Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»
методическая разработка по чтению (3 класс)
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к региональным требованиям к профессиональной
деятельности педагогических работников
при аттестации на квалификационные категории
по должности «учитель» (начальные классы)
Технологическая карта урока
ФИО учителя Сердюк О.В.
Класс 3 «з»
УМК «Школа России»
Предмет Литературное чтение
Тема «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица
Тип урока общеметодологической направленности
Место и роль урока в изучаемой теме: продолжение изучения темы (биографии автора, знакомство с баснями)
Цель: Обобщить знания детей по изученной теме, познакомиться с новой басней, учить самостоятельно делать выводы.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
формировать знания о басне, биографии автора; развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения; воспитывать интерес к предмету; находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности, формировать умение вести диалог с автором, расширить словарный запас; рассказывать об особенностях басни как литературного произведения; определять мораль басни; проводить исследование текста басни и оформлять результаты в устной форме. | - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; - выполнять корректировку учебного задания; - осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. - учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания. | - развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста. -развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения -развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы. | - формирование умения работать в группах, -умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы. -умение читать выразительно. - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | - формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания. - умение выражать свое отношение к героям, умение оценивать действия и поступки . - интерес к изучению темы; - желание читать басни; - осознание успешности при изучении темы. |
Ход урока
**Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный этап. | Мотивация к учебной деятельности | Фронтальная. Словесная. Слово учителя. | - Дети, у нас сегодня много гостей. Посмотрите на них поприветствуйте и улыбнитесь как радушные хозяева. Прошла перемена. Услышан звонок. Пора поскорее начать нам урок. | Приветствуют учителя и гостей | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность | Наблюдение |
2 | Актуализация знаний. | формируем знания о басне, биографии автора | Фронтальная, Практическая. | Начнем урок с поиска слов в предложенной вам карточке. | Самостоятельно находят среди ряда букв спрятанные слова: Крылов, Иван, Андреевич, басня, ворона, лисица, мораль. Читают, высказывают свое мнение | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; -ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; | Расшифровывают слова. |
3 | Постановка учебной задачи. | формируем знания о басне, биографии автора | Фронтальная. Словесная. Диалог с учителем | Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Опираясь на эти слова подсказки. Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, покажем понимание басен. Я каждому из вас желаю удачи! Этот стиль рассказа придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом, и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. | Высказывают свое мнение. Определяют тему и цель урока, формулируют учебную задачу урока. Мы сегодня вспомним великого баснописца И.А.Крылова, поговорим о его творчестве, познакомимся с новой басней «Ворона и лисица», определим мораль. Определяют особенности басенного жанра. Выясняют, что такое мораль басни. | Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. | Наблюдение. |
4 | Повторение | формируем знания о басне, развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения; рассказывать об особенностях басни как литературного произведения; определять мораль басни | Словесная. Диалог с учителем Работа в парах. | Вспомним, какие произведения называют баснями. Басня – это короткий иносказательный рассказ, чаще всего в стихотворной форме, содержащий нравоучение – мораль, которая заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений. Да, басня – это насмешливое стихотворение, которое имеет 2 части (сюжет и мораль). - Да, этот прием называется иносказанием (аллегория). | Определяют особенности басенного жанра. Учащиеся повторяют и проговаривают определение басни друг другу (в парах) Отвечают на вопросы, Уч-ся называют признаки басни. Персонажами басни могут быть животные, этот прием называется иносказанием.
| Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Развитие умений работать в парах. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. | Наблюдение. Оценочный лист |
5 | Проверка домашнего задания | развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения - отработка выразительного чтения | Диалог с учителем Самостоятельное выразительное чтение басни. Взаимооценка. | Прошу вспомнить название басен, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Назовите главных героев этих басен. Сейчас мы послушаем как вы приготовили выразительное чтение.
Оценить результат. | Отвечают на вопросы: Мы познакомились с баснями «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна». Называют главных героев. Выразительное прочтение басен учениками. Анализ (оценивание) выразительного чтение своих товарищей. | Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, правильно читать роль. Регулятивные : способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке. | Оценочный лист |
6 | Физминутка | Если вы услышите строчки из басен Крылова, то подпрыгните и сделайте хлопок над головой, если это отрывки из других произведений и других авторов, то присядьте. - Что ты тих, как день ненастный, Опечалился чему – говорит она ему. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») - То их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет;(«Мартышка и очки») - Кривляк пять – шесть, Я даже их могу по пальцам перечесть («Зеркало и обезьяна») - Под голубыми небесами,Великолепными коврами. (А.С.Пушкин «Зимнее утро») -Вот моя деревня, Вот мой дом родной. (И.З.Суриков «Детство») - Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна») | Оценивают услышанное, Выполняют движения | Регулятивные : способность к самоконтролю Личностные: осознание успешности при изучении темы. | |||
7 | Работа по теме урока. | Усвоение новых знаний, -находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, -анализировать средства художественной выразительности, -формировать умение вести диалог с автором, -расширить словарный запас; -рассказывать об особенностях басни как литературного произведения; -определять мораль басни; -проводить исследование текста басни и оформлять результаты в устной форме. | Словесная, Беседа по содержанию Диалог с учителем Первичное восприятие Словарная работа Работа в группе Работа над басней (анализ) | Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней, она называется «Ворона и Лисица». Слушаем актерское чтение басни. – о ком эта басня: о хорошо нам знакомых вороне и лисице или о ком-то другом?
- Как вы поняли смысл следующих слов. На экране слова: Лесть, гнусный, не впрок, взгромоздиться, пленить, плутовка, ангельский, царь – птица, вещуньина (голова). Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Раздаются карточки для коллективной работы в группе. - Как вы поняли смысл следующих фраз? Глаз не сводит- На цыпочках подходит - Вскружилась голова - Во всё горло - Была такова - Дыханье сперло - Бог послал - Подставьте в каждой фразе правильное объяснение. Сейчас вы прочитаете басню самостоятельно, я думаю, что словарная работа вам поможет быстро прочитать и глубже понять смысл басни. - прочитайте первые три строчки басни - почему они отделены чертой? - как вы поняли смысл данной морали? Дадим характеристику главным героям басни (составим синквейн). | Ответы на вопросы: - Крылов учил людей узнавать самих себя, помогая обнаружить недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. - Он учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Ребята слушают новую басню. Ответы учащихся: - Мы слышим рассказ о животных, но представляет на их месте людей. -Этот прием называется иносказанием (аллегория). Высказывают свое мнение. Сравнивают с правильным ответом на экране. Ребята объединяются в группы, получают задания, читают, обсуждают решение, выбирают правильный ответ из предложенных карточек. Представитель команды дает правильный ответ, объясняет значение фразы в басне. Остальные группы оценивают результат. Прочтение басни учащимися. Учащиеся перечитывают первые строчки басни, делают выводы: - басня начинается с морали: плохо льстить, не нужно быть глупой, доверчивой, понимать где, правда, а где - ложь. Ребята определяют главных героев: - ворона и лисица. Самостоятельно (по вариантам) составляют синквейн на «своего» героя. Читают полученный результат. Слушают оценку одноклассников. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. - осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. - учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания. Познавательные: Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии | Наблюдение. Выполненное задание. Оценочный лист |
8 | Рефлексия | Анализ урока | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Наш урок подходит к концу, давайте подумаем удалось ли нам все выполнить? Достигли мы цели урока? Закончите предложения. Сегодня на уроке я узнал о…. Мне показалось интересным… Меня удивило…. | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Оценивают свою работу на уроке (саморегуляция) | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме. | Наблюдение. Оценочный лист |
9 | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | Подведение итогов о полученных знаниях. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | -Творчество, какого писателя мы повторяли? - Что такое басня? - Для чего И.А.Крылов писал басни? | - И.А.Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. | Оценочный лист |
10 | Домашнее задание | Объяснение | Выразительное чтение басни по ролям. Спасибо за урок! | Записывают задание | Личностные -Принимают учебное |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"
Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....
Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Урок: литературное чтение( 3 класс). Тема: И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема: И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»....
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...