Методическая разработка урока литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОСа
статья по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)
Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: читательское освоение обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_kursu_v.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Уроки литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОС» Козловой Екатерины Ивановны, учителя нач. классов ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)
Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: читательское освоение обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации
Задачи урока:
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
|
|
|
Содержание произведения:
БАЛЬМОНТ
Константин Дмитриевич
СНЕЖИНКА
Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною Легко проносится, Не ввысь лазурную, На землю просится.
Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. | Под ветром воющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая! |
ХОД УРОКА
1. Вступительная беседа.
Загадка:
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)
- Какие литературные произведения вам вспомнились при упоминании зимы?
- Отгадайте, чьи это строки?
1) Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает..
Стозвоном сосняка…/Есенин/
2)Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она./А. Пушкин/
3)Вот моя деревня
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой../ И.Суриков/
4)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. / Н.Некрасов/
5) Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою чудной жизнью он блестит…/Ф.И.Тютчев/
6) Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула. /? /
- С автором этих загадочных строк мы сегодня на уроке познакомимся. Ребята, возможно, кто-то из вас уже читал стихи этого поэта? Что вы знаете о нем?
Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В пять лет он научился читать, а в девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. «Ты почувствуешь, как я всегда люблю Россию и как мысль о нашей природе владеет мною. <…> Одно слово „брусника“ или „донник“ вызывает в моей душе такое волнение, что одного слова достаточно, чтоб из задрожавшего сердца вырвались стихи», — писал поэт 19 августа 1925 года дочери Нине Бруни, посылая ей новые стихотворения.. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны? ( будем читать о снежинке)
2.Определение цели урока и постановка задач учащимися с помощью учителя
- Кто сможет сформулировать цель урока? (Понять, что хотел сказать нам автор, какими эмоциями, каким настроение хотел поделиться Константин Дмитриевич Бальмонт; определить идею произведения)
- Совместно составим план работы на уроке:
- научиться…
- развивать умение…
- размышлять…
- высказывать…
- понимать…
- общаться…
3. Работа над стихотворением.
3.1. Чтение стихотворения учителем (можно под соответствующую тихую музыку)
- Я прочитаю это стихотворение, а вам предлагаю после прослушивания поделиться впечатлением, которое произведет на вас это произведение, настроением (лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое …)
3.2. Повторное чтение детьми.
- Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь представить картины, описанные автором, вчитайтесь, чтобы вместе затем поразмышлять, воссоздать в своем воображении те образы, которые воссоздал поэт с помощью слова и художественных средств (дети читают)
3.3. Филологическое ( «медленное») чтение, осмысление содержания стихотворения, составление системы образов, работа над выразительностью чтения
- Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки)
- Как вы считаете, какие чувства испытывает поэт, описывая снежинку? (Восторг, грусть, нежность, восхищение). Да, он восторгается ею. А как автор указывает на то, что он действительно восторгается снежинкой? ( Стихотворение начинается и заканчивается восклицательным предложением, передающим восторг; тут же для усиления эмоций Константин Дмитриевич использует еще один прием – повтор).
- Зачитаем эти строфы и сами попробуем передать этот восторг.
- Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая)
- Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая, умелая, сохранно -белая). Что у человека может быть белым , чистым? (Внешний вид, душа, совесть). Что помогают описать и ярко нам представить эти эпитеты? (Внешний вид и характер). Если у снежинки есть характер, то какая она? (Живая, настоящая). Как называется литературный прием, когда неживые предметы сравниваются с живыми? (Прием олицетворения). Да, снежинка живая, она находится в движении, она смелая. Почему она смелая, попытаемся разобраться, читая следующие строфы.
2 строфа.
- Какие слова одушевляют снежинку? ( олицетворения – просится, проносится). Объясните значение слова» проносится» (двигается очень быстро – стремительно); «просится « (Она стремится по собственной воле)
- Что значит «бурная дорога»? (трудная, опасная). Подберите синоним к слову «дорога» (Путь). Жизненный путь, жизненная дорога, значит, жизнь у снежинки бурная, трудная, опасная. Удается ли "героине" преодолевать трудности? Какие слова убеждают нас в этом? (Дорогой бурною легко проносится, она смелая). Откуда держит путь наша снежинка?
3 строфа.
- Что такое лазурь? Какой она имеет цвет? (Небо, голубой). Куда она стремится?( На землю). Что для нее земля? (Неизведанная страна). Зачитайте слова, из которых мы узнаем, что снежинка отправилась в неизвестную страну (… в безвестную страну…). Как вы думаете, почему Константин Бальмонт использовал слово «низринула»? Как вы его понимаете? ( От слова « низко»; а, возможно, от слова « незримо» - темно). Глагол «низринуть» удачно выбран автором (в сравнении с глаголами «спускаться», «лететь»), т.к. привносит в описываемую поэтом картину тревогу , неизвестность, опасность, риск). Какие звуки передают это? (Лазурь чудесную она покинула, себя в безвестную страну низринула). Такой специальный подбор гласных звуков для более точного изображения художественного образа , определенной картины называется в литературе – ассонанс. Как вы думаете, снежинка переживает, отправляясь в неизвестность? С какой интонацией следует произносить эти строки? (С беспокойством за нее, переживанием).
4 строфа.
- Какая картина рисуется в вашем воображении? ( Движется снежинка легко, скользит вниз, умело преодолевая опасности, когда рядом другие снежинки тают, превращаются в хлопья; наша же снежинка остается «сохранно-белой»). На этом трудном жизненном пути есть ли у нашей героини помощник? Перечитаем следующие две строфы.
5 и 6 строфы.
- Кто же он? (Ветер; и хотя под ветром снежинка дрожит, взметается, он ее любит, лелеет, качает, утешает, развлекает и закаляет в бешеном кружении с метелями). Какой художественный прием талантливо использует поэт, чтобы помочь нам услышать шум ветра и лучше представить картину общения ветра со снежинкой (аллитерация, или звукопись:[ в, щ, ш х, ж, др, з, ч] и другие). Прочитайте эти строчки, выделяя голосом соответствующие звуки. Как и почему надо читать эти строфы? (Движения становятся более резкими, неровными, их направление изменяются то вверх, то вниз – это надо показать интонационно при чтении)
7 строфа.
- Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась, невредимая прекрасная снежинка. Для поэта – она не простая снежинка, а нечто большее - «звезда кристальная». С помощью какого художественного средства автору удалось убедить нас в этом? (метафора – скрытое сравнение. автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше). Почему Константин Бальмонт использует глагол «касается»( показать нежность и величественность, безболезненность приземления, отсутствие травматизма, удовлетворенность пройденным жизненным путем…). Перечитаем строфу, передавая сказанное с помощью интонации.
Физкультминутка
- Смелая снежинка приземлилась, пора и нам отдохнуть ( Офтальмологическая музыкальная физкультминутка с танцующей стилизованной снежинкой – презентация).
3.4.. Осмысление идеи произведения
- К. Бальмонт создал образ снежинки, которой он восхищается, любуется ; образ любящего, заботливого, сильного ветра. Попробуем предположить, о ком или о чем думал поэт, создавая эти образы? Белая, нежная, чистая, смелая снежинка – любимая девушка, невеста в подвенечном наряде, которая, не боясь трудностей, пускается в совместный неизведанный жизненный путь с небогатым человеком нелегкой судьбы. Любящий, заботливый, надежный, активный и жизнедеятельный ветер, спутниками которого часто являются метели, – сам поэт, встретивший на своем бурном жизненном пути прекрасную спутницу. Вместе они радуются жизни, вместе им веселее жить, легче преодолевать житейские невзгоды. В этом и заключается главная мысль стихотворения – идея.
3.5. Подготовка партитуры к выразительному чтению, репетиция в выразительном чтении. Работа в парах. Проверка ( логическое ударение, логические паузы, ритм, настроение…)
3.6. Выразительное чтение стихотворения
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Ребятам так сказал поэт:
«Я вам хочу открыть секрет.
Не каждый взрослый знает это:
Есть у стихов свои секреты».
«А что стихи таят в секрете?» –
Спросили у поэта дети.
Но на такой вопрос поэт
Не захотел давать ответ.
Тогда опять спросили дети:
«Как открывать секреты эти?»
И он ответил:
«Чем смогу, я вам охотно помогу».
- Поделитесь своим мнением, нужно ли специально учиться понимать стихи?
- Как вы считаете, удалось ли нам раскрыть секреты этого чудесного стихотворения, и как помог нам в этом удивительный талантливый русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт? Что вы о нем узнали?
- Удалось ли нам достичь цели, поставленной в начале урока? Как удалось решить поставленные задачи:
- научиться…
- развивать умение…
- размышлять…
- высказывать…
- понимать…
- общаться …
- Что особенно понравилось вам на уроке, затронуло ваши чувства, эмоции, переживания?
5. Домашнее задание:
- выучить стихотворение наизусть;
- читать выразительно, понимая автора, представляя себе картину, которую он видел и передает нам, читателям, в тексте, и разделяя его отношение к тому, что он изображает, его чувства;
- ( по желанию) представившуюся в вашем воображении, во внутреннем видении картину попытайтесь изобразить красками с помощью изобразительных средств, нарисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"
Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...
Уроки литературного чтения в современной начальной школе.
О роли и значении уроков литературного чтения в современной начальной школы....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова » проводится в 4 классе во второй четверти.Урок разработан на основании ...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, при...