои ошибки и попробовать их исправить.)

Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

6.Организация самостоятельной работы.  

Задача: Способствовать тому , чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет , создать мотивацию на успех каждого ребенка

-Теперь, для того, чтобы понять, как вы поняли данный рассказ я вам предлагаю поработать в тетради. Ваша задача подобрать пословицу к нашему рассказу и записать ее в карточку.

(Дети выполняют задание)

- Итак, ребята, какую пословицу вы подобрали к рассказу?

(Счастье и труд рядом живут.)

-Молодцы. В конце урока я соберу карточки и проверю вашу работу.

-А теперь давайте вспомним, как нужно правильно пересказывать текст. Что для начала нужно сделать в первую очередь?  

(Разделить текст на части)

-Сколько частей в плане?

(3)

-Как называется 1 часть? 2 часть? 3 часть?

1. Смородиновые черенки

2. Вскопанная грядка.

3. Долгожданный день.

-Верно. Кто готов пересказать ?

(Если время остается, то дети пересказывают по плану текст на оценку)

Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

7.Информация о д/зЗадача:дать инструктаж о домашнем задании

-Ребята, давайте с вами запишем домашнее задание. Откройте свои дневники. Домашнее задание. С. 99-100 , подготовить пересказ. Выполнить в рабочей тетради на с.73 №2,3.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Поощрение.
  • Создание ситуации успеха

-Ребята, вот и закончился наш урок. Скажите, со всеми ли мы справились задачами?

(Да)

-Чему вы научились на уроке?

-Расскажите о своих впечатлениях.

-А теперь у вас на партах лежат карточки. Ваша задача, закончить фразу:

Сегодня я узнал ….

Было трудно…

Я научился….

Мне захотелось….

-Урок закончен, спасибо. До свидания!

Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОСа

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: читательское освоение  обучающимися литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Уроки литературного чтения в современной начальной школе.

О роли и значении уроков литературного чтения в современной начальной школы....

Проект урока по обучению грамоте в начальной школе по ФГОС

Проект урока по теме: "Согласные звуки: твердые и мягкие". УМК"Гармония", 1 классЗачетная работа на курсах повышения квалификации (НИРО)...

«Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века». Мастер-класс учителей начальных классов Бирюковой Ольги Владимировны и Храмцовой Любови Алексеевны

Очень удачным нам кажется курс литературного чтения Л.А. Ефросининой. Нравятся замечательные авторы-классики русской и мировой литературы, интересные разножанровые произведения, разнообразие форм фоль...