Конспект урока литературы по теме Б.И.Житков "Про обезьянку"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Анохина Наталья Михайловна

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Б.Житков "Про обезьянку""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anohina_n._zhitkov.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Анохина Наталья Михайловна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «а»                                                

Тема: Б.Житков "Про обезьянку"

Тип урока: изучение нового материала

Цель: ознакомить учащихся с жизнь и творчеством Б. Житкова; Изучить рассказ «Про обезьянку».

Планируемые результаты 

Предметные:

-познакомить с рассказом Б.Житкова;

-учить приёмам, способствующим выразительному чтению;

Знать: -Знать факты о Б.С. Житкове;

-Знать содержание рассказа и хронологию событий в нем;

Уметь: -передавать свое отношение к прочитанному; 

-выделять события, составляющие основу художественного произведения;

Метапредметные:

Регулятивные: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию 

Познавательные:

1) формируем умение извлекать информацию из опорных слов, иллюстраций, текстов.

2) формируем умение выявлять сущность, особенности героев произведения;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

5) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.

Коммуникативные:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные:

-проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса;

-владеть навыками беглого чтения;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Межпредметные связи: русский язык, развитие речи

Основные понятия: штурман, аршин, десятина, пелерина, казенный

Методы, технологии: метод наглядности, работы с книгой, беседа, прослушивание аудиозаписи

Ресурсы урока:

Для учителя: 

учебник "Литературное чтение", авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

Для учащихся:

Письменные принадлежности, учебник по литературному чтению;

Оформление доски:

Презентация, карточки с надписями, иллюстрация.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент

  • -Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Михайловна, сегодня я проведу у вас урок чтения. Проверьте все ли у вас с готово к уроку. На нашем уроке мы будем говорить об авторе, который, наверное, некоторым из вас известен, и прочитаем его рассказ.
  • Приветствуют учителя; проверяют свои рабочие места;

2. Актуализация знаний

Но прежде чем перейти к теме, ответьте мне на вопросы: Давайте откроем учебники на странице 83. Как его зовут писателя, о котором пойдет сегодня речь? Кто знает этого автора, кто читал его книги, какие?

Отвечают на вопросы.

3. Мотивация познавательной деятельности

Итак тема нашего урока Б.С. Житков и его рассказ «Про обезьянку». На нашем уроке мы послушаем данный рассказ, обсудим его и попробуем понять, о чем он.

4. Организация учебной деятельности. 

Подготовительный этап.

Сейчас мы узнаем несколько фактов о жизни Б.С.Житкова  (2 слайд Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде;

 Его отец был преподавателем математики в……);

- Ребята, кто из вас умеет плавать, нырять? А кто из вас умеет завязывать морские узлы?

(3 слайд: Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил….

Сколько профессий у всех людей? Например, у ваших родителей? Одна или две. А как вы думаете, сколько профессий было у Житкова?    

(4 слайд) + Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания (Специалист по вождению судов, летательных аппаратов). Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.

(5,6 слайд – выставка книг)

(7 слайд - Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами

 или сделать своими руками.

 Поэтому так увлекательны его рассказы.

 С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося

 во время шторма парусного судна.

(рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.

Житков скончался от рака лёгких

в Москве 19 октября 1938 г.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.) У Житкова очень много интересных рассказов, которые вы сможете прочитать дома.

Ребята, прежде чем мы прослушаем рассказ, я хочу у вас узнать, знаете ли вы значение слов (карточки на со словами на доску)

аршин? (Русская мера длины, равная 0,71 м) Лучше сделать демонстрационный материал

десятина? (Десятина представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 и 30 метров)

Казенный? (т.е. государственный)

Пелеринка? (накидка на плечи, обычно не доходит до пояса) Может, иллюстрация на слайде? (аудиозапись сопровождается иллюстрациями, я сделаю обычную наглядность на доску)

Первичное чтение.

Сейчас мы с вами будем слушать рассказ, а вы следите по тексту. Слушание рассказа.

Пытаются понять без определения смысл слов. Слушают определение.

Слушают рассказ.

Слушание рассказа.

Первичный синтез.

Понравился ли вам произведение, чем?

Как вы думаете, какой жанр прослушанного нами текста?

Про что этот рассказ? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте еще раз обратимся к тексту и проанализируем его.

6.Физкульминутка

Сразу после прослушивания, т.к. произведение довольно объемное.

Мартышка

Звать мартышку Шалунишкой,

Очень любит пошалить,

Веселится, коротышка,

Хочет всех нас рассмешить.

То присядет, то подпрыгнет,

То закружится юлой,

То начнет ногами дрыгать,

То качает головой.

(Приседают и подпрыгивают.)

(Кружатся на месте.)

(Трясут попеременно ногами.)

(Качают головами.)

Постановка учебной задачи анализа произведения.

Чтобы нам легче было ответить на самый главный вопрос этого рассказа, давайте поделим его на части. Как нам их поделить? По какому принципу? (завязка, основная часть, заключение) Как вы думаете сколько их? У нас большая основная часть. Что, если нам разделить ее да две небольших? Где будет это деление? Как вы думаете? (наводящие вопросы: где происходили действия в основной части? На улице и дома. А можно ли поставить границу части по месту действия: на улице и дома?

Деление текста на части: 1) Знакомство с обезьянкой;

2) Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика;

3) Как Яшка стал царем во дворе;

4) Расставание;

Какой вам представилась обезьянка? Какая она в тексте? Найдите в учебнике.

Помните, как мальчик дал Яшке сахар, ему очень понравилась его ручка. Найдите описание ручки.

Найдите ответ и подтвердите текстом.

К первой части вопросы:

- Как встретили обезьянку в семье мальчика?

Ко второй:

 - Что мальчик сделал, когда пошёл в школу?

- А почему он это сделал, как вы думаете? А как бы вы поступили?

- Что Яшка делал, когда хотел понравиться?

К Третьей:

- Платье какого цвета надели на Яшку для прогулки?

- Как звали собаку, с которой дралась обезьянка?

- За кем гонялся Яшка во дворе?

- Кем стали называть обезьянку после победы во дворе?

К четвертой:

- Остался ли Яшка в семье мальчика?

Поиск эпизода в учебнике.

 

Пересказ текста.

Привязал Яшку к ручке двери, обвязав его веревкой вокруг пояса.

Начинал искать в волосах у людей, заботливо лапками

перебирать, будто там нашел чего, выкусывать с пальчиков что-то.

(зелёного)

(Каштан)

(за котом)

(царём)

(нет, мальчик его подарил другу)

Обобщающая беседа (вторичный синтез)

- В чём основная мысль рассказа?

- Можно ли слова С.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» связать с содержанием рассказа? Почему?

- Актуальна ли основная мысль рассказа в наши дни? Почему?

(Многие люди держат в своих квартирах хищных животных: змей, крокодилов, рысь и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. хищники часто покидают хозяев, проникают к другим людям – пугают их.)

Домашнее задание: Узнать у учителя

  • На этом наша тема не закончена. Спасибо за урок. До свидания. Успехов в учебе.

Дополнительный материал:

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания: Учитель попросила оставить их на второй урок по данному произведению. 

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

 Научилась выбирать материал.

Грамотно составлять вопросы.

 Мне было сложно отобрать материал, чтобы все успеть за один урок.

Боялась, что дети в момент слушания рассказа потеряют интерес из-за его объема. Сложность в правильности постановки вопросов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы на тему С.В. Михалков «Мой щенок».

Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Литературное чтение.Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».Тип урока: комбинированный.Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия с...

Конспект урока литературы по теме "Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»".

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида Конспект урокаАттестуемый педагог (ФИО): Булатова Лидия ПавловнаПредмет: литературное чтение...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...

Конспект урока литературы на тему Рассказ А. Платонов «Ещё мама».

Конспект урока литературного чтения  на тему Рассказ А. Платонов  «Ещё мама»....

Конспект урока литературы по теме "Б.Захадер "Никто"" (2 класс, УМК "Перспектива")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: « Б. Заходер «Никто»»Цели деятельности учителя :   знакомство с автором Б. Заходером, ознакомление с его произведениями «Ник...