Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Сердюк Ольга Викторовна

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе  на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №1

к региональным требованиям к профессиональной

                                                                                                                                                                                             деятельности педагогических работников

                                                                                                                                                                                                          при аттестации на квалификационные категории

                                                                                                                                                                                                   по должности «учитель» (начальные классы)

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя Сердюк О.В.

Класс 3 «з»

      УМК  «Школа России»

Предмет Литературное чтение

Тема «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица

Тип урока  общеметодологической направленности

Место и роль урока в изучаемой теме: продолжение изучения темы (биографии автора, знакомство с баснями)

Цель:  Обобщить знания детей по изученной теме, познакомиться с новой басней, учить самостоятельно делать выводы.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

формировать знания о басне, биографии автора; развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения; воспитывать интерес к предмету; находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности, формировать умение вести диалог с автором, расширить словарный запас; рассказывать об особенностях басни как литературного произведения; определять мораль басни; проводить исследование текста басни  и оформлять результаты в устной форме.

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

- выполнять корректировку учебного задания;

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

- учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

- развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

- формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

- умение выражать свое отношение к героям, умение оценивать действия и поступки .

- интерес к изучению темы;

- желание читать басни;

- осознание успешности при изучении темы.

Ход урока

     **Название  

       этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности

Фронтальная. Словесная.

Слово учителя.

- Дети, у нас сегодня много гостей. Посмотрите на них  поприветствуйте и улыбнитесь как радушные хозяева.

Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

Приветствуют учителя и гостей

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

Наблюдение

2

Актуализация знаний.

формируем знания о басне, биографии автора

Фронтальная,

Практическая.

Начнем урок с поиска слов в предложенной вам карточке.

Самостоятельно находят среди ряда букв спрятанные слова:  Крылов, Иван, Андреевич, басня, ворона, лисица, мораль. Читают,

высказывают свое мнение

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

Расшифровывают слова.

3

Постановка учебной задачи.

формируем знания о басне, биографии автора

Фронтальная. Словесная.

Диалог с учителем

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Опираясь на эти слова подсказки.

Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, покажем понимание басен. Я  каждому из  вас  желаю удачи!

Этот стиль рассказа придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом, и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.
Читая басню, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык. В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.

Высказывают свое мнение.

Определяют тему и цель урока, формулируют учебную задачу урока.

Мы сегодня вспомним великого баснописца И.А.Крылова, поговорим о его творчестве, познакомимся с новой басней «Ворона и лисица», определим мораль.

Определяют особенности басенного жанра. Выясняют, что такое мораль басни.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Наблюдение.

4

Повторение

формируем знания о басне, развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения;

рассказывать об особенностях басни как литературного произведения; определять мораль басни

Словесная.

Диалог с учителем

Работа в парах.

Вспомним, какие произведения называют баснями.

Басня – это короткий иносказательный рассказ, чаще всего в стихотворной форме, содержащий нравоучение – мораль, которая заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

 Да, басня – это насмешливое стихотворение, которое имеет 2 части (сюжет и мораль). 
Кто может быть героем басни – человек или животное? 
А кто помнит, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?  

 - Да, этот прием называется иносказанием (аллегория).

Определяют особенности басенного жанра.

Учащиеся повторяют и проговаривают определение басни друг другу (в парах)

Отвечают на вопросы,

Уч-ся  называют признаки басни.

Персонажами басни могут быть животные, этот прием называется иносказанием.

 

   

 

 

  

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в парах.

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Наблюдение.

Оценочный лист

5

Проверка домашнего задания 

развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения

- отработка выразительного чтения

Диалог с учителем

Самостоятельное выразительное чтение басни.

Взаимооценка.

Прошу вспомнить название басен, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

Назовите главных героев этих басен.

Сейчас мы послушаем как вы приготовили выразительное чтение.

 

Оценить результат.

Отвечают на вопросы:

Мы познакомились с баснями «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Называют главных героев.

Выразительное прочтение басен учениками.

Анализ (оценивание) выразительного чтение своих товарищей.

Коммуникативные:  умение слушать и слышать

партнера, правильно  читать роль.

Регулятивные : способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке. 

Оценочный лист

6

Физминутка

Если вы услышите строчки из басен Крылова, то подпрыгните и  сделайте хлопок над головой, если это отрывки из других произведений и других авторов, то присядьте.

- Что ты тих, как день ненастный, Опечалился чему – говорит она ему. (А.С. Пушкин «Сказка о царе   Салтане»)

- То их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;(«Мартышка и очки»)

- Кривляк пять – шесть, Я даже их могу по пальцам перечесть

(«Зеркало и обезьяна»)

- Под голубыми небесами,Великолепными коврами. (А.С.Пушкин  «Зимнее утро»)

-Вот моя деревня, Вот мой дом родной. (И.З.Суриков «Детство»)

- Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна»)

Оценивают услышанное,

Выполняют движения

Регулятивные : способность к самоконтролю

Личностные: осознание успешности при изучении темы.

7

Работа по теме урока.

Усвоение новых знаний,

-находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения,

 -анализировать средства художественной выразительности, -формировать умение вести диалог с автором, -расширить словарный запас; -рассказывать об особенностях басни как литературного произведения;

-определять мораль басни;

-проводить исследование текста басни  и оформлять результаты в устной форме.

Словесная,
наглядная,
практическая

Беседа по содержанию

Диалог с учителем

Первичное восприятие

Словарная работа

Работа в группе

Работа над басней (анализ)

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Сегодня мы познакомимся еще с одной басней, она называется «Ворона и Лисица».

Слушаем актерское чтение басни.

  – о ком эта басня: о хорошо нам знакомых вороне и лисице или о ком-то другом?

 

- Как вы поняли смысл следующих слов. На экране слова: Лесть, гнусный, не впрок, взгромоздиться, пленить, плутовка, ангельский, царь – птица, вещуньина (голова).

Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.

Раздаются карточки для коллективной работы в  группе.

 -  Как вы поняли смысл следующих фраз?

Глаз не сводит-

На цыпочках подходит -

Вскружилась голова -

Во всё горло -

Была такова -

Дыханье сперло -

Бог послал -

Подставьте в каждой фразе правильное объяснение.

Сейчас вы прочитаете басню самостоятельно, я думаю, что словарная работа вам поможет быстро прочитать и глубже понять смысл басни.

- прочитайте первые три строчки басни

- почему они отделены чертой?

- как вы поняли смысл данной морали?

Дадим характеристику главным героям басни (составим синквейн).

Ответы на вопросы:

- Крылов учил людей узнавать самих себя, помогая обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.

- Он учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Ребята слушают новую басню.

Ответы учащихся:

- Мы слышим рассказ о животных, но представляет на их месте людей.

-Этот прием называется иносказанием (аллегория).

Высказывают свое мнение.

Сравнивают с правильным ответом на экране.

Ребята объединяются в группы, получают задания, читают, обсуждают решение,

выбирают правильный ответ из предложенных карточек. Представитель команды дает правильный ответ, объясняет значение фразы в басне.

Остальные группы оценивают результат.

Прочтение басни учащимися.

Учащиеся перечитывают первые строчки басни, делают выводы:

- басня начинается с морали: плохо льстить, не нужно быть глупой, доверчивой, понимать где, правда, а где - ложь.

Ребята определяют главных героев:

- ворона и лисица.

Самостоятельно (по вариантам) составляют синквейн на «своего» героя.

Читают полученный результат. Слушают оценку одноклассников.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

- учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Наблюдение.

Выполненное задание.

Оценочный лист

8

Рефлексия

Анализ урока

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

 Наш урок подходит к концу, давайте подумаем удалось ли нам все выполнить?

Достигли мы цели урока?

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал о….

Мне показалось интересным…

Меня удивило….

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Оценивают свою работу на уроке (саморегуляция) 

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме.

Наблюдение.

Оценочный лист

9

Контроль  за процессом и результатом учебной деятельности

Подведение  итогов о полученных знаниях.

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

-Творчество, какого писателя мы повторяли?

- Что такое басня?

- Для чего И.А.Крылов писал басни?

- И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Оценочный лист

10

Домашнее задание

Объяснение
учителя

Выразительное чтение басни по ролям.

Спасибо за урок!

Записывают задание

Личностные

-Принимают учебное
задание.

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

Урок: литературное чтение( 3 класс). Тема: И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема:  И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»....

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...