Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
методическая разработка по чтению
Предварительный просмотр:
Федор Иванович Тютчев
(1803 – 1873)
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.
Ранние годы
Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.
В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.
Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Начало литературного пути
Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
Возвращение в Россию
А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также был Тургенев , и другие.
Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.
Смерть и наследие
Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».
Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.
«Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Анализ стихотворения
Автор и название произведения.
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится..»
История создания
Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.
- Жанр стихотворения.
Пейзажная лирика.
- Основная тема произведения - приход весны.
Оно написано простым разговорным языком в сказочной форме. Благодаря этому стихотворение приближается к народному фольклору.
На православной Руси устойчиво сохранялись древние языческие представления, обожествлявшие природу. В произведении описано столкновение двух волшебных персонажей - Весны и Зимы. Появление "прекрасного дитя" нагоняет страх на "ведьму злую".
Приход весны сопровождается радостью и пробуждением всей природы. Пение птиц, журчание ручьев, все весенние звуки напоминают смех волшебницы Весны, а утренние заморозки - хлопоты побежденной Зимы. Старая ведьма понимает, что в очередной раз потерпела поражение.
Убегая, она в ярости в последний раз вызывает снегопад. Но это уже не может испугать торжествующую Весну. Быстрое таяние выпавшего снега преображает землю. Добрая волшебница становится "лишь румяней... наперекор врагу".
- Композиция.
Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.
Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.
Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.
- Образ лирического героя.
Мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что Пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы. А Зима ведет себя как ребенок, отсюда и появляется комичность, это отчетливо видно в предпоследней строфе стихотворения.
- Средства выразительности.
Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.
- Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
- Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
- В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
- Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.
- Рифма, размер стихотворения.
Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная.
- Моё восприятие.
Возможно, в стихотворении "Зима недаром злится" выразилась тоска Тютчева по родной природе. Находясь долгие годы вдали от России, поэт с особым умилением вспоминал русские народные сказки, традиционное противостояние Добра и Зла.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фёдор Иванович Тютчев
Презентация о писателе...
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" на тему "Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Урок интерактивный...С презентацией......
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Фёдор Иванович Тютчев
Презентация создана для сопровождения учебного занятия. Разработка призвана познакомить школьников с жизнью и творчеством поэта. Демонстрация слайдов знакомит с семьей поэта, рассказывает о годах обра...
Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...
Фёдор Иванович Тютчев "Чародейкою зимою..."
Методическая разработка для урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России"....
Открытый урок по литературному чтению Федор Иванович «Зима недаром злится»
Тип урока: изучение новогоЦель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»; формировать умение анализировать художественный текст; работа...