Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Крестовникова Наталья Васильевна

Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой "Прыжок" с использованием средств цифровой образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy._pryzhok.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного  чтения в 3 классе.

Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цель: Формирование навыка осознанного чтения.

Задачи:

Формирование умения работать с текстом, с информацией.

Развитие умения составлять план к  тексту.

Обогащение читательского опыта детей.

Расширение круга детского чтения по произведениям Л.Н Толстого.

Формирование УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:        

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

- Начинаем урок литературного чтения. Нас ждёт встреча с новым произведением  и его автором. А значит, мы сегодня получим ещё один жизненный урок.

2. Введение в тему.

    - Я предлагаю вам догадаться, кто же автор?        

Меняются слайды, чаще повторяются изображения Л.Н.Толстого.

- Чей портрет повторился несколько раз?

-Что известно современным читателям о писателе?

-Вы подготовили рефераты о годах жизни и творчестве Льва Николаевича. Молодцы.

Выступление ученика с презентацией.

-Что вы можете сказать о том, каким человеком был писатель?

-Благодаря чему мы можем о нём так судить? (написанным книгам, сведениям о нём)

Работа с выставкой книг.

Это интересно: в нашей школьной библиотеке насчитывается 74 книги Л.Н.Толстого.

-Ребята, послушайте, что писатель  говорил о вас, своих юных читателях: «Дети - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были написаны для них и ясно, и занимательно, и нравственно»

-Какие требования предъявлял Лев Николаевич  к произведениям для детей?

Дети называют и подчёркивают на слайде: занимательность, ясность (простота изложения), нравственность (поучительность).

-Что такое «нравственность»? (слайд «Словарь-помощник»: нравственность – это внутренние, духовные качества человека, которыми он руководствуется при общении с другими людьми.)        

-Читая и анализируя его произведение, мы попробуем в этом убедиться.

    - Л.Н.Толстой назвал своё произведение былью. Что такое быль?

Слайд «Словарь – помощник»: быль – это произведение о том, что происходило в действительности.

Теперь давайте отгадаем её название.

Слайд:JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

-Давайте предположим, о чём это произведение.

-Действие этого рассказа-были происходит на корабле, в 19 веке. А знаете ли вы, какими в то время были корабли?

-О том, как совершались морские плавания и какими были корабли, нам расскажет Мельников Влад.

Выступление- презентация.

-Обратите внимание на конструкцию и размер мачты, на какой высоте находятся её верхние перекладины.

-Так как скорость парусника была невелика, путешествие совершалось долго.

3.Физминутка (музыка моря).

4. Нацеливание перед чтением:

-Во время чтения постарайтесь понять, о чём быль и кто её главные герои.

Чтение учитель - дети с включением  фрагмента мультфильма – кульминационным эпизодом.

Учитель дочитывает текст.

5. Обмен читательскими впечатлениями:

                -Интересно ли вам было слушать?

                -Какие эпизоды показались наиболее напряжёнными?

6.Анализ произведения:

                 - Из-за чего мальчик совершил прыжок?

                                                            Из-за обезьянки

Из-за шляпы

Из-за угроз отца

                  -Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была  хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

                  Мы можем лучше понять настроение людей на палубе: они устали, им хочется развлечься, поэтому они обращают внимание на обезьянку.

              -Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

                 Ему 10 лет, он сын капитана. Его все знают на корабле, он не может подвести отца. Отвечая на выходку обезьяны, мальчик попал в неловкое положение. И старается выйти из него, не теряя достоинства.

                  -Почему мальчик полез за обезьянкой?

Варианты: - ему было жаль шляпы;

                          -хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;

                          - ему стыдно и обидно из-за смеха матросов.

                   -Так, связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчинённых его отца.

                    -Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке?

Она  - не главный герой, она лишь зачинщица конфликта. Главные герои – мальчик и люди на корабле.

                -Какими  предстают мальчик и его отец в этом рассказе? Выберите слова для их характеристики.

Работа в тетради: упр.№4*

Слайд  «Возьмём на заметку»: - стремиться отстоять своё достоинство;  

                                                            -мальчишеский задор;

                                                            -желает доказать, что он сын капитана;

                                                            - бесстрашие;

                                                             -воля;    

                                                            -ответственность;

                                                             -легкомыслие;

                                                      -следует чувствам;

                                                      -не имеет жизненного опыта;

                                                     -умеет принимать решение в трудную минуту;

                                                     -не может предвидеть исход ситуации;

                                                     -умеет скрывать свои чувства от людей.

                                                            Можно использовать свои слова.

Вывод: своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность. Однако в его поведении больше мальчишеского задора и детской бесшабашности. Он не понимает разницу между истинной отвагой и бездумным риском.

                        -А теперь давайте пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если на их корабль встретиться с пиратами или попадёт в бурю.

                   -Каково же ваше отношение к герою? Какие черты характера нравятся, а какие – нет?

      Нравится смелость, не нравиться легкомыслие, нет однозначного ответа, но его поведение чему должно нас научить?

      Мы должны учиться предвидеть последствия своих поступков, ведь за нас переживают родители.

7.Закрепление – работа в группах.

 1 группа – восстановление и дополнение плана.

                      1.На корабле.

        2.Проказы обезьяны.

        3.Погоня за обезьяной.

        4.На мачте.

        5.Решение отца.

        6. Прыжок.

Вывод: мы ещё раз убедились, как просто и ясно написано произведение.

2 группа – выбор пословиц, соответствующих  теме.

                       Семь бед – один ответ.

        Смелый поступок – не хуже победы.

        Один в поле не воин.

        Храбрый в трудный час победит.

        Всё хорошо, что хорошо кончается.

        Друзья познаются в беде.

        Скучен день до вечера, коли делать нечего.

        Поспешишь – людей насмешишь.

        Как аукнется, так и откликнется.

            Давши слово – крепись, а не давши – держись.

Проверка: дети зачитывают выбранные пословицы, объясняют выбор.

3 группа – выбирают форму домашнего задания.

         

        Творческий пересказ от лица мальчика.

        Творческий пересказ от лица  отца.

        Нарисовать иллюстрацию к произведению.

          Выполнить тест в Элжур по содержанию произведения.

https://shkola4.eljur.ru/journal-tests-action/view.assign

1. Произведение «Прыжок» - это…

А) быль Б) басня В) рассказ

2. Где происходило действие?

А) на яхте Б) на корабле В) на лодке

3. Сколько лет было мальчику?

А) 12 лет Б) 13 лет В) 11 лет

4. Кем был отец мальчика?

А) матросом Б) дрессировщиком

В) капитаном

5. Кто развлекал людей на палубе?

А) собачка Б) обезьяна В) попугай

6. Что обезьяна отняла у мальчика?

А) кепку Б) панаму В) шляпу

7. Что обезьяна с ней сделала?

А) повесила на мачту

Б) повесила на край последней перекладины В) надела на голову

8. Почему мальчик залез на мачту?

А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

В) он хотел похвастаться своей ловкостью

9. Зачем капитан вышел на палубу с ружьём? А) хотел пострелять чаек

Б) хотел выстрелить в обезьяну

В) застрелить акулу

10. Как мальчик оказался в море?

А) ему приказал отец

Б) упал с перекладины

В) захотел искупаться

8. Итог урока:

                          -Назовите полностью произведение, которое мы читали.

                          -Ребята, поднимите руки те из вас, кто не остался равнодушным к прочитанному.

Слайд «Толстой и дети»

                               -А если бы вам представилась возможность как детям того времени встретиться с автором, какой бы вопрос вы ему задали, что хотели сказать?

9. Домашнее задание: выбор 3 группы (учитель может предложить по желанию).

10. Оценивание работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...