Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

В помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы  Климановой Л. Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение».

УМК предмета «Литературное чтение»:

  1. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. 4 класс. В 2-х частях.
  2. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. С.В. Кутявина.

Курс рассчитан на 102 часа, 3 часа в неделю.

Изучение литературного чтения   направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

 — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
 — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

 — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и  оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.        

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Летописи. Былины. Жития

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

«И вспомнил Олег коня своего». Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Былина «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверочная работа по теме: «Летописи. Былины. Жития».  Проект: «Создание календаря исторических событий”.

Чудесный мир классики

Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка «Конёк-Горбунок». Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Детство  А. С. Пушкина. А.Слонимский. А.С.Пушкин. «Няне». А.С.Пушкин «Туча»,  «Унылая пора!..». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Знакомство с произведением. Творчество М.Ю. Лермонтова. «Дары Терека». М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб».Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».  Л. Толстой «Как мужик убрал камень».  Урок нравственности. Творчество А.П. Чехова. «Мальчики». Первичное знакомство. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчева. «Еще земли  печален вид…». Ф. Тютчев.  «Как неожиданно
и ярко…». А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…». А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». И. С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». Н. А. Некрасова «Школьник».  Н. А. Некрасова «В зимние  сумерки нянины сказки…». И. А. Бунина  «Листопад».

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Первичное знакомство. Знакомство с творчеством В.М. Гаршин. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением. Знакомство с творчеством П. П. Бажова.         П.П. Бажов «Серебряное копытце». Первичное восприятие. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное знакомство. Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». КВН  по  дорогам  сказок.

Делу время – потехе час

Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. В. И. Драгунский. Знакомство с писателем и его произведениями. В. И. Драгунский. Главные реки.  В. И. Драгунский. Что любит Мишка. В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час».

Страна детства  

Б.С. Житков. Как я ловил человечков. К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. М.М. Зощенко. Елка. Обобщение по разделу «Страна детства».

Поэтическая тетрадь  

        В. Я. Брюсов  «Опять сон». В. Я. Брюсов  «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». М.И.Цветаева «Наши царства». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы  

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш. А.И. Куприн Барбос и Жулька. М. М. Пришвин «Выскочка». Рассказ о животных Е. И. Чарушин  «Кабан».В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Обобщение по разделу «Природа и мы».

Поэтическая тетрадь    

Б.Л. Пастернак. Золотая осень. С.А. Клычков. Весна в лесу. Д. Б. Кедрин
«Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебедушка».

Родина

И. С. Никитина «Русь». С.Д. Дрожжин.  Родине. А. В. Жигулина «О, Родина!». Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина».

Страна Фантазия  

Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. Кир Булычев. Путешествие Алисы. Путешествие по «Стране Фантазии». (Обобщающий урок).

Зарубежная литература  

Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. Г.Х. Андерсен. Русалочка. М. Твена «Приключения Тома Сойера». Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлёф. В Назарете. Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Урок-конкурс «В стране литературных героев». Урок КВН по сказкам зарубежных писателей. Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 4-го класса). Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом.

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Летописи. Былины. Жития.

1

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

2

«И вспомнил Олег коня своего».

Сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С.Пушкина.

1

3-4

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

2

5-6

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

2

7

НРК проект: «Создание календаря исторических событий Бурятского народа»

1

8

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения.

1

Чудесный мир классики

9-10

П.П. Ершов.

Подготовка сообщения о П.П. Ершове. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

2

11

А.С. Пушкин

Подготовка сообщения о А.С. Пушкине.

1

12

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

1

13-15

А.С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3

16

М.Ю. Лермонтов.

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове.

М.Ю. Лермонтов «Дары терека»

1

17-18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-кериб

2

19

Л.Н. Толстой.  Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой  «Детство»

1

20

Л.Н.  Толстой «Как мужик камень убрал»

1

21-22

А.П.Чехов

Подготовка сообщения о А.П.Чехове. А.П.Чехов «Мальчики»

2

23

Обобщение по разделу "Чудесный мир классики». НРК «Поэзия Бурятии»                                                                                                                  

1

Поэтическая тетрадь

24

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

1

25

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

26

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Где сладкий шепот…»

1

27

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

28

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

29

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

30

И.А. Бунин «Листопад»

1

31

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». НРК Стихи поэтов Бурятии

1

Литературные сказки

32-33

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

34-35

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

2

36-37

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

2

38-40

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

3

41

Обобщение по разделу «Литературные сказки». НРК «Сказки народов Бурятии»

1

Делу время – потехе час

42-43

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

2

44-45

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

2

46

В.Ю. Драгунский «Что любит мишка»

1

47

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

48

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Страна детства

49-50

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

2

51-53

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

3

54

М.М. Зощенко «Ёлка»

1

55

Обобщение по разделу «Страна детства». НРК «Бурятские писатели-детям»

1

Поэтическая тетрадь 2

56

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

57

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

58

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

1

59

М.И. Цветаева «Наши царства»

1

60

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». НРК «Поэты Бурятии»

1

Природа и мы

61-62

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

2

63-64

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

2

65-66

М.М. Пришвин «Выскочка»

2

67

Е.И Чарушин «Кабан»

1

68-69

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

2

70

Проект «Природа и мы»

1

71

Обобщение по разделу «Природа и мы». НРК «Рассказы бурятских писателей о природе»

1

Поэтическая тетрадь

72

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

1

73

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

74

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

75

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

76

С.А. Есенин «Лебедушка»

1

77

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». НРК «Конкурс стихов о Бурятии»

1

Родина

78

И.С. Никитин «Русь»

1

79

С.Д. Дрожжин «Родине»

1

80

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

1

81

Проект «Они защищали Родину»

1

82

Обобщение по разделу «Родина». НРК «Стихи местных поэтов о малой родине»

1

Страна Фантазия

83-84

Е.С. Велтистов «Приключения электроника»

2

85-86

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

2

87

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

1

Зарубежная литература

88-89

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

2

90-92

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

3

93-94

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

2

95

Проверка навыка чтения

1

96

Итоговая диагностическая работа

1

97-98

С. Лагерлеф «Святая ночь»

2

99

Обобщение по разделу «Зарубежная литература». НРК «Бурятская литература»

1

100-102

Резервные уроки

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....