Урок литературного чтения 4 класс по теме: С.В. Михалков басня "Зеркало"
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

На уроке учащиеся знакомятся с басней, развивают умение анализировать, передавать при чтении настроение с помощью интонации, силы голоса, темпа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С. Михалков басня «Зеркало»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: 

Обучающая: создать условия для ознакомления с басней;

Развивающая: способствовать развитию навыков чтения, анализа, внимания, памяти, мышления;

Воспитательная: обеспечить условия для воспитания интереса к изучаемому предмету.

Планируемые  результаты:

Предметные: научатся читать басню выразительно; передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; сравнивать стихотворения разных поэтов о матери.

Личностные: будут развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.

Метапредметные:

Познавательные: научатся пользоваться справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации.

Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Материально-техническое обеспечение: карточки с заданием, аудиозапись, учебник литературного чтения, 4 класс, 2 часть,  

                                                             

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мобилизующий этап.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.  - А теперь за работу!

- Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная и интересная работа. 

- Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

- На дом вам было задано выразительно читать стихотворение С. Михалкова «Хижина дяди Тома».

- Проверим вашу подготовку домашнего задания и прочитаем это стихотворение по ролям. (поставить оценки 2-3)

-Читают стихотворение С. Михалкова «Хижина дяди Тома» по ролям.

  1. Определение темы и целей урока.

- А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, так как ключевое слово отгадки и будет название произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

А вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

 (зеркало)

- Скажите, чем басня отличается от других жанров?

(На доске: портреты баснописцев  и надпись к ним:  Эзоп, И. Крылов, И. Хемницер, А. Измайлов, С. Михалков.)

-Прочитайте фамилии этих людей. Что  объединяет этих людей?

 -Что такое басня?

- Что есть в каждой басне?  

- Что такое мораль басни?

- Как называют людей, которые пишут басни? (на доске портрет С. Михалкова)

- Так какая же тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова.

-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?

 

 -Слушают внимательно загадку и отгадывают её.

- Басня обладает назидательностью и нравоучительной функцией.

-Читают и рассматривают портреты.

- Этих людей объединяет басня.

- Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

- В басне есть мораль.

- Поучительный вывод. 

-  Баснописцами. Рассматривают портрет С. Михалкова.

- С. Михалков басня «Зеркало»

- Познакомиться с басней  Михалкова «Зеркало» и   её проанализировать.

  1. Подготовка к восприятию текста.

- Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?

- Кто может быть героями данной басни?

-  Героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают: слон, верблюд, носорог, жираф и страус. (картинки  с фото этих животных)

- Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян.

- Рассматривают картинки животных.

  1. Первичное восприятие текста.

- Предлагаю проверить наши предположения.  (аудиозапись)

  1. Проверка первичного восприятия.

- Давайте обменяемся впечатлениями о  прочитанном.

 - Понравилась ли вам эта басня?

- Что вас удивило?

- Назовите  главного героя этого произведения?    

 

- Главный герой басни Носорог.

- Отрицательный. Носорог смелся над Жирафом, Страусом, Верблюдом и Слоном, указывал на их недостатки.

- Из этих животных можно узнать человека, его поведение.

- Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность.

  1. Повторное чтение и языковой анализ

1. Чтение басни учащимися

- Прочитайте басню еще раз (жужжащее чтение)

2. Работа в парах

-А теперь поработаем в парах с текстом. Найдите в тексте  обидные слова, которыми называл Носорог животных: Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса и как каждый из них реагировал на оскорбление?

 

3.  Языковой анализ

- А если бы вы попали в такую ситуацию, как бы вы отреагировали на обиду?

- Реакция какого героя вам ближе?

- Что же придумали животные?

- С какими словами они обратились к Носорогу? Найдите и зачитайте.

- Что ответил им носорог?

 

- Как повел себя Носорог, когда увидел свое изображение?

- Почему Носорог смеялся над своим изображением?

- Как же потом поступили животные?

- Что же высмеивается в этой басне?

Работа над моралью.

- Могут ли строки: «Чем кумушек считать трудиться,

не лучше ль на себя, кума, оборотиться» служить моралью басни С.В. Михалкова «Зеркало»?

- Верблюда    - Горбун! Горбун! -                             возмущался

Слона -      Толстокожий                                           - удивлялся

Жирафа- Дяденька, достань воробышка!    -    огрызался

Страуса-  Недощипанный, голоногий   -                прятал голову

- Животные показали Носорогу зеркало.

-  Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь? 

- Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается? 

- Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. 

- Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: 
- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! 

- Он начал смеяться над своим отражением.

- Так как он не понял, что в зеркале он видит себя.

- И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться. 

- В этой басне высмеивается : глупость, хвастовство.

  1. Выразительное чтение.

1.Работа в группах

- Прочитайте выразительно текст басни по ролям (в группах  по 6 человек) Только вспомните все, о чем мы говорили: о характеристике героев, об их отношении на обиду. Постарайтесь передать образ каждого героя. (2 человека оставшихся – жюри, на карточке написать слово молодцы победителям) (выставить оценки – с пояснением)

- Читают басню по ролям. В своей группе распределяют роли.

  1. Обобщающая беседа.

-Как вы считаете, он положительный или отрицательный герой? Почему?

 

-Кого мы узнаём в этих животных? 

- Может ли такое быть в жизни людей?

- Какие человеческие пороки высмеивают  баснописцы в своих баснях? Выберите   на карточках и назовите их.

- Кто знает, есть ли произведение, похожее на басню Михалкова «Зеркало»?

 - Да, есть. Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

  1. Итог урока.

- Что бы вы изменили в себе после этого урока?

 - Какое задание было интересно выполнять?

 - Какое задание оказалось сложным? Почему?

- Активно участвуют в беседе с учителем.

  1. Задание на дом.

 - Откройте дневник и запишите домашнее задание: с.119-121 выраз.

- Записывают домашнее задание в дневник.

  1. Рефлексия

-На доске выберите и продолжите соответствующую вашей работе фразу

На уроке:

Я узнал …

У меня получилось …

Мне было трудно …

Я не смог …

Приложение 1

Биография С.В. Михалкова

Сергей  Владимирович  Михалков родился 13 марта  – 1913 г. в Москве.      «Не стану лукавить и скажу прямо: горжусь своими предками», писал Сергей  Владимирович  .   Документы свидетельствуют: Михалковы — древний русский род .   Способности к поэзии у Сергея Владимировича  обнаружились уже в девять лет.

 Его творчество знают и любят многие. Стихи Михалкова читали ещё наши бабушки и дедушки.

Когда Сергей был совсем маленьким мальчиком, его няня случайно выпустила коляску из рук. Коляска катилась с горки, набирая скорость, а бедная няня никак не могла догнать ее. Спас Сергея мужчина, который проходил мимо и сумел поймать мальчика. Тем самым он сохранил ему жизнь, но сильно напугал своей бородой, которая была просто огромной и страшной для малыша. С тех пор Сергей начал заикаться и заикался до самой старости, однако это не стало его бедой, а было словно визитной карточкой великого человека. Сам Сергей Михалков признавался, что не стеснялся своего заикания, а порой в школьные годы им пользовался. Учителя жалели мальчика и ставили ему хорошие оценки.

В годы Великой Отечественной войны Сергей  Владимирович  Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.  Сергей  Владимирович  автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы.

    Именно Сергей  Владимирович  Михалков является автором эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: “Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен”.К сожалению, Сергея Владимировича нет сегодня с нами. Он ушел из жизни 27 августа 2009 года в возрасте 96лет

Приложение 2

Карточка. Скромность, лень,  доброта, трусость, хвастовство,  вежливость, ложь, отзывчивость, глупость, жадность, мудрость, сдержанность.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект урока литературного чтения "В. Орлов "Кто первый?", С. Михалков "Бараны"

Конспект занятия в рамках дистанционного обучения...

Интегрированный урок по литературному чтению и математике. Тема: С.В. Михалков «Если». Закрепление, решение задач.

Данный урок позволит учащимся познакомиться с произведением С. В. Михалкова "Если"; развивать речь, мышление; тренировать скорость чтения. Развивать умение решать задачи. Прививать...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....