Рассказы о животных Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazy_o_zhivotnyh_b.s._zhitkov_pro_obezyanku._geroi_proizvedeniya.docx | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Школа России»)
| |
Тема | Рассказы о животных Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова; учить видеть и понимать поступки героев; развивать умения работать с текстом; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомятся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научатся понимать поступки героев; будут развивать умения работать с текстом; отвечать на вопросы, выполнять задания по пройденному материалу. |
Личностные результаты | Внимательно относиться к нравственному содержанию поступков, к собственным переживаниям и переживаниям других людей; проявлять уважение и любовь к животным; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. |
Основные понятия и термины | Рассказ, герои произведения |
Методы, формы работы | Фронтальная, индивидуальная, словесный, групповой, практический |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, учебник «литературное чтение» 3 класс |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. Правила посадки | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - По тропинке к вам школьной спешила. Любовалась, как жизнь хороша. Солнце ласково в небе сияло, И моя улыбалась душа. – Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: "Сегодня на уроке я желаю тебе...". - Но прежде чем мы начнём работу, давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Литературное чтение», пенал и дневник. - Так же не забываем, что сидеть вы должны ровно, спинки держать прямо, руки лежат на партах, ножки стоят на полу. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению. | Упр. в отработке дыхания (стоя) Упр. «Одуванчик» | - Ребята, представьте, что гуляя на улице вы нашли одуванчик и захотели сдуть с него все его зонтики. Давайте попробуем все вместе сдуть с одуванчика его зонтики. На счёт «раз, два» - делаем глубокий вдох, на «три, четыре» - выдох, таким образом мы с вами постараемся сдуть все зонтики. (Слайд 1) - Давайте посмотрим на одуванчик, с которого мы будем сдувать зонтики (Слайд 2) - Начинаем! И раз, два (вдох) три, четыре (задуваем) - Посмотрите, ребята, у нас не получилось сдуть сразу все зонтики. Но ничего мы попробуем ещё раз! И раз, два, три, четыре. - Ребята, к сожалению, и в этот раз у нас не получилось сдуть сразу все зонтики. Но ничего мы попробуем ещё раз! И раз, два, три, четыре. - Ребята, посмотрите, мы сдули с одуванчика все его зонтики! - А сейчас восстанавливаем дыхание. - Присаживайтесь на свои места. | Проводит дыхательную разминку. Показывает детям правила упражнения в отработке дыхания | Повторяют за учителем, выполняют упражнения в отработке дыхания |
Упр. в отработке дикции (чтение скороговорки) | - Продолжим работу по подготовке к чтению, поработаем со скороговоркой. Мышонку шепчет мышь: «Ты что не спишь, шуршишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише.» (Слайд 3) - О ком эта скороговорка? (О мыше и мышонке) - Какой звук повторяется чаще всего? (звук [ш]) - Прочитайте скороговорку выразительно. - Прочитайте скороговорку медленно, прочитайте увеличивая темп чтения, прочитайте быстро. -Прочитайте так, как читаются скороговорки-быстро, не пропуская не одного слова, проговаривая каждый звук - Ребята, в чем заключается сложность произнесения скороговорок? (В данной скороговорке всё время повторяется один звук, очень сложно быстро прочитать скороговорку и не пропустить ни одного звука) -Итак, мы с вами подготовились к чтению. | Ставит учебную задачу, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки | Читают скороговорку с различной интонацией и темпом, отвечают на вопросы учителя | |
III. Проверка домашнего задания Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | - Домашним заданием у вас было подготовить иллюстрацию к произведению «Мышонок Пик» - Кто готов выйти к доске и рассказать какой эпизод изобразил на иллюстрации? | Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществления. | Отвечают на вопросы учителя, повторяют домашнее задание | |
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | -Ребята, а сейчас посмотрите за окно. Вы заметили, какой там холодный и пронизывающий ветер? - На перемене ветер пробрался к нам в кабинет и перепутал все буквы на доске. - Давайте составим слова, которые изначально были на доске. - Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. - Какое слово получилось? Бьназоеяк (обезьянка) - Правильно. | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися задач, учебно – познавательной деятельности. | Воспринимают учебную задачу учителя, мысленно входят в тему урока, предугадывают содержание стихотворения |
Определение темы и задач урока | - Ребята, как вы думаете, как называется произведение, которое мы будем сегодня изучать? (Про обезьянку). - Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Б.С. Житкова, которое называется «Про обезьянку». - Какие задачи поставим перед собой? (Познакомиться с произведением «Про обезьянку»; узнать об авторе) | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
V. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Подготовка к восприятию произведения Б.С.Житкова «Про обезьянку» | -Ребята, откройте учебник на странице 83-ей. - Ребята, кто же мне скажет, кто такая обезьянка? (Это животное) -Верно, а что вы знаете об этом животном? - А как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном произведении? (б обезьянке) -А вот что случилось в данном произведении, мы узнаем после знакомства с биографией поэта | Организует учебную деятельность перед восприятием рассказа | Объясняют смысл названия, предугадывают содержание |
Знакомство с автором (на основе презентации) | - Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. - Борис Степанович Житков был одним из родоначальников современной литературы для детей. Писал Житков только о том, что видел сам, что сам хорошо знал, чем ему приходилось заниматься. А знал он десятки ремёсел. Писатель Константин Федин считал Бориса Степановича Житкова мастером. Но не только потому, что тот многое умел делать руками, а ещё и потому, «что у него можно научиться письму; он писал, как никто другой, и в его книгу входишь, как ученик – в мастерскую». Каждый его рассказ, каждая книга – это опыт, поиск. - Борис Степанович Житков написал очень много произведений для детей. Среди них: «Рассказы о животных», «Что я видел» и «Что бывало». - Вы только посмотрите в каких красочных и ярких книгах печатаются рассказы Б.С.Житкова. - Итак | Организует первичное знакомство с биографией автора. Задаёт вопросы | Слушают, воспринимают информацию, отвечают на вопросы; усваивают новые знания о поэте. | |
Первичное восприятие произведения Б.Житкова «Про обезьянку» | -Послушайте внимательно рассказ. -После прослушивания приготовьтесь ответить на вопрос: О ком или о чём говорится в произведении? | Читает выразительно, организует внимание учащихся | Слушают, воспринимают произведение в соответствии с целевой установкой | |
Проверка первичного восприятия произведения Б.Житкова «Про обезьянку» | - Понравилось вам данное произведение? - О ком говорится в произведении? (Об обезьянке) - Какое настроение создаёт это произведение? (весёлое, поучительное) - Что случилось с героем? - Чем закончилось данное произведение? | Выявляет уровень эмоционального воздействия на слушателей, понимание образной структуры произведения | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об услышанном, определяют тему произведения | |
Повторное чтение и анализ произведения «Про обезьянку» (под руководством учителя) | - Ребята, а сейчас мы прочитаем ещё раз это произведение. Читаем по цепочке, пока я не остановлю. Слушайте внимательно, чтобы потом продолжить чтение и ответить на мои вопросы. - Как встретили обезьянку в семье мальчика? - Прочитайте, как Яшка провёл вечер в новой семье. - Кто решил оставить Яшку на ночь? (Его решили привязать за жилет к кровати) - Как ловили Яшку? - Где переночевал Яшка? (Он спал в кровати мальчика, а тот даже не знал об этом. Видимо, он замёрз ночью на полу, вот и забрался под одеяло) - Что мальчик сделал, когда пошёл в школу? (Он привязал Яшку к двери) - А почему он это сделал, как вы думаете? (Оставшись один, он мог наделать много бед в квартире) - Что означает выражение «отец поймал и отдул Яшку»? (Он его наказал) - Расскажите, как Яшка вел себя с наступлением зимы. (Когда началась настоящая зима, Яшка стал грустным. Он постоянно мёрз. Мордочка у Яшки стала печальная, обвисшая, он повизгивал и жался к мальчику. Так мальчик и носил его на себе) - Расскажите, пользуясь текстом, как Яшка примирился с отцом. (Дети пересказывают отрывок о конфетах, которые отец дал Яшке) - Что Яшка делал, когда хотел понравиться? (Он становился очень ласковым, залезал на плечи и начинал в голове искать. Это значит, что он вас уж очень любит) - Что начинал искать в голове Яшка? (Обезьянки так делают, они друг у другу ищут в шерсти блох. У людей, конечно, ничего не было. Но Яшка так демонстрировал свою любовь) - Найдите в тексте и прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости (с.91-92 до слов «И вот настала весна») | Формулирует учебную задачу, побуждает учащихся к вдумчивому чтению, организует аналитическую и синтетическую работу по тексту, организует выборочное чтение, обобщает и дополняет ответы учащихся. | Читают рассказ, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, объясняют мотивы поведения героев, находят слова, характеризующие героев произведения, формулируют выводы. | |
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения | - Каждый писатель пишет своё произведение ради чего-то. Он хочет научить читателей чему-то. Давайте выясним, чему хотел научить Б.С.Житков своих читателей? - Это произведение учит нас тому, что нужно любить животных и любоваться их проказами. - Главный смысл рассказа «Про обезьянку» состоит в том, заводя домашних животных, следует думать о том, что они могут иметь свои привычки и могут причинить много неудобств. | Проясняет авторское отношение к изображаемому, подводит к пониманию идеи произведения. | Отвечают на вопросы учителя, объясняют мотивы поведения героев, определяют идею произведения. | |
ФИЗМИНУТКА | - Давайте немного отдохнём, встаньте из-за своих рабочих мест. Очень ловко скачут зайки- Раз, два, три, раз, два, три, Скачут, скачут на лужайке- Посмотри, посмотри! Вот присели, встали – сели, Вправо – влево поглядели. А потом они опять Дружно начали скакать. Вправо – влево поглядели И за парты тихо сели. | Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем. | |
VI. Закрепление изученного Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы. | Работа с иллюстрацией | - Ребята, посмотрите на картинку на странице 85-ой. - Кто на ней изображен? (Мальчики, Яшка и мама) - Ребята, а как вы поняли, что это Яшка? (На картинке только одна обезьянка по кличке Яшка). - Подходит ли иллюстрация к произведению, которое мы с вами сегодня читали? (Да) - Ребята, какой момент рассказа изображён на картинке? (Когда Яшку принесли домой) | Организует работу по развитию речи, объясняет роль иллюстрации в понимании идеи произведения | Рассматривают иллюстрацию, словесно описывают происходящие действия, соотносят с текстом. |
Выборочное чтение | - Ребята, сейчас мы с вами ещё раз поработаем с текстом. Найдите в тексте на странице 88-89 эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьянки. (Читают отрывки о том, как Яшка скакал с ножом; как сидел и грелся у лампы; как обрывал цветы; как сбрасывал известку с лестницы на отца). - Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, как Яшка примирился с отцом. (Читают отрывок, в котором отец даёт Яшке конфеты) - Прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости (Дети читают отрывок на странице 91-92) | Создает учебную ситуацию, акцентирует внимание на особенностях чтения произведения, выполняет разметку текста, | Воспринимают задачу учителя, | |
VII. Итог урока Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Обобщающая беседа | -Какие задачи ставили в начале урока?( познакомиться с биографией Б.С.Житкова; прочитать рассказ «Про обезьянку») -Все ли задачи мы решили на этом уроке? (Да) -С какими произведениями познакомились? («Про обезьянку») -Назовите автора произведения? (Б.С.Житков) - Чему учит произведение? (Это произведение учит нас тому, что что нужно любить животных и любоваться их проказами) | Подводит учащихся к выводам по результатам работы на уроке, оценивает работу учащихся | Формулируют выводы , оценивают свои достижения в учебной деятельности |
Домашнее задание | Стр.83-96 выразительно читать | Информирует учащихся о домашнем задании | Запоминают содержание домашнего задания | |
Рефлексия выставление оценок | Наш сегодняшний урок был посвящен в большей части работе над произведением «Про обезьянку», а сейчас подумайте, усвоили ли вы материал? Материал урока был полезен вам? Будете ли вы использовать знания полученные на уроке, в повседневной жизни? Если вы с уверенностью на данные вопросы можете ответить «ДА» тогда я предлагаю вам встать из-за парт, но если вам было скучно, вам этот урок был не полезен, тогда останьтесь сидеть на своих местах | Мобилизует учеников на рефлексию собственной работы на уроке | Анализируют работу на уроке, оценивают свою работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по литературе Б.Житков "про обезьянку"
3 класс "Школа России"...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 1
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 2
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 3
Для учащихся 3 класса...
Литературное чтение 3 кл. УМК «ШР». «Б. Житков «Про обезьянку. Герои произведения».
Цели деятельности учителя: продолжение работы над рассказом Б. С. Житкова «Про обезьянку»; формирование умений детей понимать глубину содержания произведения, видеть и понимать посту...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.УМК "Школа России".
Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.Цели деятельности учителя: учить видеть и понимать поступки героев;рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определени...
Урок литературного чтения."Л.Н. Толстой « Акула». Главные герои произведения. Тема и главная мысль рассказа."
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. УМК " Школа России"....