Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» М. М. Пришвин «Ребята и утята»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
На уроке литературного чтения дети знакомятся с творчеством М.М.Пришвина и ег рассказом "Ребята и утята". Продолжают работу над развитием навыков выразительного чтения. Учатся выделять смысловые части и составлять план рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyata_i_utyata.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс УМК «Школа России»
М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Задачи:
- Образовательные:
познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина.
- Развивающие:
развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа.
- Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, к животным;способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
Планируемые результаты обучения:
П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,
составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует
автор для описания и характеристики героя.
Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание
и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
М е т а п р е д м е т н ы е :
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за
помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок - ромашка
с заданиями.
Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.
Планируемые результаты обучения:
П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,
составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует
автор для описания и характеристики героя.
Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание
и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
М е т а п р е д м е т н ы е :
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за
помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок - ромашка
с заданиями.
Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Прекрасно всё на небе!
Прекрасно на Земле!
Прекрасно всё вокруг!
Прекрасно всё во мне!
II.Актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением автор которого нам уже известен. По опорным словам догадайтесь, кто автор этого произведения.
Писал о природе
Работал агрономом
Его произведения «Этажи леса», «Золотой луг», « Лисичкин хлеб»
-Кто это? (М.М.Пришвин)
III.Определение темы, постановка задач урока:
Разгадайте анаграмму и вы узнаете, как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся.
БЯРЕТА И ТЯУТА.
-Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О детях и утятах)
-Назовите тему урока.
- Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята»
-Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением)
IV.Изучение нового материала.
Чтобы узнать больше об этом авторе вы поработаете в паре.
Вам будет дан текст, прочитав его, вы должны будете ответить на вопросы.
-Кем по образованию был Пришвин?
-Почему он выбрал именно эту профессию?
-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?
-Какой цели мы достигли, выполняя задание? (познакомились с жизнью писателя)
-Что нам предстоит еще выполнить? (познакомиться с произведением)
-Что мы должны сделать, чтобы реализовать эту цель? (прочитать произведение)
Словарная работа
-В тексте вам встретятся незнакомые слова такие как - уточка чирок –свистунок.
Мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка)
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.
Первичное восприятие текста
А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).
- О ком этот рассказ?
Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
Физкультминутка
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
V.Первичное закрепление изученного материала
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
«Прием паспорт литературного героя»
Составим паспорт уточки.
Имя- уточка
Создатель-М.М. Пришвин
Прописка- рассказ «Ребята и утята»
Внешний вид-маленькая, дикая, чирок-свистунок
Где встречается-в лесу около озера
Личные качества-заботливая
Анализ и выборочное чтение произведения
Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
Прием «Хорошо плохо»
Давайте порассуждаем о том, какие ребята.
-Что плохого они сделали?
-Что хорошего в их поступке?
-Скажите предложение о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»
Прием «Эмпатия»
-Представьте себе, что вы уточка. Попытайтесь рассказать эту историю от ее имени.
Приём « Раскадровка»
- Перед вами кадры мультфильма « Ребята и утята». Какой эпизод пропустил художник? Расскажите о нём. Что бы вы нарисовали в недостающем кадре.
Составление плана
-Как можно озаглавить первый кадр (путь к озеру)
-второй (ребята и утята)
-третий( до свидания, утята!)
VI.Обобщающая беседа.
-Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу? Поработайте в группах.
1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)
2) Кто скоро помог - тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)
3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)
4) Любить природу- это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)
VII. Итог урока
-С творчеством, какого писателя мы познакомились?
-Как называется произведение?
-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?
- К чему нас призывает?
-С какой целью написан этот рассказ?
- Какие задачи были поставлены? ( Познакомиться с жизнью М. М. Пришвина, с его рассказом « Ребята и утята»)
-Достигли мы задач? (да)
VIII.Рефлексия.
-Что понравилось на уроке?
-Что запомнилось?
-Что было трудно?
Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе,
Но со знанием и умом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.М.Пришвин "Ребята и утята" 2 класс Школа России
Школа России. М.М.Пришвин "Ребята и утята" по ФГОС...
Урок литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" М. Пришвин "Ребята и утята"
Конспект урока по теме М. Пришвин "Ребята и утята"....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "М.Пришвин "Ребята и утята", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...
Ссылка на открытый урок в 3 классе УМК "Школа России" М.М. Пришвин Моя Родина
Ссылка на открытый урок в 3 классе УМК "Школа России" М.М. Пришвин Моя Родина https://youtu.be/8tuFiAItWfY...
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения по теме «М.М. Пришвин. «Ребята и утята" (презентация)...
Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"
Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...
Урок литературного чтения 2 класс УМК"Школа России" М.М.Пришвин "Ребята и утята"
Урок литературного чтения 2 класс УМК"Школа России" М.М.Пришвин "Ребята и утята"...