Методическая разработка урока литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОСа
статья по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)

Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: читательское освоение  обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_kursu_v.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Уроки литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОС» Козловой Екатерины Ивановны, учителя нач. классов ГБОУ СОШ №456 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)

Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: читательское освоение  обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации

Задачи урока:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • Воспринимать на слух текст  в исполнении учителя и одноклассников
  • Осознанно, правильно, выразительно  читать целыми словами, передавая личное восприятие текста, своих переживаний и представлений
  • Размышлять о характере и поступках героев, формулировать идею произведения
  • Умение определять жанр произведения, его художественные особенности. учиться эмоционально переживать  текст, выражать свои эмоции

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • Учиться высказывать своё предположение, разгадывать, толковать, извлекать тайное, оставшееся за строками .
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
  • Учиться работать в паре
  • Учиться эмоционально «проживать»  текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей (автора), сочувствовать, сопереживать
  • Высказывать свое отношение к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор).

Содержание произведения:

БАЛЬМОНТ

Константин Дмитриевич

 

 СНЕЖИНКА

 

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

 

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

 

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

 

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

                         Под ветром воющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит  пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

                             ХОД УРОКА

1. Вступительная беседа.

Загадка:

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки!  (Зима)

-  Какие литературные произведения вам вспомнились при  упоминании зимы?

- Отгадайте, чьи это строки?

1) Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает..

Стозвоном сосняка…/Есенин/

2)Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она./А. Пушкин/

3)Вот моя деревня

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой../ И.Суриков/

4)Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. / Н.Некрасов/

5) Чародейкою зимою

Околдован лес  стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною,  немою чудной жизнью он блестит…/Ф.И.Тютчев/

6)  Лазурь чудесную

     Она покинула,

     Себя в безвестную

     Страну низринула. /? /

-  С автором этих  загадочных строк  мы сегодня на уроке познакомимся. Ребята, возможно, кто-то из вас уже читал стихи этого поэта?  Что вы знаете о нем?

    Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В пять лет он научился читать, а в девять лет мальчик начал писать стихи. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. «Ты почувствуешь, как я всегда люблю Россию и как мысль о нашей природе владеет мною. <…> Одно слово „брусника“ или „донник“ вызывает в моей душе такое волнение, что одного слова достаточно, чтоб из задрожавшего сердца вырвались стихи», — писал поэт 19 августа 1925 года дочери Нине Бруни, посылая ей новые стихотворения..  Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте.  И сегодня мы с вами в этом убедимся.

     Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны?         ( будем читать о снежинке)

      2.Определение цели урока и постановка задач учащимися с помощью учителя

 - Кто сможет сформулировать цель урока? (Понять, что хотел сказать нам автор, какими эмоциями, каким  настроение хотел поделиться Константин Дмитриевич Бальмонт; определить идею произведения)

 - Совместно составим план работы на уроке:

  • научиться…
  • развивать  умение…
  • размышлять…
  • высказывать…
  • понимать…
  • общаться…

   3. Работа над стихотворением.

3.1. Чтение стихотворения учителем (можно под соответствующую тихую музыку)

    - Я прочитаю это стихотворение, а вам предлагаю после прослушивания поделиться впечатлением, которое произведет на вас это произведение, настроением  (лирическое,  мечтательное, приподнятое,  радостное, романтическое …)

3.2. Повторное чтение детьми.

   -  Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь представить картины, описанные автором, вчитайтесь, чтобы вместе затем поразмышлять, воссоздать в своем воображении те образы, которые воссоздал поэт с помощью слова и художественных средств (дети читают)

3.3. Филологическое ( «медленное») чтение, осмысление содержания стихотворения, составление системы образов, работа над выразительностью чтения

      - Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки)

     - Как вы считаете, какие чувства испытывает поэт, описывая снежинку? (Восторг, грусть, нежность, восхищение). Да, он восторгается ею. А как автор указывает на то, что он действительно восторгается снежинкой? ( Стихотворение начинается и заканчивается восклицательным предложением, передающим восторг; тут же для усиления эмоций Константин Дмитриевич использует еще один прием – повтор).

     - Зачитаем эти строфы и сами попробуем  передать этот восторг.

     - Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая)

     - Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая, умелая, сохранно -белая). Что у человека может быть белым , чистым? (Внешний вид, душа, совесть).  Что  помогают описать и ярко нам представить эти эпитеты? (Внешний вид  и характер). Если у снежинки есть характер, то какая она? (Живая, настоящая). Как называется литературный прием, когда неживые предметы сравниваются с живыми? (Прием олицетворения). Да, снежинка живая, она находится в движении, она смелая. Почему она смелая, попытаемся разобраться, читая следующие строфы.

2 строфа.

    - Какие слова одушевляют снежинку? ( олицетворения –  просится, проносится).  Объясните значение слова» проносится» (двигается очень быстро – стремительно); «просится « (Она стремится по собственной воле)

- Что значит «бурная дорога»? (трудная, опасная). Подберите синоним к слову «дорога» (Путь). Жизненный путь, жизненная дорога, значит, жизнь у снежинки бурная, трудная, опасная. Удается ли "героине" преодолевать трудности? Какие слова убеждают нас в этом? (Дорогой бурною легко проносится, она смелая). Откуда держит путь наша снежинка?

3 строфа.

   - Что такое лазурь?  Какой она имеет цвет? (Небо, голубой). Куда она стремится?( На землю). Что для нее земля? (Неизведанная страна). Зачитайте слова, из которых мы узнаем, что снежинка отправилась в неизвестную страну (… в безвестную страну…).  Как вы думаете, почему Константин Бальмонт использовал слово «низринула»? Как вы его понимаете? ( От слова « низко»; а, возможно, от слова « незримо» - темно). Глагол «низринуть» удачно выбран автором (в сравнении с глаголами «спускаться»,  «лететь»), т.к. привносит  в описываемую поэтом картину тревогу , неизвестность, опасность, риск). Какие звуки передают это? (Лазурь чудесную она покинула, себя в безвестную страну низринула).  Такой специальный подбор гласных звуков для более точного изображения художественного образа , определенной картины называется в литературе – ассонанс.  Как вы думаете, снежинка  переживает, отправляясь в неизвестность? С какой интонацией  следует произносить эти строки? (С беспокойством за нее, переживанием).

4 строфа.

   -  Какая картина рисуется в вашем воображении? ( Движется снежинка легко, скользит вниз, умело преодолевая опасности, когда рядом другие снежинки тают, превращаются в хлопья; наша же снежинка остается «сохранно-белой»). На этом трудном жизненном пути есть ли у нашей героини помощник? Перечитаем следующие две строфы.

5 и 6 строфы.

   - Кто же он? (Ветер; и хотя под ветром снежинка дрожит, взметается,  он ее любит, лелеет, качает, утешает, развлекает и закаляет в бешеном кружении с метелями).  Какой художественный прием талантливо  использует поэт, чтобы помочь нам услышать шум ветра и лучше представить картину общения ветра со снежинкой (аллитерация, или звукопись:[ в, щ, ш х, ж, др, з, ч] и другие). Прочитайте эти строчки, выделяя голосом соответствующие звуки. Как и почему  надо читать эти строфы? (Движения становятся более резкими, неровными, их направление изменяются то вверх, то вниз – это надо показать интонационно при чтении)

7 строфа.

      - Но вот дорога подошла к концу, и на Землю спустилась, невредимая прекрасная снежинка. Для поэта – она не простая снежинка, а нечто большее -  «звезда кристальная». С помощью какого художественного средства автору удалось убедить нас в этом? (метафора – скрытое сравнение. автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше). Почему Константин Бальмонт использует глагол «касается»( показать нежность и величественность, безболезненность приземления, отсутствие травматизма, удовлетворенность пройденным жизненным путем…). Перечитаем строфу, передавая сказанное с помощью интонации.

 Физкультминутка

    - Смелая снежинка приземлилась, пора и нам отдохнуть ( Офтальмологическая музыкальная физкультминутка с танцующей стилизованной снежинкой – презентация).

3.4.. Осмысление идеи произведения

    -  К. Бальмонт создал образ  снежинки, которой он восхищается, любуется ; образ любящего, заботливого, сильного ветра. Попробуем предположить, о ком или о чем думал поэт, создавая эти образы?  Белая, нежная, чистая, смелая снежинка – любимая девушка, невеста в подвенечном наряде, которая, не боясь трудностей, пускается в совместный  неизведанный жизненный путь с  небогатым человеком нелегкой судьбы. Любящий, заботливый, надежный, активный и жизнедеятельный ветер, спутниками которого часто являются метели,  – сам поэт, встретивший на своем бурном жизненном пути прекрасную спутницу. Вместе они радуются жизни, вместе им веселее жить, легче преодолевать житейские невзгоды.  В этом и заключается главная мысль стихотворения – идея.

3.5. Подготовка партитуры к выразительному чтению, репетиция в выразительном чтении. Работа в парах. Проверка ( логическое ударение, логические паузы, ритм, настроение…)

3.6. Выразительное чтение стихотворения

   4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Ребятам так сказал поэт:

«Я вам хочу открыть секрет.

Не каждый взрослый знает это:

Есть у стихов свои секреты».

«А что стихи таят в секрете?» –

Спросили у поэта дети.

Но на такой вопрос поэт

Не захотел давать ответ.

Тогда опять спросили дети:

«Как открывать секреты эти?»

И он ответил:

«Чем смогу, я вам охотно помогу».

  - Поделитесь своим мнением, нужно ли специально учиться понимать стихи?

 - Как вы считаете, удалось ли нам раскрыть секреты этого чудесного стихотворения, и как помог нам в этом удивительный талантливый русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт?  Что вы о нем узнали?

   -  Удалось ли нам достичь цели, поставленной в начале урока? Как удалось решить поставленные задачи:

  •  научиться…
  • развивать  умение…
  • размышлять…
  • высказывать…
  • понимать…
  • общаться …

 - Что особенно понравилось вам  на уроке, затронуло  ваши чувства, эмоции, переживания?

5. Домашнее задание:

  • выучить стихотворение наизусть;
  •  читать выразительно, понимая автора, представляя себе картину, которую он видел и передает нам, читателям, в тексте, и разделяя его отношение к тому, что он изображает, его чувства;
  • ( по желанию) представившуюся в вашем воображении,  во внутреннем видении картину попытайтесь изобразить  красками с помощью изобразительных средств, нарисовать.

                                                                           16 апреля 2013 года

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Уроки литературного чтения в современной начальной школе.

О роли и значении уроков литературного чтения в современной начальной школы....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова »  проводится в 4 классе во второй четверти.Урок разработан на основании ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, при...