Урок литературного чтения 4 класс по теме: С.В. Михалков басня "Зеркало"
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
На уроке учащиеся знакомятся с басней, развивают умение анализировать, передавать при чтении настроение с помощью интонации, силы голоса, темпа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: С. Михалков басня «Зеркало»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
Обучающая: создать условия для ознакомления с басней;
Развивающая: способствовать развитию навыков чтения, анализа, внимания, памяти, мышления;
Воспитательная: обеспечить условия для воспитания интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся читать басню выразительно; передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; сравнивать стихотворения разных поэтов о матери.
Личностные: будут развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.
Метапредметные:
Познавательные: научатся пользоваться справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации.
Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Материально-техническое обеспечение: карточки с заданием, аудиозапись, учебник литературного чтения, 4 класс, 2 часть,
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.) – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. - А теперь за работу! - Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная и интересная работа. | - Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку. | |
| - На дом вам было задано выразительно читать стихотворение С. Михалкова «Хижина дяди Тома». - Проверим вашу подготовку домашнего задания и прочитаем это стихотворение по ролям. (поставить оценки 2-3) | -Читают стихотворение С. Михалкова «Хижина дяди Тома» по ролям. | |
| - А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, так как ключевое слово отгадки и будет название произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Мудрец в нем видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана. Овцу в нем видела овца, И обезьяну – обезьяна, А вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало) - Скажите, чем басня отличается от других жанров? (На доске: портреты баснописцев и надпись к ним: Эзоп, И. Крылов, И. Хемницер, А. Измайлов, С. Михалков.) -Прочитайте фамилии этих людей. Что объединяет этих людей? -Что такое басня? - Что есть в каждой басне? - Что такое мораль басни? - Как называют людей, которые пишут басни? (на доске портрет С. Михалкова) - Так какая же тема нашего урока? - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова. -Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?
| -Слушают внимательно загадку и отгадывают её. - Басня обладает назидательностью и нравоучительной функцией. -Читают и рассматривают портреты. - Этих людей объединяет басня. - Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. - В басне есть мораль. - Поучительный вывод. - Баснописцами. Рассматривают портрет С. Михалкова. - С. Михалков басня «Зеркало» - Познакомиться с басней Михалкова «Зеркало» и её проанализировать. | |
| - Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне? - Кто может быть героями данной басни? - Героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают: слон, верблюд, носорог, жираф и страус. (картинки с фото этих животных) - Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. | - Рассматривают картинки животных. | |
| - Предлагаю проверить наши предположения. (аудиозапись) | ||
| - Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном. - Понравилась ли вам эта басня? - Что вас удивило? - Назовите главного героя этого произведения?
| - Главный герой басни Носорог. - Отрицательный. Носорог смелся над Жирафом, Страусом, Верблюдом и Слоном, указывал на их недостатки. - Из этих животных можно узнать человека, его поведение. - Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность. | |
| 1. Чтение басни учащимися - Прочитайте басню еще раз (жужжащее чтение) 2. Работа в парах -А теперь поработаем в парах с текстом. Найдите в тексте обидные слова, которыми называл Носорог животных: Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса и как каждый из них реагировал на оскорбление?
3. Языковой анализ - А если бы вы попали в такую ситуацию, как бы вы отреагировали на обиду? - Реакция какого героя вам ближе? - Что же придумали животные? - С какими словами они обратились к Носорогу? Найдите и зачитайте. - Что ответил им носорог?
- Как повел себя Носорог, когда увидел свое изображение? - Почему Носорог смеялся над своим изображением? - Как же потом поступили животные? - Что же высмеивается в этой басне? Работа над моралью. - Могут ли строки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» служить моралью басни С.В. Михалкова «Зеркало»? | - Верблюда - Горбун! Горбун! - возмущался Слона - Толстокожий - удивлялся Жирафа- Дяденька, достань воробышка! - огрызался Страуса- Недощипанный, голоногий - прятал голову - Животные показали Носорогу зеркало. - Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь? - Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: - Он начал смеяться над своим отражением. - Так как он не понял, что в зеркале он видит себя. - И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться. - В этой басне высмеивается : глупость, хвастовство. | |
| 1.Работа в группах - Прочитайте выразительно текст басни по ролям (в группах по 6 человек) Только вспомните все, о чем мы говорили: о характеристике героев, об их отношении на обиду. Постарайтесь передать образ каждого героя. (2 человека оставшихся – жюри, на карточке написать слово молодцы победителям) (выставить оценки – с пояснением) | - Читают басню по ролям. В своей группе распределяют роли. | |
| -Как вы считаете, он положительный или отрицательный герой? Почему?
-Кого мы узнаём в этих животных? - Может ли такое быть в жизни людей? - Какие человеческие пороки высмеивают баснописцы в своих баснях? Выберите на карточках и назовите их. - Кто знает, есть ли произведение, похожее на басню Михалкова «Зеркало»? | - Да, есть. Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | |
| - Что бы вы изменили в себе после этого урока? - Какое задание было интересно выполнять? - Какое задание оказалось сложным? Почему? | - Активно участвуют в беседе с учителем. | |
| - Откройте дневник и запишите домашнее задание: с.119-121 выраз. | - Записывают домашнее задание в дневник. | |
| -На доске выберите и продолжите соответствующую вашей работе фразу На уроке: Я узнал … У меня получилось … Мне было трудно … Я не смог … |
Приложение 1
Биография С.В. Михалкова
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта – 1913 г. в Москве. «Не стану лукавить и скажу прямо: горжусь своими предками», писал Сергей Владимирович . Документы свидетельствуют: Михалковы — древний русский род . Способности к поэзии у Сергея Владимировича обнаружились уже в девять лет.
Его творчество знают и любят многие. Стихи Михалкова читали ещё наши бабушки и дедушки.
Когда Сергей был совсем маленьким мальчиком, его няня случайно выпустила коляску из рук. Коляска катилась с горки, набирая скорость, а бедная няня никак не могла догнать ее. Спас Сергея мужчина, который проходил мимо и сумел поймать мальчика. Тем самым он сохранил ему жизнь, но сильно напугал своей бородой, которая была просто огромной и страшной для малыша. С тех пор Сергей начал заикаться и заикался до самой старости, однако это не стало его бедой, а было словно визитной карточкой великого человека. Сам Сергей Михалков признавался, что не стеснялся своего заикания, а порой в школьные годы им пользовался. Учителя жалели мальчика и ставили ему хорошие оценки.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. Сергей Владимирович автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы.
Именно Сергей Владимирович Михалков является автором эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: “Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен”.К сожалению, Сергея Владимировича нет сегодня с нами. Он ушел из жизни 27 августа 2009 года в возрасте 96лет
Приложение 2
Карточка. Скромность, лень, доброта, трусость, хвастовство, вежливость, ложь, отзывчивость, глупость, жадность, мудрость, сдержанность.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Конспект урока литературного чтения "В. Орлов "Кто первый?", С. Михалков "Бараны"
Конспект занятия в рамках дистанционного обучения...
Интегрированный урок по литературному чтению и математике. Тема: С.В. Михалков «Если». Закрепление, решение задач.
Данный урок позволит учащимся познакомиться с произведением С. В. Михалкова "Если"; развивать речь, мышление; тренировать скорость чтения. Развивать умение решать задачи. Прививать...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....